УДК 374.7; 377
Тарханова Ирина Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
tarhanova3000@mail.ru
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В статье обсуждается изменение целевых ориентиров дополнительного профессионального образования. Доказывается, что одним из наиболее эффективных средств социализации взрослых может стать дополнительное профессиональное образование, осуществляющее поддержку социальной и профессиональной активности человека, его интеграцию в новую социальную и профессиональную среду, повышение потенциала самореализации личности. Автор предполагает, что включение в дополнительные профессиональные программы содержания, ориентированного на социализацию взрослых, вовлечение обучающихся в социально-ориентированное учебное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, и являются основой для надучебной деятельности в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования для взрослой аудитории. Установлено, что дополнительное профессиональное образование как социально-педагогический феномен создает условия для непрерывного обучения, развития и социализации человека; результирующей составляющей дополнительного профессионального образования в постиндустриальном обществе становится не только рост профессиональной компетенции обучающихся, но и ряд социальных эффектов: расширение возможностей социальной и профессиональной мобильности, поддержка потенциалов личностного роста взрослого трудоспособного населения, создание условий для компенсации пробелов предыдущих этапов социализации личности. Основываясь на положениях стратегического подхода, даётся авторская классификация стратегий социализации взрослых в образовательном пространстве, выделяются адаптирующие и автономизирующие стратегии. Предлагается модель социализации взрослых в процессе освоения дополнительных профессиональных программ, состоящая из целевого, ценностного, содержательного, организационного и аналитико-результативного блоков.
Ключевые слова: социализация, стратегический подход, образование взрослых, дополнительное профессиональное образование.
Актуальность социализации взрослых в процессе освоения дополнительных профессиональных программ в современных условиях не вызывает сомнения. К настоящему времени определен основной педагогический смысл дополнительного профессионального образования, который состоит во введении в образование и сознание человека того, что ранее не было, направленное дополнение имеющегося профессионального и социального опыта. Образование взрослых сегодня ориентировано не только на повышение профессиональной компетентности обучающихся, но и на оказание им помощи в выборе направления самореализации, определении путей достижения жизненных планов, прогнозировании вектора профессионального и социального развития. Поэтому определение сущности и содержания социализации взрослых приобретает не только теоретическое, но весьма существенное практическое значение.
Анализ современных исследований показал, что большинство ученых сходятся во мнении, что вектор социализации различен, на разных её этапах -дотрудовом, трудовом и послетрудовом [1, с. 279]. Так на дотрудовом этапе социализация направлена на активное приобретение и субъектное усвоение социального опыта, закрепленного в нормах макро- и микросоциума.
Трудовой этап социализации в традиционных обществах был направлен на самосовершенствование, характеризовался стабильностью, так как
большинство жизненно важных выборов уже были сделаны. Образование сегодня испытывает эффект «поколенческого разрыва» [3, с. 242]: размываются социально-возрастные нормы, широко варьируется спектр социально стратифицированных моделей образовательного поведения, поэтому дополнительное профессиональное образование перестает характеризоваться модусом усовершенствования достигнутого, и становится всё более вариативным. Важными средствами социализации личности при этом остаются повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Послетрудовой этап социализации, по прежнему, ориентирован на самоограничение, как механизм компенсации, но всё чаще в научных публикациях и программных документах говориться о необходимости увеличения возможностей саморазвития пожилых граждан, в том числе и посредством расширения доступных им форм образования.
На наш взгляд, в зависимости от жизненной ситуации, социализация взрослого человека связана как с адаптацией, так и с саморазвитием, и во многом предполагает пересмотр или даже отказ от освоенного ранее опыта. Мы предлагаем объединить две позиции в определении содержания социализации взрослых: личностно-ориентированную (автономизация) и социально-ориентированную (адаптация). При этом автономизирующая составляющая образования будет заключаться в стремлении взрослого обучающегося выражать свои мысли, взгляды, суждения, права, претензии, удов-
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Тарханова И.Ю., 2014
Возможности социализации взрослых обучающихся..,
летворять интересы, потребности, осваивать новые ценности. Адаптирующая составляющая будет выражаться в развитии социальной и профессиональной мобильности личности, формировании социальной идентичности и адекватности взрослых, содействии общественному прогрессу.
К оценке эффективности социализации взрослого человека как полноценно функционирующего социального субъекта можно подойти с позиций нескольких критериев: социальной зрелости личности, её социальной адаптивности, адекватности и идентичности [2, с. 409].
В логике стратегического подхода, составляющего методологическую основу наших исследований, результатом социализации взрослого человека следует считать также осмысление текущей ситуации и векторов её развития, определение приоритетной жизненной стратегии, актуализацию имеющихся ресурсов для её реализации и привлечение новых, в том числе посредством освоения дополнительных профессиональных программ, рефлексии результатов их освоения в профессиональном сообществе, расширении возможностей непрерывного образования, которое дает возможность для свободы и ответственности личности, ибо предполагает широкую вариативность обучения.
Особенно данное обстоятельство стимулируется возникновением новых информационных технологий обучения, поскольку гибкость, модульный характер дистанционного обучения, возможность строить личностно-ориентированную траекторию учебы дает возможность взрослым людям, чувствовать себя полноценным и активным субъектом образовательного процесса. Степень свободы здесь увеличивается и позволяет передать человеку знания и умения, необходимые ему в условиях постоянного обновления профессиональной сферы. Также в такой ситуации создаются возможности развития таких профессионально-личностных качеств, которые помогают индивиду успешно трудиться, эффективно преодолевать стресс, обрести новые жизненные ориентиры, а при необходимости - самостоятельно изменять профессиональную деятельность.
Нами охарактеризованы основные стратегии социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования, в соответствии с идеей А.В. Мудрика о том, что эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления [4, с. 7]. Так при дефиците возможностей удовлетворения потребностей в адаптации индивид выбирает адаптирующие стратегии, а при дефиците возможностей удовлетворения потребностей в автономиза-ции - автономизирующие.
Проведенный анализ научной литературы по вопросам образования взрослых позволил нам выявить ряд стратегий, каждая из которых дает возможности для решения и того и другого типа жиз-
ненных задач, дифференциация же их идет по основанию превалирования соответствующего вектора социализации.
Адаптирующие стратегии:
- стратегия развития образовательных потребностей взрослых, предполагает использование возникшей в жизни взрослого человека образовательной ситуации в качестве мотиватора его дальнейшей образовательной и самообразовательной деятельности;
- адаптивная стратегия, направленная на обеспечение соответствия общественно регламентируемого поведения и деятельности человека его внутренним побуждениям, возможностям и целевым ориентирам;
- стратегия социального обучения направленная на овладение взрослыми обучающимися знаниями, умениями, навыками, необходимыми для осуществления личностью основных социальных функций, результатом которых является готовность активно действовать в сложных жизненных ситуациях.
Автономизирующие стратегии:
- стратегия непрерывного образования, которая предусматривает более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни;
- стратегия самообразования, основана на расширении и совершенствовании под руководством педагогов умений, необходимых для самообразовательной деятельности, а также ассимиляции системы знаний и ценностей из постоянно расширяющихся источников, приверженность данной стратегии является на наш взгляд подтверждением ценности образования для личности;
- средовая стратегия, при которой слушатели являются автономными агентами собственного образования, а задачей образовательной организации является организация особой образовательной среды, характеризующейся многообразием привлекательных образовательных возможностей.
Изложенные выше теоретические постулаты нашли отражение в разработанной нами модели социализации взрослых в процессе освоения дополнительных профессиональных программ, которая строится как система целевого, ценностного, содержательного, организационного и аналитико-результативного блоков.
Целевой блок указывает на необходимость создания условий для организации образовательного процесса, в рамках которого образовательное взаимодействие было бы для взрослых обучаю щих-ся значимым, интересным, имело бы личностный смысл, удовлетворяла бы их потребности в общении, в творчестве, в самоутверждении. Таким образом, целью целенаправленной социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования является повышение уровня их социальной и профессиональной компетент-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
115
ности, формирование установки на непрерывное образование и самообразование.
Ценностный блок предполагает признание ценности личности взрослого обучающегося главной ценностью образовательного процесса. При такой ценностной ориентации в центр образовательного взаимодействия ставится наличествующий у взрослого обучающегося социальный и профессиональный опыт, как источник образовательных и жизненных задач, а также акцентируются ценности интерактивности образовательного процесса.
Содержательный блок предусматривает специальное интегрирование содержания обучения и социализации на основе формирования интегрального социального опыта взрослых обучающихся. При таком построении содержания образовательного процесса в центре внимания педагогов оказывается переживание взрослым обучающимся образовательной ситуации как способ существования его социального опыта, решение им учебных задач как жизненных и профессиональных проблем.
Организационный блок предполагает управление образовательным процессом с позиций парти-сипативности, то есть партнерского взаимодействия всех субъектов данного процесса для выработки согласованных решений, касающихся его содержания и результата. Становление партисипативной позиции в образовательном опыте взрослых обучающихся предполагает активное участие обучающихся в принятии решений по целям, содержанию и организации образовательного процесса, возможность путем выбора влиять на построение образовательного процесса, вовлечение обучающихся в контроль результатов образовательного процесса.
Аналитико-результативный блок ориентирует на ожидаемые результаты:
- формирование интегрального социального опыта взрослых обучающихся;
- объединение внутренних возможностей образовательной организации дополнительного профессионального образования и внешнесоциальных ресурсов для развития обеспечения образовательных возможностей для взрослых;
- формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к взаимодействию как в ходе реализации дополнительных профессиональных программ, так и по окончанию их освоения.
Динамика процесса социализации в этом сценарии будет возрастать, если обеспечить своеобразное «размыкание» образовательной среды, что означает, во-первых, включение в содержание образования не только профессиональных компетенций и трудовых функций, но формирование ценности образования и самообразования и развитие рефлексивных умений; во-вторых, внедрение интерактивных образовательных стратегий, использование широкого набора форм образовательной деятельности, предполагающих общение по интересам,
разностороннее взаимодействие, обращение к жизненному и профессиональному опыту коллег.
Реализация данной модели невозможна без модернизации педагогических средств социализации взрослых. В нашей практике свою эффективность подтвердили такие средства как: модульно-накопи-тельная система, индивидуальный образовательный маршрут, образовательный консалтинг, коу-чинг, электронное обучение (e-leaming), тьюторс-кое сопровождение учебных групп. Периодически меняющееся взаимодействие слушателей дополнительных профессиональных программ с помощью перечисленных средств развивает их компетентность в сферах планирования, контроля, ответственности, расширяет и укрепляет социальные связи. При этом как в учебной, так и в надучебной деятельности взрослые намеренно ставятся в ситуацию рефлексии: размышляют о себе, своих возможностях и достижениях, осмысливают свое отношение к людям, событиям, информации. Данные средства позволяют эффективно использовать обучающий потенциал индивидуального и социального опыта каждого обучающегося, создают условия для развития рефлексивных умений, формируют опыт самооценочной деятельности, создают мотивацию к расширению пространства профессионального общения, формируют стремление к самообразованию. Их все объединяет общий признак - интерактивность. Позитивный потенциал таких интерактивных педагогических средств социализации взрослых связан, на наш взгляд, со следующими особенностями и возможностями дополнительного профессионального образования:
- реализация дополнительных профессиональных программ идет на основе взаимных изменений всех субъектов образовательного процесса, что делает, с одной стороны, отношения субъектов более динамичными, а с другой стороны, позволяет скорректировать, сблизить их позиции, придать им определенность и очевидность;
- применение интерактивных педагогических средств создает ценностно-смысловое единство субъектов образовательного процесса, формируются партнерские и дружеские связи, расширяется пространство профессионального общения;
- происходит интеграция формального, неформального и информального образования; разворачиваются возможности построения и реализации индивидуальных обоснованных траекторий, создаются ситуации успеха в образовательной деятельности;
- расширяются маркетинговые возможности образовательной организации - формируется банк лояльных потенциальных клиентов, расширяется канал рекламы образовательных услуг посредством рекомендаций выпускников.
Мы выделили ряд ограничений, которые могут затруднять использование указанных выше средств:
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Сущность и основные компоненты культуры межнационального общения курсантов вузов МЧС России
- достаточно узкие временные рамки освоения дополнительных профессиональных программ снижают возможности вариативности реализации индивидуальных образовательных маршрутов в приемлемом для обучающихся темпе;
- возрастают требования к преподавателям, которые помимо традиционной функции трансляции нового знания и формирования новых профессиональных умений принимают роль тьютора, коуча, консультанта, что требует высокого уровня развития социально-коммуникативных компетенций;
- возрастают требования к материально-техническим ресурсам.
Необходимыми атрибутами современной образовательной среды становятся: компьютерное и мультимедийное оборудование, организация помещений для консультирования, оснащение аудиторий средствами моделирования профессиональных проб. Существенными сегодня становятся и расходы на создание электронных ресурсов дистанционной поддержки и сетевого взаимодействия.
Вместе с тем, наш опыт показывает, что удорожания образовательных услуг не происходит - за счет снижения аудиторной нагрузки, распределения её объемов на индивидуальную самостоятельную работу и снижения расходов на рекламу и продвижение дополнительных профессиональных программ.
Библиографический список
1. АндрееваГ.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2007. - 363 с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. - М: Изд-во ЭКС-МО-Пресс, 2001. - 576 с.
3. Ермакова Л.И. Постклассическая философия и проблемы непрерывного образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. -№ 1. - С. 240-246.
4. Мудрик А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Педагогика. Психология. - 2009. - № 3 (14). - С. 7-16.
УДК 378
Бариев Александр Рашитович
Ивановский институт государственной противопожарной службы МЧС России
Baralex79_ 79_ 79@mail.ru
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
В статье раскрывается сущность понятия «культура межнационального общения курсантов вузов МЧС России», предлагается авторское определение данного понятия, рассматриваются основные структурные компоненты культуры межнационального общения, раскрывается ее значение для будущей профессиональной деятельности специалистов МЧС России.
Ключевые слова: культура межнационального общения, взаимодействие, толерантность.
В современном российском обществе сложились условия повышенной социальной тревожности, поскольку последние десятилетия характеризуются обострением национальных противоречий, наличием конфликтов в ходе межнациональных контактов. В этой связи возникает потребность научного осмысления проблем межнационального общения и подготовки специалистов разных уровней к его регулированию, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
В образовательных учреждениях МЧС России обучаются, общаются и взаимодействуют курсанты, которые принадлежат к различным национальным группам, ориентируются на различные культурные ценности и нормы поведения. Много-национальность курсантских подразделений влечет за собой ряд проблем, влияющих на общение:
- непонимание другой культуры и плохое знание языка партнера по общению;
- объединение по национальному признаку -землячество;
- наличие национальных особенностей общения;
- низкая осведомленность курсантов по вопросам организации общения, непонимание сущности межнационального общения, отсутствие культуры межнационального общения, несформирован-ность толерантности в общении.
Будущие инженеры пожарной безопасности должны быть готовы к взаимодействию с многонациональным личным составом. Важно сопровождать такое взаимодействие в процессе профессиональной подготовки курсантов, помочь им приобрести положительный опыт межнационального общения, необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности, поскольку все подразделения МЧС являются многонациональными
Одной из главных задач профессионального образования является формирование у обучаемых ряда профессионально значимых личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что наличие у человека личностных качеств, теоретических знаний и практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять стоящие перед ним задачи
© Бариев А.Р., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
117