08.00.05 УДК 338.3
ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
© 2020
Ирина Михайловна Царенкова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» Белорусский государственный университет транспорта, Гомель (Беларусь)
Аннотация
Введение: в статье затронута актуальная проблема научного и социально-экономического характера - повышение интеллектуализации дорожного хозяйства на базе цифровизации всех сфер деятельности. Принимая во внимание тенденции мировой цифровой экономики и необходимость устойчивого социально -экономического развития Республики Беларусь, ключевыми факторами которого выступают инновации, предусмотрено внедрение в традиционное дорожно-строительное производство передовых технологий с дальнейшей эффективной эксплуатацией автомобильных дорог. Целью работы является исследование возможности цифровой трансформации дорожного хозяйства и формирование организационно-экономического механизма ее реализации.
Материалы и методы: рассмотрены научные подходы к вопросу развития цифровой экономики. Перед дорожным хозяйством совместно с наукой и системой образования поставлена комплексная задача: определить возможности цифровой трансформации основных видов экономической деятельности - от экономических изысканий при разработке дорожных проектов, применения при этом новых технологий и оборудования до участия в производственном процессе и дальнейшей эффективной эксплуатации автомобильных дорог. При поиске путей ее решения использованы общенаучные методы, структурный, аналитический, системный, логический анализ, процессный и логистический подходы.
Результаты: уточнен понятийный аппарат в рамках выполненного исследования. Новизна подхода заключается в обосновании направлений интеллектуального управления жизненным циклом автомобильных дорог на основе качественного преобразования производственных процессов в дорожном хозяйстве за счет разработки и внедрения собственных инженерных информационно-коммуникационных технологий нового поколения, совместно с технологиями цифрового маркетинга и технологического прогнозирования, дальнейшего совершенствования систем автоматизированного проектирования.
Обсуждение: обоснована необходимость формирования организационно-экономического механизма цифровой трансформации дорожного хозяйства. Определено его содержание и основные принципы построения. Предложен алгоритм его работы.
Заключение: подчеркнута необходимость получения знаний в области прикладных цифровых и интеллектуальных технологий моделирования управления производством для применения полученных профессиональных компетенций при планировании и принятии управленческих решений в исследуемой сфере. Ключевые слова: автомобильная дорога, дорожное хозяйство, дорожно-строительное производство, интеграция, информационно-коммуникационные технологии, организационно-экономический механизм, трансформация, транспортно-эксплуатационное состояние дорог, цифровая экономика
Для цитирования: Царенкова И. М. Возможности цифровой трансформации дорожного хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2020. № 6 (109). С. 57-64.
OPPORTUNITIES FOR DIGITAL TRANSFORMATION ON THE ROAD SECTOR
© 2020
Irina Mihaylovna Tsarenkova, Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor of department «Design, construction and opération of transport facilities»
Belarusian state University of transport, Gomel (Belarus)
Abstract
Introduction: the article deals with an actual problem of scientific and socio-economic nature-increasing the intellec-tualization of road management on the basis of digitalization of all spheres of activity. Taking into account the trends of the global digital economy and the need for sustainable social and economic development of the Republic of Bela-
rus, the key factors of which are innovations, it is planned to introduce advanced technologies into traditional road construction production with further effective operation of highways. The purpose of this work is to study the possibility of digital transformation of the road economy and the formation of an organizational and economic mechanism for its implementation.
Materials and methods: scientific approaches to the development of the digital economy are considered. The road sector, together with science and education, has a complex task: to determine the possibilities of digital transformation of the main types of economic activity - from economic research in the development of road projects, the use of new technologies and equipment to participation in the production process and further effective operation of automobile roads. General scientific methods, structural, analytical, system, logical analysis, process and logistics approaches were used in the search for ways to solve this problem.
Results: the conceptual framework of the research was clarified. The novelty of the approach lies in the justification of the directions of intelligent life cycle management of roads based on the qualitative transformation of production processes in the road sector through the development and implementation of their own engineering information and communication technologies of a new generation, together with digital marketing and technological forecasting technologies, and further improvement of computer-aided design systems.
Discussion: the necessity of forming an organizational and economic mechanism for digital transformation of the road economy is substantiated. Its content and basic principles of construction are defined. The algorithm of its operation is proposed.
Conclusion: the article emphasizes the need to obtain knowledge in the field of applied digital and intellectual technologies for modeling production management in order to apply the obtained professional competencies in planning and making management decisions in the field under study.
Keywords: road, road management, road construction production, integration, information and communication technologies, organizational and economic mechanism, transformation, transport and operational condition of roads, digital economy
For citation: Tsarenkova I. M. Opportunities for digital transformation of the road sector // Bulletin NGIEI. 2020. № 6 (109). P. 57-64.
Введение
На современном этапе все большее внимание исследователей, ученых и практиков привлекают новые тенденции в развитии экономики, ключевыми факторами которых являются инновации: экономика сверхиндустриального типа, цифровая экономика, новая экономика, инновационная, сетевая, глобальная, устойчивая, экономика знаний [1; 2; 3; 4].
Выбирая индивидуальные пути развития национальной экономики, учет зарубежных тенденций является необходимым аналитическим материалом при построении различных экономических моделей [5]. Так, инициатором построения сверхиндустриальной экономики на сегодняшний день является Германия, развивающая высокотехнологичную наукоёмкую индустрию опережающими темпами и осуществляющая четвертую промышленную революцию «Индустрия 4.0», начиная с 2011 г. В 2019 году в своем отчете Всемирный экономический форум устанавливает эффективное использование технико-технологических средств, как необходимый фактор для экономического прорыва в ходе четвертой технико-технологической революции [6]. При этом научные работы в данной области имеют ограниченный характер и посвящены исследованию
узких предметных областей, таких как облачные вычисления, большие данные, информационные системы, интеграционные технологии, BIM-модели-рование и др. [7; 8; 9; 10]. Их анализ свидетельствует о практической направленности в области технических наук, связанных с развитием промышленности. Социально-экономические последствия становления «Индустрии 4.0», выраженные в трансформации цепочек создания добавленной стоимости, изменении характера взаимодействия их участников, возникновении новых форм создания добавленной стоимости и новых бизнес-моделей, до сих пор системно не исследованы.
Основой механизма функционирования производственных систем «Индустрии 4.0» признаются киберфизические системы [11]. Объединение разрозненных производственных процессов в систему путем цифровой интеграции позволяет повысить надежность в области проектирования, планирования, производства, эксплуатации и логистики. Информационные технологии работают в реальном времени, обеспечивая координацию цепочек создания добавленной стоимости в динамике их развития, корректировку и оптимизацию по всей цепочке в соответствии с поставленными задачами [12; 13; 14].
В Беларуси подходит к концу реализация Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг., целью которой является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий, включая практические аспекты внедрения цифровых технологий в различные области функционирования экономики [15]. Дорожное хозяйство является важнейшей инфраструктурной частью транспортного комплекса, создавая условия для беспрепятственного и безопасного проезда автомобильного транспорта по автомобильным дорогам при перевозке грузов и пассажиров. Установлено, что транс-портно-эксплуатационное состояние дорог влияет на уровень транспортных издержек в конечной стоимости продукции [16]. В дорожном хозяйстве существуют большие резервы, как для снижения транспортной составляющей, так и для рационального использования финансовых ресурсов при развитии и содержании автомобильных дорог.
Материалы и методы Применяя процессный подход при построении теоретической модели цифровой трансформации дорожного хозяйства, формализующей описание исследуемого явления, в последовательный ряд выстраиваются оцифрованные элементы цепочки создания сметной стоимости строительства автомобильной дороги, начиная с цифрового центра научно-исследовательской разработки и проектирования, затем цифровое производство, включая организационно-техническую подготовку, цифровое взаимодействие производственных предприятий с объектами производства работ, включая транспорт, цифровой дорожно-строительный поток и т.д. Объекты цепи взаимодействуют последовательно, линейно, при этом субъекты являются звеньями в цепочке создания стоимости. Организационно-экономический механизм преобразует модель на практике в действующий организм, адаптированный к влиянию конкретных факторов, определенных условий [17].
Результаты исследования Цифровая трансформация дорожного хозяйства обеспечит не только оптимизацию существующих процессов, поддерживаемых информационными технологиями, но и раскрытие потенциала еще более дифференцированного сопровождения детализированных процессов при организации производства работ.
В Большой экономической энциклопедии трансформация представлена как «взаимодействие
различных процессов и явлений в сфере экономики, политики и иного, которые в результате способствуют приведению к новому качеству социальной системы в целом» [18, с. 681]. Опираясь на приведенное определение, будем понимать под цифровой трансформацией дорожного хозяйства его преобразование, происходящее по определенным правилам, с эволюционным переходом на новый качественный уровень на основе использования информационно-коммуникационных и технико-технологических средств в условиях взаимодействия различных процессов при строительстве, реконструкции, ремонтах и эксплуатации автомобильных дорог. Когда представляем дорожное хозяйство как экономическую систему, его цифровая трансформация является одним из способов развития, который нацелен на достижение эффективного взаимодействия технико-технологических и организационно-экономических сфер в работе дорожных организаций. Частными случаями цифровой трансформации следует выделить макроуровень (дорожное хозяйство республики), мезоуровень (по областям) и микроуровень дорожно-строительного предприятия.
Принадлежность дорожно-строительного предприятия к определенной организационной структуре позволяет классифицировать процессы его деятельности с целью выявления цепочки создания добавленной стоимости. Выполняемые функции в процессе реализации инвестиционного проекта ставят различные цели и задачи перед заказчиками, подрядными организациями, производственными предприятиями [19]. Основой для разработки алгоритма цифровой трансформации дорожно-строительного предприятия должен стать результат анализа финансово-экономического состояния текущей деятельности, а также формирование стратегических количественных и качественных целей его цифровой трансформации на основании всестороннего ситуационного анализа. Поставленные задачи сформируют базис для разработки концепции организационно-экономического механизма цифровой трансформации как предприятий дорожного хозяйства, так и процессов реализации дорожной деятельности.
Под цифровым дорожно-строительным производством следует понимать интегрированный комплекс цифровых моделей, методов и инструментов, взаимосвязанных на основе системы управления данными. Ключевой задачей такого производства является интегрированное планирование, оценка и непрерывное улучшение всех основных структур, производственных процессов и ресурсов реального производственного процесса. При виртуализа-
ции ресурсов появляется возможность организации взаимодействия по функциональным связям и взаимным запросам, возникающим при движении логистических потоков. Только в том случае, если все звенья цепочки создания стоимости дорожного строительства в равной степени вовлечены в производственно-хозяйственное планирование, управление и контроль, может быть обеспечена надежность всей цепочки создания стоимости на всех этапах жизненного цикла автомобильной дороги.
Основным звеном цифровой экономики является цифровое предприятие, для которого все цифровые ресурсы доступны глобально и дистанционно, а сами предприятия взаимодействуют на основе принципов открытости, обеспеченных программной поддержкой и доступом для всего цифрового пространства интеграционной системы. В свою очередь, такая интеграция в дорожном хозяйстве подразумевает вероятность всех субъектов получать доступ к общей, совместимой и достоверной производственной информации и открывает уникальную возможность оперативного управления всеми звеньями цепочки создания добавленной стоимости дорожного строительства. Также становится возможным непрерывный сплошной контроль над производственными ресурсами, выполняемыми видами работ, их сроками на протяжении жизненного цикла автомобильной дороги. Ключевой аспект цепочки создания добавленной стоимости в условиях цифровой трансформации дорожного хозяйства Республики Беларусь заключаются в следующем: с учетом реализации горизонтальной и вертикальной интеграции предприятий дорожного хозяйства влияние технико-технологических глобальных информационных технологий на производственный процесс приводит к изменениям в структуре добавленной стоимости, появлению высокотехнологичного производства, цифровой компоненты.
Таким образом, понятие цифровой трансформации дорожного хозяйства определяется как изменение внутрипроизводственных компонент, параметров и пропорций, а также связей экономической системы дорожного хозяйства, которые, накапливаясь, обусловливают его переход в новое качественное состояние. Благодаря цифровой трансформации производственная система выходит на иной, более высокий уровень функционирования, меняя при этом прежнюю структуру на более адаптивную, прежнюю систему управления на новую, более гибкую. Это стимулирует к разработке организационно-экономического механизма цифровой трансформации дорожного хозяйства Республики Беларусь.
Организационно-экономический механизм цифровой трансформации дорожного хозяйства является звеном механизма цифровой экономики на основании государственной дорожной политики, а механизм управления дорожно-строительным предприятием является составной частью концепции организационно-экономического механизма цифровой трансформации дорожного хозяйства и войдет в подсистему, воздействующую на производственные процессы на основе принципов согласования деятельности субъектов и объектов механизма с помощью методов и инструментов. В состав механизма включены факторы, определяющие причины, влияющие на исследуемое явление.
Ограничения и требования для получения результата задаются условиями, которые являются составной частью организационно-экономического механизма. Эффективность организационно -экономического механизма цифровой трансформации дорожного хозяйства определяется при помощи количественных и качественных выходных показателей: эффективность инвестиционных вложений; качество выполненных работ и транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог; степень и темп развития цифрового обеспечения производственных процессов на разных стадиях инвестиционного цикла; интенсивность интеграционных процессов в дорожном хозяйстве; генерация добавленной стоимости; показатели экономической надежности дорожно-строительных предприятий.
Уточняя понятийный аппарат, под организационно-экономическим механизмом цифровой трансформации дорожного хозяйства следует понимать совокупность способов управления взаимодействием всех субъектов - участников дорожно-строительного производства на основе системы институтов, определяющих правила, принципы и методы осуществления цифровой трансформации, в результате которой происходит целевое качественное преобразование субъектов механизма и их переход на новый более высокий уровень технико-технологического развития с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды. Таким образом, с целью эффективного функционирования организационно-экономического механизма цифровой трансформации дорожного хозяйства необходимо использовать методы и инструменты, формирование и воздействие которых согласовано со стратегическими направлениями развития государственной дорожной политики.
Обсуждение
Концептуальная модель организационно-экономического механизма цифровой трансформа-
ции базируется на результатах фундаментального исследования дорожного хозяйства с позиций логистического подхода [20; 21]. Его структуру составляют пять основных блоков: технико-технологический, организационный, управленческий, экономический, компетентностный. В организационном блоке происходит анализ большого объема факторов внешней и внутренней среды и выработка организационных цифровых решений по схеме «стратегические цели - технико-технологические средства - цифровые компетенции персонала - методы и инструменты достижения поставленных целей - бизнес-процессы».
Цели и задачи организационно-экономического механизма цифровой трансформации дорожного хозяйства определяются принципом целостности, предполагающим функциональную возможность доведения управляющих воздействий до всех субъектов механизма, развитие между ними информационного сотрудничества, направленного на достижение поставленных целей. Установлено, что эффективность организационно-экономического механизма цифровой трансформации и согласование интересов участников дорожно-строительного производства находятся в корреляционной зависимости, поскольку реализация приоритетных направлений развития национальной сети автомобильных дорог и эффективность используемых инструментов управления ее транспортно-эксплуатационным состоянием обеспечиваются в условиях формирования социально-экономических стимулов для масштабной и оперативной цифровой трансформации всех сфер деятельности дорожного хозяйства. Векторы развития и движущие силы механизма источники изменения его целевых функций, а также контролируемые параметры субъектов и объектов, ограничены системой принципов механизма, как целостной системой взаимосвязанных и взаимодополняющих
ценностей, разделяемых субъектами механизма. Основные принципы, положенные в основу организационно-экономического механизма цифровой трансформации дорожного хозяйства, согласуются с принципами развития сети автомобильных дорог, отражающими системные свойства дорожного хозяйства и особенности условий функционирования, и дополнены специфическими, учитывающими особенности осуществления цифровой трансформации. К ним относятся: эмерджентность; целенаправленность; соответствие механизма целям функционирования и развития исследуемой системы; многообразие; инерционность; сложность информационных процессов; сложность иерархической структуры; целостность; упорядочение и структурированное взаимодействие всех элементов организационно-экономического механизма цифровой трансформации; результативность; адекватность; адаптивность; комплексность охвата решаемых задач; информационно-компьютерной поддержки.
Заключение
Работа представленного механизма заключается в выстраивании системы полного цикла производства цифровых инженерных задач на основе имеющихся возможностей и научного потенциала, сосредоточенного в компетентностном блоке: начиная от фундаментальных экономических исследований в области развития сети автомобильных дорог до получения цифровых инженерных компетенций, способных выполнять сложные многофункциональные производственные задачи. При этом качественные параметры автомобильных дорог и организационно-технологические решения проектов строительства, реконструкции и ремонтов автомобильных дорог, полученные в результате цифровой трансформации процессов в дорожном хозяйстве, формируют уникальную ценность непосредственно для конечного потребителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. . Попов А. И. Неоиндустриализация российской экономики как условие устойчивого развития // Известия СПбГЭУ. 2014. № 3 (87). С. 7-12.
2. Барменкова Н. А., Сибиряев А. С. Наукограды как инновационный ресурс развития регионов. Москва, 2019. 215 с.
3. Кручинина Г. А., Шилова Т. В. Формирование информационной компетентности студентов инженерных специальностей // Образование и наука. 2013. № 2 (101). С. 85-96.
4. Бобышев Е. Н. О Механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.
5. Данильченко А. В., Калинин Д. С. Современные направления развития теории интернационализации деловой активности предприятий // Труды факультета международных отношений 2010 : науч. сб. Вып. I. С.113-117.
6. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М. : Эксмо, 2016. 209 с.
7. Liao Y., Deschamps F., E. de Freitas Rocha Loures & Luiz Felipe Pierin Ramos. Past, present and future of Industry 4.0 - a systematic literature review and research agenda proposal // International Journal of Production Research [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://dx.doi.org/10.1080/00207543.2017.1308576.
8. Головань А. М., Клашанов Ф. К., Петрова С. Н. Облачные вычисления // Вестник МГСУ. 2011. № 6. С. 411-417.
9. Мирошниченко М. А., Трелевская К.-А. И. Cloud computing in agro-industrial sector of Economy: tendencies of development and advantages of implementation // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. № 128. С. 375-385.
10. Рахматуллина Е. С. BIM-моделирование как элемент современного строительства // Российское предпринимательство. 2017. № 19. С. 2849-2866.
11. Куприяновский В. П., Намиот Д. Е., Синягов С. А. Кибер-физические системы как основа цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 2. С. 18-25.
12. Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Моделирование добавленной стоимости в цифровом стратегическом менеджменте // Учет. Анализ. Аудит. 2018. № 5. С. 6-23.
13. Родинова Н. П., Остроухов В. М., Березняковский В. С. Обеспечение эффективности деятельности торгового предприятия на основе стандартизации работы персонала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 803-806.
14. Зуева С. В., Кривоногов С. В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.
15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600235 (дата обращения 15.04.2020).
16. Царенкова И. М. Экономические основы выбора направлений модернизации сети автомобильных дорог // Наука и техника. 2018. Т. 17. № 4. С. 331-337.
17. Бородин А. И. Состав и структура организационно-экономического механизма стратегического развития предприятия // Изв. Том. политехн. ун-та. Инжиниринг георесурсов. 2003. Т. 306, № 4. С. 124-126.
18. Варламова Т. П. и др. Трансформация // Большая экономическая энциклопедия : более 7000 экон. терминов и понятий. М., 2007. 815 с.
19. Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении Положения о заказчике (застройщике) в строительстве» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/Приказы/1999/108307 (дата обращения 18.04.2020).
20. Царенкова И. М. Основы развития логистических систем в дорожном хозяйстве : монография. Гомель : БелГУТ, 2017. 211 с.
21. Царенкова И. М. Развитие макрологистической системы дорожного хозяйства: теоретико-методологические основы // Право. Экономика. Психология. 2018. № 2 (10). С. 30-36.
Дата поступления статьи в редакцию 19.03.2020, принята к публикации 27.04.2020.
Информация об авторах: Царенкова Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов»
Адрес: Белорусский государственный университет транспорта, 246653, Беларусь, Гомель ул. Кирова, 34 E-mail: [email protected] Spin-код: 5801-4070
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Popov A. I. Neoindustrializacija rossijskoj jekonomiki kak uslovie ustojchivogo razvitija [Neoindustrializa-tion of the Russian economy as a condition for sustainable development], Izvestija SPbGJeU [Proceedings Of St. Petersburg State Economic University], 2014, No. 3 (87), pp. 7-12.
2. Barmenkova N. A., Sibiryaev A. S. Naukogrady kak innovacionnyj resurs razvitiya regionov [Science cities as an innovative resource for the development of regions]. Moscow, 2019.215 p.
3. Kruchinina G.A., SHilova T.V. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov inzhenernyh spe-cial'nostej [Formation of information competence of students of engineering specialties], Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2013. No. 2 (101). pp. 85-96.
4. Bobyshev E. N. O Mekhanizmah realizacii strategii razvitiya informacionnogo obshchestva [On the Mechanisms for Implementing the Development Strategy of the Information Society], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management], 2015. No. 1 (10). pp. 21-23.
5. Danil'chenko A. V., Kalinin D. S. Sovremennye napravlenija razvitija teorii internacionalizacii delovoj ak-tivnosti predprijatij [Modern directions of development of the theory of internationalization of business activity of enterprises], Trudy fakul'teta mezhdunarodnyh otnoshenij 2010 [Proceedings of the faculty of international relations 2010], nauch. sb. Vol. I, pp. 113-117.
6. Shvab K. Chetvertaja promyshlennaja revoljucija [The Fourth Industrial Revolution], Moscow : Jeksmo, 2016, 209 p.
7. Y. Liao, F. Deschamps, E. de Freitas Rocha Loures & Luiz Felipe Pierin Ramos. Past, present and future of Industry 4.0 - a systematic literature review and research agenda proposal. International Journal of Production Research, [Electronic resource]. Mode of access : http://dx.doi.org/10.1080/00207543.2017.1308576. - Date of access : 28.01.2019.
8. Golovan' A. M., Klashanov F. K., Petrova S. N. Oblachnye vychislenija [Cloud computing], Vestnik MGSU [MGSUBulletin], 2011, No. 6, pp. 411-417.
9. Miroshnichenko M. A., Trelevskaja K.-A. I. Cloud computing in agro-industrial sector of Economy: tendencies of development and advantages of implementation. Scientific Journal of KubSAU, 2017. No. 128, pp. 375-385.
10. Rahmatullina E. S. BIM-modelirovanie kak jelement sovremennogo stroitel'stva [BIM modeling as an element of modern construction], Rossijskoepredprinimatel'stvo [Russian business], 2017, No. 19, pp. 2849-2866.
11. Kuprijanovskij V. P., Namiot D. E., Sinjagov S. A. Kiber-fizicheskie sistemy kak osnova cifrovoj jekonomiki [Cyber-physical systems as the basis of the digital economy], International Journal of Open Information Technologies, 2016. No. 2, pp. 18-25.
12. Stepnov I. M., Koval'chuk Ju. A. Modelirovanie dobavlennoj stoimosti v cifrovom strate-gicheskom menedzhmente [Value-added modeling in digital strategic management], Uchet. Analiz. Audit [Accounting. Analysis. Audit], 2018, No. 5, pp. 6-23.
13. Rodinova N. P., Ostrouhov V. M., Bereznyakovskij V. S. Obespechenie effektivnosti deyatel'nosti tor-govogo predpriyatiya na osnove standartizacii raboty personala [Ensuring the effectiveness of the trading company on the basis of standardization of staff], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 4-1 (81). pp. 803-806.
14. Zueva S. V., Krivonogov S. V. Aspekty i perspektivy razvitiya sovremennyh informacionnyh tekhnologij [Aspects and prospects of development of modern information technologies], Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2015. No. 3 (12). pp. 10-12.
15. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija cifrovoj jekonomiki i informacionnogo obshhestva na 2016-2020 gody» [Jelektronnyj resurs]. Available at : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600235 (Accessed 15.04.2020).
16. Carenkova I. M. Jekonomicheskie osnovy vybora napravlenij modernizacii seti avtomobil'nyh dorog [Economic bases for choosing directions of road network modernization], Nauka i tehnika [Science and technology], 2018, Vol. 17, No. 4, pp. 331-337.
17. Borodin A. I. Sostav i struktura organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma strategicheskogo razvitija predprijatija [Composition and structure of the organizational and economic mechanism of strategic development of the enterprise], Izv. Tom. politehn. un-ta. Inzhiniring georesursov [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Engineering of georesources], 2003, Vol. 306, No. 4, pp. 124-126.
18. Transformacija [Transformation] : Bol'shaja jekonomicheskaja jenciklopedija : bolee 7000 jekon. termi-nov i ponjatij, Moscow, 2007, 815 p.
19. Prikaz Ministerstva arhitektury i stroitel'stva Respubliki Belarus' «Ob utverzhdenii Polozhenija o zakazchike (zastrojshhike) v stroitel'stve» [On approval of the Regulations on the customer (developer) in construction] [Jelektronnyj resurs]. Available at : https://belzakon.net/Zakonodaterstvo/Prikazy/1999/108307 (Accessed 18.04.2020).
20. Carenkova I. M. Osnovy razvitija logisticheskih sistem v dorozhnom hozjajstve [Fundamentals of the development of logistics systems in the road sector]: monografiya, Gomel' : BelGUT, 2017, 211 p.
21. Carenkova I. M. Razvitie makrologisticheskoj sistemy dorozhnogo hozjajstva: teoretiko-metodologicheskie osnovy [The development of the macrologistical system of road management: theoretical and methodological foundations], Pravo. Jekonomika. Psihologija [Right. Economy. Psychology], 2018, No. 2 (10), pp. 30-36.
Submitted 19.03.2020; revised 27.04.2020.
About the author:
Irina M. Tsarenkova, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Design, construction and operation of transport facilities»
Address: Belarusian state University of transport, 246653, Belarus, Gomel, Kirova St., 34 E-mail: [email protected] Spin-Kog: 5801-4070
Author have read and approved the final manuscript.