250
Журналистика
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 250-253
УДК 070
ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ WEB 3.0 В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2013 г. В.А. Шачкова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
shachkovava@yandex. т
Поступила в редакцию 23.03.2013
Раскрываются новые возможности современных средств массовой коммуникации, известных как система Web 3.0. Данная система призвана облегчить персональный поиск пользователя в ситуации усиливающегося «информационного шума». В целом система Web 3.0 существует пока лишь как концепция, однако отдельные ее элементы уже получили распространение в практике современного медиапространства. Изучение тенденций развития данного явления и выявление возникающих при этом проблем являются в настоящее время актуальной необходимостью.
Ключевые слова: новые медиа, Web 3.0, персонализация запроса, семантическая паутина, сетевой портрет.
Коммуникативные возможности «новых медиа» стали уже привычными и необходимыми современному пользователю. «Новомедийная» реальность, основанная на возможностях так называемой системы Web 2.0, дала возможность каждому желающему освоить роль сетевого автора, производителя контента. Интерактивность и цифровой способ передачи информации как атрибутивные признаки системы «второго веба» - не только предоставили пользователю новые возможности и социальные роли. В системе «новых медиа» в условиях неограниченного и неконтролируемого пополнения контента человек, по сути, оказывается бессильным перед информационным хаосом.
Помочь пользователю в защите от системы силами самой же системы призвана получившая широкое распространение идея так называемого Web 3.0. Предполагается, что подобного рода концепция должна стать очередным закономерным этапом в развитии типов медиакоммуникации:
1. Межперсональные коммуникации -«один - одному».
2. Масс-медиа - «один - многим». Возникновение системы сетевых коммуникаций первого поколения (Web 1.0).
3. Новые медиа - «многие - многим». Основан на возможностях системы сетевых коммуникаций второго поколения (Web 2.0).
4. «Персональные» медиа - «многие - одному». Система основана на концепции Web 3.0, позволяющей фильтровать и структурировать поток информации для каждого конкретного пользователя.
Следует оговориться, что Web 3.0 существует пока только как концепция, поэтому есть много мнений, как же она будет выглядеть на самом деле. Несомненная ее цель - помочь пользователю в бессистемном океане контента быстрее и точнее находить по его запросам именно ту информацию, которая соответствует интересам конкретного пользователя и на которую можно полагаться если не как на достоверный, то хотя бы как на авторитетный источник. Иначе говоря, происходит уточнение запроса, анализ и обработка информации, которая по формальным признакам могла бы подойти. Можно сказать, что ответы системы становятся интеллектуальными. С помощью каких технологий эффективнее и, главное, реальнее, достичь этого - на сей счет существуют различные версии.
Генеральная цель ясна - найти по запросу конкретного пользователя наиболее подходящую для него информацию, содержание которой его бы устроило, из авторитетного источника.
По сути, цель определяет три задачи:
1. автоматически уточнить или скорректировать поиск;
2. выбрать только авторитетные источники;
3. приоритетной выставить ту информацию, которая с большой вероятностью удовлетворит конкретного пользователя.
1. Каким образом должна решаться первая задача? К информации на сайте при помощи специальных микроформатов прикрепляются так называемые метаданные. Это позволяет вести поиск не только в текстовых элементах, но
и в файлах мультимедиа. Особо помечается контактная информация, чтобы, например, на запрос о телефоне организации система сразу выдавала страницу контактов. При помощи прикрепленных метаданных расширяются вариации запросов. Пользователь может искать не «туристические фирмы Нижнего Новгорода», а просто спросить: «куда поехать отдохнуть с З по 15 августа». Причем дополнительные теги и ключевые слова на самом сайте не отражены. Все эти возможности задаются при создании сайта - и, соответственно, эта система микроформатов требует больших трудозатрат и обновления существующих ресурсов. Из всех предпосылок «третьего веба» эта, пожалуй, технически наиболее проста и является шагом к априорному представлению о Web З.0 как о так называемой Семантической паутине.
Одной из версий трактовки термина Web З.0 является идентификация его как Семантической паутины (Semantic Web) [1]. Главная мысль этой концепции базируется на внедрении метаязыка, описывающего содержание сайтов для организации автоматического обмена между серверами. Иначе говоря, эти самые прикрепленные метаданные должны быть поняты системой, подвергнуты машинной обработке, логически соотнесены друг с другом, проанализированы и включены в результаты запроса. Технологии создания «семантического веба» действительно разработаны, однако на этапе обработки и вывода информации появляется ряд проблем:
• дополнительные затраты для создания семантической версии каждого сайта, по сути переписывание каждой веб-страницы заново;
• отсутствие гарантии адекватного описы-вания метаданных веб-мастерами без специальной подготовки при разработке сайтов;
• невозможность принятия единой системы микроформатов для описания метаданных в условиях существующей конкуренции среди создателей ресурсов.
Задача построения системы Web З.0 в виде интеллектуальной Семантической паутины не может быть реализована на данном этапе не по технологическим, а фактически по экономическим причинам.
2. Варианты решения второй задачи об авторитетности источников.
• Концепция «менеджеров знаний» [2]. Согласно этой концепции, менеджер знаний — это эксперт в конкретной области, привносящий в сообщество (Web 2.0) качественную отобранную информацию (Web 1.0), тем самым избавляя рядового пользователя от необходимости
поиска и оценки. По этой версии, эксперт («менеджер знаний») — это рекомендатель, но не автоматически выбранный, а заслуживший свое положение реальной работой внутри сообщества.
• Достоверность информации довольно высока на узкоспециальных сайтах. Получила распространение идея, что Сеть будет развиваться по пути создания все более дифференцированных вертикальных социальных сетей. Люди будут объединяться вокруг одного конкретного любимого дела, профессии, увлечения, делиться мнениями, давать и получать советы, рекомендации [3; с. 20]. Яркий пример сегодня — возникновение многочисленных кулинарных, медицинских сайтов. Web 3.0 предполагает появление узкоспециализированных ресурсов, где будут собраны все необходимые пользователю сервисы и инструменты для профессиональной деятельности или деятельности по интересам (например, по фотоделу или расчету налогов).
• Организация в Web 3.0 возможности «живого поиска». Поиск по ключевым словам смогут вести не роботы, а живые люди, специалисты в своих областях, с которыми можно обсудить все возникающие вопросы. Можно сказать, что появится отдельный слой профессиональных сетевых советчиков. Предполагается, что будет создана система по оплате труда подобных консультантов.
Важно отметить, что в системе Web 3.0 предполагается иная система оплаты за пользование и размещение контента. Если в исходной системе Web 1.0 предприниматели оплачивали создание сайта и размещение информации в сети веб-мастерам, то в Web 2.0 никто никому ни за что не платит. Контент создают непрофессионалы, бесплатно и размещают, и потребляют. На стадии Web 3.0 предполагается, что специалисты будут зарабатывать в качестве вебконсультантов, а непрофессионалы смогут получать деньги за интернет-активность, заработав статус эксперта на узкопрофильных сайтах или форумах. По-видимому, подобного рода схемы будут долго приживаться в Рунете. Потребуется довольно много времени, чтобы основная масса пользователей привыкла к тому, что за отфильтрованную информацию из сети так или иначе придется платить.
3. Возможности решения третьей задачи -выбрать именно ту информацию, которая устроит конкретного пользователя.
Это вопрос о персонализации информации. Что нужно, чтобы сеть выдавала не огромный разрозненный поток, а в первую очередь то, что будет соответствовать интересам определенно-
252
В.А. Шачкова
го индивида? Необходимо, чтобы система подстроилась под систему персональных данных конкретного пользователя. На самом деле каждый из нас оставляет в сети много следов - запросы в поисковых системах, посещаемые сайты, сайты в избранном, приоритеты в музыке, книгах и фильмах, данные на различных форумах и, конечно, в социальных сетях (группы, музыка, друзья, контакты). Разрозненной информации очень много - сложность в том, чтобы собрать ее в систему и автоматически сформировать своеобразный компьютерный портрет пользователя. Если бы такой портрет был создан, то, помимо корректировки результатов запроса сообразно персональным приоритетам, он позволял бы не заполнять различные регистрационные формы на каждом новом сайте, а заходить в качестве авторизованного пользователя. Однако эти преимущества имеют и оборотную сторону. Пришлось бы смириться с обстоятельством, что система следит за каждым действием и сохраняет эту информацию в рамках «портрета» пользователя.
Шаги к персонализации запросов уже очевидны. Например, уже сегодня любая поисковая система по умолчанию в первую очередь выдает сайты города данного пользователя и показывает рекламные баннеры на основании предыдущих запросов. Конечно, ярче всего пользователь характеризует себя на специальных рекомендательных ресурсах вроде imhonet.ru, где оставляет свои оценки книгам, фильмам, музыке и, по сути, получает рекомендации от людей со сходными предпочтениями. Именно рекомендательная функция является наиболее реальным и жизнеспособным аспектом Web 3.0, уже присущим современному Интернету.
По сути Web 3.0 отличается от Web 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его оценивают: отмечают то, что заслуживает внимания единомышленников, их групп, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически. Особенно это становится важным для контента с коротким жизненным циклом. Обратить внимание на важную, но быстро устаревающую информацию среди возрастающего потока контента пользователю могут помочь рекомендации и оценки других.
«Сетевые портреты» пользователей, которые в усеченном варианте существуют на рекомендательных сервисах, могут оказаться универсальной базой данных для различных общественных наук. Подобного рода ресурсы оказываются хранилищем оценок фильмов, книг, му-
зыки огромного количества пользователей. Это преимущество отмечает управляющий сервисом Имхонет, профессор ГУ-ВШЭ А. Долгин: «Рекомендательные сервисы представляют собой новую уникальную экспериментальную площадку для наук о человеке, в первую очередь, социологии, экономики, когнитивных наук и так далее. <...> Это колоссальный массив сведений, которые раньше добывались с огромными издержками и никогда не были доступны культурологам и социологам в таком объеме» [4]. Таким образом, явления культуры могут получить дополнительный критерий оценки общественным сознанием, помимо финансовой успешности и традиционных методик общественных наук.
Главная идея Web 3.0 состоит в том, что пользователь, который до этого размещал свой контент бессистемно, по собственному усмотрению, в «третьем Вебе» творит коллективно. Его партнерами в этом, помимо других равных по статусу пользователей, являются эксперты направлений. Причём статус пользователя может быть изменён на экспертный, равно как и форма сотрудничества создателя контента и портала. Эксперт должен выступить своеобразным модератором публикуемого контента. По мысли Джейсона Калаканиса (руководителя Netscape.com, создателя сети сайтов Weblogs), важным моментом является появление на сайтах формата Web 3.0 «коллективного разума» («wisdom of the crowds») вместо господствующего сегодня «группового сумасшествия» («madness of the mobs») [5].
Если сравнивать существующую и работающую систему Web 2.0 и концепцию системы Web 3.0, то главным признаком системы нового уровня становится установление новых связей между информационными элементами в сети. Причем установление этих связей в системе возможно в различных вариантах:
1. в рамках концепции Семантического веба: установление логических связей между метаданными в микроформатах (пока этот вариант возможен, но экономически нецелесообразен);
2. между персональными данными пользователя («сетевым портретом») и контентом найденной по запросу информации.
Поскольку до настоящего момента специалисты не пришли к общему мнению относительно данного термина, в Интернете можно обнаружить спекуляции, с ним связанные. По всей видимости, термин «Web 3.0» обретает значение качественного, авторитетного медиаконтента. Некоторые ресурсы позиционируют
себя в статусе Web 3.0 исключительно с имиджевыми целями. Например, портал web-3.ru, где «пользователь может разместить статью, а при желании стать экспертом» [6], является форумом с рекламной информацией.
Однако шаги в направлении «третьего Веба» уже очевидны. Показательным примером является трансформация системы формирования Википедии. Технологии Web 2.0 позволили наполнить ее огромным количеством сомнительной информации. Однако практика активной модерации, присвоения «знаков качества» отдельным статьям и «замораживание» информационно полноценных и выверенных страниц (в немецкой версии Википедии подобное практикуется уже в течение ряда лет) позволяет постепенно выводить ресурс на новый качественный уровень.
Можно предположить, что постепенные шаги к системе Web 3.0 со временем решат проблему обесценивания информации в сети, попадающей туда бесконтрольным потоком посредством интерактивных технологий Web 2.0.
Тем не менее система сетевых коммуникаций нового уровня Web 3.0 порождает и новый спектр проблем в пользовательском сообществе:
1. Проблема безопасности личной информации. Если система собирает большое количество личной информации о пользователе, то всегда теоретически будет сохраняться угроза взлома этой базы данных, утечки информации или намеренного «уродования сетевого портрета».
2. Этическая проблема, связанная с иерархией пользователей. Система предполагает «зарабатывание» статуса сетевого эксперта в той или иной области. Предполагается, что «экспертные» оценки и мнения имеют приоритет. Те, кто обретает этот статус, получают изрядную долю власти над общественным мнением по конкретному вопросу.
3. Психологическая проблема «преследования» пользователя системой. Постоянное отслеживание всех действий в сети и занесение этих данных в «сетевой портрет» может вызывать стойкое ощущение дискомфорта. Уже сейчас прогнозируют построение Web 4.0 по принципу полной анонимности пользователя перед системой и другими пользователями
Список литературы
1. Bemers-Lee T., Hendler J., Lassila O. The Semantic Web // http://scientificamerican.com
2. Андреев А. Web 3.0: Менеджеры знаний // http://webplanet.ru
3. Ахметова С. Инновационные технологии в обучении персонала // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 2. С. 18-22.
4. Долгин А. Рунет: игра на опережение. Что такое web 3.0? // http://www.polit.ru
5. Calacanis D. Web 3.0, the "official" definition.// http://calacanis.com
6. http://web-3.ru/
7. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М., 2010.
8. Годик Ю. Цифровое поколение и новые медиа // www.mediascope.ru
THE POSSIBILITIES OF WEB 3.0 SYSTEM IN THE MODERN MEDIA SPACE:
PROBLEMS AND PROSPECTS
V.A. Shachkova
New possibilities of modem mass communication media, known as Web 3.0 system, are revealed. This system is designed to facilitate the user’s personal search in a situation of the increasing «information noise». On the whole, Web 3.0 now exists only as a concept, though its separate elements have already become wide-spread in the practices of modern media space. It is important to study the trends in the development of this phenomenon and to identify the problems that arise in this field.
Keywords: new media, Web 3.0, personalization of a request, semantic web, network portrait.