УДК: 343.98
DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10079 Карпенко Ольга Александровна,
доцент кафедры криминалистики и специальной техники Владивостокского филиала
Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук; Броненкова Юлия Васильевна,
преподаватель кафедры криминалистики и специальной техники Владивостокского филиала
Дальневосточного юридического института МВД России
ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Аннотация. Виртуализация общественных отношений вносит определенные изменения в тактику расследования и раскрытия преступлений, обязывает сотрудников правоохранительных органов разрабатывать и внедрять в свою деятельность новые методы работы в сложившихся обстоятельствах. В настоящей статье рассмотрены некоторые возможности современных социальных сетей Интернета в поисковой деятельности следователя, отражена необходимость использования социальных сетей в познавательной деятельности сотрудника правоохранительных органов. В статье обозначены актуальные проблемы и перспективы использования информации об участнике уголовного судопроизводства из социальных сетей при расследовании преступлений. Также авторами отражены преимущества использования такой информации и трудности работы с социальными сетями. По результатам проведенного исследования авторами сформулированы выводы по повышению эффективности поисковой деятельности следователя.
Ключевые слова: сеть Интернет, социальная сеть, поисковая деятельность следователя, криминалистически значимая информация, отыскание информации.
Karpenko Olga Aleksandrovna,
Associate Professor of the Department of Criminalistics and Special Equipment Vladivostok branch
of the Far Eastern Law Institute MIA of Russia, Candidate of Law; Bronenkova Julia Vasilievna,
Lecturer of the Department of Criminalistics and Special Equipment Vladivostok branch
of the Far Eastern Law Institute MIA of Russia
FEATURES OF MODERN SOCIAL NETWORKS IN THE SEARCH ACTIVITY OF THE INVESTIGATOR
Abstract. Visualization of public relations makes certain changes in the tactics of crime investigation, obliges law enforcement officers to develop and put into their practice new methods of work in the current circumstances. The article considers some features of modern social networks in the search activity of the investigator, reflects the need to use social networks in the cognitive activity of a law enforcement officer. The article outlines the current problems and pro-
spects of using information about participants in criminal proceedings from social networks in crime investigation. The authors also reflect the advantages of using such information and the difficulties of working with social networks. Based on the results of the study, the authors formulated conclusions on improving the effectiveness of the investigator's search activity.
Keywords: Internet, social network, investigator's search activity, forensic information, finding information.
Анализ законодательства Российской Федерации, следственной практики, а также современных исследований уважаемых ученых-криминалистов [1, с. 20—22] в области криминалистических средств и методов, направленных на эффективное расследование преступлений, свидетельствует о том, что в настоящее время следователь в своей деятельности может обращаться и обращается к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сети Интернет), особенно это крайне эффективно в рамках проверки сообщения о преступлении.
Информация, сохранившаяся в сети Интернет, представляет огромный криминалистический интерес и приобретает статус следовой [2, с. 138]. В отечественной криминалистике принято следы преступления делить на две группы: материальные (результат взаимодействия непосредственно материальных объектов) и идеальные (субъективные образы материальной действительности, отображенные в памяти человека) [3]. На сегодняшний день в научной общественности присутствует острая дискуссия относительно определения природы следов преступления, сохранившихся в сети Интернет. Ряд ученых выделяет подобные следы в отдельную группу и определяет их как «виртуальные» [4; 5; 6]. Существует также диаметрально противоположное мнение не менее уважаемых ученых об отнесении таких следов к материальным, поскольку они все же существуют реально и являются отображениями изменений информации, хранящейся на электронных носителях [7, 8]. По мнению В. Б. Вехова, Б. П. Смагоринского, С. А. Ковалева, компьютерная информация обладает определенными фиксированными характеристиками и представляет собой «невидимые материальные следы» [9, с. 17]. Мы поддерживаем вышеуказанную точку зрения, т. к. в условиях современных реалий преступления всё чаще стали совершаться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и всё больше следов о преступлении являются именно материальными.
Сегодня правоохранительные органы нуждаются в способах обнаружения, фиксации, изъятия и исследования криминалистически значимой информации об интересующем лице, содержащейся в социальных сетях. В рамках настоящей статьи обратим внимание на некоторые способы обнаружения данной информации.
Глобальной сети Интернет в этом году исполняется 30 лет. 57 % населения земли (4,39 миллиарда) активно использует ее услуги ежедневно. В Российской Федерации процент интернет-пользователей достаточно вы-
ше — 74,6 %. Социальными сетями в настоящее время пользуется почти каждый второй человек в мире. 85 % интернет-пользователей заходят на свои персональные страницы в сеть Интернет каждый день. Так, например, на платформе «ВКонтакте» — 38,2 млн активных пользователей в месяц на 2019 год. Также в топ-10 ресурсов вошли Instagram с 30,7 млн пользователей в месяц и «Одноклассники» — с 23,4 млн.
Приведенная статистика свидетельствует о крайне высокой вовлеченности населения мира и нашей страны в частности в «мировую паутину». А также определяет необходимость овладения сотрудником правоохранительных органов специальными знаниями, умениями и навыками по поиску интересующей информации о лице, представляющем криминалистический интерес.
Так, например, в США интересующую информацию подразделяют на четыре типа: информация о насилии незаконного, сексуального или расистского характера. Анализируя социальные сети на так называемые красные флажки, выявляются лица, склонные к противоправным действиями.
Социальная сеть, в широком смысле, это программный сервис, направленный на мгновенный обмен информацией. Согласно Федеральному закону № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией законодатель понимает «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Согласимся с мнением Л. А. Суворовой, которая понимает под информацией в широком смысле «содержание результата процесса отражения, при котором один объект (отражаемый), взаимодействуя с другим объектом или субъектом (отражающим), вызывает изменения в его состоянии и передает ему часть сведений о собственном содержании» [3, с. 15]. Главное отличие социальных сетей от классических сайтов и интернет-дневников заключается в том, что они формируются благодаря контенту, который создают сами пользователи [10, с. 147]. Лицо, в результате использования социальных сетей, оставляет посредством сети Интернет самостоятельно достаточное количество информации — личные данные (имя, фамилия, дата рождения, город проживания, семейное положение), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, сведения об образовании, фотографии, геометки1, список родственников и друзей и т. д. Facebook, у которого более двух миллиардов пользователей, имеет доступ ко всему, что пользователь делает на сайте: к фотографиям и видео, которые он публикует, комментариям, ко всему, чем он делится или консультируется, к личным данным его друзей и любых других пользователей, с которыми он взаимодействует, местоположение и другую информацию. Подобный алгоритм сбора данных действует для
1 Геометки — географические метаданные о месте положения объекта, с возможностью отображения на геоинформационных картах.
Instagram и WhatsApp, принадлежащих Facebook, а также для Snapchat и Twitter.
Данная информация подразделяется на непосредственную информацию, которую предоставляет само лицо (текстовая, графическая, цифровая и т. д.), и на данные, которые остаются невидимыми в информационном пространстве для пользователей, но оставляют следы для специалистов (техническая информация).
Для правоохранительных органов имеет значение вся информация, поскольку по первой возможно идентифицировать личность или обстоятельства совершения преступного деяния, тогда как по второй, используя знания специалиста, возможно получить информацию об IP-адресах пользователя и, как следствие, географическое местоположение лица.
Даже если лицо по каким-либо обстоятельствам забудет пароль от входа на свою персональную страницу или перестанет ее вести, то его личная информация будет представлена третьим лицам еще долгое время. С июля 2018 года в Российской Федерации вступил в силу закон (Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»), обязывающий операторов хранить информацию в течение трех лет.
Мировая практика свидетельствует о схожих действиях правительства по хранению интернет-трафика. Так, в Австралийском союзе данные хранятся два года [11], в Соединённом Королевстве — не более двенадцати месяцев [12], в Федеративной Республике Бразилия обязывают хранить данные об интернет-соединении в течение одного года [13].
Мониторинг социальных сетей относится к сбору и обработке персональных данных, полученных с цифровых коммуникационных платформ, часто с помощью автоматизированных технологий, которые позволяют в режиме реального времени агрегировать, организовывать и анализировать большие объемы метаданных и контента. Миллиарды людей по всему миру используют цифровые платформы для общения с близкими, друзьями и коллегами, а также для выражения своих политических, социальных и религиозных убеждений. Даже когда речь идет о людях, которые редко взаимодействуют с технологиями имеющими доступа в Интернет, информация, которая собирается, генерируется и выводится о них, имеет огромную ценность для правоохранительных органов.
Достижения в области искусственного интеллекта открыли новые возможности для автоматизированного массового наблюдения. Сложные системы мониторинга могут быстро отображать круг взаимосвязанных пользователей с помощью анализа ссылок; присваивать особый статус, имеющий оперативный интерес, их постам в социальных сетях с помощью обработки есте-
ственного языка и анализа настроений; и выводить их прошлое или настоящее местоположение.
Искусственный интеллект позволяет этим системам находить паттерны, которые могут быть невидимы для человека, в то время как глубокие нейронные сети могут идентифицировать и предлагать целые новые категории паттернов для дальнейшего исследования. Независимо от того, являются ли они точными или неточными, выводы, сделанные о человеке, могут иметь серьезные последствия, особенно в странах, где его политические взгляды, социальные взаимодействия, сексуальная ориентация или религиозная вера могут привести к более тщательному изучению и прямому наказанию.
Существует большое количество систем отслеживания и анализа информации, как на международном, так и российском рынке программного обеспечения. Различные программные комплексы позволяют: анализировать социальные сети и сайты СМИ с лингвистической обработкой; отслеживать комментарии в социальных сетях (в том числе русскоязычных); аналитического сравнения сообществ в социальных сетях; производить мониторинг и анализ открытых источников информации с возможностью просмотра результатов.
В действительности, не имея доступа к специальным программным сервисам мониторинга социальных сетей, осуществить поиск необходимой открытой информации сотруднику ОВД вполне возможно. Так, самыми распространенными поисковыми системами в России являются Яндекс, Google и т. д. С помощью текстовых запросов предоставляется информация об акка-унте, местоположении лица (геометки), фотографиях, аудио- и видеофайлах, не используя специализированных сервисов мониторинга социальных сетей.
Однако при наличии достаточно многих положительных моментов поиска информации в социальных сетях существуют и отрицательные. Так, например, персональная страница может быть закрыта от посторонних лиц либо закрыты определенные вкладки (например, в социальной сети «ВКон-такте» пользователь может закрыть вкладку «Фотографии» ото всех, либо разрешить доступ к ней только определенным лицам). Также мы считаем еще одним отрицательным моментом тот факт, что лицо может зарегистрироваться в социальной сети не под своими данными, что существенно затруднит поиск следователем информации об интересующем участнике уголовного судопроизводства. Если в первом случае без обращения к специальным знаниям следователь не сможет отыскать необходимую информацию, то во втором — существует несколько способов.
Во-первых, зная некоторые установочные данные искомого лица (например, фамилию, город проживания), следователь может через социальные сети осуществить поиск его родственников. Такой вариант осуществим, если фамилия недостаточно распространенная и в распоряжении следовате-
ля имеется дополнительная установочная информация (например, место обучения).
Во-вторых, если имеется информация о привычках, увлечениях, интересах и т. п., то следователь может произвести поиск по соответствующим сообществам и группам в социальных сетях.
Однако, несмотря на обилие получаемой информации, следователь должен проводить ее качественный и критический анализ.
Нами на кафедре криминалистики и специальной техники Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России среди слушателей пятого курса проводился эксперимент с целью определения возможности поиска информации о личности из социальных сетей без использования специальных знаний.
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы участники смогли найти информацию об определенных людях по заданным параметрам (фамилия, имя, отчество и год рождения). Для первого опыта искомые данные в социальных сетях были общедоступны. Во втором опыте добавлены несущественные ограничения в поиске информации о лице, а именно закрытые персональные страницы в нескольких популярных социальных сетях. Для третьего опыта, помимо ограничений в доступе к страницам, персональные данные (фамилия и имя) не соответствовали названию аккаунта. На выполнение работ и обработки информации отведено 20 минут на каждый случай.
Во всех трех случаях подавляющее большинство участников успешно осуществило поиск информации, а именно выявили следующие данные: достоверно соотнесли сведения найденных аккаунтов с личными данными, найдена информация о месте учебы, городе проживания, родителях и друзьях.
Таким образом, эксперимент показал, что, вне зависимости от исходных данных и наличия закрытых персональных страниц, возможно осуществить поиск информации о лице. При этом считаем необходимым создание специального программного обеспечения в системе МВД России, предоставляющего возможность просматривать данные персональных социальных страниц закрытых аккаунтов, что позволит получить наиболее полную информацию в кратчайшие сроки, не прибегая к специальным знаниям. При использовании таких программ правоохранительные органы должны нести ответственность за неправомерное применение инструментов указанных программ. В свою очередь, по нашему мнению, законодателю следует регламентировать легитимность применения программных комплексов мониторинга социальных сетей, соблюдая существующие нормы российского права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Грибунов О. П., Малыхина Е. А. Использование специальных знаний при расследовании хищений объектов железнодорожного транспорта: проблемы и перспективы развития / О. П. Грибунов, Е. А. Малыхина // Эксперт-криминалист. — 2019. — № 1. — С. 20—22.
2. Третьякова Е. И. Проблемы изъятия криминалистически значимой информации из сети «Интернет» / Е. И. Третьякова // Алтайский юридический вестник. — 2018. — № 4 (24). — С. 137—140.
3. Суворова Л. А. Идеальные следы в криминалистике / Л. А. Суворова. — М.: Юр-литинформ, 2010. — 176 с.
4. Мещеряков В. А. Основы методики расследования преступлений в сфере компьютерной информации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / В. А. Мещеряков. — Воронеж, 2001. — 39 с.
5. Агибалов В. Ю. Виртуальные следы в криминалистике и уголовном процессе: моногр. / В. Ю. Агибалов. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 148 с.
6. Смушкин А. Б. Виртуальные следы в криминалистике / А. Б. Смушкин // Законность. — 2012. — № 8. — С. 43—48.
7. Россинская Е. Р. Криминалистическое исследование компьютерных средств и систем как важнейший элемент криминалистического обеспечения расследования преступлений / Е. Р. Россинская // Организация деятельности органов расследования преступлений: управленческие, правовые и криминалистические аспекты (к 60-летию кафедры управления органами расследования преступлений): сб. мат-в междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.ч. — М., 2015. — Ч. 2. — С. 235—241.
8. Бахтеев Д. В., Смахтин Е. В. Криминалистические особенности производства процессуальных действий с цифровыми следами / Д. В. Бахтеев, Е. В. Смахтин // Российский юридический журнал. — 2019. — № 6 (129). — С. 61—68.
9. Вехов В. Б., Смагоринский Б. П., Ковалев С. А. Электронные следы в системе криминалистики / В. Б. Вехов, Б. П. Смагоринский, С. А. Ковалев // Судебная экспертиза. — 2016. — № 2 (46). — С. 10—19.
10. Грачева Ю. В., Коробеев А. И., Маликов С. В., Чучаев А. И. Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий: проблемы и предложения / Ю. В. Грачева, А. И. Коробеев, С. В. Маликов, А. И. Чучаев // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 1. — С. 145—159.
11. Telecommunications (Interception and Access) Amendment. Act 2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2015A00039 (дата обращения: 27.05.2020).
12. Data Retention and Investigatory Powers. Act 2014 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2014/27/contents/enacted (дата обращения: 27.05.2020).
13. Brazilian Civil Rights Framework for the Internet LAW NO. 12.965, APRIL 23RD 2014 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.publicknowledge.org/assets/uploads/-documents/approved-marco-civil-may-2014 (дата обращения: 27.05.2020).