Научная статья на тему 'Возможности современных УМК по литературному чтению для формирования у младших школьников читательских компетенций при работе с басенным жанром'

Возможности современных УМК по литературному чтению для формирования у младших школьников читательских компетенций при работе с басенным жанром Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСС / ШКОЛЬНИК / РОДНОЙ ЯЗЫК / БАСНЯ / CLASSROOM / STUDENT / NATIVE LANGUAGE / FABLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касумова З. Н.

Начальная школа является важнейшим звеном школьного образования, от качества которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения и развития учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются основной задачей современного образования и представляют собой часть социального заказа для государства. Ключевая роль в духовно-нравственном укреплении общества отводится образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касумова З. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF MODERN TEACHING MATERIALS ON LITERARY READING FOR THE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL READERS '' COMPETENCIES WHEN WORKING WITH FABLE GENRE

Elementary school is an important part of school education, the quality of which largely depends on the success of further learning and development of students. Spiritual and moral development and education of students is the main task of modern education and are part of the social order for the state. A key role in the spiritual and moral strengthening of society is allocated education.

Текст научной работы на тему «Возможности современных УМК по литературному чтению для формирования у младших школьников читательских компетенций при работе с басенным жанром»

2. Zelenina NA Interactive forms and methods of teaching mathematics to students of higher educational institutions // Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2014. T. 16.

3. Ivanova AV, Prokopiev AA Interdisciplinary Information and Mathematical Competence as a Factor of Improving the Quality of Professional Training of Lawyers in the Conditions of Modernization of Higher Education // Vestnik of the Northeastern Federal University. M.K. Ammosov. 2013. Vol. 10. № 3.

4. Kurgaleyeva E.E. The use of information technology in the process of teaching mathematics to forensic experts // Education and Science: Theoretical and Methodological Aspects: A Collection of Scientific Works on the Materials of the International Scientific and Practical Conference June 30, 2015 T. 9. Tambov: Yukom Consulting Company LLC, 2015. 164 p.

5. Rud'ko E.A. Features of teaching mathematics to law students in the bachelor's system // Problems and prospects of modern science. 2016. No. 13.

УДК:82-1/9

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РАБОТЕ С БАСЕННЫМ ЖАНРОМ

Касумова З.Н.

ЧОО ВО Социально-педагогический институт, Дербент

Аннотация. Начальная школа является важнейшим звеном школьного образования, от качества которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются основной задачей современного образования и представляют собой часть социального заказа для государства. Ключевая роль в духовно-нравственном укреплении общества отводится образованию.

Ключевые слова: класс, школьник, родной язык, басня.

THE POSSIBILITIES OF MODERN TEACHING MATERIALS ON LITERARY READING FOR THE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL READERS ' COMPETENCIES WHEN WORKING WITH FABLE GENRE

Kasumova Z.N.

CHOO VO «Socio-pedagogical institute», Derbent

Abstract. Elementary school is an important part of school education, the quality of which largely depends on the success of further learning and development of students.

Spiritual and moral development and education of students is the main task of modern education and are part of the social order for the state. A key role in the spiritual and moral strengthening of society is allocated education.

Key words: classroom, student, native language, fable.

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания».

В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. Изменение общественных отношений, к сожалению, повлекло за собой перестройку, переосмысление многих ранее принятых основополагающих принципов духовно-нравственного воспитания. Это выражается в обесценивании некоторых жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Данная ситуация порождает проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, конфликты в его внутреннем мире [3].

Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети начинают открывать для себя мир человеческих отношений. Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности за класс. Школа вынуждена найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непреходящий характер «вечных ценностей» и идеалов человека [5].

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, читаемых на уроках литературного чтения. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня ставит перед учителем, осуществляющим преподавание курса родного языка в начальной школе, важный вопрос о том, как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка «как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций».

В качестве анализа выбраны учебно-методические комплекты «Перспектива» и «Начальная школа XXI век» [6].

Рассмотрим возможности некоторых современных УМК, учебных пособий и хрестоматий по курсу литературного чтения на предмет осуществления духовно-нравственного воспитания школьников с опорой на представленный учебный материал при работе с басней [1].

Курс литературного чтения авторов Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой УМК «Начальная школа XXI века» [4].

В рассматриваемом курсе выстроена система введения младших школьников в мир литературы. В первом и втором разделе для каждого класса представлены произведения о Родине (стихотворения, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о Родине и родной природе). От класса к классу произведения усложняются в со-

ответствии с возрастом и уровнем обученности детей. В 1 классе на уроках литературного слушания учащиеся знакомятся с народными песнями, во 2 классе уже в хрестоматии сами читают тексты народных песен, в 3 классе читают малые жанры фольклора и былины, а в 4, выпускном, классе начальной школы работают с героическими песнями «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», с легендами о граде Китеже и о покорении Сибири Ермаком. Надо отметить, что во 2 классе в разделе, посвященном народным сказкам, дети знакомятся с произведениями народов не только России, но и мира. Таким образом, курс литературного чтения открывает младшему школьнику дверь в мир литературы, помогает познавать этот мир, черпать из него под руководством учителя нравственные и этические законы общения. Отметим, что программа и учебно-методический комплект создают условия для реализации основных требований ФГОС НОО по литературному чтению, приобщая младших школьников к литературе как хранителю национальной культуры, нравственных и духовных ценностей [2].

Начиная со второго класса, учащихся знакомят с басенным жанром. В разделе «О детях и для детей» представлены две басни, а именно: стихотворная басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и прозаическая басня Л.Н. Толстого «Страшный зверь» [8].

Авторы учебника сразу же дают четкое определение понятия «басня». Во втором классе даётся определение понятия: Басня - это поучительное произведение, написанное в прозаической или поэтической форме. В учебниках третьего и четвертого классов определение басни видоизменяется, дополняется. Басня - прозаическое или стихотворное произведение, которое имеет скрытый смысл. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень [7].

Басня - это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Также уже во втором классе сразу же даются понятия «герои басни» и «баснописец». И приводится яркий пример автора басен (баснописца) - Ивана Андреевича Крылова. Понятие морали басни вначале изучения представлено на примере басни «Лебедь, Щука и Рак». Объясняется смысл понятия и возможные расположения морали в тексте. Само определение даётся в виде «подсказки»: эти слова учат, наставляют. Это мораль (поучение) басни. Она может быть в начале или в конце басни.

В сравнении поиска морали (нравоучения) в басне предложена басня Толстого Л.Н. «Страшный зверь». Мораль басни «спрятана», поэтому учащимся нужно понять, найти в её тексте и объяснить. Постараться мысленно перенести замысел автора в жизнь, выделив главную часть. Рассказать о том, что внешность и первое впечатление часто бывает обманчиво. Не только всё, что кажется страшным, таковым является. Но и то, что кажется нам хорошим безопасно для нас.

К каждой из представленных басен заданы вопросы, направленные на выделение, поиска морали и раскрытие литературного замысла произведения, освоения младшими школьниками художественных особенностей басенного жанра: «Почему «воз и ныне там»? Объясни»; «Что это: рассказ, сказка или басня? Найди слова автора, старой мыши»; «Какая мораль у этой басни?».

В учебник для учащихся третьего класса включены 4 басни. В сравнении представлены произведения «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и Виноград» И.А. Крылова.

Учащимся задаются наводящие вопросы для сравнения прочитанного. Узнаёте ли вы в басне Крылова И.А. историю, рассказанную Эзопом? Какую басню вам было интереснее читать? Почему? Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти, внешность и поведение лисы? В результате такого анализа учащиеся приходят к выводу о схожести двух басен по сюжету. Но находят явные отличия в том, что басня Крылова более подробная и выразительная. Эзоп серьезен в своем повествовании и делает из басни нравоучительный вывод. И.А. Крылов же, наоборот, рассказывает свою историю шутливо, остроумно, с иронией.

На приеме сопоставления даются также басни «Ворона и Лисица» И.А. Крылова и «Ворон и Лисица» Эзопа. Вновь авторы-составители дают для сравнения два произведения с похожими названиями, прочитав которые учащиеся сразу же видят схожесть сюжетов. В басне Эзопа - Ворон, а у Крылова - Ворона. Ворон в русской поэтической традиции издавна считался символом мудрости, его не проведешь. Ворона же считалась у нас наоборот глупой птицей. Но И.А. Крылов в шутку называет ее «вещуньей». Читатель видит тут же и лису - осторожную, хитрую плутовку.

В третьем и четвертом классах даются исторические сведения о происхождении басни. При каждом новом обращении к жанру басни от класса к классу материал о произведениях басенного жанра расширяется, углубляется и обобщается с помощью сообщения новых характерных черт, новых примеров для иллюстрации этих положений. Учащимися четвертого класса при анализе образов героев в баснях предлагается выделить еще две характерные черты басни - ирония и аллегория.

После прочтения и анализа басни используется прием соотнесения иллюстраций с прочитанными произведениями. Такой подход расширяет словарь младших школьников, способствует формированию у них установки на временные ассоциации при чтении басни, обогащает и активизирует речь учащихся.

Для описания характера героя или для составления более точной формулировки морали басни часто даны пословицы. Перед учащимися стоит выбор, какая из предложенных пословиц подходит для точного описания момента в басне или формулировке морали.

Курс «Литературное чтение» УМК «Перспектива», авторы: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. (Климанова, Горецкий, Виноградская, 2016).

УМК «Перспектива» впервые с жанром басни знакомит детей в 3 классе. Работа проводится не так подробно в отличие от учебников УМК «Начальная школа XXI век».

В первой части в разделе «Мы - друзья» учащимся предлагаются два произведения: в рубрике «Самостоятельное чтение» басня С.В. Михалкова «Как друзья познаются» и в рубрике «Наш театр» басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Авторы не случайно располагают эти произведения в соответствующих рубриках: во втором классе не предполагается заниматься анализом басни. Произведение Михалкова предназначена именно для самостоятельного чтения детьми и пока не относится авторами к специальному жанру, басне. Учащимся предлагается отве-

тить на вопросы по тексту, которые выводят на выразительное чтение и помогают раскрыть главную мысль произведения.

Но произведение Крылова также не рассматривается авторами как материал для подробного анализа, а лишь предполагает инсценировку. А следующие за текстом вопросы позволяют детям задуматься над смыслом произведения, характерами героев.

Во второй части авторы помещают такие произведения, как басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» - в рубрике «Семейное чтение» и басня С.В. Михалкова «Не стоит благодарности» - в рубрике «Наш театр» .

Снова прослеживается четкая линия постепенного знакомства с новым жанром. Рубрика «Семейное чтение» предполагает чтение дома со взрослыми и дальнейшее совместное обсуждение.

Рубрика «Наш театр» предлагает инсценировку произведения С.В. Михалкова и несколько вопросов к тексту, которые помогают учащимся раскрыть характеры героев, увидеть мораль, т.е. пронаблюдать за басней.

Следует отметить, что авторы к каждому из вышеперечисленных произведений подобрали пословицы, которые по смыслу соответствуют морали каждой басни. Учащимся предлагается сопоставить смыслы пословиц и басен.

Таким образом, можно заметить, что авторы постепенно подводят учащихся к новому жанру, знакомят с ним, но не вводят понятие «басня», а только помогают пронаблюдать за ней.

Так, ученик познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы поведения через стихи и маленькие рассказы детских писателей. Кроме того, во все разделы учебника включены уроки вежливости, которые позволяют ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и попытаться преодолеть их. Во втором классе дети читают произведения фольклора народов России и мира: стихи, былины, загадки, поговорки. Школьники узнают, что мир велик и многообразен, но в произведениях фольклора разных народов всегда воспеваются трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность. В третьем и четвертом классах дети получают представление об истории русской детской литературы. Настоящая программа предусматривает и организацию домашнего семейного чтения детей, и уроки внеклассного чтения, в которых басенный жанр может быть представлен шире, чем в самих учебниках по литературному чтению УМК «Перспектива».

Во всех вышеназванных образовательных системах обучения литературному чтению наряду с задачами речевого и эмоционального развития выдвигаются задачи эстетического, нравственного воспитания школьников, развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку. Таким образом, уделяется внимание изучению не только языковых норм, усвоению школьниками основных видов речевой деятельности, но и предусматривает формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение ими общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей учащихся.

В заключение хочется отметить, что содержание современных учебных программ по литературному чтению обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках урока,

так и во внеурочное время. В представленных программах показано, что басня начинает изучаться в возрасте 8-10 лет, так как это более благоприятный период для освоения этого литературного жанра. В учебных пособиях материал собран так, чтобы не только постоянно обогащать представления о басне, дополнять его новыми сведениями. Но и постоянно повторять ранее изученное, дополняя эту информацию новыми фактами и особенностями. Представленные басни помогают думать над содержанием, формировать образно-интуитивное освоение басенного мира через сравнение и сопоставление.

Литература:

1. Адрианова, М.Е., Адрианова, А.Е. Басни Крылова в начальной школе. Из опыта работы / М. Е. Адрианова, А. Е. Адрианова. М., 2011. 120 с.

2. Бабаев, Э. Г. «Древо жизни»: Басня И. А. Крылова «Листья и корни» / Э. Г. Бабаев // Русская речь. 2012. №4. С. 3-7.

3. Бабинский, М. Басни И.А.Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности / М. Бабинский // Литература: Прилож.к газ. «1 сентября». 2013. № 7. С. 7-17

4. Белинский, В.Г. Басни Ивана Крылова / В. Г. Белинский // Литература в школе. 2013. № 11. С. 3-8.

5. Кеневич, В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова / В.Кеневич. Изд. 2-е. СПб., 2012. 464 с.

6. Крылов, И.А. Басни / И.А. Крылов. М.: Азбука, 2011. 96 с.

7. Крылова в развитии русского литературного языка] / А. А. Кожин // Русская речь. 2012. №2. С. 40-44.

8. Носова, Т.В. Знаем ли мы басни Крылова? : Лит.-познават. игра для уч-ся 5-6 кл. /Т.В. Носова // Читаем, учимся, играем. 2009. № 7. С. 43-44.

Literature:

1. Andrianov, M. E., Andrianov, A. E. Krylov's Fables in elementary school. Experience / M. E. Andrianov, A. E. Hadrian. M., 2011. 120 C.

2. Babaev, E. G. "Tree of life": a Fable by I. A. Krylov "Leaves and roots" / Baba-yev, E. G. // Russian speech. 2012. No. 4. P. 3-7.

3. Babinski, M. I. A. Krylov's Fables at school: traditions and explore new opportunities / Babinski M. // Literature: the App.to gas. "1 September". 2013. No. 7. S. 7-17.

4. Kenefic, V. Bibliographic and historical notes to the fables of Krylov / V. Kune-vich. Ed. 2. SPb., 2012. 464.

5. Krylov, I. A. Basni I. A. Krylov. Moscow: Azbuka, 2011. 96 p.

6. Krylov in the development of Russian literary language] / A. A. Kozhin // Russian speech. 2012. No. 2. S. 40-44.

7. Best fables for children. I. A. Krylov/ comp. V. P. Anikin. - M.: AST, 2014.

8. Nosova, T. V. do we Know the fable? : Lit.-poznavat. game for pupils of 5-6 CL. /T. V. Nosova // Read, learn, play. 2009. No. 7. P. 43-44.

НАШИ АВТОРЫ:

1. Абдулгалимов А.Р., к.и.н., ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

2. Абдусаламова Р. Р., соискатель лаборатории почвенных ресурсов Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН;

3. Абдурахманова П.П.Дагестанский государственный университет, abdu-rahmanova. 95@icloud. com.;

4. Абдуразакова З.Г. к.фил.н., ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»;

5. Агабалаев И.А., к.с-х.н, Учредитель ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», CHOO VO "Socialpedagogical institute";

6. Алиева Ю.И., ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»;

7. Алимирзаева Э.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

8. Ашимова А.Ф. к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт» е-mail:spi-vuz@mail. ru;

9. Байрамбекова С.А., ст. преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», магистр Дагестанского государственного университета, saida. bairambekova @yandex. ru.;

10. Гасанов А.Р., доктор биологических наук, профессор, кафедры естественнонаучных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

11. Давудов А.Д., Заслуженный учитель РД, ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

12. Джамалудинов Г.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

13. Казимагомедова А.А., к.ф.н. доцент кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

14. Касумова З.Н., ст. преп. ПЦК гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт» е-mail:spi-vuz@mail.ru;

15. Керимханова У.М., доцент кафедры естествознания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

16. Курбанов З.М. студент 2 курса ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

17. Мирзабекова Д.М., ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

18. Мисриев А.М., кандидат сельскохозяйственных наук, зам. генерального директора по сельскохозяйственному производству ООО «Завод марочных вин Коктебель», a.misriev@vino-koktebel.ru,;

19. Мисриева Б.У., доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры естественнонаучных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», bichikhanrsc@gmail. com.;

20. Ибрагимова М.О., д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

21. Иразиханова Н.С., ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»;

22. Раджабалиев Г. П., к.т.н, доцент, зав. кафедры естественнонаучных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

23. Пирметова С.Я., к.ф.-м.н., доцент кафедры информационного права и информатики Юридического института ДГУ, pirmetova.saida@yandex.ru;

24. Хайбулаев М.Х., кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

25. Хурдамиева С.Х., к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»;

26. Шамсутдинова У.А. , преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Юридического колледжа при Юридическом институте ДГУ, umadgu@mail. ru.;

27. Цахуева Ф.П., к.б.н, ректор ЧОО ВО "Социально-педагогический институт", е-mail: tzahueva.feruza@yandex.ru;

28. Юсуфов М.Г., д.ф.н., профессор, зав. кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт».

THE AUTHORS:

1. Abdulgalimov A. R., Ph. D., senior lecturer of humanitarian disciplines CHOO VO "Social pedagogical Institute ";

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Abdusalamov R. R., applicant of the laboratory of soil resources of the Caspian Institute of biological resources, Dagestan scientific center, RAS;

3. Abdurakhmanov, p. P., Dagestan state university, abdurahmanova. 95@icloud. com.;

4. Abdurazakova, Z. G. K., Phil.N., senior teacher FGBOU VO "Dagestan state university";

5. Agabaav I.A., k.s-h.n ., founder of the CHOO VO "Social pedagogical institute";

6. Aliyev, Y. I., senior teacher FGBOU VO "Dagestan state university";

7. Alimurzaeva E. A., Ph. D., associate professor of the department of pedagogy and psychology of CHOO VO "Social pedagogical institute";

8. Ashimova A.V. Phys.N., associate Professor of humanitarian disciplines CHOO VO "Social pedagogical Institute ";

9. Barabanova S. A., senior lecturer of natural sciences of CHOO VO "Social pedagogical institute",

master of the Dagestan state university, saida.bairambekova@yandex.ru.;

10. Hasanov A.R., doctor of biological sciences, professor, department of natural sciences CHOO VO "Social pedagogical institute ";

11. Davydov A. D., Honored teacher of Dagestan, senior lecturer of humanitarian disciplines CHOO VO "Socialpedagogical institute";

12. Dzhamaludinov G. M., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of education and technology vocational education FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university";

13. Kazimagomedova A. A., Phys.N. associate professor of humanitarian disciplines CHOO VO "Social pedagogical institute";

14. Kasumawa Z.N., senior lecturer of the PTSK gumanitarian disciplines CHOO VO "Social pedagogical institute ";

15. Kerimhanova O.M., associate Professor of natural science of the "Dagestan state pedagogical University";

16. Kurbanov Z. M. a 2nd year student of CHOO VO "Social pedagogical institute";

17. Mirzabekov D. M., senior lecturer of humanitarian disciplines CHOO VO "Social pedagogical institute";

18. Misriev A. M., candidate of agricultural sciences, deputy general director for agricultural production of LLC "Plant of vintage wines Koktebel" a.misriev@vino-koktebel. ru,;

19. Misrieva B. U., doctor of agricultural sciences, professor of the department of natural sciences CHOO VO "Socialpedagogical institute", bichikhanrsc@gmail.com.;

20. Ibragimova M. O., Phys.N., professor of the department of humanitarian disciplines CHOO VO "Social pedagogical institute ";

21. Irisiana N. With., senior teacher FGBOU VPO "Dagestan state university";

22. Rajabaliyev G. P., PhD, associate Professor, head. DEP. department of natural sciences CHOO VO "Social pedagogical institute ";

23. Pirmatova S. Y., candidate of pH.-PhD, associate professor of information law and legal informatics institute of the DSU, pirmetova.saida@yandex.ru;

24. Haybulayev M.G., candidate ofpedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and technology professional education FGBOU VPO "Dagestan state pedagogical university";

25. Hurdamieva S. H., k.f.n., associate professor of humanitarian disciplines CHOO VO "Socialpedagogical institute ";

26. Shamsutdinova A. U., lecturer of the department of natural-scientific and humanitarian disciplines of the college of Law at the Law institute, DSU, umadgu@mail.ru.;

27. Tsahueva F.P., c.b.n, rector CHOO VO " Social pedagogical institute";

28. Yusufov M.H., d.f.n., professor, head. department of the humanities Choo IN "Social pedagogical institute".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.