ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Бабиянц К. А., Кривоконь С. В.
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются уникальные возможности темной сенсорной комнаты при психотерапии и коррекции функциональных состояний детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Проводится психофизиологический мониторинг психологического и физиологического состояния детей до и после воздействия темной сенсорной комнаты. Обосновываются закономерности воздействия сенсорных стимулов на личностную и психофизиологическую сферу ребенка, на возникновение новых смыслов в борьбе с болезнью как у детей, так и у их родителей. Объектом исследования выступили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, которые в течение одного месяца проходили коррекцию в темной сенсорной комнате под наблюдением специалистов. Сделаны выводы о том, что воздействие темной сенсорной комнаты повышает мотивацию детей с ДЦП к обучению и жизнедеятельности в целом, развивает моторную активность, снижает тревожность.
Ключевые слова: церебральный паралич, интерактивная среда, сенсорная комната, функциональное состояние, коррекция.
Говоря о категории смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни, мы пытаемся выделить критерии смысла жизни, смыслообразования, смыслопередачи, смыслодидактики [1, с. 46]. Но немаловажным является постижение смысла в психологической практике и психотерапии. И, конечно, совершенно уникальной, отдельной темой поиска смысла жизни и существования является тема психологического сопровождения родителей и детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, такими как онкологические заболевания, детский аутизм, детский церебральный паралич. Трансформации, которые происходят в сознании родителей относительно восприятия своего ребенка, смысла лечения и относительно собственной жизни, очень глубоки, они затрагивают личностную, ценностно-смысловую, мировоззренческую позиции, самость и идентичность человека. Для того чтобы грамотно оказывать психоло-
гическое сопровождение детям, страдающим такими заболеваниями, и их родителям, необходимо понимать, что испытывают и дети и родители в психологическом и психофизиологическом смысле.
Небольшой психотерапевтический опыт работы с детьми с нарушениями в развитии (синдром гиперактивности и дефицита внимания в сочетании с запаздывающим развитием, детский церебральный паралич, запаздывание речевого развития, отсутствие или повреждение зрения) дает представление о высокой мотивации родителей помочь своим детям, «исправить» дефект любой ценой, иногда даже подвергая своих детей более серьезным, неизведанным лечениям, которые сами по себе могут навредить. И тогда смыслом психологической интервенции становится, в первую очередь, работа с самими родителями, с их смыслами жизни, с их целями и пониманием реальных возможностей лечения, адекватным
восприятием ребенка и, самое главное, принятие ребенка таким, какой он есть, и принятия себя самого рядом с таким уникальным ребенком. После этапа принятия, собственно, и начинается психологическая работа с родителями и детьми по медленному, но непреклонному преодолению трудностей, достижению небольших, но очень весомых результатов, создающих ту «зону ближайшего развития» и ту мотивацию, которая в дальнейшем определит смысл существования.
На протяжении последнего десятилетия остро встает проблема лечебно-психологической работы с детьми, больными детским церебральным параличом. Теоретический анализ научной литературы по данной теме показал, что нарушения при детском церебральном параличе носят множественный характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха [3, 9, 10, 11,12].
Функциональные состояния детей зависят от множества факторов, на изменение которых в той или иной степени можно влиять различными методами коррекционной работы [5]. Попытка решить проблему интерпретации внешних аудио и визуальных стимулов, их общеразвивающего, лечебного и психологического воздействия привела к идее создания специальной полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Полученный новый инструментарий позволил по-новому взглянуть на проблему. Но вместе с этим обозначил ряд вопросов, требующих изучения и анализа. Появилась необходимость разработки новых методик и коррекционных программ [3, 9].
Нами был предпринят анализ психолого-педагогических наблюдений и изучения медицинских карт детей 6-8 лет с ДЦП (детский церебральный паралич). Он проводился с целью изучения условий становления и развития основных психофизиологических функций организма детей с заболеваниями детским церебральным параличом. Всего приняли участие в исследовании 30 человек с ДЦП.
По итогам проведения психолого-педагогических наблюдений и изучению медицинских карт мы получили следующие результаты. Из 30 человек самостоятельно
без опоры передвигаются лишь 13 человек, 2 человека передвигаются с помощью опоры, остальные дети не могут передвигаться самостоятельно, 8 человек имеют плохо развитую речь, социально-психологическая зрелость не соответствует возрастному периоду у 16 человек, умственные нарушения легкой степени выражены у 28 человек. Мониторинг наблюдения за детьми в темной сенсорной комнате до коррекционной работы показал отсутствие интереса к коррекционным занятиям, отсутствие исследовательской деятельности, низкую или отсутствующую двигательную активность, низкую тактильную чувствительность, неразвитость мелкой моторики рук, высокий уровень тревожности и агрессии. Смысл психокоррекционной работы заключается именно в том, чтобы при помощи темной сенсорной комнаты создать положительную мотивацию у детей, имеющих отклонения со стороны центральной нервной системы.
Мониторинг показал, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, снижает уровень тревожности и агрессии, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики. Также улучшились психофизиологические показатели детей с детским церебральным параличом: два ребенка стали самостоятельно передвигаться без посторонней помощи; у 9 детей из 13, имеющих навык самостоятельной ходьбы, увеличились объем и амплитуда движений в пораженных конечностях; социально-психологическая зрелость приблизилась к возрастной норме; общая моторика тела улучшилась у 11 человек; появились навыки самообслуживания у 9 человек; состояние высших психических функций улучшилось у 3 человек; у 9 человек наметилась зона ближайшего развития.
Таким образом, на основе наблюдений до и после работы в темной сенсорной комнате было выявлено: спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулиру-
ется интерес к познавательной деятельности детей.
Необходимо отметить, что в работе с детьми, имеющими отклонения со стороны центральной нервной системы, интерактивные приборы, характерные для темной сенсорной комнаты, используются в комплексе с оборудованием и материалами для светлой сенсорной комнаты. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном для совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д. Все
это обеспечивает «зону ближайшего развития» относительно того позитивного смыслообра-зования, которое освещает жизнь не только самих детей, но и их «обесточенных» родителей, которые, порою, пройдя всех возможных специалистов, отчаиваются увидеть хоть какие-то положительные сдвиги в поведении и развитии ребенка.
В ходе нашего исследования проводился мониторинг выраженности тревожности с помощью методики «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен [7] (рис. 1).
Рис. 1. Уровень тревожности детей с ДЦП до коррекционной работы в темной сенсорной комнате и после
После работы в темной сенсорной комнате высокий уровень тревожности детей снизился на 4 % и стал 45 %, низкий уровень увеличился на 2 % и стал 27 %, средний уровень увеличился на 2 % и стал 28 %. При проведении теста дифференцированной самооценки функционального состояния (по шкале САН - самооценка, активность, настроение) после курса реабилитации выявленные различия были достоверны (Р < 0,05 - для самооценки самочувствия и активности и Р < 0,02 - настроения).
В ходе исследования был проведен мониторинг дифференцированной самооценки функционального состояния по шкале САН [7]. Результаты тестирования до и после работы в темной сенсорной комнате представлены в таблице 1 (для сравнительного анализа в верхней строке таблицы приведены среднестатистические показатели нормы у здоровых детей 6-8 лет).
Таблица 1.
Показатели САН у детей с ДЦП до и после коррекционной работы в темной сенсорной комнате
Самочувствие Активность Настроение
Норма 5,0-5,5 5,0-5,5 5,0-5,5
Ср. знач. до 4,08 4,11 4,31
Ср. знач. после 5,09 5,32 5,69
Результаты предварительного обследования детей с заболеванием ДЦП с помощью методики САН свидетельствуют о жалобах детей на самочувствие, пониженный уровень активности, нестабильное с перепадами настроение. Из таблицы видно, что по итогам диагностики произошла коррекция эмоционального состояния у детей, т. е. произошло улучшение самочувствия - 5.09 баллов, увеличилась активность - 5.32 балла, улучшилось настроение -5.69 баллов (рис. 2).
6
5,25 4,5 3,75 3
Рис. 2. Сравнительный анализ диагностики детей с ДЦП по методике САН до и после коррекционной работы в темной сенсорной комнате
□ Дореабилитации
□ После реабилитации 5,32
5,69
4,08
4,11
"43Г
Самочувствие Активность Настроение
Данные по САН были обработаны с помощью критерия Стьюдента, значение t должно быть не меньше, чем 2,0. У нас же этот показатель оказался при р < 0,05 равным: «самочувствие» t = 1,9; «настроение» t = 2,09; «активность» t = 2,13.
Полученные нами результаты действительно достоверно различаются, отсюда можно сделать вывод: самочувствие детей с ДЦП в ходе работы в темной сенсорной комнате улучшается, повышается уровень активности, стабилизируется настроение.
Для лучшего эмоционального понимания мы исследовали невербализуемые, преимущественно эмоциональные компоненты отношения детей с ДЦП к окружающим и самим себе с помощью методики М. Люшера [7]. Показатели тестирования детей с ДЦП с помощью цветового теста Люшера, проведенного до начала курса, свидетельствуют о достаточно стабильном функциональном состоянии обследуемых, что выражается в распределении основных цветов на первых пяти позициях. Однако наравне с основными цветами, фиолетовый и коричневый (13,2 %) встречаются на первых пяти позициях, что можно расценивать как состояние пассивности, замкнутости на фоне ощущения постоянного физического дискомфорта с оттенком ретрофлексивно-сти - желания сохранить себя в социально приемлемом виде.
На первой позиции, отражающей средства достижения цели (13,2 %) стоит сине-зеленый цвет, свидетельствующий об уверенности, на-
стойчивости. Размещение оранжево-красного цвета на первой позиции, в ряде случаев, расценивается как проявление агрессивности для достижения цели детей.
Вторая позиция, характеризующая цель, к которой стремятся испытуемые, представлена светло-желтым цветом (16 %), что можно расценить как стремление к эмоциональному комфорту, общению.
У детей с ДЦП, наряду с присущими им мечтами, на второй позиции встречаются следующие цвета: синий, выражающий потребность в удовлетворении спокойствия и положительной привязанности; сине-зеленый, свидетельствующий о потребности активно действовать и добиваться успеха; оранжево-красный, характеризующий самоуверенность и фиолетовый, символизирующий «чувствительную близость», «мистическое тождество», «зачарованность» и «восхищение». Предпочтение этого цвета (33 %) свойственно преимущественно незрелым лицам, что вполне закономерно для детей, оторванных от внешнего мира и максимально зависимых от своего ближайшего окружения.
Третья и четвертая позиции характеризуют предпочтение цвету и ощущение испытуемым состояния, в котором он находится. Чаще всего дети с ДЦП отдают предпочтение фиолетовому цвету (23,1 %), отражающему мечтательность, инфантилизм, разрыв с реальным миром, а также коричневому цвету (19,8 %), что является следствием постоянно испытываемого чувства физического дискомфорта, неудовлетворен-
ности своей жизнью и фиксации внимания на своих физических переживаниях.
Иногда непредвиденная ситуация воспринимается как стрессовая, и их реакции проявляются в виде агрессии (оранжево-красный цвет), в том числе вербальной (6,6 %). Это свидетельствует о ситуативной возбудимости, причиной которой часто является обостренная реакция детей на отношение к ним окружающих. Между тем в личностных реакциях сохраняется тенденция к устойчивости черт личности.
Проявляемая родителями гиперопека в отношении своих детей, страдающих детским церебральным параличом, с одной стороны, порождает у последних состояние инфантильности от гиперопеки (это подтверждается частым появлением фиолетового цвета на второй позиции). С другой стороны, обследованные часто ставят синий цвет на 5-6 позиции (13 %). Это отчасти можно объяснить тем, что состояние поиска покоя для них, по меньшей мере, неактуально или не адекватно их жизненной установке. Пятая и шестая позиции характеризуют нейтральное отношение к цвету, когда ребенок не связывает его со своим состоянием. Достаточно большое количество испытуемых (29,7 %) ставит синий цвет на пятую позицию, что можно интерпретировать как отвергаемый способ действий.
Седьмая и восьмая позиции характеризуют стремление подавить потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
Предпочтение черного и серого цветов и размещение их на первых местах (9,9 %) может расцениваться как стремление детей с ДЦП уйти из неблагоприятной ситуации. Это является своеобразной психологической защитой, которая нередко выражается в виде творческой активности, что наиболее предпочтительно, но чаще в форме ухода из реальной ситуации в мир фантазий, мечтательности, пассивного созерцания. Подтверждением этому является размещение фиолетового цвета на предпочитаемых позициях (1-4).
Психологическое тестирование детей с заболеванием ДЦП после коррекционной работы в темной сенсорной комнате с помощью методики Люшера показало, что значительно менее важными для опрашиваемых стали ощущения физического дискомфорта. Подтверждением
этого является (16,5 %) размещение коричневого цвета на 5-6 позиции по сравнению с выбором, проведенным до курса реабилитации, а также улучшение показателя «самочувствия» по шкале САН и снижение уровня депрессии, о чем свидетельствует уменьшение количества психосоматических жалоб.
Вынесение ярко-желтого цвета на первую-вторую позиции (6,6 %) можно расценивать как снижение агрессивных тенденций, связанное с повышением стрессоустойчивости и удовлетворением от участия в конкретной деятельности. В процессе занятий значительно улучшается настроение, что подтверждается увеличением показателя «настроение» при субъективной оценке функционального состояния по шкале САН (см. табл. 1).
У детей с заболеванием ДЦП, воспитываемых в семьях с наличием гиперопеки, в результате занятий отчетливо прослеживается тенденция к проявлению самостоятельности и независимости. При этом мотивация на достижение максимального результата на занятиях настолько высока, что заставляет мобилизовать весь внутренний физический и психический потенциал. Это значительно изменяет круг привычных стереотипов, побуждает к активным самостоятельным действиям, направленным на достижение желаемых результатов и поиску новых путей для их решения, что находит свое подтверждение в увеличении показателя «активность» по шкале САН.
При этом перемещение сине-зеленого цвета у 52,8 % опрашиваемых с 5-6 позиции на 3-4 свидетельствует о более стабильном восприятии детьми с заболеванием ДЦП окружающего, проявлении внутренней уверенности и спокойствия в своих действиях, без излишнего напряжения и при адекватном расходовании сил. Это нашло отражение в снижении показателей тревожности и увеличении показателя «настроение» при субъективной оценке детей функционального состояния. В результате уменьшаются опасения за неверные действия и страх неудачи.
Таким образом, эмоциональное отношение детей с ДЦП к себе и к окружающим приобретает положительную динамику, негативная тенденция детей с заболеванием ДЦП к избеганию неблагоприятной ситуации перерас-
тает в стремление выйти из нее с надеждой на хорошие перспективы в будущем. Результаты наблюдений подтверждают сделанный нами вывод.
Параллельно с психотерапевтической работой в темной сенсорной комнате проводилась коррекция средствами физической культуры. На протяжении всего периода исследования определялась частота сердечных сокращений и артериальное давление (до и после выполнения упражнений).
Динамика выполнения упражнений была следующей: на первом и втором этапах кор-рекционной работы ЧСС изменялась скачкоо-
бразно, наблюдалась тенденция к увеличению ее показателей, длительное восстановление ее до исходных величин. Третий этап стал переломным, и к четвертому этапу наблюдалась обратная реакция - урежение пульса и снижение артериального давления (см. рис. 3). С точки зрения распределения возбуждения и торможения здесь происходит образование нового очага возбуждения, окруженного зоной торможения (отрицательной индукцией). Биологический смысл предлагаемой методики в том, что через «периферию», т. е. периферические звенья нервной цепи, смогли стимулировать работу центральной нервной системы.
110 100 90 80 70 60 50
1 этап
2 этап
3 этап
ДО
после
4 этап
Рис. 3. Сравнительный анализ диагностики ЧСС до и после коррекционной работы
в темной сенсорной комнате
Таким образом, на основе наблюдений до и после коррекционной работы в темной сенсорной комнате было выявлено: спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей.
У детей с ДЦП физический и психический потенциал не востребован. Приступая к занятиям в интерактивной среде, они оказываются вовлеченными в новый мир ощущений. При этом значительно возрастает поток информации, контактов, общения. В результате формируется психологически незнакомая, в некотором
смысле стрессовая для ребенка ситуация. Интерактивная среда позволяет детям почувствовать границы своих возможностей, преодолеть и мобилизовать себя. Это способствует снижению уровня осознанной и неосознанной тревожности, формированию более адекватной и устойчивой самооценки.
Самочувствие детей с ДЦП в ходе работы в темной сенсорной комнате улучшается: повышается уровень активности, происходит стабилизация настроения. Результаты диагностики подтверждаются с помощью статистики.
Эмоциональное отношение детей с ДЦП к себе и окружающим приобретает положительную динамику, негативная тенденция детей с заболеванием ДЦП к избеганию неблагоприятной ситуации перерастает в стремление выйти из нее с надеждой на хорошие перспективы в будущем.
Произошли позитивные изменения в сфере социальной адаптации детей, что подтверждается их поведением в процессе реабилитационных воздействий и снижением количества предъявляемых при этом психосоматических жалоб, а также расширением социальных связей при активном стремлении к общению.
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты оказывают позитивное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние детей с заболеванием ДЦП и тем самым играют важную роль в их социальной интеграции и реабилитации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И. В., Дзюба Е. А. Смыслотехники в учебном процессе // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 7/4. -С. 46.
2. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. - Ростов н/Д: ЦВВР, 2000. - 250 с.
3. Венар Ч., КеригП. Психопатология развития детского и подросткового возраста. - СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 459 с.
4. Кирой В. Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие). - Ростов н/Д: ЦВВР, 2003. - С. 82-86.
5. Озеров В. П. Психофизиологические основы индивидуализации обучения школьников //
Российский психологический журнал. -2010. - № 4. - С. 23-24.
6. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецова и др. - М.: Академия, 2007. -240 с.
7. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
8. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. В. Л. Жевнерова и др. - СПб.: Хока, 2007. - 414 с.
9. ШипицинаЛ. М., МамайчукИ. И. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. - СПб.: Дидактика плюс, 2003. - 500 с.
10. Шипицына Л. M., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. - 369 с.
11. De Vries J. I. P. The origins of the lateralized functions in human fetal development // The Development of sensory, motor and cognitive abilities in early infancy. European research conference. - Spain, 1996. - P. 2.
12. LeDousJ.E.,WilsonD.H.,GassanigaM.S.Manipulo-Spa rtial Aspects ofCerebra l Latera lization:Cluesto the Origin of Lateralization // Neuropsychologia. -1977. - V. 15. - P. 743-750.
13. PrevicF. H. A GeneralTheory Concerning the Prenatal Origins of Cerebral Latéralisation in Humans // Psychological Review. - 1991. - V. 98. - № 3. -P. 299-334.