Научная статья на тему 'Возможные направления совершенствования защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного характера'

Возможные направления совершенствования защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного характера Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1422
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация / природные условия / защита населения / опасные явления / метеорологические / ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ / геофизические / гидрологические / гидротехнические опасности / ущерб / НАВОДНЕНИЕ / землетрясение / снежные лавины / селевые потоки / цунами / ледовые заторы / прогнозирование / мониторинг / сеть наблюдений / СТРАХОВАНИЕ / emergency situation / Environment / protection / the population / the dangerous phenomena / meteorological / geological / Geophysical / Hydrological / hydraulic engineering dangers / damage / Flooding / Earthquake / Avalanches / earth flows / Tsunami / Ice jams / Forecasting / monitoring / observation network / Insurance

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пчелкин Валентин Иванович, Филатов Юрий Александрович, Ефимова Анастасия Андреевна

В статье проводится анализ наиболее опасных природных явлений, чаще других повторяющихся на территории Российской Федерации. Вскрывается степень организации защиты населения и территории страны от этих явлений, ее недостатки. Даются предложения по совершенствованию направлений и путей, методов и способов защиты от возрастающего числа и размаха чрезвычайных ситуаций природного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пчелкин Валентин Иванович, Филатов Юрий Александрович, Ефимова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article gives analyses of the dangerous acts of nature, most frequent on the territory of the Russian Federation. It shows the rate of people and territory protection management, its drawbacks. There are given proposals on improving directions, ways and methods of protection in conditions of increasing danger of natural hazards.

Текст научной работы на тему «Возможные направления совершенствования защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного характера»

/56 Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)

УДК: 614.8

Возможные направления совершенствования защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного характера

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

В.И. Пчелкин, Ю.А. Филатов , А.А. Ефимова

Аннотация

В статье проводится анализ наиболее опасных природных явлений, чаще других повторяющихся на территории Российской Федерации. Вскрывается степень организации защиты населения и территории страны от этих явлений, ее недостатки. Даются предложения по совершенствованию направлений и путей, методов и способов защиты от возрастающего числа и размаха чрезвычайных ситуаций природного характера.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; природные условия, защита населения; опасные явления; метеорологические, геологические, геофизические, гидрологические, гидротехнические опасности; ущерб; наводнение; землетрясение; снежные лавины; селевые потоки; цунами; ледовые заторы; прогнозирование; мониторинг; сеть наблюдений; страхование.

Possible Directions of Improvement of People and Territorey Protection Against Emergency Situation of Natural Character

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

V. Pchelkin, Y. Filatov, A. Efimova

Abstract

Article gives analyses of the dangerous acts of nature, most frequent on the territory of the Russian Federation. It shows the rate of people and territory protection management, its drawbacks. There are given proposals on improving directions, ways and methods of protection in conditions of increasing danger of natural hazards.

Key words: emergency situation; environment; protection; the population; the dangerous phenomena; meteorological, geological, geophysical, hydrological, hydraulic engineering dangers; damage; flooding; earthquake; avalanches; earth flows; tsunami; ice jams; forecasting; monitoring; observation network; insurance.

Согласно классификации чрезвычайных ситуаций [1] ее раздел «Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера» насчитывает 6 видов и свыше 50 типов таких ЧС. Рассмотрим лишь наиболее опасные или чаще других происходящие опасные явления на территории нашей страны — геофизические (землетрясения, цунами), геологические (селевые потоки), метеорологические (снежные лавины), гидрологические (наводнения, ветровые нагоны, ледовые заторы) и гидротехнические.

Необходимо установить: в чем состоит особая опасность каждого из указанных явлений; их динамика в различных условиях; уровень организованности защиты населения и территории страны от указанных опасностей; какова степень этой защиты; какие недостатки просматриваются в технологии организации этой защиты и что предлагается авторами сделать по совершенствованию защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Все виды и типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера проявляются в виде неопасных, мало опасных и опасных явлений (ОЯ). По данным различных исследований, 90% стихийных бедствий связаны с опасными стихийными процессами [3]. Влияние ОЯ на состояние экономики страны со временем становится все заметнее. Явственнее проявляется неустойчивость в функционировании ее отдельных региональных и хозяйственных звеньев, все чаще нарушается нормальное, динамичное развитие человеческого общества. Например, в начале XXI века Республика Саха (Якутия), субъекты РФ на Северном Кавказе и некоторые другие районы страны из-за воздействия опасных гидрометеорологических факторов оказывались на грани социально-экономических катастроф (катастрофические затопления на реках Лена и Кубань в 2001-2002 гг.).

Распространенность всех видов и типов опасностей природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, их местоположение, критерии, количественные и качественные показатели хорошо отражены на географических картах атласов опасностей, разработанных и изданных МЧС России в 2005-2010 гг. [2].

В ряду многочисленных ОЯ природного характера на территории и в акваториях России наиболее часто повторяются наводнения и затопления, ураганы (тайфуны) и штормы, ливни, селевые потоки, снежные лавины, ледовые заторы. Следовательно, от этих опасных явлений в первую очередь требуется защитить население и экономику страны. И здесь первую защитную функцию выполняет высококачественная гидрометеорологическая информация, позволяющая в какой-то степени снижать экономический ущерб от ОЯ. Но этого недостаточно. Нужны и другие более существенные меры защиты.

По данным различных источников информации [3, 7, 8], во всем мире наблюдается тревожная тенденция в научном и деловом сообществах, связанная с предполагаемыми изменениями климата, сменой направлений океанских течений, глобальным потеплением и т. п. Подсчитано, что за десятилетний период (1994-2004 гг.) стихийные бедствия нанесли ущерб мировой экономике более чем на 730 млрд долларов и свыше 1,4 млрд человек оказались пострадавшими.

Мировой опыт также показывает, что в настоящее время ни одна страна не обладает системой прогнозирования и заблаговременной подготовки к мощным природным воздействиям, которая бы обеспечивала предельно допустимый уровень безопасности людей, территорий и объектов экономики [10]. Поэтому все цивилизованные страны вынуждены развивать и совершенствовать методы и средства борьбы с последствиями природных катастроф, создавая разветвленную государственную структуру в виде министерств или специальных агентств. В нашей стране эти функции выполняет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) [10].

На территории Российской Федерации также наблюдается устойчивый рост числа случаев опасных явлений и неблагоприятных условий погоды, нанесших значительный экономический ущерб, о чем свидетельствует график (рис. 1) [4, 6].

По экспертным оценкам, среднегодовые экономические потери в России, обусловленные только гидрометеорологическими причинами, в последнее десятилетие превышают 60 млрд рублей [3]. Особенно страдают от этого транспорт и сельское хозяйство. Наибольшие потери несут Северный Кавказ, Алтайский край, Кемеровская область, Забайкалье и Дальний Восток.

Известно, что в системе Росгидромета, несмотря на резкое сокращение подразделений в конце XX века, сбор необходимой информации все еще осуществляется с оставшихся 1600 метеорологических, 120 аэрологических станций и 4500 постов. Вся система Росгидромета и ее основные наблюдательные сети, а также главные принципы функционирования, были разработаны еще в середине 1970-х годов и с тех пор не менялись. Практически почти все наблюдения ведутся вручную сотрудниками подразделений Росгидромета, живущими и работающими на местах. Автоматические и полуавтоматические приборы и инструменты встречаются крайне редко. Средства связи и применяемые технологии прогнозирования для многих станций гидрометслужбы морально устарели и малонадежны.

С 2005 года реализуется программа «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета». В ней планируется переоснащение и модернизация некоторых систем

О 450

о ■

| 400

350 300

250

200 150

100

• » 436

4 < > 351 » зе?

310

4 4 . 285 4 ► 253

206 < У 220

► 15ч 112 * 4 ^ 163 у ■ i ► 175 4 < ► 150

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Годы

Рис. 1. Распределение суммарного числа случаев опасных явлений в России за 1991-2007 гг.

и средств. Например, на всю обширную территорию России в 18 млн кв. км работает только 40 метеорологических радиолокаторов и один космический спутник, способные немного ускорять прогнозирование опасных явлений. И только к 2013 году. планируется иметь российскую группировку из 5 метеоспутников [3].

Организация защиты населения и территорий от опасных, гидрометеорологических явлений считается одной из главных задач Росгидромета и МЧС России [5]. В целях координации своей деятельности ими заключено соглашение «О взаимодействии при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [6]. Это соглашение устанавливает единый порядок предоставления МЧС России на безвозмездной основе гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды на территории Российской Федерации, а также предоставления органам Росгидромета информации о чрезвычайных ситуациях (ЧС), техногенных авариях и катастрофах и нанесенном ими ущербе (в рамках РСЧС).

В этом соглашении предусмотрены:

разработка научных программ и проектов по проблемам совершенствования системы предупреждения ЧС природного характера, техногенных аварий и катастроф;

осуществление предупреждений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ об ожидаемых опасных явлениях (органы Росгидромета) и оповещение населения о ЧС, связанных с опасными явлениями (органы МЧС России).

Порядок действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и самом возникновении

опасных природных явлений отражен в соответствующем положении (приложение к приказу Росгидромета от 16.10.2008 № 387. РД 52.88.6992008).

Сведения об ущербе должны направляться в региональные органы Росгидромета и в другие адреса не позже 3-дневного срока после окончания опасного явления. Время возникновения опасного явления определяется моментом, когда явление достигло соответствующего критерия ОЯ.

Своевременное предупреждение о возникновении опасных и неблагоприятных явлений погоды и других ОЯ и грамотное использование этой информации хозяйственно-экономическими структурами позволят принять меры по предотвращению или уменьшению ущерба в экономике. Это показано на графике (рис. 2) [3].

Например, в 2007 году экономический эффект от использования гидрометеоинформации по всем видам опасных явлений по всем отраслям экономики России составил 16,8 млрд рублей [3].

Оправдываемость прогнозов погоды колебалась от 52 до 98%. Сеть наблюдений выросла всего на 7 гидрометеостанций (до 1867) и на 2 поста (до 3101), а на водном транспорте резко снизилось число судовых метеостанций.

На реках практически не проводятся дноуглубительные работы. А для этого нужны более частые прогнозы уровней воды.

Отметим ряд особенностей состояния защиты от ЧС:

1. В нефтегазовой отрасли. Здесь спецгидрометобе-спечение имеет много особенностей. Например, в районах Арктики сеть наблюдений крайне недостаточна, она не обеспечивает растущую деятельность по разведке,

50%

40%

ш Л!

о. 30%

01

3"

а>

| 2044

X

О

10%

■ В спуч« В случг ¡е прин; е удовл :ТИЯ ВС© етворит к необ/1 епьногс ЭДИМЫХ 1 принял гпре>кда( 1я упрем эщн* ме шлющих 3 мер

• ✓ >

6 12 18 24 30 36 42 48 54

Время (часы)

Рис. 2. Снижение ущерба в зависимости от заблаговременности прогноза опасного явления

60

добыче и транспортировке нефти и газа на суше и на шельфе морей, а также не обеспечивает ожидаемое оживление мореплавания по трассам Севморпути и в связи с предполагаемым потеплением климата. 2. В районах опасностей от снежных лавин. Ежегодный прямой экономический ущерб от воздействия снежных лавин составляет более 600 млн рублей. Непосредственную угрозу их схода испытывают 8 городов и много небольших населенных пунктов горных районов Северного Кавказа, Мурманской области, Красноярского края, Забайкалья, Магаданской области, Камчатки и Сахалина.

Защитные мероприятия от снеголавинной опасности в современных условиях сводятся к двум основным способам:

недопущение схода лавин — искусственное обрушение снега;

строительство защитных сооружений для непосредственной защиты объектов (лавинорезы, щиты, лесопосадки, надолбы и др.).

С 1 января 2004 года действует СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов». С 1993 года действует противолавинная служба России, в составе которой 7 региональных противолавинных центров и отрядов. Проводится некоторая модернизация средств (замена зенитных орудий на более современные и т. п.). Разработано противолавинное ружье типа гранатомета или ПТУРСа. В странах Европы активно применяют газовую смесь (выстреливаемую из пушки), воздействующую на лавиноопасные склоны.

3. В районах опасностей от селевых потоков.

Для борьбы с селевыми потоками имеются специальные карты районирования селей, справочное пособие — кадастр селей, на которых детально указаны районы возможных селей на всей территории Российской Федерации. Но остается не решенным вопрос — сроки наступления селей. Для борьбы с селями проводятся профилактические меры, а также строительство инженерных сооружений: плотины, каналы, дамбы, шпоры, запруды, подпорные стенки и т. п. Для обоснования проектирования этих сооружений необходим большой объем информации о селевых потоках. Но в последние годы эта работа была значительно ослаблена. В результате — трагедия в районе г. Тырныауз в 2000 году, в которой пострадали 28 тысяч человек.

На наш взгляд, необходимы: организация селевых экспедиций, мониторинг опасных селевых явлений, разработка новых методов прогноза селевых, геологических, гидрометеорологических и других природных процессов.

4. При защите побережья озер, водохранилищ и морей от воздействия волн.

Проектирование морских берегозащитных сооружений на побережьях бесприливных морей, крупных озер и водохранилищ (кроме морей Северного Ледовитого океана) должно вестись строго в соответствии со Сводом правил. Проектирование морских берегозащитных сооружений. СП 32-103-97. Однако эти правила не всегда соблюдаются. Такое пренебрежение приводит к тяжелым разрушениям, как это

произошло во время шторма в районе г. Сочи в декабре 2009 года. Ущерб превысил 2 млрд рублей [7].

Основными группами таких сооружений считаются волнозащитные (волнобереговые и откосные), волногасящие (волнобереговые и откосные), пляже-удерживающие (волнобереговые, поперечные) и специальные (регулирующие, струенаправляющие, склоноукрепляющие).

5. При защите от цунами.

Цунамиопасные районы России расположены на Дальнем Востоке и охватывают морские побережья о. Сахалин, Курильских островов, Приморского и Камчатского краев [8, 9].

В организации защиты от волн цунами задействованы в основном подразделения Росгидромета, территориальные органы МЧС России, администрации субъектов РФ, Мининфосвязь и Россвязь. Организовано взаимодействие с зарубежными центрами США, Японии и Гонконга; сообщения от них приходят в Россию через 4-7 минут.

На наших станциях работает устаревшая техника 40-летней давности, инструментальные наблюдения не ведутся. В настоящее время имеющихся средств, методов и технологий явно недостаточно для эффективного предупреждения о цунами. Необходимо приложить большие усилия по созданию и внедрению в практику новых средств, методов и технологий [10].

6. При защите от ледовых заторов на реках.

Безусловно, в настоящее время необходимы поиск и разработка новых, перспективных технических средств для борьбы с заторами и способов применения этих средств. Следует продолжать разработку новых, более совершенных видов взрывных средств и способов их применения. Кроме того, катастрофические затопления, произошедшие в г. Ленске (2001 г.) и низовьях р. Кубань (2001-2002 гг.), указали еще раз на необходимость повышения уровня защищенности населения и территорий прибрежных зон, необходимость строительства новых и укрепления имеющихся защитных дамб, обваловок, отводных каналов и других защитных противопаводковых сооружений.

Примером новаций в этом направлении может служить устройство для подачи в подледное пространство и подрыва затора взрывчатых газов (гремучей смеси ацетилена с кислородом) [10]. Для инициации взрыва используется окись фтора. При разрушении льда толщиной 0,4 м (на площади 200 кв. м) требуется 13 л ацетилена, 6 л кислорода и 1 л фтора.

Наиболее перспективным способом борьбы с заторами и зажорами льда на реках следует считать применение судов на воздушной подушке (СВП). Они могут передвигаться по всем видам поверхности (вода, грунт), обладают высокой проходимостью (по болоту и т. п.) и скоростью до 200 км/ч, разрушают лед толщиной до 1,2 м. Однако этот способ требует про-

ведения научно-исследовательских разработок и опытных работ. Разрабатываются иные средства и способы борьбы с заторами, например аэрогидродинамический способ, предложенный ЗАО «Кировский завод», ВНИИ Гидротехники им. Веденеева и НИИ Арктики и Антарктики, и запатентованный в 2001 году. Этот способ заключается в импульсной попеременной подаче под лед затора (зажора) больших масс сжатого воздуха от специальной компрессорной установки в трубопроводы, расположенные на дне русла реки. По мнению авторов этого способа, с помощью создания режима аэрогидродинамического резонанса будут разрушаться и разгоняться ледовые образования затора.

В настоящее время указанный способ применяется в стационарных условиях и на ограниченных акваториях речных портов, у причалов и водозаборов. Однако возможность, эффективность и целесообразность применения аэрогидродинамического способа для разрушения ледовых заторов на необорудованных заблаговременно участках рек, в условиях движения придонного льда, наличие отличительных особенностей структуры ледового затора от сплошного ледового покрова требует серьезных теоретических и экспериментальных исследований.

Принцип действия и предполагаемый состав оборудования для аэрогидродинамической борьбы с заторами показан на рис. 3, а основные параметры режимов работы приведены в табл.

Основными возможными направлениями и действиями по совершенствованию защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного характера, на наш взгляд, следует считать:

1. Одним из основных путей и способов защиты от опасностей природного (гидрометеорологического) характера является с о в е р ш е н с т в о в а н и е измерительной метеорологической техники по пути ее автоматизации и объединения в одном (двух) комплексном приборе. Такие гидрометеостанции работают пока только в некоторых труднодоступных районах России без непосредственного участия человека.

2. В результате анализа з е м л е т р я с е н и й , происходивших в последние годы, специалисты-сейсмологи [8] считают, что необходимо совершенствование системы мониторинга и прогнозирования землетрясений и их последствий, а также обновление информации в географической информационной системе (ГИС), особенно с помощью спутников и авиационных средств.

3. Действенным способом дальнейшего совершенствования защиты населения и территорий от таких экзогенных опасных явлений, как с е л е в ы е потоки, оползни и обвалы, также является расширение сети мониторинга за возникновением и развитием этих опасных процессов и явлений. На берегах рек следует регулярно проводить берегоукрепи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Ориентировочные параметры режимов работы аэрогидродинамического оборудования в зависимости от глубины погружения перфорированных трубопроводов при принятой атмосферной температуре — 130С

Числовое значение

№ п/п Наименование разрушение затора площадью 250 м2 и средней толщиной 1 м разрушение затора площадью 4000 м2 и средней толщиной 4 м разрушение затора площадью 10 000 м2 и средней толщиной 10 м

1. Глубина погружения перфорированных трубопроводов, м 2 10 15

2. Давление нагнетания компрессора, МПа (абс.) 0,12 0,2 0,25

3. Производительность компрессора (по параметрам на выходе), м3/с 8,3 13,4 14

4. Мощность, потребляемая компрессором, кВт 200 2000 3200

5. Расход дизельного топлива, кг/ч 50 425 680

6. Ресурс оборудования до заводского ремонта, ч. 50 000 50 000 50 000

7. Примерная средняя толщина разрушаемого ледообразования, м 1 4 10

8. Примерная площадь поверхности разрушаемого ледообразования, кв. м 250 4000 10 000

тельные работы, а также охранно-ограничительные мероприятия и обследования.

4. В связи с предполагаемым п о т е п л е н и е м климата и возможным перемещением границ зон мерзлоты к северу необходимо усилить контроль за состоянием г р у н т о в под зданиями и сооружениями, линиями коммуникаций.

5. Усилить контроль за г о р н ы м и л е д н и к а -м и на территории России и их движением.

6. Усилить возможности мониторинга за волнами цунами на Дальнем Востоке, для чего увеличить сеть автоматических радиометрических сейсмо-станций, ввести дистанционные средства наблюдения за цунами с передачей данных по различным каналам связи, внедрить геоинформационные технологии.

7. Расширить сеть наблюдений за снеголавин-ной обстановкой; совершенствовать методологию прогнозирования; ускорять предупреждение о ней; улучшать организацию эвакуации людей, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей из лавиноопасных зон.

8. Очень много нерешенных проблем со всеми видами наводнений. Для их решения необходимо:

значительно повысить густоту сети гидрометео-рологичесих наблюдений в стране;

кардинально обновить приборную и материально-техническую базу существующих станций и постов Росгидромета и других контрольных организаций;

обновить или создать заново основные расчетные документы — Каталог уровней воды на реках и Каталог ледовых заторов и зажоров (годы их создания — 1970 и 1976). За эти 40 лет из-за подвижек земной коры сместились нули футштоков гидропостов, менялись направления, течения и глубины;

после обновления этих каталогов и уточнений «нулей» необходим перерасчет всей высотной систе-

Рис. 3. Принцип действия и состав оборудования для борьбы с заторами льда:

1 — гребень волны; 2 — контейнер с компрессором; 3 — соединительные трубопроводы; 4 — водяной конус; 5 — перфорированный трубопровод

мы страны, перерасчет всех видов уровней, а также внесение поправок во всю строительную документацию зданий, сооружений, объектов и т. п.

Кроме того, необходим перерасчет большого массива значений критических уровней начала затопления всех объектов, расположенных в прибрежной зоне. Эти уровни устарели и не соответствуют действительности.

Эти перерасчеты коснутся всех расчетов, заложенных в геоинформационную систему (ГИС).

9. Необходимо возобновить и регулярно проводить строительство защитных гидротехнических сооружений: водохранилищ, регулирующих паводковые стоки, защитных дамб, обвалований, водоотводных каналов и т. п.

10. Регулярно проводить русловыправительные, дноуглубительные и берегозащитные работы, расчистку русел рек и другие работы, способствующие снижению негативных последствий наводнений.

11. Ужесточить контроль за несанкционированной вырубкой защитных лесных насаждений, за застройкой п о й м е н н ы х территорий, за з а -грязнением водных источников, за соблюдением безопасности на ГТС всех видов и типов.

12. Необходимо создание всероссийского реестра населенных пунктов и объектов экономики, постоянно подвергающихся катастрофическим наводнениям, землетрясениям и другим опасностям.

13. Существенно важно повышение информированности населения и организаций, ответственных за безопасность населения и территорий, путем создания надежной системы оперативного оповещения.

14. Важно развитие страхования от опасных явлений. Только силами органов государственного управления невозможно обеспечить эффективную защиту жизнедеятельности общества от воздействия опасных и неблагоприятных природных явлений. На наш взгляд, одним из перспективных способов возмещения различных ущербов от указанных явлений является развитие системы страхования, в чем заинтересованы государство, население и хозяйствующие субъекты.

Согласно мировым статистическим данным количество опасных природных чрезвычайных ситуаций возрастает ежегодно в среднем на 4%, а экономические потери от них — на 10,4% [9]. В экономически развитых странах около 40% всех видов природных ущербов застрахованы и оплачиваются страховыми компаниями. Глобальный годовой ущерб от природных катастроф сегодня оценивается в 86 млрд долларов.

Как известно, 70% территории России расположено в зоне рискованного земледелия, в результате

чего за десятилетний период 1991-2001 гг. потери урожая по 29 основным культурам составили в среднем по стране 11,6 %, а в денежном выражении — 301,7 млрд рублей.

15. Необходимо создание государственной многофункциональной г е о и н ф о р м а ц и о н н о й системы мониторинга природной среды, тесно связанной с глобальной межгосударственной наблюдательной сетью, в том числе со спутниковыми технологиями. Для этих целей необходимо шире привлекать современные технические средства, в первую очередь спутниковые технологии.

16. Основными к о н т р о л и р у ю щ и м и о р -г а н а м и , ответственными за организацию и поддержание защиты населения и территории Российской Федерации, необходимо считать МЧС России, МВД России, Минприроды, Ростехнадзор, Росгидромет, Минтранс, Минсельхоз, а также другие ведомства по решению Правительства РФ.

Полагаем, что активное использование органами РСЧС представленных в настоящей статье направлений защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций природного характера, позволят в какой-то мере улучшить благополучие населения и сократить экономический ущерб от ЧС.

Литература

1. «О классификации ЧС природного и техногенного характера». Постановление Правительства РФ № 304 от 21.05.2007.

2. Атласы МЧС России в 8 томах. Природные и техногенные опас-

ности и риски ЧС на территории России. М.: ДиК, 2005-2010.

3. Акимов В. А., Дурнев Р. А., Соколов Ю. И. Опасные гидрометео-

рологические явления на территории России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009.

4. ИПр://\ммм/те1еог!ш

5. О гидрометеорологической службе. Федеральный закон № 113-ФЗ от 19.07.1998.

6. Соглашение МЧС России и Росгидромета от 07.06.2005 «О взаимодействии при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС».

7. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2009 году. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.

8. Воробьев Ю. Л., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Цунами: предупреждение и защита. Н.Новгород: Вектор ТиС, 200б.

9. Интервью с начальником Дальневосточного центра морской гидрометеорологии Т. Щербиной // ГеоРиск. 2008. № 4. С. 50-55.

10. Пчелкин В. И., Сосунов И. В., Филатов Ю.А. и др. Методические рекомендации по предотвращению образования ледовых заторов на реках РФ и борьбе с ними. М.: МЧС России, 2004.

Сведения об авторах

Пчелкин Валентин Иванович: к.в.н., доцент, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед.н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. ¡Филатов Юрий Александрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Ефимова Анастасия Андреевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.

ю.и. соколов * * ^

«

Риски

Ч Bb'ltOKliX 1

УДК 62-022.53

ББК 30

Соколов Ю.И. Риски высоких технологий/МЧС России. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 312 с.: ил.

ISBN 978-5-93970-039-2

В книге дана характеристика техногенного общества как общества риска и его связи с появлением принципиально новых технологий, получивших название высокие технологии.

Отдельная глава книги посвящена воздействию высоких технологий на эволюцию человека, их роли в ускорении темпов научно-технического прогресса, биологической и общественной эволюции.

Отдельные направления высоких технологий, к которым отнесены информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, генная инженерия, искусственный интеллект, нанотехнологии, а также возможное их использование в военных целях, рассмотрены в отдельных главах.

Книга может быть полезна широкому кругу лиц, интересующихся влиянием высоких технологий на развитие человеческого общества, а также учащимся образовательных учреждений, изучающим вопросы риска в современном обществе.

© Ю.И. Соколов, 2009

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Техногенная цивилизация

1.1. Типы цивилизаций

1.2. Постиндустриальное общество

1.3. Общество риска

1.4. Высокие технологии постиндустриального общества

ГЛАВА 2. Высокие технологии и эволюция человека

2.1. Воздействие высоких технологий на человека

2.2. Высокие технологии и антропная материя

2.3. Проблема антропогенной сингулярности

2.4. Проблемы выживания человечества

2.5. Вопросы моральной ответственности за будущее

2.6. Роль науки и технологии в современном мире

2.7. Ускорение темпов научно-технологического прогресса

2.7. Ускорение темпов биологической и общественной эволюции

ГЛАВА 3. Информационно-коммуникационные технологии

3.1. Информационные технологии

3.2. Развитие информационного общества в Российской Федерации

3.3. Роль и значение Интернета

3.4. Военное применение информационно-коммуникационных технологий

3.5. «Большой Брат смотрит на тебя»

3.6. Киберпреступность и кибертерроризм

ГЛАВА 4. Биотехнологии

4.1. Основные понятия биотехнологии

4.2. Общая схема биотехнологического производства

4.3. Возможности и направления биотехнологии

ГЛАВА 5. Генная инженерия

5.1. Структурная организация генного вещества

5.2. Наследственная информация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.3. Проект «Геном человека»

5.4. Стволовые клетки

5.5. Проект «Протеом человека»

ГЛАВА 6. Искусственный интеллект

6.1. Понятие искусственный интеллект

6.2. Решения проблемы искусственного интеллекта

6.3. Искусственные нейронные сети

6.4. Философские аспекты искусственного интеллекта

6.5. Робототехника

ГЛАВА 7. Нанотехнологии

7.1. Введение в нанотехнологии

7.2. Техника нанонауки и нанотехнологий

7.3. Наноматериалы

7.4. Философия нанообщества

ГЛАВА 8. Использование высоких технологий в военных целях

8.1. Использование биотехнологий

8.2. Генетическое оружие

8.3. Международные усилия по контролю за биотехнологиями

8.4. Военные роботы

8.5. Военное использование нанотехнологий ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=15017749

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.