Научная статья на тему 'Возможности темной сенсорной комнаты в психотерапии детского церебрального паралича у младших школьников'

Возможности темной сенсорной комнаты в психотерапии детского церебрального паралича у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / СЕНСОРНАЯ КОМНАТА / DARK SENSORY ROOM / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL STATUS / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабиянц Каринэ Артемовна, Кривоконь Сергей Викторович

В статье рассматриваются уникальные возможности темной сенсорной комнаты при психотерапии и коррекции функциональных состояний детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Проводится психофизиологический мониторинг психологического и физиологического состояния детей до и после воздействия темной сенсорной комнаты. Обосновываются закономерности воздействия сенсорных стимулов на личностную и психофизиологическую сферу ребенка, на возникновение новых смыслов в борьбе с болезнью как у детей, так и у их родителей. Объектом исследования выступили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, которые в течение одного месяца проходили коррекцию в темной сенсорной комнате под наблюдением специалистов. Сделаны выводы о том, что воздействие темной сенсорной комнаты повышает мотивацию детей с ДЦП к обучению и жизнедеятельности в целом, развивает моторную активность, снижает тревожность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабиянц Каринэ Артемовна, Кривоконь Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities dark sensory room in psychotherapy of cerebral palsy at primary school pupils

The article considers the unique features dark sensory room with psychotherapy and correction of functional state of primary school children with cerebral palsy. Psychophysiological monitoring conducted psychological and physiological state of children before and after exposure to the dark sensory room. Justified laws impact of sensory stimuli on the personal and psychophysiological sphere of the child, the emergence of new meanings in the fight against disease in both children and their parents. Object of study were children of primary school age of 30 people who were held for one month correction in the dark sensory room under the supervision of specialists. Conclusions about what the impact of the dark sensory room increases the motivation of children with cerebral palsy to learning and life in general, develops motor activity, reduces anxiety.

Текст научной работы на тему «Возможности темной сенсорной комнаты в психотерапии детского церебрального паралича у младших школьников»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Бабиянц К. А., Кривоконь С. В.

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются уникальные возможности темной сенсорной комнаты при психотерапии и коррекции функциональных состояний детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Проводится психофизиологический мониторинг психологического и физиологического состояния детей до и после воздействия темной сенсорной комнаты. Обосновываются закономерности воздействия сенсорных стимулов на личностную и психофизиологическую сферу ребенка, на возникновение новых смыслов в борьбе с болезнью как у детей, так и у их родителей. Объектом исследования выступили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, которые в течение одного месяца проходили коррекцию в темной сенсорной комнате под наблюдением специалистов. Сделаны выводы о том, что воздействие темной сенсорной комнаты повышает мотивацию детей с ДЦП к обучению и жизнедеятельности в целом, развивает моторную активность, снижает тревожность.

Ключевые слова: церебральный паралич, интерактивная среда, сенсорная комната, функциональное состояние, коррекция.

Говоря о категории смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни, мы пытаемся выделить критерии смысла жизни, смыслообразования, смыслопередачи, смыслодидактики [1, с. 46]. Но немаловажным является постижение смысла в психологической практике и психотерапии. И, конечно, совершенно уникальной, отдельной темой поиска смысла жизни и существования является тема психологического сопровождения родителей и детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, такими как онкологические заболевания, детский аутизм, детский церебральный паралич. Трансформации, которые происходят в сознании родителей относительно восприятия своего ребенка, смысла лечения и относительно собственной жизни, очень глубоки, они затрагивают личностную, ценностно-смысловую, мировоззренческую позиции, самость и идентичность человека. Для того чтобы грамотно оказывать психоло-

гическое сопровождение детям, страдающим такими заболеваниями, и их родителям, необходимо понимать, что испытывают и дети и родители в психологическом и психофизиологическом смысле.

Небольшой психотерапевтический опыт работы с детьми с нарушениями в развитии (синдром гиперактивности и дефицита внимания в сочетании с запаздывающим развитием, детский церебральный паралич, запаздывание речевого развития, отсутствие или повреждение зрения) дает представление о высокой мотивации родителей помочь своим детям, «исправить» дефект любой ценой, иногда даже подвергая своих детей более серьезным, неизведанным лечениям, которые сами по себе могут навредить. И тогда смыслом психологической интервенции становится, в первую очередь, работа с самими родителями, с их смыслами жизни, с их целями и пониманием реальных возможностей лечения, адекватным

восприятием ребенка и, самое главное, принятие ребенка таким, какой он есть, и принятия себя самого рядом с таким уникальным ребенком. После этапа принятия, собственно, и начинается психологическая работа с родителями и детьми по медленному, но непреклонному преодолению трудностей, достижению небольших, но очень весомых результатов, создающих ту «зону ближайшего развития» и ту мотивацию, которая в дальнейшем определит смысл существования.

На протяжении последнего десятилетия остро встает проблема лечебно-психологической работы с детьми, больными детским церебральным параличом. Теоретический анализ научной литературы по данной теме показал, что нарушения при детском церебральном параличе носят множественный характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха [3, 9, 10, 11,12].

Функциональные состояния детей зависят от множества факторов, на изменение которых в той или иной степени можно влиять различными методами коррекционной работы [5]. Попытка решить проблему интерпретации внешних аудио и визуальных стимулов, их общеразвивающего, лечебного и психологического воздействия привела к идее создания специальной полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Полученный новый инструментарий позволил по-новому взглянуть на проблему. Но вместе с этим обозначил ряд вопросов, требующих изучения и анализа. Появилась необходимость разработки новых методик и коррекционных программ [3, 9].

Нами был предпринят анализ психолого-педагогических наблюдений и изучения медицинских карт детей 6-8 лет с ДЦП (детский церебральный паралич). Он проводился с целью изучения условий становления и развития основных психофизиологических функций организма детей с заболеваниями детским церебральным параличом. Всего приняли участие в исследовании 30 человек с ДЦП.

По итогам проведения психолого-педагогических наблюдений и изучению медицинских карт мы получили следующие результаты. Из 30 человек самостоятельно

без опоры передвигаются лишь 13 человек, 2 человека передвигаются с помощью опоры, остальные дети не могут передвигаться самостоятельно, 8 человек имеют плохо развитую речь, социально-психологическая зрелость не соответствует возрастному периоду у 16 человек, умственные нарушения легкой степени выражены у 28 человек. Мониторинг наблюдения за детьми в темной сенсорной комнате до коррекционной работы показал отсутствие интереса к коррекционным занятиям, отсутствие исследовательской деятельности, низкую или отсутствующую двигательную активность, низкую тактильную чувствительность, неразвитость мелкой моторики рук, высокий уровень тревожности и агрессии. Смысл психокоррекционной работы заключается именно в том, чтобы при помощи темной сенсорной комнаты создать положительную мотивацию у детей, имеющих отклонения со стороны центральной нервной системы.

Мониторинг показал, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, снижает уровень тревожности и агрессии, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики. Также улучшились психофизиологические показатели детей с детским церебральным параличом: два ребенка стали самостоятельно передвигаться без посторонней помощи; у 9 детей из 13, имеющих навык самостоятельной ходьбы, увеличились объем и амплитуда движений в пораженных конечностях; социально-психологическая зрелость приблизилась к возрастной норме; общая моторика тела улучшилась у 11 человек; появились навыки самообслуживания у 9 человек; состояние высших психических функций улучшилось у 3 человек; у 9 человек наметилась зона ближайшего развития.

Таким образом, на основе наблюдений до и после работы в темной сенсорной комнате было выявлено: спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулиру-

ется интерес к познавательной деятельности детей.

Необходимо отметить, что в работе с детьми, имеющими отклонения со стороны центральной нервной системы, интерактивные приборы, характерные для темной сенсорной комнаты, используются в комплексе с оборудованием и материалами для светлой сенсорной комнаты. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном для совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д. Все

это обеспечивает «зону ближайшего развития» относительно того позитивного смыслообра-зования, которое освещает жизнь не только самих детей, но и их «обесточенных» родителей, которые, порою, пройдя всех возможных специалистов, отчаиваются увидеть хоть какие-то положительные сдвиги в поведении и развитии ребенка.

В ходе нашего исследования проводился мониторинг выраженности тревожности с помощью методики «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен [7] (рис. 1).

Рис. 1. Уровень тревожности детей с ДЦП до коррекционной работы в темной сенсорной комнате и после

После работы в темной сенсорной комнате высокий уровень тревожности детей снизился на 4 % и стал 45 %, низкий уровень увеличился на 2 % и стал 27 %, средний уровень увеличился на 2 % и стал 28 %. При проведении теста дифференцированной самооценки функционального состояния (по шкале САН - самооценка, активность, настроение) после курса реабилитации выявленные различия были достоверны (Р < 0,05 - для самооценки самочувствия и активности и Р < 0,02 - настроения).

В ходе исследования был проведен мониторинг дифференцированной самооценки функционального состояния по шкале САН [7]. Результаты тестирования до и после работы в темной сенсорной комнате представлены в таблице 1 (для сравнительного анализа в верхней строке таблицы приведены среднестатистические показатели нормы у здоровых детей 6-8 лет).

Таблица 1.

Показатели САН у детей с ДЦП до и после коррекционной работы в темной сенсорной комнате

Самочувствие Активность Настроение

Норма 5,0-5,5 5,0-5,5 5,0-5,5

Ср. знач. до 4,08 4,11 4,31

Ср. знач. после 5,09 5,32 5,69

Результаты предварительного обследования детей с заболеванием ДЦП с помощью методики САН свидетельствуют о жалобах детей на самочувствие, пониженный уровень активности, нестабильное с перепадами настроение. Из таблицы видно, что по итогам диагностики произошла коррекция эмоционального состояния у детей, т. е. произошло улучшение самочувствия - 5.09 баллов, увеличилась активность - 5.32 балла, улучшилось настроение -5.69 баллов (рис. 2).

6

5,25 4,5 3,75 3

Рис. 2. Сравнительный анализ диагностики детей с ДЦП по методике САН до и после коррекционной работы в темной сенсорной комнате

□ Дореабилитации

□ После реабилитации 5,32

5,69

4,08

4,11

"43Г

Самочувствие Активность Настроение

Данные по САН были обработаны с помощью критерия Стьюдента, значение t должно быть не меньше, чем 2,0. У нас же этот показатель оказался при р < 0,05 равным: «самочувствие» t = 1,9; «настроение» t = 2,09; «активность» t = 2,13.

Полученные нами результаты действительно достоверно различаются, отсюда можно сделать вывод: самочувствие детей с ДЦП в ходе работы в темной сенсорной комнате улучшается, повышается уровень активности, стабилизируется настроение.

Для лучшего эмоционального понимания мы исследовали невербализуемые, преимущественно эмоциональные компоненты отношения детей с ДЦП к окружающим и самим себе с помощью методики М. Люшера [7]. Показатели тестирования детей с ДЦП с помощью цветового теста Люшера, проведенного до начала курса, свидетельствуют о достаточно стабильном функциональном состоянии обследуемых, что выражается в распределении основных цветов на первых пяти позициях. Однако наравне с основными цветами, фиолетовый и коричневый (13,2 %) встречаются на первых пяти позициях, что можно расценивать как состояние пассивности, замкнутости на фоне ощущения постоянного физического дискомфорта с оттенком ретрофлексивно-сти - желания сохранить себя в социально приемлемом виде.

На первой позиции, отражающей средства достижения цели (13,2 %) стоит сине-зеленый цвет, свидетельствующий об уверенности, на-

стойчивости. Размещение оранжево-красного цвета на первой позиции, в ряде случаев, расценивается как проявление агрессивности для достижения цели детей.

Вторая позиция, характеризующая цель, к которой стремятся испытуемые, представлена светло-желтым цветом (16 %), что можно расценить как стремление к эмоциональному комфорту, общению.

У детей с ДЦП, наряду с присущими им мечтами, на второй позиции встречаются следующие цвета: синий, выражающий потребность в удовлетворении спокойствия и положительной привязанности; сине-зеленый, свидетельствующий о потребности активно действовать и добиваться успеха; оранжево-красный, характеризующий самоуверенность и фиолетовый, символизирующий «чувствительную близость», «мистическое тождество», «зачарованность» и «восхищение». Предпочтение этого цвета (33 %) свойственно преимущественно незрелым лицам, что вполне закономерно для детей, оторванных от внешнего мира и максимально зависимых от своего ближайшего окружения.

Третья и четвертая позиции характеризуют предпочтение цвету и ощущение испытуемым состояния, в котором он находится. Чаще всего дети с ДЦП отдают предпочтение фиолетовому цвету (23,1 %), отражающему мечтательность, инфантилизм, разрыв с реальным миром, а также коричневому цвету (19,8 %), что является следствием постоянно испытываемого чувства физического дискомфорта, неудовлетворен-

ности своей жизнью и фиксации внимания на своих физических переживаниях.

Иногда непредвиденная ситуация воспринимается как стрессовая, и их реакции проявляются в виде агрессии (оранжево-красный цвет), в том числе вербальной (6,6 %). Это свидетельствует о ситуативной возбудимости, причиной которой часто является обостренная реакция детей на отношение к ним окружающих. Между тем в личностных реакциях сохраняется тенденция к устойчивости черт личности.

Проявляемая родителями гиперопека в отношении своих детей, страдающих детским церебральным параличом, с одной стороны, порождает у последних состояние инфантильности от гиперопеки (это подтверждается частым появлением фиолетового цвета на второй позиции). С другой стороны, обследованные часто ставят синий цвет на 5-6 позиции (13 %). Это отчасти можно объяснить тем, что состояние поиска покоя для них, по меньшей мере, неактуально или не адекватно их жизненной установке. Пятая и шестая позиции характеризуют нейтральное отношение к цвету, когда ребенок не связывает его со своим состоянием. Достаточно большое количество испытуемых (29,7 %) ставит синий цвет на пятую позицию, что можно интерпретировать как отвергаемый способ действий.

Седьмая и восьмая позиции характеризуют стремление подавить потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Предпочтение черного и серого цветов и размещение их на первых местах (9,9 %) может расцениваться как стремление детей с ДЦП уйти из неблагоприятной ситуации. Это является своеобразной психологической защитой, которая нередко выражается в виде творческой активности, что наиболее предпочтительно, но чаще в форме ухода из реальной ситуации в мир фантазий, мечтательности, пассивного созерцания. Подтверждением этому является размещение фиолетового цвета на предпочитаемых позициях (1-4).

Психологическое тестирование детей с заболеванием ДЦП после коррекционной работы в темной сенсорной комнате с помощью методики Люшера показало, что значительно менее важными для опрашиваемых стали ощущения физического дискомфорта. Подтверждением

этого является (16,5 %) размещение коричневого цвета на 5-6 позиции по сравнению с выбором, проведенным до курса реабилитации, а также улучшение показателя «самочувствия» по шкале САН и снижение уровня депрессии, о чем свидетельствует уменьшение количества психосоматических жалоб.

Вынесение ярко-желтого цвета на первую-вторую позиции (6,6 %) можно расценивать как снижение агрессивных тенденций, связанное с повышением стрессоустойчивости и удовлетворением от участия в конкретной деятельности. В процессе занятий значительно улучшается настроение, что подтверждается увеличением показателя «настроение» при субъективной оценке функционального состояния по шкале САН (см. табл. 1).

У детей с заболеванием ДЦП, воспитываемых в семьях с наличием гиперопеки, в результате занятий отчетливо прослеживается тенденция к проявлению самостоятельности и независимости. При этом мотивация на достижение максимального результата на занятиях настолько высока, что заставляет мобилизовать весь внутренний физический и психический потенциал. Это значительно изменяет круг привычных стереотипов, побуждает к активным самостоятельным действиям, направленным на достижение желаемых результатов и поиску новых путей для их решения, что находит свое подтверждение в увеличении показателя «активность» по шкале САН.

При этом перемещение сине-зеленого цвета у 52,8 % опрашиваемых с 5-6 позиции на 3-4 свидетельствует о более стабильном восприятии детьми с заболеванием ДЦП окружающего, проявлении внутренней уверенности и спокойствия в своих действиях, без излишнего напряжения и при адекватном расходовании сил. Это нашло отражение в снижении показателей тревожности и увеличении показателя «настроение» при субъективной оценке детей функционального состояния. В результате уменьшаются опасения за неверные действия и страх неудачи.

Таким образом, эмоциональное отношение детей с ДЦП к себе и к окружающим приобретает положительную динамику, негативная тенденция детей с заболеванием ДЦП к избеганию неблагоприятной ситуации перерас-

тает в стремление выйти из нее с надеждой на хорошие перспективы в будущем. Результаты наблюдений подтверждают сделанный нами вывод.

Параллельно с психотерапевтической работой в темной сенсорной комнате проводилась коррекция средствами физической культуры. На протяжении всего периода исследования определялась частота сердечных сокращений и артериальное давление (до и после выполнения упражнений).

Динамика выполнения упражнений была следующей: на первом и втором этапах кор-рекционной работы ЧСС изменялась скачкоо-

бразно, наблюдалась тенденция к увеличению ее показателей, длительное восстановление ее до исходных величин. Третий этап стал переломным, и к четвертому этапу наблюдалась обратная реакция - урежение пульса и снижение артериального давления (см. рис. 3). С точки зрения распределения возбуждения и торможения здесь происходит образование нового очага возбуждения, окруженного зоной торможения (отрицательной индукцией). Биологический смысл предлагаемой методики в том, что через «периферию», т. е. периферические звенья нервной цепи, смогли стимулировать работу центральной нервной системы.

110 100 90 80 70 60 50

1 этап

2 этап

3 этап

ДО

после

4 этап

Рис. 3. Сравнительный анализ диагностики ЧСС до и после коррекционной работы

в темной сенсорной комнате

Таким образом, на основе наблюдений до и после коррекционной работы в темной сенсорной комнате было выявлено: спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей.

У детей с ДЦП физический и психический потенциал не востребован. Приступая к занятиям в интерактивной среде, они оказываются вовлеченными в новый мир ощущений. При этом значительно возрастает поток информации, контактов, общения. В результате формируется психологически незнакомая, в некотором

смысле стрессовая для ребенка ситуация. Интерактивная среда позволяет детям почувствовать границы своих возможностей, преодолеть и мобилизовать себя. Это способствует снижению уровня осознанной и неосознанной тревожности, формированию более адекватной и устойчивой самооценки.

Самочувствие детей с ДЦП в ходе работы в темной сенсорной комнате улучшается: повышается уровень активности, происходит стабилизация настроения. Результаты диагностики подтверждаются с помощью статистики.

Эмоциональное отношение детей с ДЦП к себе и окружающим приобретает положительную динамику, негативная тенденция детей с заболеванием ДЦП к избеганию неблагоприятной ситуации перерастает в стремление выйти из нее с надеждой на хорошие перспективы в будущем.

Произошли позитивные изменения в сфере социальной адаптации детей, что подтверждается их поведением в процессе реабилитационных воздействий и снижением количества предъявляемых при этом психосоматических жалоб, а также расширением социальных связей при активном стремлении к общению.

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты оказывают позитивное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние детей с заболеванием ДЦП и тем самым играют важную роль в их социальной интеграции и реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И. В., Дзюба Е. А. Смыслотехники в учебном процессе // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 7/4. -С. 46.

2. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. - Ростов н/Д: ЦВВР, 2000. - 250 с.

3. Венар Ч., КеригП. Психопатология развития детского и подросткового возраста. - СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 459 с.

4. Кирой В. Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие). - Ростов н/Д: ЦВВР, 2003. - С. 82-86.

5. Озеров В. П. Психофизиологические основы индивидуализации обучения школьников //

Российский психологический журнал. -2010. - № 4. - С. 23-24.

6. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецова и др. - М.: Академия, 2007. -240 с.

7. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.

8. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. В. Л. Жевнерова и др. - СПб.: Хока, 2007. - 414 с.

9. ШипицинаЛ. М., МамайчукИ. И. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. - СПб.: Дидактика плюс, 2003. - 500 с.

10. Шипицына Л. M., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. - 369 с.

11. De Vries J. I. P. The origins of the lateralized functions in human fetal development // The Development of sensory, motor and cognitive abilities in early infancy. European research conference. - Spain, 1996. - P. 2.

12. LeDousJ.E.,WilsonD.H.,GassanigaM.S.Manipulo-Spa rtial Aspects ofCerebra l Latera lization:Cluesto the Origin of Lateralization // Neuropsychologia. -1977. - V. 15. - P. 743-750.

13. PrevicF. H. A GeneralTheory Concerning the Prenatal Origins of Cerebral Latéralisation in Humans // Psychological Review. - 1991. - V. 98. - № 3. -P. 299-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.