13.00.00. ИЛМ^ОИ ПЕДАГОГИ 13.00.00. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00. PEDAGOGICAL SCIENCES
13.00.02. НАЗАРИЯ ВА УСУЛХ,ОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02. THEORY AND METHOD OF TRAINING AND EDUCATION
УДК 74.200.51 А. А. АЗИЗОВ
ББК 371.012 Л. Х. НЕЪМАТОВ
ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
Подготовка учащихся общеобразовательных школ к осуществлению экономической деятельности является очень сложной, многоплановой, поэтому при исследовании данной проблемы необходимо использовать системный подход. Система необходима, во -первых, потому что, с точки зрения философии, часть есть относительно самостоятельный компонент, обладающий особыми свойствами и выполняющий специфическую функцию в системе целого. Следовательно, не зная целого, нельзя правильно разработать части, так как законы, определяющие развитие частей, не являются заранее предначертанными, а возникают в процессе взаимодействия целого с частями в силу объективной необходимости. Во-вторых, система необходима, так как она обеспечивает непрерывность специального воздействия, что является необходимой предпосылкой для поступательного развития у учащихся готовности к осуществлению определенной деятельности и предупреждения регрессивных явлений, обусловленных различными объективными и субъективными факторами.
Кроме того, возможности различных школьных предметов, в том числе и школьного курса технологии (трудовое обучение), в формировании у учащихся экономически значимых качеств расмотрены в исследованиях А.И. Абрамовой (1), А.Ф. Аменд (2), И.А. Барило (3), М.Н. Ермоленко (4), Г.А. Зверевой (5), М.Л. Малышеева (6), Х.Р. Матякубова (7), А.С. Прутченко (9), И.А. Сасовой (10), А.Х. Сатторова (11), Л.М. Фридмана (12) и др, но в них не достаточно глубоко выявлены функциональные возможности школьного курса технологии по формированию у учащихся экономически значимых качеств личности с учетом потребностей общества, которое переходит к рыночным отношениям.
В настоящее время в общеобразовательных школах сложилась определенная система экономического воспитания молодого поколения, которая включает в себя: - экономическое воспитание в процессе общего политического обучения; -экономическое воспитание в процессе общественно -полезного, производительного труда;
-экономическое воспитание во время внеклассной воспитательной работы с учащимися; -экономическое воспитание в семье.
Профессор И. А. Сасова в своей книге «Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки», подчоркивая значимость экономического воспитания, пишет: «В процессе экономического воспитания должны вырабатываться такие качества личности, как бережливость, дисциплинированность, деловитость, организованность, ответственность, предприимчивость и др. (10,45)
В экономическом воспитании подрастающего поколения обучение играет также решающую роль. Оно выполняет функции передачи и усвоения экономических знаний, умений, навыков, формирования экономического мышления, убежденности и экономически значимых качеств личности. Обучение знакомит учащихся с экономическими потребностями
и интересами общества и способствует воспитанию у детей экономически осознанного отношения к труду, его результатам, природной среде и времени. В процессе обучения у детей формируется мировоззрение, развиваются творческие силы и способности, воспитываются характер и нравственные черты личности.
Обучение является ведущим фактором становления личности, благодаря которому происходят главнейшие изменения в психике ребенка и развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Экономические знания, умения и навыки входят в содержание общего политехнического образования и зависят от постоянно меняющихся условий общественной жизни. Поскольку общее и политехническое образование неразрывны и взаимосвязаны, то и содержание экономического воспитания в них рассматривается в этом неразрывном единстве.
Общее образование, вооружая учащихся основами знаний о природе, человеческом обществе и мышлении и соответствующими умениями и навыками, необходимыми каждому человеку, безотносительно к его будущей профессии, в том числе дает школьникам представление об экономических закономерностях развития общества, некоторых методах экономической науки, развития экономики страны.
А. С. Нисимчук в своей работе «Экономическое образование школьников» отмечает, что «экономическое образование - качественная характеристика экономических знаний, умений и навыков школьников, принимающих активное участие в решении экономических задач современного сельскохозяйственного и промышленного производства, владеющих такими качествами личности, как бережливость, трудолюбие, инициативность, творческое отношение к труду (8 ,56) .
Анализируя существующее содержание экономического образования в общеобразовательной школе, мы пришли к выводу, что оно состоит в основном из следующих компонентов:
-экономическая политика государства; закономерности экономического развития общества; принципы и методы хозяйствования; элементы экономики и организации производства, научной организации труда.
Как подсистема в системе, экономическое воспитание в процессе общего политехнического обучения состоит из двух частей:
-экономическое воспитание в процессе изучения общественных и гуманитарных дисциплин;
-экономическое образование и воспитание в процессе изучения естественно-математических дисциплин.
Анализируя содержание учебных программ, учебников и методических пособий по технологии, мы пришли к выводу, что более оптимальный вариант формирования экономически значимых качеств личности может быть обеспечен целостной системой подготовки, основными компонентами которой являются изучение курса «Технология» в 5- 7 классах и внутрипредметных и межпредметных связей предметов технологии в 5-7 классах.
При разработке системы формирования экономически значимых качеств у учащихся мы основывались на следующем методическом принципе построения единых целенаправленных систем: каждый отдельный компонент системы должен быть целенаправленным, т.е. каждая из отобранных единиц структуры экономической и технологической подготовки учащихся к экономической деятельности личности, выполняя определенную функцию, служит единой цели - формированию экономически значимых качеств у выпускников школы как структуры готовности к осуществлению экономической деятельности после окончания школы.
Разработка системы формирования экономически значимых качеств личности у учащихся общеобразовательных школ осуществлялась на основе изучения достижений педагогической науки с учетом нужд и запросов экономической жизни общества, использования опыта и практики общеобразовательных школ.
Нами была предпринята попытка разработать систему формирования у учащихся экономически значимых качеств личности, необходимых для осуществления экономической деятельности после окончания средней школы.
Изучение и анализ учебных программ, учебников и методических пособий школьного курса технологии (трудовое обучение), опыта учителей-предметников дали нам выявить его функциональные возможности по экономическому воспитанию учащихся в следующем контексте.
Трудовая подготовка учащихся 5-7 классов городской и сельской школы раньше велась по четырем программам: «Технический труд» и «Обслуживающий труд»- для городской школы; «Сельскохозяйственный труд» и «Обслуживающий труд» - для сельской школы. В настоящее время трудовая подготовка ведется по следующим программам: Технология (Технический труд)- 5-класс, Технология (Технический труд) -6-класс, Технология (Технический труд) -7-класс.
В 5-ом классе учащиеся знакомятся с древесиной как с широко распространенным конструкционным материалом, ее породами и строением, пиломатериалами и древесными материалами, простыми графическими изображениями и разметкой изделий, а также изучают приемы обработки заготовок и получения деталей и изделий посредством таких операций, как распиливание, строгание, сверление, соединение деталей гвоздями, шурупами, склеиванием и др.
В 6-ом классе учащиеся продолжают изучение технологий обработки древесины и металлов, знакомятся с элементами машиноведения, ремонтно-строительными работами, закрепляют полученные теоретические знания, выполняя творческие работы. Они продолжают знакомиться с древесиной, с возможными её дефектами ее пороками, заготовкой, производством и применением пиломатериалов, с более сложными графическими изображениями, чертежом детали и сборочным чертежом изделия, изучают более сложные виды соединения деталей в изделиях, учатся вытачивать детали на токарном станке, а также выполнять более сложные практические работы.
В 7-ом классе учащиеся продолжают изучение технологий создания изделий из древесины и металлов, знакомятся с основами технологий ведения дома, закрепляют полученные теоретические знания выполнением творческой работы над проектами.
В школьной программе по технологии (трудовое обучение) сформулированы общие цели:
- формирование практических умений и навыков научно-технических и научно-технологических знаний, необходимых для вовлечения учащихся в общественно-полезный, производительный и личностно-значимый труд и подведения их вплотную к овладению определенной профессией;
- воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду, собствен-ности, к материальным
и духовным ценностям и ближнего отношения к природе, высоких идейно-нравственных и экономических качеств личности учащихся;
- расширение политехнического кругозора учащихся и развитие их творческих способностей
на основе взаимосвязи трудового обучения и технологии с основами наук;
- активное ознакомление учащихся с массовыми рабочими профессиями, формирование у них
устойчивых профессиональных интересов к определенным видам труда. Задачи экономического воспитания учащихся на уроке технологии (трудового обучения) реализуются в нескольких направлениях:
- ознакомление учащихся с основными положениями экономической политики правительства, проблемами экономического развития республики, области, города, района;
- обучение учащихся основам конкретной экономики, т.е. формирование у них понятий о
себестоимости, прибыли, рекламе, анализе рынка, хозрасчете, производительности труда, рентабельности предприятий, заводов, фабрик и фирм, плане мероприятий и др.
- воспитание у учащихся бережного отношения к любому виду собственности, стремления
работать творчески и эффективно;
- воспитание у учащихся экологической культуры, включение их в мероприятия по сохранению окружающей природной среды.
Вышеизложенные задачи экономического воспитания реализуются на уроках и занятиях технологии, т.е. учителя и преподаватели учат учащихся экономить материалы, время, электроэнергию, бережно относятся к оборудованию, инструментам, приспособлениям,
личным и чужим вещам, проводят беседы, встречи, экскурсии для знакомства учащихся с новаторами производства, фермерами, дехканскими хозяйствами, предпринимателями, активно участвующими в экономии производственных средств и в создании материальных благ и духовных ценностей, учащимся на конкретных примерах раскрываются основные понятия, относящиеся к экономике организации и планированию той отрасли производства, по которой учащиеся получают одну из массовых рабочих профессий.
На основе формирования вышеизложенных экономических понятий, знаний, умений и навыков у учащихся постепенно и системно формируются и развиваются такие экономически значимые качества личности, как настойчивость, целеустремленность, точность, аккуратность, находчивость, предприимчивость, бережливость, рациональность, экономность, деловитость, самостоятельность, пунктуальность, рассудительность, инициативность, честность, дисциплинированность, трудолюбие, расчетливость, заботливость, вежливость, добросовестность, ответственность и др.
С целью определения наличия и действительного уровня сформированности экономически значимых качеств у учащихся средних общеобразовательных школ, школ - гимназий и школ- лицеев №4, №8, №9, г. Худжанда, №10, №32, №59 - Б. Гафуровского района, №2, №22, Науского района и №4, №5, №6, №16 - Дж. Расуловского района Согдийской области было проведено тестирование учащихся экспериментальных и контрольных групп. Им было предложено заполнить листы, на котором были зафиксированы экономически значимые качества и по три определения каждого качества. Путем подчеркивания они должны были определить верные по их мнению ответы. Каждое качество необходимо было оценить по пятибалльной шкале. Ответы учащихся приведены в следующих таблицах.
Таблица 1 Предварительная оценка сформированности экономически значимых качеств личности у учащихся общеобразовательных школ
Перечень Степень сформированности
экономически Высший Средний Низкий Отрица-
значимых качеств тельный
К Э К Э К Э К Э
I. Базисные качества.
Пунктуальность 2,33 2,33 0,93 3,26 8,14 3,49 18,60 0,93
Рассудительность 2,33 4,65 0,53 3,26 5,81 8,14 18,60 3,25
II. Ценностно-ориентационные качества.
Деловитость 4,65 6,98 5,58 5,58 3,48 1,16 16,28 6,28
Инициативность 2,33 2,33 0,93 0,93 5,81 8,14 20,93 6,28
Честность 6,98 4,65 7,91 3,26 3,49 3,49 11,62 8,60
III. Практические качества.
Дисциплинированность 6,98 6,98 7,21 7,91 1,16 3,49 13,95 1,62
Трудолюбие 4,65 6,98 5,58 0,93 1,16 3,49 18,60 8,60
Бережливость 2,33 4,65 3,26 5,58 8,14 5,81 16,28 3,95
Расчетливость 2,33 2,33 0,93 7,91 8,84 5,81 169,28 7,91
IV. Характерологические качества.
Заботливость 2,33 4,65 0,93 3,26 8,14 8,14 8,60 3,95
Вежливость 4,65 2,33 3,26 3,26 3,49 6,51 18,60 7,91
V. Критериальные качества.
Добросовестность 2,33 4,65 3,26 0,33 5,81 5,81 18,60 8,60
Ответственность 6,98 6,98 7,91 8,60 3,49 8,84 11,62 5,58
(К-контрольный, Э-эксприментальный)
Белые - контрольные группы; черные - экспериментальные группы
Рис. 1. Диаграмма уровней сформированности экономически значимых качеств личности у учащихся по результатам самооценок.
Сопоставление полученных данных путем самооценки компетентными судьями (Рис. 1) показывает, что объективный, действительный уровень сформированности экономически значимых качеств у учащихся оценен близкими по значению баллами. Однако у учащихся всех групп в некоторой степени наблюдается переоценивание сформированности экономически значимых качеств. Как видно из данных таблиц, число учащихся, овладевших экономически значимыми качествами личности, умениями применять эти экономические знания в практической деятельности за период опытно-экспериментальной работы, заметно выше.На основе проведенного исследования можно заключить что реализация возможностей учебного предмета Технология (5,6,7) в экономической подготовке учащихся общеобразовательных школ состоит в-усилении внимания учащихся к тем компонентам содержания предмета, которые особенно значимы для теории и практики проблемы экономического образования и воспитания учащихся; создании ситуаций, побуждающих учащихся осмысливать и выполнять по ходу усвоения технологического материала задания с экономическим содержанием; применении разнообразных форм и методов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся по усвоению материалов с экономическим содержанием; анализе и оценочных суждениях учителями технологии деятельности учащихся в области усвоения знаний и применении их в практической деятельности; выявлении связи между усвоением основного (технологического) и экономического материалов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абрамова, А Роль экономической подготовки в воспитании у учащихся ПТУ ответственности за выпуск продукции высокого качества/ А.Абрамова. -М., 1986. - 88с.
2. Аменд, А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: автореферат дисс... кан. пед. наук/ А.Ф. Аменд. -Челябинск,1975. -45с.
3. Барило, И.А. Формирование у учащихся старших классов знаний и умений по экономике сельскохозяйственного производства: автореферат дисс. ...кан.пед.наук/ И.А. Барило.- Киев, 1985. - 15с.
4. Ермоленко, М.Н. Экономическое воспитание сельских старшеклассников в процессе подготовки их к труду в новых условиях хозяйствования: автореферат дисс. . кан. пед.наук/ М.Н. Ермоленко. - Казань , 1987. - 27 с.
5. Зверева, Г.А. Педагогические проблемы воспитания бережливости у школьников: Опыт организации самообслуживания подростков/ Г.А. Зверева. - М., 1983. -64 с.
6. Малышев, М.Л. Экономическое воспитание учащихся 1Х-Х классов в процессе производительного труда: автореферат дисс. кан.пед.наук/ М.Л Малышев. - М., 1982.
- 30 с.
7. Матякубов, Х.Р. Экономическая подготовка учащихся V-VII классов сельских школ в процессе трудового обучения и его соединение с производительным трудом: автореферат дисс. ... кан. пед.наук/ Х.Р.Матякубов. - Ташкент, 1990 - 32 с.
8. Нисимчук, А.С. Экономическое образование школьников: книга для учителя/ А.С.Насимчук. . - М.: Просвещение , 1991.- 160 с.
9. Прутченко, А.С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников: автореферат дисс. ... кан.пед.наук/ А.С. Прутченко.-М., 1990, -22 с.
10. Сасова, И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. /Под ред. В.К. Розова/ А.Ф Аменд, И.А. Сасова. М., 1988. - 192 с.
11. Сатторов, А.Х. Экономическое воспитание подростков в процессе общественно полезного труда: автореферат дисс.кан.пед.наук/ А.Х.Сатторов.- Ташкент, 1989.- 31 с.
12. Фридман, Л.П. Экономическое воспитание учащихся У-1Х классов в процессе общественно полезного производительного труда: автореферат дисс.. кан. пед. наук/ Л.П. Фридман..- М., 1986. -32с.
REFERENCES:
1. Abramov, A.I. The role of economic training in the education of students in vocational schools the responsibility for the production of high quality products./ A. I. Abramov. -M., High School, 1986. -88p.
2. Amend, A.F. Ways to improve economic education of pupils in secondary school: abstract diss ... kan. ped. Sciences/ A. F. Amend. -Chelyabinsk, -1975. -45p.
3. Barilo, I.A. Formation at the senior high school students knowledge and skills in the agricultural economy proizvodstva: abstract diss. ... kan.ped.nauk/ I.A. Barilo.- Kyiv, 1985.
- 15 p.
4. Ermolenko, M.N. Economic education of rural school students in preparing them to work in the new economic conditions:abstract diss. .. kan. ped.nauk/ M.N. Ermolenko. - Kazan, 1987. - 27 p.
5. Zvereva, G.I. Pedagogical problems of education in pre-school thrift: Experience of Self teenagers/ G.I. Zvereva. - M .: Education, 1983. -64 p.
6. Malyshev, M.L. Economic education of pupils 1 XX class in the process of productive labor: abstract diss. ... kan.ped.nauk./ M.L Malyshev - M .: 1982. - 30 p.
7. Matyakubov, H.R. Economic preparation of students V-VII classes of rural schools in the course of labor training and its connection with productive labor: abstract diss. ... k. ped.nauk/ H.R. Matyakubov - Tashkent, 1990 - 32p.
8. Nisimchuk, A.S. Economic education of students: Teacher's Book/ A.S. Nisimchuk. - M .: Education, 1991.- 160 p.
9. Prutchenko, A.S. Economic education of the senior teenagers in the primary workplace schoolchildren: abstract diss. ... kan.ped.nauk/ A.S. Prutchenko. -M .: 1990 -22 p.
10. Sasova, I.A. Economic education of pupils in the course of labor training. / Under red.V.K.Rozova/ I.A. Sasova., A.F Amend. -M .: Education, 1988. - 192 p.
11. Sattorov, A.K. The economic education of teenagers in the process of socially useful work:abstract diss. ... kan.ped.nauk/ A.K. Sattorov. - Tashkent: 1989 - 31p.
12. Friedman, L.P. Economic education of pupils have classes X-1 in the process of socially useful productive work: avtoreferat diss... k. ped. Nauk/ L.P. Friedman.- M., 1986. -32p.
Возможности школьного курса технологии(трудовое обучение) по формированию у учащихся экономически значимых качеств.
Ключевые слова: экономическое мышление, качество личности, экономические знания, экономическое образование, экономическая политика, технология ( трудовое обучение).
Статья посвящена важной задаче экономической подготовки школьников,которая выражается в выработке у них потребности и умения жить и трудиться в коллективе.Также отмечается, что формирование убеждений, воспитание бережливости, деловитости, предприимчивости невозможно без включения школьников в процесс коллективной деятельности. Именно коллективное выполнение тех или иных заданий, способствуюет воспиттанию у учащихся чувства ответственности и долга за порученное дело и позволяет за счет разделения и кооперации труда повысить производительность, использовать передовые приемы труда, развивать чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Отмечается, что существенной задачей экономической подготовки является вовлечение школьников в техническое творчество, что позволяет показать народно - хозяйственный эффект от внедрения рационализаторских предложений, включает учащихся в различного рода расчеты и анализ показателей школьного производства, показывает возможности снижения затрат времени, материалов, трудовых усилий, электроэнергии и т.п. от внедрения приспособлений и совершенствования технологических процессов. Рассматривается содержание экономического образования в общеобразовательной школе и вопросы разработки системы формирования экономически значимых качеств учащихся в процессе преподавания предмета Технология (трудовое обучение) в 5-7 классах.
Possibilities school course technology (employment training) on the formation of economically important qualities of students.
Keywords: economic thinking, the quality of the individual, economic knowledge, economic education, economic policy technology (job training).
An important task is the preparation of economic development in schoolchildren's needs and the ability to live and work in a team. Formation of opinion and raise thrift, efficiency, entrepreneurship is impossible without the inclusion of students in the process of collective action. That's collective execution of certain tasks fosters in students a sense of responsibility and duty of the assigned work, by allowing the division and cooperation of labor to increase productivity, to use advanced methods of work, to develop a sense of mutual aid and reciprocity.The essential task of economic training is to involve students in technical creativity. It allows you to show the national - economic effect of the introduction of innovations, including students in various types of calculations and analysis of the school production, shows the possibility of reducing the cost of time, materials, labor forces, electricity, etc. from the introduction of devices and improvement of technological processes.This article describes the contents of economic education in secondary school, and the development of the formation of economically important qualities of pupils in the teaching of the subject technology (job training) in grades 5- 7.
Сведения об авторах:
Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: abdu_5@mail. ru
Неъматов Лутфулло Хайруллоевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики её преподования Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: nematov. hgu@ mail.ru
Information about the author:
Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Doctor of Pedagogy, the Dean of the Faculty of Graphics and Technology, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]
Nematov Lutfullo Hairulloevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Assosiate Professor for the Department of technology and the methods of its teaching of Khujand State University named after academician B. Gafurov( Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: nematov. hgu@ mail.ru