ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ
© Печникова Д.В.1
Воронежский государственный аграрный университет, г. Воронеж
В статье представлена трактовка понятия «диверсификация» и ее особенности в сельском хозяйстве. Дана оценка диверсификации как значимого явления в современной экономике, имеющего особое значение в сельском хозяйстве и в сельской местности. Выделены 4 варианта развития сельскохозяйственных предприятий, объединяемые термином «диверсификация». Указывается, что проблема диверсификации весьма актуальна для предприятий, имеющих крупные объемы деятельности в отрасли животноводства - здесь она может принять вид внедрения собственной переработки продукции до товаров, предназначенных для конечного потребителя. В качестве примера рассмотрены возможности диверсификации производителей молока.
Ключевые слова диверсификация, сельскохозяйственное производство, переработка, молочный подкомплекс, маркетинговые исследования.
В стратегическом планировании под диверсификацией понимается одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, а также переориентация рынков сбыта.
Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства [2]. Поэтому считается, что необходимости в ней нет до тех пор, пока компания получает прибыль за счет роста в уже освоенной отрасли. Однако по мере замедления роста диверсификация приобретает все большую привлекательность. Но нужно иметь в виду, что процесс диверсификации для любой компании является сложным. Поэтому в каждом отдельном случае следует учитывать как позитивные, так и негативные стороны этой стратегии [4].
В современных экономических условиях как никогда высоко значение диверсификации именно сельской экономики. Диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения являются одними из важнейших задач, решение которых может способствовать устойчивому развитию сельских территорий, созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни сельского населения в целом.
Для большинства сельскохозяйственных предприятий есть необходимость оптимизации и совершенствования производства сельскохозяйствен-
1 Магистрант 2 курса.
ной продукции, расширение ее ассортимента, исходя из потребностей перерабатывающих предприятий и конъюнктуры рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия [13].
Диверсификация - это одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий. Кокова Э.Р. определяет диверсификацию «как процесс повышения экономической эффективности деятельности предприятия и снижения финансовых рисков, основанный на развитии новых производств и расширении занимаемой доли рынка» [5]. Главной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения деятельности в нескольких отраслях, которые даже могут отличаться цикличностью. Поскольку диверсифицированные предприятия более устойчивы в конкурентной борьбе, у них уменьшен риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйствования.
При принятии решения о диверсификации сельскохозяйственных предприятий следует учитывать ряд особенностей сельского хозяйства:
- несовпадение рабочего периода с производственным периодом (сезонность);
- переплетение биологических и экономических процессов;
- рассредоточенность территории;
- земля выступает в качестве средства производства.
Стратегическое развитие агропромышленного комплекса, основанное
на диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, позволяет наиболее полно и рационально использовать природный и производственный потенциал, расширить ассортимент и увеличить объемы производства продукции АПК [12].
Под диверсификацией в данном случае понимается выход за пределы традиционных сельскохозяйственных видов деятельности, что является объективной необходимостью сегодняшнего дня [8]. В сельском хозяйстве и в сельской местности возможны следующие варианты развития, объединяемые термином «диверсификация»:
- диверсификация предприятия за счет других сельскохозяйственных отраслей, например, внедрение садоводства в чисто полеводческом хозяйстве, или животноводства - в растениеводческом;
- диверсификация предприятия за счет освоения несельскохозяйственных производств, обычно - переработки собственной продукции до товара потребительского назначения, например, цехов и линий по производству консервов, муки и круп, готовой к употреблению молочной продукции, мясных продуктов и полуфабрикатов;
- диверсификация через интеграцию сельскохозяйственных производителей с переработчиками и обслуживающими производствами, а также, возможно, с торговыми посредниками [3];
- создание в сельской местности, а возможно - и при финансовой поддержке аграрных предприятий - других организаций несельскохозяйственного профиля, специализирующихся в самых разных сферах, от бытовых услуг до агротуризма [1].
Проблема диверсификации весьма актуальна для предприятий, имеющих крупные объемы деятельности в отрасли животноводства [14]. Ее продукция часто является убыточной либо приносит незначительную прибыль, при этом требуя для своего производства существенных затрат. Локальные рынки такой продукции, будь то мясо или молоко, обычно сильно монопсони-зированы, и единственный покупатель, доступный географически, диктует производителям свои условия сделок на грани приемлемого для последних.
С другой стороны, рынки потребительских товаров данных групп до сих пор не достаточно насыщены качественной и доступной по цене продукцией, которая представлялась бы привлекательной конечным покупателям.
Многочисленные исследования показывают, что покупатели отмечают, прежде всего, недостаточное качество молочной и мясной продукции на прилавках, затем - ее высокие цены, и лишь затем - отсутствие или перебои в наличии предпочитаемой марки или производителя.
В частности, современные мировые экономические и политические условия влекут за собой риск невыполнения российскими товаропроизводителями показателей по самообеспеченности молоком и молочными продуктами. В связи с этим разработка направлений и мер по повышению эффективности функционирования молочного подкомплекса АПК приобретает особое значение [10]. Можно с полной уверенностью сказать, что уровень самообеспеченности молоком в России в 2013-14 годах был одним из самых низких по сравнению с другими видами сельхозпродукции [9].
На микроуровне (т.е. уровне отдельного предприятия) могут и должны предприниматься определенные шаги в направлении обеспечения спроса населения на молочные продукты и повышения собственной конкурентоспособности [7].
Основным принципом маркетинговой деятельности является выход на рынок с тем товаром, который желает приобрести потребитель, чтобы удовлетворить свои потребности, а не пытаться продать то, что фирма смогла произвести. Поэтому для принятия решения о том, как и с каким товаром конкретное предприятие может выйти на рынок конечного потребителя, прежде всего, следует опираться на результаты маркетинговых исследований - собственных, либо проводимых другими лицами и организациями [6].
Так, проводилось исследование путем распространения анкеты через социальные сети в Интернет среди жителей Задонского, Елецкого, Лебедянского и Усманского районов Липецкой области. Предлагая вниманию населения данный опрос, авторы рассматривали три возможности по переработке молока, доступные неспециализированному предприятию: производство
молочных консервов; производство кисломолочных продуктов: натуральных йогуртов, кефира и снежка; производство сыров [11]. Первая группа продуктов отпала еще на первом вопросе, когда оказалось, что существенная часть населения не приобретает молочные консервы вообще. Между второй и третьей выбирали, уже исходя из способов употребления соответствующих продуктов. Оказалось, что способы употребления сыров гораздо более разнообразны и включают даже детское питание (естественно, не с младенчества).
Таким образом, у производителей сырого молока сейчас имеется одна из наиболее явных перспектив развития в направлении диверсификации путем внедрения собственной переработки продукции. Предприятие способно более эффективно планировать процессы совершенствования товарного ряда, опираясь на конкретные результаты исследования. В данном же случае можно опереться на уже имеющиеся результаты исследований - их немало и они представляются достоверными.
В целом же следует подчеркнуть, что диверсификация для сельскохозяйственных производителей позволяет снизить риски их деятельности, однако, как и в любой другой сфере, требует вложения существенных дополнительных объемов ресурсов, следовательно, не каждое предприятие может позволить себе выбор такой стратегии развития.
Список литературы:
1. Волкова А.Г. Особенности продвижения услуг сельского туризма на современном рынке / А.Г. Волкова, Т.В. Сабетова // Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: Матер. меж-дунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ 2014. -С. 211-216.
2. Закшевская Е.В. Стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями / Е.В. Закшевская, М.В. Загвозкин. - Воронеж, 2014.
3. Закшевская Е.В. Эффективность интеграционных процессов в свеклосахарном подкомплексе АПК России / Е.В. Закшевская, И.Ю. Федулова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2011. -№ 4. - С. 188-192.
4. Зыкова Н.В. Диверсификация сельской экономики: проблемы и перспективы / Н.В. Зыкова, О.В. Иконникова, О.Д. Кононов // Российское предпринимательство. - 2011. - № 2 (196). - С. 151-155.
5. Кокова Э.Р. Диверсификация производства как фактор стимулирования интеграционных процессов в АПК / Э.Р. Кокова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 2. - С. 59-67.
6. Кретова Н.Н. Планирование качества продукции с учетом особенностей восприятия покупателей / Н.Н. Кретова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2010. - Т. 6, № 1. - С. 138-140.
7. Лебедев А.В. Некоторые особенности конкуренции в сельском хозяйстве / А.В. Лебедев, Т.В. Сабетова // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 258-261.
8. Сабетова Т.В., Шевцова Н.М. Экономическое значение инвестирования в основной капитал российскими компаниями // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 27. - С. 103-107.
9. Сабетова Т.В. Milk and dairy product market in Russia: current state and prospects / Т.В. Сабетова, Н.М. Шевцова // Экономические, социальные и экологические проблемы развития агропродовольственной сферы: матер. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Харьков, ХНАУ 2016. - С. 17-20.
10. Сабетова Т.В., Федулова И.Ю. Проблемы анализа эффективности поддержки агропромышленного комплекса // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 39. - C. 27-33.
11. Сапрыкин В.Р. Повышение конкурентоспособности производителя молока путем внедрения собственной переработки / В.Р. Сапрыкин, Е.В. Зак-шевская.
12. Федулова И.Ю. Инвестиционная стратегия предприятия как составная часть стратегии развития // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. - 2015. - № 2. - С. 204-208.
13. Федулова И.Ю. Направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий / И.Ю. Федулова // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем: Матер. междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня образования кафедры экономической теории и мировой экономики. - Воронеж, 2014. - С. 138-142.
14. Шевцова Н.М. Роль демографического фактора в обеспечении устойчивости развития сельских территорий / Н.М. Шевцова // Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2014. - С. 253-256.
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1 2 © Хлусова О.С. , Аблаева З.С.
Кубанский государственный университет, г. Новороссийск
Практика деятельности коммерческих предприятий показывает, что в настоящее время не уделяется должное внимание финансовым рис-
1 Старший преподаватель кафедры Информатики и математики, кандидат экономических наук.
2 Студент 4 курса ОФО направления Экономика.