А. ЕГОРШИН, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ректор Нижегородского института менеджмента и бизнеса
В качестве одного из важнейших институтов социальной сферы государства образование обеспечивает получение человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. В этой своей ипостаси его можно рассматривать как сложнейший социально-экономический и научно-технический комплекс народного хозяйства России.
К характерным признакам высшего профессионального образования в XXI веке обычно относят:
• демократизацию, т.е. общедоступность высшего образования; его непрерывность в звеньях «школа - техникум - вуз -организация»; соучастие педагога и учащегося в образовательном процессе;
• диверсификацию, под которой имеется в виду многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям личностно-ориентированная система разноуровневых учебных заведений;
• интернационализацию, подразумевающую академическую мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;
• прогрессивность, т.е. превращение образования в ключевой компонент всей деятельности по развитию научно-технического прогресса, экономическому росту и обеспечению занятости населения.
Наконец, важнейшим признаком развития образования во всех звеньях является информатизация, знаменующая собой отход от традиционной школы, трансформацию содержания и методов на основе широкого внедрения новых образовательных и информационных технологий.
Изменение социально-политического устройства страны в конце прошлого века
Возможные сценарии (О развитии высшего образования в России)
стимулировало поиск современных подходов к развитию системы образования. Одним из положительных итогов в этом контексте явился устойчивый рост поступающих в учреждения профессионального образования: по относительной численности студентов (в перерасчете на 10 000 жителей) Россия вернула передовые позиции в мире.
Поскольку статистика количественного роста системы образования хорошо известна, остановлюсь на некоторых тенденциях происходящих изменений.
Относительно количества учебных заведений отмечено уменьшение числа общеобразовательных - прежде всего школ и начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ). В то же время наблюдается значительный рост числа высших учебных заведений, что можно объяснить расширением сети негосударственных вузов. Средние профессиональные учреждения практически не развивались, и это обстоятельство явно не на пользу всей образовательной системе.
Что касается общей численности учащихся, то здесь можно отметить позитивную тенденцию роста числа студентов высших учебных заведений: 6884 тыс. чел. в 2004 г. по сравнению с 2825 тыс. чел. в 1990 г., т.е. число студентов увеличилось в 2,4 раза.
Следует подчеркнуть, что в количественном отношении система платного высшего образования погоды не сделала. А вот относительно качества подготовки специалистов в ней - вопрос особый.
Еще одна знаменательная тенденция связана с увеличением общей численности преподавательского состава на 331 тыс. чел. по отношению к 1990 г. В общеобразовательных школах к 2004 г. отмечен рост
числа учителей на 173 тыс. чел.; численность преподавателей в ссузах также увеличилась на 13 тыс. чел. В связи с появлением негосударственного сектора высшего образования рост профессорско-преподавательского состава в вузах в 2004 г. соста-вил145 тыс. чел. по отношению к 1990 г., хотя к этой цифре надо отнестись с осторожностью. Увеличение часто происходит за счет совместительства, а не молодого кадрового пополнения.
К сожалению, сокращение в 90-х гг. объемов бюджетного финансирования в три раза превратило систему российского образования в зону социального неблагополучия, что до сих пор отрицательно сказывается на качестве учебного процесса:
• выпускники общеобразовательных учреждений России в начале XXI в. во многом уступают по своим знаниям выпускникам 1970-1980 гг., особенно по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам;
• можно также констатировать отставание в развитии учебно-лабораторной базы вузов по сравнению с зарубежными университетами, особенно по естественнонаучным специальностям;
• никогда прежде оплата труда профессорско-преподавательского состава по сравнению с работниками материального производства не опускалась до такого низкого уровня: в 2004 г. средняя оплата труда в образовании составила 4254 руб. по сравнению с 8061 руб. в промышленности (53%), в то время как в 1990 г. это соотношение было 203 руб. и 311 руб. соответственно (65%);
• разумеется, в кризисной ситуации растет «утечка умов» - миграция преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности в России и выезд в развитые зарубежные страны.
Ситуация более чем тревожная: накопившиеся проблемы могут привести к утрате завоеванных позиций в сфере образования, к отставанию от ведущих стран мира.
В этих условиях должна быть выработана четкая, научно обоснованная стратегия
образовательной деятельности, т.е. обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегическое управление предполагает как минимум пять шагов:1) необходимо смоделировать ситуацию (выявить проблемы), 2) обозначить необходимые изменения (идеи развития), 3) разработать стратегию изменений (базовые стратегии), 4) использовать различные способы воздействия (методы управления), 5) воплощать стратегию в жизнь (управление изменениями).
Альтернативы будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды ^ТБР-анализ) и внутренней среды (SWOT-анализ). В стратегическом менеджменте предпочтительно рассматривать три главных сценария (альтернативы) развития: пессимистичный, реалистичный, оптимистичный.
В результате выполненного нами системного исследования рассмотрены три сценария развития системы образования в России с 2005 по 2025 гг. и даны рекомендации по выбору стратегии развития. Сценарии развития связаны с состоянием внешней среды России (экономическая и политическая ситуация), развитием рынка труда, состоянием системы образования в России.
Пессимистичный сценарий развития системы образования России на период до 2025 года
Социально-экономическая ситуация
Экономическая депрессия в основных отраслях экономики (снижение объемов, нулевые темпы роста, низкая производительность труда).
Нестабильность политической системы общества (колебания от правого режима «олигархов» к левой диктатуре «нищих»).
Значительная дифференциация регионов России по уровню развития (Центр, Север, Запад, Кавказ, Дальний Восток, Сибирь).
Абсолютное снижение качества жизни населения России к уровню 1990 г.
Нарастание количества техногенных аварий и катастроф.
Увеличение разрыва в научно-технических достижениях по сравнению с развитыми странами, снижение конкурентоспособности, гипертрофированное развитие сырьевых отраслей в ущерб инновационным.
Рынок труда
Рост напряженности на рынке труда (рост безработицы, снижение реальной оплаты труда, сокращение потребительского спроса).
Высокий уровень социальной напряженности в обществе (безработица, преступность, забастовки).
Сокращение населения России до 120125 млн. чел.
Сокращение экономически активного населения до 55-60 млн. чел.
Нарастание дефицита квалифицированных рабочих кадров и мастеров.
Значительная стратификация российского общества: рост числа бедных и богатых в ущерб среднему классу.
Замещение малоквалифицированных рабочих и специалистов мигрантами из стран СНГ и Китая.
Нарастающее отставание в оплате труда работников, занятых в экономике, от высокоразвитых стран.
Система образования
Затяжной кризис системы образования России с постепенной утратой достигнутых позиций в мировом сообществе.
Реализация стратегической цели «выживания» на основе сокращения государственной программы образования и развития негосударственного сектора обучения.
Утрата российских традиций образования (духовность, качество, универсальность).
Сокращение расходов на образование до 2-3% от бюджета и рост платного обучения.
Крах национального проекта «Образование в России».
Бюрократизация и коррумпированность системы лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений.
Значительная дифференциация качества обучения, материальной базы и уровня подготовки специалистов в гг. Москве, Санкт-Петербурге и регионах.
Изменение отраслевой профессиональной специализации под влиянием рыночных факторов «спроса и предложения» в пользу технических специальностей.
Создание «карманных» вузов и колледжей, снижение качества образования в регионах.
Снижение престижа, оплаты труда и социальных гарантий, рост напряженности среди преподавателей и сотрудников образовательных учреждений.
Рекомендуемые стратегии
«Ликвидация» бесперспективных учебных заведений в сельской местности, в малых городах и деревнях.
«Отступление» - сокращение объемов расходов на образование, численности преподавателей до минимальных величин.
«Тушение пожара» - направление бюджетных ресурсов на ликвидацию негативных последствий в депрессивные регионы.
«Партизанская война» - борьба за сохранение позиций в сфере образования между частными и государственными образовательными учреждениями.
«Свертывание» - постепенное свертывание негосударственного образования, рост его убыточности, перевод инвестиций в рентабельные отрасли экономики.
«Приватизация» - преобразование государственных образовательных учреждений (вузов, техникумов, ПТУ) в автономные некоммерческие организации.
«Укрупнение» - объединение государственных вузов и техникумов в крупные региональные университеты численностью более 50 тыс. студентов.
Мы понимаем, что данный сценарий не вызовет «священного трепета» у оптимистов. Слишком заострены проблемы, и не нами, а самой образовательной реальностью. Да и не все стратегические ходы содержат поправки на социальные последствия.
Реалистичный сценарий развития системы образования России на период до 2025 года
Социально-экономическая ситуация
Выход из экономического кризиса основных отраслей экономики и восстановление объемов производства до уровня СССР 1990 г. к 2015 г.
Стабилизация политической системы общества на основе центристского режима и возврат к унитарному государству.
Переход к государственному регулированию экономики и стимулированию экономического роста.
Проведение социальной реформы поддержки наименее оплачиваемых слоев населения, обеспечение им равных прав на образование, здравоохранение и др.
Восстановление качества жизни населения до уровня 1990 г. и показателей развивающихся стран (40-50-е место в мире).
Снижение уровня социальной напряженности в обществе.
Подъем научно-технического уровня и инновационных отраслей экономики (ВПК, космос) за счет стабилизационного фонда России.
Переход России в «десятку» передовых развивающихся стран мира и сокращение отставания от высокоразвитых стран «золотого миллиарда».
Рынок труда
Прекращение естественной убыли населения и стабилизация численности населения России в размере 130-135 млн. чел.
Сокращение экономически активного населения до 60-65 млн. чел. и изменение его структуры.
Стабилизация рынка трудовых ресур-
сов за счет новых рабочих мест в сфере материального производства, рост реальной оплаты труда и пособий по безработице.
Сокращение численности безработных до экономически обоснованного уровня (3-5 млн. чел.).
Рост среднего класса за счет малого предпринимательства и высококвалифицированных специалистов.
Переход к рациональной структуре занятых в экономике по категориям работников.
Перераспределение занятых в сферу услуг.
Рост доли оплаты труда в объеме ВВП с 40% в 2000 г. до 50-55% к 2025 г.
Система образования
Вывод системы образования из кризиса к 2010 г. и подъем до уровня развивающихся стран к 2025 г.
Рациональное сочетание государственного и негосударственного образования на основе национального проекта «Образование в России».
Проведение реформы системы государственного образования с переходом к горизонтальным структурам управления на базе крупных региональных университетов.
Рост качества обучения и уровня подготовки специалистов на основе дистанционных и мультимедийных технологий.
Обеспечение бесплатного 12-летнего среднего (полного)образования и начального профессионального образования.
Рост расходов на образование до 7% от федерального бюджета при увеличении абсолютных доходов с учетом инфляции.
Завершение поэтапной реформы системы образования на федеральном и региональном уровнях с целью сокращения затрат на управление.
Государственная поддержка учебных заведений (государственных и частных), обеспечивающих высокое качество обуче-
ния, развитие материальной базы и высокий уровень подготовки специалистов.
Развитие крупных региональных университетов с включением в их состав всех ступеней обучения (школ, техникумов, колледжей, отраслевых институтов, НИИ, ИПК).
Восстановление престижа, достойной оплаты труда и социальных гарантий преподавателей и работников образовательных учреждений.
Рекомендуемые стратегии
«Фокусирование» - концентрация усилий на передовых уровнях и видах образования, отвечающих народнохозяйственным интересам (школа и вуз).
«Дифференциация» - специализация на определенных уровнях образования и целевых сегментах (возврат к отраслевой специализации учебных заведений профессионального образования).
«Сбор урожая» - максимизация доходов от платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям с последующим сокращением приема с 2015 г.
«Оборона и укрепление» - удержание рыночных позиций региональными лидерами образования в конкурентной борьбе с филиалами столичных высших учебных заведений.
«Ответный удар» - контрмеры по защите отдельных сегментов рынка образования от конкурентов путем снижения цены за счет маркетинга и альянсов между учебными заведениями.
«Приватизация» - преобразование небольших государственных вузов и техникумов в автономные некоммерческие организации.
Разумеется, реалистический сценарий кажется нам наиболее предпочтительным. Тем более что в нем содержатся предпосылки для оптимистичного сценария, который мы предлагаем. В надежде, что «модель третьего пути» найдет себе если не сторонников, то умных, мыслящих оппонентов.
Оптимистичный сценарий развития системы образования России на период до 2025 года
Социально-экономическая ситуация
Новая концепция развития общества на основе институтов плановой экономики и социальных гарантий членам общества («модель третьего пути»).
Высокие темпы экономического роста после 2010 г. (10-12% в год), комплексное развитие отраслей народного хозяйства и регионов России.
Государственное «индикативное» планирование: частичная национализация отраслей экономики.
Достижение консенсуса между государством, частным бизнесом и профсоюзами, формирование среднего класса.
Становление гражданского общества, соблюдение прав человека и обеспечение социальными гарантиями всех граждан.
Рост качества жизни населения России до минимальных показателей высокоразвитых стран.
Минимизация уровня социальной напряженности в обществе и достижение уверенности в будущем.
Подъем научно-технического уровня и инновационныхотраслей экономики за счет экспорта природных ресурсов и стабилизационного фонда.
Рынок труда
Рост рождаемости населения с 2015 г. и увеличение общей численности населения до 145-150 млн. чел.
Увеличение численности экономически активного населения до 70-75 млн. чел. и рационализация рыночной структуры.
Развитие рынка трудовых ресурсов в сфере услуг и материального производства, создание новых рабочих мест в инновационных отраслях экономики.
Рост среднего класса за счет малого предпринимательства и высококвалифицированных специалистов до 40-45% от общей численности населения.
Сокращение дифференциации доходов богатых и бедных. Децильный коэффициент дифференциации - не более 8-10 раз.
Рост доли оплаты труда в объеме ВВП с 40% в 2000 г. до 55-60% к 2025 г.
Система образования
Бурное развитие системы образования в соответствии с высокими темпами экономического роста и новой концепцией развития общества.
Полное обновление материально-технической базы учебных заведений за счет государственных и частных инвестиций.
Сокращение отставания в научной, технической и образовательной областях по сравнению с высокоразвитыми странами.
Обеспечение всех граждан бесплатным 12-летним обязательным и начальным профессиональным образованием.
Реализация программы развития человеческих (интеллектуальных) ресурсов, потенциальной глобализации и информатизации общественной жизни.
Рост расходов на образование до 10% от федерального бюджета и полное финансирование государственных аккредитованных образовательных учреждений.
Рост численности учащихся и студентов в расчете на 10 000 жителей до минимального уровня высокоразвитых стран.
Завершение реформы системы образования на федеральноми региональном уровнях: укрупнение муниципальных органов образования; слияние отраслевых техникумов и вузов в крупные региональные университеты; реформа общего среднего образования (школа, лицей).
Развитие частного образования на основе «образовательного накопительного кредита» и государственных грантов для одаренных людей.
Обеспечение социальных благ и гарантий, оплата труда преподавателей на уровне высококвалифицированных специалистов, государственных служащих и работников промышленности и финансовой сферы.
Рекомендуемые стратегии
«Постоянное наступление» - маркетинговая стратегия распределения рыночной доли образования на региональном и национальном уровнях среди региональных государственных университетов.
«Лидерство по качеству» - достижение лучших результатов в регионе по качеству образования среди образовательных учреждений.
«Захват незанятых пространств» - освоение новых видов образовательных услуг, технологий обучения и территорий с получением преимуществ «первопроходца».
«Опережающий удар» - сохранение лидирующего положения на региональных рынках образования и блокирование иностранных учебных заведений-конкурентов.
«Лидерство по издержкам» - производство образовательных услуг в большом количестве с минимальной стоимостью и удовлетворение потребностей большинства учащихся.
«Переворот» - изменение структуры численности студентов вузов и техникумов в сторону технических, инновационных и естественно-научных специальностей (около 60%).
Таковы предлагаемые сценарии развития системы образования России на период до 2025 года. Хочется верить, что они могут быть использованы при разработке стратегических программразвития образования.
Литература
• Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н. Новгород, 2004.
• Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. - М., 2003.
• Стратегия управления: регион, город, пред-
приятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гран-берга, А.П. Егоршина. - М., 2005.