10. Shchedrovitsky G. P. Kompetencii i kompetentnost' [Competence and competence], Vysshee obrazovanie segodnja [Higher education today], 2004, no. 8, pp. 36-41. (In Russian)
11. L'vov L. V. Problemy modelirovanija professional'no-obrazovatel'noj dejatel'nosti operezhaju-shhego urovnja [Problems of modeling professional and educational activities of the advanced level], Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2016, no. 1, pp. 75-88. (In Russian)
Берсенева Елена Валерьевна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: e.bersenewa@gmail.com
Перевозова Ольга Владимировна, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: o-v-perevozova@mail.ru
Berseneva Elena Valerievna, Director of the Chelyabinsk State College of food and trade industry, Chelyabinsk, e-mail: e.bersenewa@gmail.com
Perevozova Olga Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, Institute of Media and Social Sciences and Humanities, South Ural State University (NRU), Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: o-v-perevozova@mail.ru
Сведения для цитирования: Леушканова, О. Ю. Возможности учебного проекта в процессе реализации формы наставничества «работодатель — студент» / О. Ю. Леушканова, Е. Ю. Иванова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 73-78.
УДК 377 ББК 74.57
ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА «РАБОТОДАТЕЛЬ — СТУДЕНТ»
О. Ю. Леушканова, Е. Ю. Иванова
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения модели наставничества в форме «работодатель — студент» в рамках организации проектной деятельности студентов Магнитогорского педагогического колледжа. В статье названы ключевые документы, определяющие целевые ориентиры внедрения наставничества. Обозначены критерии отбора наставников учебного проекта, цель которого — формирование не менее чем у 80 % студентов третьего курса, обучающихся по специальностям 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», компетенции — проводить внеурочные занятия через участие в мероприятиях проекта. Авторами выделяются направления сопровождения проекта: результативность, командная сплоченность и методическая компетентность. Особое внимание уделено рассмотрению этапов, механизмов и рисков проекта, описанию проектной деятельности студентов. На примере реализации конкретного проекта «Профессиональный компас» авторами статьи даются оценочные характеристики проекта, подчеркивается важность использования формы наставничества «работодатель — студент» в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста.
Ключевые слова: методология наставничества, практико-ориентированное образование, учебный проект, форма наставничества «работодатель — студент», работодатель-наставник.
Современные вызовы определяют новые формы подготовки кадров в системе среднего профессионального образования. Формирование мобильной, самореализующейся лич-
ности, способной к обучению на протяжении всей жизни, обладающей устойчивыми общими и профессиональными компетенциями, является первостепенной задачей.
В проекте Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года, представленном Министерством просвещения России, одним из пяти приоритетных направлений обозначено обновление содержания образовательных программ [1]. Следовательно, поиск новых форм и методов обучения, способных усилить практико-ориентирован-ность образовательной деятельности как обязательного условия современного среднего профессионального образования, — тенденция времени.
Потенциал в решении проблем практико-ориентированности образования имеет методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования. Целевая модель позволит сформировать организационно-методическую основу для внедрения и последующего развития механизмов наставничества обучающихся образовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности [2].
Целью внедрения целевой модели наставничества на региональном уровне является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет разных уровней образования, проживающих на территории Челябинской области [3].
Реализованный комплекс мер позволит: привлечь в роли наставников обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования работников предприятий и организаций, в том числе из реального сектора экономики; обучающимся — получить необходимые знания, а также на реальном примере специалистов-практиков сформировать личные и профессиональные компетенции [4].
Реализация программы наставничества в профессиональной образовательной организации допускает несколько его форм, одна из которых «работодатель — студент».
Традиционно под наставничеством понимается «одна из форм обучения на рабочем
месте, направленная на развитие прикладных профессиональных компетенций молодого работника и раскрытие его потенциала с целью определения векторов его индивидуального профессионального развития» [5, с. 14]. В методических рекомендациях по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся наставничество определяется как универсальная образовательная и кадровая технология передачи опыта, знаний, формирования профессиональных навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Практика наставничества на производстве была распространена еще в период Советского Союза. В настоящее время вместе с возрождением данного опыта появляются и новые его формы в образовании. Одной из них является наставничество в проектной деятельности.
Прогрессивность проектного подхода в формировании общих и профессиональных компетенций студентов неоднократно была доказана, в последнее время, в первую очередь, в связи с разработкой Программы воспитания и социализации как части основной профессиональной образовательной программы [6].
В рамках реализации профессионально ориентирующего направления в Магнитогорском педагогическом колледже была организована реализация проекта «Профессиональный компас». В соответствии с целями проекта, связанными с необходимостью формирования специалиста, которого требует сегодня работодатель, была апробирована форма наставничества «работодатель — студент». Обеспечение получения студентами актуального практического опыта, ускорение процесса освоения основных навыков профессии; привлечение студентов к проектной деятельности и обеспечение эффективного результата совместной деятельности с наставником; способствование трудоустройству студентов в образовательные организации; увеличение числа обучающихся, успешно прошедших промежуточную аттестацию, сдавших демонстрационный экзамен, определило актуальность проекта «Профессиональный компас» [7].
Целью проекта стало формирование не менее чем у 80 % студентов третьего курса, обучающихся по специальностям 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», компетенции — проводить внеурочные занятия через участие в мероприятиях проекта.
Задачи проекта следующие.
1. Разработать и реализовать дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивающие организацию студентами собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества в рамках организации внеурочной деятельности младших школьников; работу в коллективе и команде; взаимодействие с социальными партнерами.
2. Организовать деятельность студентов в рамках проведения мероприятий проекта «Профессиональный компас».
3. Внедрить форму наставничества «работодатель — студент», направленную на формирование общих и профессиональных компетенций (ОК 2, ОК 5, ОК 6, ПК 2.2) у студентов третьего курса педагогических специальностей.
4. Обеспечить загрузку мастерской по компетенции «Преподавание в младших классах».
Результаты реализации проекта:
- соглашения с образовательными организациями города в рамках реализации региональной модели наставничества;
- формирование у 66 студентов специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» определенных компетенций;
- обучение не менее 350 школьников в рамках реализации проекта;
- проведение мероприятий проекта согласно календарно-тематическому плану;
- создание качественных образовательных и методических продуктов по проекту;
- загрузка мастерской по компетенции «Преподавание в младших классах».
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит приращение связей с образовательными организациями города (в рамках профессионального самоопределения), работодателями, социальными партнерами.
Проект реализовывался в течение учебного года. Куратором проекта «Профессиональный компас» являлся заведующий отделением, на котором реализуются специальности. Руководителем проекта стал заместитель директора по учебной работе общеобразовательной школы г. Магнитогорска. В группу по реализации проекта входили: заведующий кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, руководитель практики отделения, педагог профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», психолог.
Выбор наставника проекта из числа педагогических работников образовательных организаций основного образования г. Магнитогорска осуществлялся в соответствии с критериями, качествами, которыми должен обладать наставник: понимание сути проекта; знание стандартных этапов управления проектом, оформления и презентации продукта проекта; владение разными инструментами организации работы над проектом; умение находить контакт и взаимопонимание со студентами, показывать их достижения, недоработки, разбираться в конфликтах; умение разбираться в деталях проекта, который задуман студентами. Ключевым фактором в отборе наставника стала передача своего личного опыта в области образования. Наставник в ходе организации, установочной сессии помог определить цель и задачи проекта, продукт проектной работы. Были решены вопросы организационного характера (время контактов, запрос информации, регулярность обмена информацией, время очных сессий). В процессе реализации проекта наставник предоставлял методические материалы, которые могли помочь студентам в реализации проекта; вел наблюдения за развитием компетенций студентов, давал обратную связь; помогал готовить презентацию проекта, систематизировать материалы методического портфеля; проводил мастер-классы.
Сопровождение проекта осуществлялось в трех направлениях:
- результативность проекта, получение конкретного, готового результата, имеющего практическую применимость;
- командная сплоченность проекта, построение совместной работы с учетом способностей и особенностей каждого участника проекта;
- методическая компетентность, овладение каждым участником проекта способами организации и управления проектом.
Модель реализации проекта «Профессиональный компас»:
1) определение актуальности проекта в связи с разработкой новых нормативно-правовых документов;
2) выбор руководителя — наставника проекта из числа работодателей и социальных партнеров в соответствии с определенными критериями;
3) разработка и внедрение дополнительных образовательных программ для студентов третьего курса, связанных с направленностью проекта «Профессиональный компас»;
4) отбор методик и проведение мониторинга сформированности определенных общих
и профессиональных компетенций у студентов, участвующих в проекте, на начальном и заключительном этапе;
5) отбор образовательных организаций, участвующих в реализации проекта;
6) разработка мероприятий проекта;
7) создание информационно-методического обеспечения проекта.
Результативность проекта была обеспечена комплексом мероприятий. К ним можно отнести:
- реализацию дополнительных образовательных программ для студентов (например, «Начальное техническое моделирование», «Ле-го-конструирование», «Школа молодого лидера», «Основы проектной деятельности»);
- проведение ассамблеи работодателей, на которой были определены образовательные организации — партнеры в реализации проекта;
- проведение внеурочных занятий студентами колледжа с обучающимися начальной школы на базе мастерской по стандартам WorldSkШs;
- формирование методического портфеля студента (содержащего разработанные самим студентом материалы: рабочую программу внеурочной деятельности, технологические карты занятий, цифровые образовательные ресурсы, оценочные средства);
- подготовку и проведение онлайн-смены для школьников города и районов «Мир профессий», мастер-классов от ведущих педагогов по организации внеурочной деятельности школьников, тренингов на командообразование и т. п.
Мониторинг сформированности компетенций осуществлялся с использованием методик, позволяющих определить уровень готовности студентов СПО к осуществлению профессиональной деятельности [8].
В процессе реализации были выявлены вероятные риски, определено, каким образом их можно минимизировать и преодолевать. Отметим сильные стороны реализованного проекта. Во-первых, это повышение уровня сформиро-ванности общих и профессиональных компетенций студентов — участников проекта. Во-вторых, неформальное повышение квалификации руководителя проекта. В-третьих, диссеминация педагогического опыта внедрения модели наставничества. В-четвертых, укрепление связей
с социальными партнерами и образовательными организациями, расширение возможностей взаимодействия. В-пятых, обеспечение конкурентоспособности выпускников колледжа.
Тем не менее в реализации данного проекта были выявлены слабые стороны. Во-первых, низкая активность работодателей в реализации наставничества в целом и в руководстве учебным проектом в частности. Во-вторых, неполная проработка системы мотивации работодателя в роли наставника (отсутствие материального поощрения работы наставника, производственная загруженность наставника). В-третьих, отсутствие учета заказа работодателя на содержание, выполнение учебного проекта. В-четвертых, необходимость оцифровки мониторинга формирования компетенций у студентов колледжа.
Выявленные слабые и сильные стороны позволили определить следующие требования к реализации учебного проекта под руководством наставника-работодателя:
- информационно-методическая поддержка системы взаимодействия образовательной организации и социальных партнеров;
- укрепление материально-технической базы сторон взаимодействия;
- расширение взаимодействия с работодателями по другим направлениям;
- организация процесса подготовки работодателя в качестве наставника учебного проекта;
- создание базы лучших практик наставнической деятельности работодателей и социальных партнеров;
- использование возможностей автоматизированной системы управления «ProColledge» в процессе проведения мониторинга результатов.
Таким образом, применение проектного подхода при формировании конкретных общих и профессиональных компетенций очевидно: четкость в определении результатов, детально прописанный календарный план, определенность механизмов. Использованная форма наставничества «работодатель — студент» способна гибко реагировать на изменения профессиональной среды и требований к результатам профессионального образования у студентов.
Библиографический список
1. Минпросвещение России представило Стратегию развития среднего профессионального образования до 2030 года. — URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 01.02.2021).
2. Целевая модель наставничества : под общ. науч. рук. Н. Ю. Синягиной. — URL: https:// salskschool21.ucoz.ru/docs/nastavnik/mr_po_modeli_nastavnichestva.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
3. Об организации работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в Челябинской области : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области 01/2428 от 18 ноября 2020 г.]. — URL: https://minobr74.ru/documents/doc/11469 (дата обращения: 01.02.2021).
4. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы». — URL: https://minobr. govmurman.ru/files/Nach_proekty/molodye_prof/fp_molodye_professionaly_09102019.pdf (дата обращения: 03.02.2021).
5. Масалимова, А. Р. Содержание и технологии корпоративной подготовки наставников: педагогическая составляющая : учеб.-метод. пособие / А. Р. Масалимова. — Казань : Изд-во КФУ, 2015. — 123 с.
6. Ангеловская, С. К. О применении проектного подхода в системе экологического воспитания обучающихся профессиональной образовательной организации / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 96-101.
7. Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. — URL: https://minobr.government-nnov.ru/?id=216241 (дата обращения: 03.02.2021).
8. Беликов, В. А. Дидактика практико-ориентированного образования : моногр. / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. С. Валеев, А. М. Филиппов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 323 с.
For citation: Leushkanova, O. Yu. Training project possibilities in the process of realization of the mentoring form "employer — student" / O. Yu. Leushkanova, E. Yu. Ivanova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 73-78.
TRAINING PROJECT POSSIBILITIES IN THE PROCESS OF REALIZATION OF THE MENTORING FORM "EMPLOYER — STUDENT"
O. Yu. Leushkanova, E. Yu. Ivanova
The article is devoted to the actual problem of the introduction of the mentoring model in the form of "employer-student" within the framework of the project activities organization of students of the Magnitogorsk Pedagogical College. The article identifies the key documents that determine the targets for the introduction of mentoring. The purpose of which is to form at least 80 % of the 3rd year students studying in the specialties 44.02.02 "Teaching in primary school", 44.02.05 "Correctional pedagogy in primary education", competencies — to conduct extracurricular activities through participation in project activities. The authors highlight the areas of project support: efficiency, team cohesion and methodological competence. Particular attention is paid to the consideration of the stages, mechanisms and risks of the project, the description of the project activities of students. On the example of the implementation of a specific project "Professional Compass", the authors give the estimated characteristics of the project, emphasize the importance of using the form of mentoring "employer — student" in the process of training a competitive specialist.
Key words: mentoring methodology, practice-oriented education, educational project, form of mentoring "employer-student", employer-mentor.
References
1. Minprosveshhenie Rossii predstavilo Strategiju razvitija srednego professional'nogo obra-zovanija do 2030 goda, available at: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (accessed: 01.02.2021). (In Russian)
2. Sinyagina N. Yu. Celevaja model' nastavnichestva [Target model of mentoring], available at: https://salskschool21.ucoz.ru/docs/nastavnik/mr_po_modeli_nastavnichestva.pdf (accessed: 01.02.2021). (In Russian)
3. Ob organizacii raboty po vnedreniju regional'noj celevoj modeli nastavnichestva v Cheljabinskoj oblasti: [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti 01/2428 ot 18 nojabrja 2020 g.], available at: https://minobr74.ru/documents/doc/11469 (accessed: 01.02.2021). (In Russian)
4. Pasport federal'nogo proekta «Molodye professionaly», available at: https://minobr.govmurman. ru/files/Nach_proekty/molodye_prof/fp_molodye_professionaly_09102019.pdf (accessed: 03.02.2021). (In Russian)
5. Masalimova A. R. Soderzhanie i tehnologii korporativnoj podgotovki nastavnikov: peda-gogicheskaja sostavljajushhaja : ucheb.-metod. posobie [Content and technologies of corporate training of mentors: pedagogical component: study guide. Allowance]. Kazan, Publishing house of KFU, 2015, 123 p. (In Russian)
6. Angelovskaya S. K. O primenenii proektnogo podhoda v sisteme jekologicheskogo vospitanija obuchajushhihsja professional'noj obrazovatel'noj organizacii [About the application of the project approach in the system of ecological education of students of a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 2 (26), pp. 96-101. (In Russian)
7. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniju metodologii (celevoj modeli) nastavnichestva obuchajushhihsja dlja organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' po obshheobrazovatel'nym, dopolnitel'nym obshheobrazovatel'nym i programmam srednego professional'nogo obrazovanija, v tom chisle s primeneniem luchshih praktik obmena opytom mezh-du obuchajushhimisja, available at: https://minobr.government-nnov.ru/?id=216241 (accessed: 03.02.2021). (In Russian)
8. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Valeev A. S., Filippov A. M. Didaktika praktiko-orientirovanno-go obrazovanija: monogr. [Didactics of practice-oriented education: monograph]. Moscow, INFRA-M, 2020, 323 p. (In Russian)
Леушканова Ольга Юрьевна, директор ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Магнитогорск, е-таД: leushkan62@mail.ru Иванова Елена Юрьевна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», Челябинская область, г. Магнитогорск, е-тай: 0105199975@mail.ru
Leushkanova Olga Yuryevna, director of Magnitogorsk Pedagogical College, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, Russia, e-mail: leushkan62@mail.ru
Ivanova Elena Yuryevna, deputy Director of scientific and methodical work, Magnitogorsk Pedagogical College, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, Russia, e-mail: 0105199975@mail.ru
Сведения для цитирования: Манапова, О. Н. Повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного обучения в рамках реализации региональной инновационной площадки / О. Н. Манапова, Т. С. Занова, И. В. Милюков, З. Н. Разаманова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 78-88.
УДК 377+001 ББК 74.57
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
О. Н. Манапова, Т. С. Занова, И. В. Милюков, З. Н. Разаманова
В статье представлены промежуточные результаты функционирования региональной инновационной площадки в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж». Тема инновационного проекта нацелена на модернизацию образовательного процесса, обеспечивающего