Научная статья на тему 'Возможности веб-квеста в изучении теории государственного управления'

Возможности веб-квеста в изучении теории государственного управления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-квест / мотивация обучения / Интернет / критическое мышление / высшая школа / государственное управление / web quest / learning motivation / Internet / critical thinking / higher school / public administration

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рябова Е. Л., Терновая Л. О.

В статье доказывается полезность широкого внедрения в учебный процесс в высшей школе такой современной образовательной технологии, как веб-квест. Она не только отвечает запросу студентов на активные, творческие и эмоционально насыщенные формы учебной деятельности. Такая форма работы позволяет развивать навыки командной работы, умение находить нужный материал, преодолевая сложности, вытекающие из-за обилия лишней и недостоверной информации, закладывает знания грамотной презентации итогового проекта. Веб-квест подходит для всех вузовских дисциплин, независимо от курса или формы обучения. В статье высказаны рекомендации по проведению квестов в курсе теории государственного управления, где они как информативны, так и продуктивны с воспитательной токи зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of a web quest in studying the theory of public administration

The article proves the usefulness of the widespread introduction of such modern educational technology as a web quest into the educational process in higher education. It not only meets students’ requests for active, creative and emotionally rich forms of learning activity. This form of work allows you to develop teamwork skills, the ability to find the right material, overcoming difficulties arising from the abundance of unnecessary and unreliable information, and lays down the knowledge of a competent presentation of the final project. The web quest is suitable for all university disciplines, regardless of the course or form of study. The article makes recommendations for conducting quests in a course on the theory of public administration, where they are both informative and productive from an educational point of view.

Текст научной работы на тему «Возможности веб-квеста в изучении теории государственного управления»

Рябова Е.Л.

Доктор политических наук, главный редактор журнала «<Этносоциум и межнациональная культура».

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Возможности веб-квеста в изучении теории государственного управления

Информационная эпоха характеризуется преобладанием принципиально иных по сравнению с прошлыми временами каналов приобретения знаний. Особенно ярко эти отличия проявляются в сфере высшего образования. Резко увеличившийся поток самой разнообразной информации создал молодых людям, обучающимся в университетах, с одной стороны, возможность быстрого и при этом точечного нахождения сведений, необходимых для будущей профессии и жизни. С другой стороны, в этом потоке выявились очевидные опасности. Возник риск не только утонуть в безбрежном объеме данных, но и заблудиться, следуя ложным или несвоевременным указателям. При этом притягательность информационного потока оставляет мало шансов неподготовленному человеку избежать этих ловушек. Особенно опасны они для молодых умов, не выработавших не только умения, необходимые для приема и переработки специальной информации, но и не владеющих навыками самоорганизации1.

Социальная реальность настоятельно требует внедрения информационных технологий во все сферы нашей жизни, начиная с повседневности и заканчивая системой государственного управления. На систему образования возложена непростая и исключительно ответственная роль за обучение молодых людей приему важных для них знаний и умению отсеивать лишние сведения, а еще формирование навыков защиты от

1 Вознесенский И.С. Путь к личной эффективности: Монография. М.: Международный издательский центр «Город — XXI век», 2017; Вознесенский И.С. Учим персональной эффективности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019.

данных, опасных для человека, социума и государства2.

Сферу образования можно отнести к наиболее чувствительным областям, как с точки зрения преимуществ информационной эпохи, так и с позиции связанных с нею угроз. Защита от возможных опасностей в педагогической деятельности напоминает выработанный еще в античные времена принцип Similia similibus curantur, получивший название «закон подобия». В отличие от недоказанной пользы базирующейся на этом же принципе гомеопатии, активное обучение всегда должно хорошо знать своего противника и уметь парировать его выпады его же методами. Здесь можно напомнить известные цитаты и из римского поэта Публия Овидия Назона (43 - 17 до н.э.): «Учиться нужно всегда, даже у врага» (лат. Fas est et ab hoste doceri), и из советского лидера Иосифа Виссарионовича Сталина (1878 - 1953): «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех — и у врагов и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью»3.

Безусловно, у приведенных выше и подобных им рекомендаций имеется множество интерпретаций. Они обусловлены особенностями предмета изучения, который вызывает настороженность, порой перерастающую в страх. Срабатывает такая закономерность и с проблемами, возникающими в современном информационном поле. Но одновременно она воспринимается как китайский иероглиф, означающий кризис. Он состоит из двух частей, одна из которых указывает на опасность, а вторая — на возможность. Непосредственно привлечение многообразных информационных технологий в обучение вызывает тревогу у педагогов в связи с тем, что эти технологии могут были или непонятыми обучающимися, или, наоборот, настолько плотно вовлекут их в свой водоворот, что после этого традиционные педагогические приемы перестанут быть действенными.

При этом следует понимать, что процесс перехода любой формы и ступени образования в цифровой формат является управляемым4. Говоря об управляемости учебного процесса в высшей школе со стороны педагога,

2 Ерофеева И.А. Шаг в будущее или инновации в образовательной среде // Вопросы науки и образования. 2018. № 3. С. 174 - 175.

3 Сталин И.В. Речь на VIII съезде ВЛКСМ 16 мая 1928 г. // Правда. 1928. № 113. 17 мая.

4 Вознесенский И.С. Возможности «цифрового образования»: уроки пандемии СOVID-19 // Альманах «Крым». 2021. № 25. С. 66-73; Вознесенский И.С., Миронова Т.А., ТерноваяЛ.О. Вызовы устойчивости высшего образования и противостояние им (на практике Московского-автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)) // Альманах «Крым». 2021. № 23. С. 38-47.

необходимо учитывать не только возраст, психологические особенности обучающихся, но и специфику той дисциплины, в преподавание которой активно включаются современные информационные элементы. Чем взрослее становится человек, получающий знания, тем сложнее наладить процесс управления потоком информации, тем более сложным и проблемным он должен представляться5. На помощь преподавателям приходит любой из арсенала современных образовательных инструментов: проблемные лекции, кейс-стади, «мозговые штурмы», учебные дебаты, деловые игры, web-квесты и пр. многие из этих форм учебной активности прекрасно себя зарекомендовали и в начальной, и в средней, и в высшей школе.

Большинство из них уже прочло вошли в педагогическую повседневность. Наибольшие трудности на пути внедрения в университетскую педагогическую практику встречает web-квест (англ. quest — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой). Под таким квестом понимается проблемное задание с элементами ролевой игры, для которого используются ресурсы Интернета6.

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии предложил профессор образовательных технологий Калифорнийского университета Сан-Диего (англ. University of California, San Diego) Берни Додж в 1995 г. Он тогда занимался разработкой инновационных Интернет-приложений для их интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Теоретическая основа квеста, как образовательной технологии, позволяла активизировать критическое и творческое мышление, ввести элементы ситуационного анализа. Для реализации такого задания обязательно требуется наличие реальной проблемы, которую следует решить. Часто такое зада-

5 Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623; Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

6 Горбунова О.В., Кузьминова Н.С. Веб-квест в педагогике, или как обучить работе с информацией // Народное образование. 2013. № 6. С. 242-249; Иванищева О.Н. Технология веб-квеста: новый взгляд на обучение акцентологическим нормам учащихся средних школ // Российский журнал об Образовании и психологии. 2019. Т. 10. № 3. С. 24-28; Москалевич Г.Н. Понятие и сущность образовательной информационно-коммуникационной технологии веб-квест // Сборник докладов Международной Интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета». Секция 4. Интернет-технологии в образовательном процессе. Минск: Издательство: Белорусский государственный университет, 2014. С. 287-293 // URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/89686/1/286-293.pdf; Нечитайлова Е.В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов // Проблемы современного образования. 2012. № 2. С. 147-155; Щербина А.Н. Web-квест — как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. 2016. № 4. С. 27-31; Halat E. A Good Teaching Technique: WebQuests // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2008. Vol. 81, issue 3. P. 109-112; Vidoni К., Maddux С. WebQuests // Computers in the Schools. 2002. Vol. 19, issue 1. P. 101-117.

ние выступает в виде проектной деятельности, успех которой зависит от согласованности действий всех участников квеста.

Известны разнообразные классификации веб-квестов. Во-первых, по типу заданий, выполняемых обучающимися: аналитические, ком-пиляционные, творческие, конструкторские, научные, журналистские, убеждающие, оценочные, загадки, направленные на развитие самопознания или решение спорных задач, пересказы. Во-вторых, по длительности выполнения квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. В-третьих, по своему предметному содержанию они делятся на монопроекты и межпредметные квесты. В-четвертых, по структуре сюжетов: линейные, нелинейные и кольцевые. В-пятых, по информационной образовательной среде различаются квесты, проводимые в традиционной или виртуальной среде. Понятно, что жестких границ между этими классификациями нет, что делает web-квест еще увлекательнее.

Несмотря на то, что участие в квесте является частью командной работы, оно воспитывает личную ответственность студента не только за выполнение порученной ему части задания, но и за конечный результат. Дух соревновательности, который заключен в квесте, учит ценить общекомандные достижения. Также квест удовлетворяет запросы молодого человека на самореализацию и стремление к самосовершенствованию, способствует формированию культуры межличностных отношений и толерантности. Web-квест созвучен тенденции медиа-образования. Он помогает визуализировать ответы на вопросы заданий. Web-квест как педагогическая технология позволяет формировать у обучающихся такие компетенции, как: самообучение и самоорганизация; умение находить различные способы решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать выбор; работа в команде; использование ИТ для решения профессиональных задач; навык публичных выступлений.

Введение в учебный процесс в высшей школе такой формы активности, как веб-квест, играет особую не только познавательную и воспитательную роль, но и предполагает более высокую эмоциональную нагрузку, что позитивно влияет на эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence или emotional quotient), под которым понимается способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, собственные желания и других людей, а также управлять этим. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует решению практические задач и достижению поставленных целей в жизни и на работе.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом понимают важность заботы о своем здоровье, начинают не просто беречь окружающую среду, но и проявлять уважение к культурным традициям, истории, более тонко чувствовать специфику местности, ее особый дух — «гений места» (лат. genius loci). Понятно, почему получил огромную популярность такой вид квеста, как геокэшинг (англ. geocaching от греч. yso — Земля + англ. cache — тайник), чаще всего выступающий в виде туристской игры с применением спутниковых навигационных систем, суть которой состоит в нахождении тайников, спрятанных другими участниками. Геокэшинг применяется и вузовском обучении. Доцентом кафедры кадастра Сибирского государственного университета геосистем и технологий (СГУГиТ) Алексеем Дубровским в качестве альтернативной формы обучения будущих геодезистов был предложен геокэшинг архитектурных или исторических достопримечательностей Новосибирска. Участники квеста путешествуют по городу, выполняя задания при помощи специальных описаний мест, в которых они должны оказаться и что-нибудь сделать. Это могут быть описания внешнего вида архитектурных или исторических достопримечательностей, географические координаты и даже спутниковые снимки. Команды студентов, занятых в геокэшинге, в качестве подтверждения своего нахождения на заданной точке должны предоставить фотографию капитана на фоне заданного объекта7.

Web-квесты прекрасно зарекомендовали себя как форма активной учебной работы в курсе теории и практики государственного управления. В этой сложной дисциплине они дают студентам возможность погрузиться в те запутанные сюжеты, которые касаются наиболее трудных моментов принятия государственными деятелями и обществом внутри- и внешнеполитических решений. Исключительно продуктивен web-квест при изучении истории происхождения государственности. Эта форма учебной работы помогает преодолеть те недостатки, которые сформировались при изучении истории в школе. Например, можно с помощью квеста совершить путешествие в прошлое и разгадать некоторые загадки истории. Одним из таких квестов, касающихся происхождения государства, может стать поиск легендарного царства Пунт, упоминаемого в папирусах Древнего Египта, но не оставившего в других памятниках точных сведений, где оно находилось. Первым шагом к нахождению этого раннего государства стало обнаружение в 1881 г. в Эрмитаже древнего

7 В Новосибирске студентов-геодезистов обучают азам профессии при помощи квестов // Комсомольская правда в Новосибирске // URL: nsk.kp.ru

свитка, содержащего литературное произведение, неофициально названное «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», в котором повествуется о путешествии некого сановника в землю Пунт. Исследователей заинтересовало, что в этом рассказе есть описание привезенных издалека «диковинных животных». В этих существах они увидели бабуинов, которые в Египте не водятся. Бабуины в древности почитались как священные животные, их даже бальзамировали после смерти, благодаря чему ученые отобрали ДНК у сохранившихся останков и сравнили с существующими в наше время образцами. В итоге выяснилось, что приматы были привезены с территорий современных Джибути, Сомали, Эфиопии и Эритреи. Отсюда был сделан вывод, что таинственное царство Пунт находилось именно там. Если ни у педагога, ни у обучающихся нет желания опускаться так далеко в историю, то не менее поучительным может быть web-квест, который отвечает на вопрос «Откуда есть пошла земля русская», которым начинается «Повесть временных лет» — древнейшее из сохранившихся сочинений о Руси.

Практические все темы курса теории государственного управления можно разобрать с помощью web-квеста. Однако для некоторые вопросов он наиболее продуктивен. Так, прекрасно в форму web-квеста укладывается информация об особенностях избирательного процесса. То, как он был организован в Англии, ярко проиллюстрировано художником Уильямом Хогартом в 1754 г. Его сатирическая серия «Выборы в парламент» состоит из четырех гравюр, на которых передана история немудреного надувательства, связанная со скандальными выборами в британский парламент. Однако не только этот сюжет выборов середины XVIII столетия, а и в целом любой сюжет, касающийся выборов, как наиболее широкой формы политического участия, особенностей электоральной культуры и т.д., может выступить в качестве фактологической основы web-квеста по теории государственного управления8. В web-квесте, где в основе лежат факты из истории и современной практики выборов студенту необходимо познакомиться с национальными особенностями политической культуры, программами партий, их лозунгами, персонами кандидатов9.

Не менее захватывающим может быть квест, относящийся к пробле-

8 Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 5 (59). С. 101-107; Байханов И.Б. Формирование электоральной культуры будущего педагога: от ценностей к технологиям // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 17-26.

9 Багаева А.В., ТерноваяЛ.О. Политические лозунги в системе культурного кода // Культурные коды в цифровую эпоху / Е.М. Бабосов [и др.]; под ред. А.Н. Данилова, А.К. Мамедова. Минск: РИВШ, 2023. С. 189-198

мам внешней политики государств. Одним из наиболее полезных может быть анализ с помощью этой педагогической технологии участия того или того государства в работе международных организаций: ООН, ВТО, ОБСЕ, АТЭС, НАТО, ОПЕК и пр. Обилие таких форматов позволяет предложить студентам сразу несколько квестов по данной проблематике, выделив уровень универсальной организации, региональной организации, структуры с определенной направленностью (здравоохранение, культура, торговля, спорт и пр.), параорганизации. Яркий web-квест может быть по проблематике участия государств в БРИКС, о котором в декабре 2023 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров заметил, что важно не превращать БРИКС из объединения в полноценную организацию с секретариатом10. Сравнение таких квестов поможет обучающимся представить возможности и сложности, возникающие на пути формирования многополярного мира.

Наиболее любопытным может быть web-квест, в котором студентам может предлагается понять логику принятия решений яркими государственными деятелями. С помощью web-квеста можно попытаться найти расшифровку образов, которые использовал премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль в своей речи, произнесенной по BBC 1 октября 1939 г. и посвященной анализу событий, произошедших за первый месяц Второй мировой войны. В частности, в этой речи он сказал: «Я не могу предсказать вам действия России. Это загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки; но, возможно, есть ключ. Этот ключ — русский национальный интерес»11. В ней Черчиллем были употреблены три понятия, которые требуют расшифровки. Это:

«загадка» — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли;

«тайна» — то что неизвестно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное (например, тайны мироздания), то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет;

«головоломка» — в широком смысле это логическая задачка, порой

10 Бушев А. Лавров: БРИКС не нужно превращать из объединения в организацию с секретариатом // Российская газета. 2023. 24 декабря.

11 I cannot forecast to you the action of Russia. It is a riddle wrapped in a mystery inside an enigma: but perhaps there is a key. That key is Russian national interest. BBC broadcast ("The Russian Enigma"), London, October 1, 1939 (partial text: URL: http://www.churchill-societylondon.org.uk/RusnEnig.html, transcript of the "First Month of War" speech)

довольно сложная, но которую можно решить, не прибегая к каким-то специальным знаниям, а благодаря одной лишь сообразительности.

Чтобы получить ответы на то, что есть Россия, Черчилль предлагает использовать ключ под которым понимает русский национальный интерес. В web-квесте студентам предлагается разделиться на группы и, применяя этот ключ, последовательно предложить, как могла бы выглядеть в 1939 г. головоломка о России, затем перейти к тем тайнам, что существовали в тот период и в завершении предположить, какую загадку, связанную с особенностями культуры и геополитики Советского Союза, могли разгадать будущие западные союзники СССР в борьбе с фашизмом, которая подтолкнула бы их к сотрудничеству в рамках Антигитлеровской коалиции (АГК). Итоги этой разгадки проявились уже в одном из ранних документов АГК — Атлантической хартии (англ. Atlantic Charter), которая обсуждалась и была принята 14 августа 1941 г. на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде на Атлантической конференции Riviera Черчиллем и Президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Хартия предусматривала право народов выбирать форму правления, свободу торговли, свободное мореплавание для всех государств, разоружение стран-агрессоров и осуждала территориальные захваты.

В качестве одного из возможных вариантов расшифровки понятия «загадка» можно предложить версию, высказанную режиссером фильма «Волга - Волга» Григорием Александровым, что этот фильм, удостоенный Сталинской премии 1-й степени, посмотрел Рузвельт, после того, как в 1942 г. в Москве с большими трудностями прошли переговоры об открытии «Второго фронта». По версии режиссера, Сталин сначала посмотрел «Волгу - Волгу» в компании переговорщиков Рузвельта Аверелла Гарримана и Гарри Гопкинса, а позже распорядился отослать копию ленты за океан, в подарок американскому лидеру. Как считал Александров, Рузвельт все понял, когда услышал перевод песни из фильма о пароходе: «Америка России подарила пароход: С носа пар, колеса сзади, И ужасно, и ужасно, И ужасно тихий ход!» Рузвельт якобы воскликнул: «Все ясно! Сталин упрекает нас за затяжку с открытием Второго фронта!». Однако ускорить открытие «Второго фронта» подарок Сталина не помог. Союзники затягивали процесс вплоть до 1944 г.

Суммируя все несомненные преимущества введения web-квестов в изучение теории и практики государственного управления, следует выделить возможность расширить пространство поиска информации по конкретной теме и сделать его не просто более интересным, но даже

захватывающим. Также эта форма учебной работы позволяет студентам получить навыки в разработки структуры сайта и создании материалов для него. Немаловажную роль играет то, что анализ подготовленных студентами квестов дает возможность оценить понимание ими задания, достоверность использованной информации, а также то, насколько творчески они подошли к решению проблемы, проявили индивидуальность и выразили свою гражданскую позицию. Такой подход позволяет обучающимся задуматься о своей жизненной позиции, профессиональной карьере и личной конкурентоспособности. Все это имеет самое непосредственное отношение к тому, в чьих руках окажется в будущем государственное правление и от чего будет зависеть процветание страны.

Список литературы:

1. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 5 (59). С. 101107.

2. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

3. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

4. Байханов И.Б. Формирование электоральной культуры будущего педагога: от ценностей к технологиям // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 17-26.

5. Багаева А.В., Терновая Л.О. Политические лозунги в системе культурного кода // Культурные коды в цифровую эпоху / Е.М. Бабосов [и др.]; под ред. А.Н. Данилова, А.К. Мамедова. Минск: РИВШ, 2023. С. 189-198.

6. Бушев А. Лавров: БРИКС не нужно превращать из объединения в организацию с секретариатом // Российская газета. 2023. 24 декабря.

7. В Новосибирске студентов-геодезистов обучают азам профессии при помощи квестов [Электронный ресурс]. URL:NSK. KP.RU Комсомольская правда в Новосибирске.

8. Вознесенский И.С. Возможности «цифрового образования»: уроки пандемии СОУШ-19 // Альманах «Крым». 2021. № 25. С. 66-73.

9. Вознесенский И.С. Путь к личной эффективности: Монография. М.: Международный издательский центр «Город — XXI век», 2017. 198 с.

10. Вознесенский И.С. Учим персональной эффективности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019. 216 с.

11.Вознесенский И.С., Миронова Т.А., Терновая Л.О. Вызовы устойчивости высшего образования и противостояние им (на практике Московского-автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)) // Альманах «Крым». 2021. № 23. С. 38-47.

12. Горбунова О.В., Кузьминова Н.С. Веб-квест в педагогике, или как обучить работе с информацией // Народное образование. 2013. № 6. С. 242-249.

13. Ерофеева И.А. Шаг в будущее или инновации в образовательной среде // Вопросы науки и образования. 2018. № 3. С. 174-175.

14. Иванищева О.Н. Технология веб-квеста: новый взгляд на обучение акцентологическим нормам учащихся средних школ // Российский журнал об Образовании и психологии. 2019. Т. 10. № 3. С. 24-28.

15. Москалевич Г.Н. Понятие и сущность образовательной информационно-коммуникационной технологии веб-квест // Сборник докладов Международной Интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета». Секция 4. Интернет-технологии в образовательном процессе. Минск: Издательство: Белорусский государственный университет, 2014. С. 287-293 // URL: https://elib.bsu.by/bitstre am/123456789/89686/1/286-293.pdf.

16. Нечитайлова Е.В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов // Проблемы современного образования. 2012. № 2. С. 147-155.

17. Сталин И.В. Речь на VIII съезде ВЛКСМ 16 мая 1928 г. // Правда. 1928. 17 мая. № 113.

18. Щербина А.Н. Web-квест — как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. 2016. № 4. С. 27-31.

19. Halat E. A Good Teaching Technique: WebQuests // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2008. Vol. 81. Issue 3. P. 109-112.

20. Vidoni К., Maddux С. WebQuests // Computers in the Schools. 2002. Vol. 19, issue 1. P. 101-117.

21. I cannot forecast to you the action of Russia. It is a riddle wrapped in a mystery inside an enigma: but perhaps there is a key. That key is Russian national interest. BBC broadcast ("The Russian Enigma"), London, October 1, 1939 // URL: URL:http://www.churchill-societylondon.org.uk/RusnEnig.html

Bibliography

1. Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture. 2013. № 5 (59). P.101107.

2. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

3. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

4. Baykhanov I.B. Formation of the electoral culture of the future teacher: from values to technologies // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2023. № 2 (131). P. 17-26.

5. Bagaeva A.V., Ternovaya L.O. Political slogans in the system of cultural code // Cultural codes in the digital era / E.M. Babosov [and others]; edited by A.N. Danilova, A.K. Mamedova. Minsk: RIVSH, 2023. P. 189-198.

6. Bushev A. Lavrov: BRICS does not need to be transformed from an association into an organization with a secretariat // Rossiyskaya Gazeta. 2023. December 24.

7. In Novosibirsk, geodesist students are taught the basics of the profession with the help of quests [Electronic resource]. URL:NSK. KP.RU Komsomolskaya Pravda in Novosibirsk.

8. Voznesensky I.S. Opportunities of "digital education": lessons from the COVID-19 pandemic // Almanac "Crimea". 2021. № 25. P. 66-73.

9. Voznesensky I.S. The path to personal effectiveness: Monograph. M.: International Publishing Center "City - XXI Century", 2017. 198 p.

10. Voznesensky I.S. Teaching personal effectiveness: a manual for teachers and trainers. M.: Publisher: Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI) (Moscow), 2019. 216 p.

11. Voznesensky I.S., Mironova T.A., Ternovaya L.O. Challenges to the sustainability of higher education and countering them (in practice at the Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI)) // Almanac "Crimea". 2021. № 23. P. 38-47.

12. Gorbunova O.V., Kuzminova N.S. Web quest in pedagogy, or how to teach how to work with information // Public education. 2013. № 6. P. 242-249.

13. Erofeeva I.A. A step into the future or innovation in the educational environment // Questions of science and education. 2018.

№ 3. P. 174-175.

14. Ivanishcheva O.N. Web quest technology: a new look at teaching accentological norms to secondary school students // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. T. 10. № 3. P. 24-28.

15. Moskalevich G.N. The concept and essence of educational information and communication technology web quest // Collection of reports of the International Internet Conference "Information and technological support of the educational process of a modern university." Section 4. Internet technologies in the educational process. Minsk: Publishing house: Belarusian State University, 2014. P. 287-293 // URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/89686/1/286-293.pdf.

16. Nechitailova E.V. Web quests as a teaching method based on Internet resources // Problems of modern education. 2012. № 2. P. 147-155.

17. Stalin I.V. Speech at the VIII Congress of the Komsomol on May 16, 1928 // Pravda. 1928. May 17. № 113.

18. Shcherbina A.N. Web-quest - as an innovative technology in the system of implementing the Federal State Educational Standard // Science and prospects. 2016. № 4. P. 27-31.

19. Halat E. A Good Teaching Technique: WebQuests // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2008. Vol. 81. Issue 3. P. 109-112.

20. Vidoni K., Maddux C. WebQuests // Computers in the Schools. 2002. Vol. 19, issue 1. P. 101-117.

21. I cannot forecast to you the action of Russia. It is a riddle wrapped in a mystery inside an enigma: but perhaps there is a key. That key is Russian national interest. BBC broadcast ("The Russian Enigma"), London, October 1, 1939 // URL: URL:http://www.churchill-societylondon.org.uk/RusnEnig.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.