REFERENCES
1. Beljaeva L. N., Nymm V. R., Shubina N. L. Informatika i informacionnye tehnologii v strukture uchebnyh programm gumanitarnyh fakul'tetov // Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta jekonomiki i fi-nansov. 2010. № 2. C. 61-72.
2. Bovtenko M. A. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v prepodavanii inostrannogo jazyka: sozdanie jelektronnyh uchebnyh materialov: Uchebnoe posobie. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2005.
3. Zhiljakova L. Ju. Problemy modelirovanija soznanija i golograficheskaja pamjat' // Desjataja nacio-nal'naja konferencija po iskusstvennomu intellektu s mezhdunarodnym uchastiem KII-2006: Trudy konferencii. T. 2. M.: Fizmatlit, 2006. C. 678-686.
4. Nymm V. R. Jevoljucionnyj podhod k sozdaniju i razvitiju CALL-tehnologij na baze vychislitel'nogo jeksperimenta // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2015. № 173. C. 137-147.
5. Rastrigin L. A. Sovremennye principy upravlenija slozhnymi objektami. M.: Sovetskoe radio, 1980
6. Shennon R. Imitacionnoe modelirovanie sistem — iskusstvo i nauka. M.: Mir, 1978.
7. Leakey J. Evaluating Computer Assisted Language Learning: an integrated approach to effectiveness research in CALL. Bern: Peter Lang, 2011.
8. Skinner B. Was ist Behaviorismus? Reinbek bei Hamburg: Rohwolt, 1978. P. 9-11.
С. Н. Михайлов
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ДОСКИ
В статье рассматриваются вопросы реализации современных образовательных технологий посредством интерактивной виртуальной доски Realtimeboard. Анализируются функциональные возможности интерактивной виртуальной доски в процессе разработки компонентов образовательных технологий.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, интерактивная виртуальная доска, социальные сетевые сервисы, дистанционное обучение.
S. Mikhailov
THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES THROUGH INTERACTIVE WHITEBOARD
The article examines the implementation of modern educational technologies through the interactive whiteboard, Realtimeboard. An analysis of the functionality of the interactive whiteboard in the development of the components of educational technology is provided.
Keywords: modern educational technologies, interactive whiteboard, social networking services, distance learning, tutoring.
Происходящие в последнее десятилетие кардинальные изменения социального, экономического, геополитического, межнационального характера оказывают непосредственное влияние на образовательную среду. Основной ценностью современного общества является информация, освоение которой требует новых методик и подходов к организации образовательного процесса.
Современное образование, в основе которого остается классическая модель, тем не менее представляет собой уже новую систему, построенную на новых принципах и новом содержании. Современная образовательная среда формируется на основе виртуальной культуры, дистанционной коммуникации и новых требований, предъявляемых родителями и учениками к образовательным услугам [1, с. 4-6].
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных самостоятельно добывать знания, анализировать, сопоставлять, корректировать, применять и обновлять на протяжении всего своего профессионального пути. Именно поэтому на первый план выходит проблема разработки новых образовательных технологий, позволяющих добиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившихся социокультурных условиях.
Образовательные технологии являются необходимым инструментарием современного школьного и вузовского преподавателя, поскольку позволяют достичь целей, которые «общество ставит перед системой образования — подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем, способных к критической оценке и презентации своих достижений» [2, с. 5].
Реализация образовательных задач предполагает активную творческую деятельность самого обучающегося. Основная нагрузка при этом ложится на плечи преподавателя, который наряду с сохранением своего прежнего ролевого статуса призван создать соответствующие условия для реализации личностного потенциала обучающихся в учебно-познавательной, информационно-поисковой и научно-исследовательской деятельности. Главной задачей в образовании, таким образом, становится нахождение путей обеспечения деятельностной позиции участников образовательного процесса.
Использование в образовательном процессе технологий проблемного, личностно-ориентированного обучения, проектной технологии, обучения в сотрудничестве призвано решить данные задачи. При этом рассматривать данные технологии в современных условиях дигитального мира невозможно без использования информационных технологий. Разработка и поддержка индивидуального образовательного маршрута студента невозможна сегодня без использования информационных технологий. Современный преподаватель должен уметь создавать учебные ситуации, когда ученики вовлекаются в совместную продуктивную деятельность в сети. Нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи в современной образовательной среде невозможна без использования сетевых ресурсов. Всемирная электронная сеть становится той платформой, на базе которой происходит совместная учебная деятельность в процессе работы с учебной, научной, профессиональной и другого плана информацией.
Одним из возможных путей реализации образовательных технологий является использование интерактивных сетевых ресурсов, отвечающих определенным требованиям: интуитивный интерфейс, удобство и скорость размещения учебных материалов, бесплатный доступ к интернет-ресурсу и стабильность работы, наличие инструментов для совместной работы [3, с. 212-213].
Для организации работы в рамках проектной технологии, обучения в сотрудничестве, технологии портфолио, критического мышления относительно новым и наиболее интересным облачным сервисом с точки зрения функциональности является интерактивная
виртуальная доска. Данный сетевой социальный ресурс позволяет совершать совместные действия по созданию и редактированию различных текстовых документов, рисунков, размещению видео, проектированию. Участники работают удаленно, используя встроенные инструменты для размещения заметок и комментариев на рабочей поверхности доски, а также имеющиеся текстовые и видеочаты.
С помощью интерактивной виртуальной доски можно разместить в сетевом пространстве дополнительные задания для самостоятельной работы в процессе организации обучения в сотрудничестве, подготовить презентационные материалы с комментариями в формате «мозгового штурма», организовать совместную работу над научной работой в ходе реализации проектной технологии, организовать онлайн-консультации, основываясь на предварительных результатах исследовательской деятельности учащихся. В отличие от вебинаров, все результаты работы сохраняются в облачном сервисе в виде портфолио. При этом у преподавателя есть возможность администрирования виртуальной доски, подключения к ней новых пользователей для групповой работы, организации сетевой коммуникации в режиме реального времени, а также отслеживания и комментирования проведенной учащимися работы.
Среди предлагаемых разработчиками сервисов для создания интерактивных виртуальных досок (WikiWall, Scribblar, Twiddla) стоит выделить ресурс RealtimeBoard (www.realtimeboard.com). Важно отметить, что разработчики данных виртуальных площадок зачастую предлагают преподавателям получить бесплатный доступ ко всем функциональным возможностям виртуальных досок.
В виртуальной доске RealtimeBoard присутствует основной для данных сервисов набор инструментов: стрелки, линии, прямоугольники, круги, надписи, цветные стикеры, «точечные» комментарии (рис. 1). Особенностью данной доски является интеграция с сервисом GoogleDrive, что дает возможность добавлять и работать с документами данного облачного хранилища.
Рис. 1. Элементы интерфейса RealtimeBoard
В сетевом ресурсе RealtimeBoard пользователь имеет возможность размещать на рабочей поверхности различные файлы (презентации, электронные таблицы, текстовые файлы и файлы в формате pdf), рисунки, видео, фотографии, графики и различные геометрические элементы для создания блок-схем. Отличительной чертой данной доски является возможность делать скриншоты веб-страниц и оставлять комментарии, используя графические и текстовые инструменты.
Для организации общения и консультаций преподаватель может использовать встроенные инструменты коммуникации (комментарии, стикеры и чаты). Для совместной работы с учащимися преподавателю необходимо прислать им приглашения по электронной почте, можно также воспользоваться контактами из почтового клиента Gmail или Facebook. Помимо текстового чата, разработчики данного ресурса также предлагают воспользоваться голосовым видеочатом, что позволяет говорить о полноценной платформе для проведения видеоконференций. Доступ к виртуальной доске RealtimeBoard может быть открыт всем или только отдельным пользователям по приглашению. Размещенные на доске материалы могут быть использованы для совместной работы или только в качестве презентации без возможности редактирования другими пользователями. Результаты совместной работы можно сохранять в виде картинки или pdf-презентации, онлайн-презентации на основе снимков разных частей рабочей области, доску можно встраивать в сайты с помощью embed-кода [4].
Не менее интересным и своеобразным является процесс создания новой доски в RealtimeBoard. Пользователю, помимо обычной «пустой» доски», предлагается выбрать один из имеющихся шаблонов (ментальные карты, временная шкала, диаграмма Исикавы, проект-схема, SWOT-анализ, «случайные слова», «шесть шляп», недельное расписание, схемы и др.), которые демонстрирует функциональное разнообразие использования виртуальных интерактивных досок (рис. 2). При этом данные шаблоны можно использовать одновременно на одной доске для реализации различных видов учебной работы: «мозговой штурм», анализ результатов, планирование, проектирование, систематизация информации.
Рис. 2. Функциональные шаблоны в RealtimeBoard
Таким образом, в облачном сервисе RealtimeBoard реализуется один из основных методических принципов — наглядность. Данный ресурс ориентирован на визуальное мышление и позволяет учащимся в формате визуального взаимодействия совместно решать учебные задачи и наглядно представлять результаты в режиме реального времени. Использование разнообразных шаблонов и инструментов для коммуникации позволяет учащимся не только реализовывать проектную деятельность или обучение в сотрудничестве, но и развивать критическое и творческое мышление, а также использовать презентационные возможности RealtimeBoard для представления результатов совместной работы над проектами и подготовки индивидуального портфолио.
Роль преподавателя при таком подходе меняется с доминирующей на поддерживающую, заставляя осваивать функции консультанта и тьютора, в чьи задачи входят: помощь в достижении наилучшего образовательного результата; отслеживание хода обучения; организация групповых и индивидуальных образовательных консультаций; поддержка учащегося в процессе реализации его индивидуального образовательного маршрута [5, с. 171].
Возможности использования различных сетевых ресурсов для реализации образовательных технологий, разработки мультимедийных учебных материалов, поддержки студентов в процессе их образовательной деятельности уже не вызывают особых вопросов. В настоящее время российские преподаватели используют интерактивные виртуальные доски в качестве одного из эффективных инструментов для проведения «мозговых штурмов», создания схем и решения различных творческих и проектных задач. Однако остаются актуальными вопросы разработки комплексного подхода к организации эффективной учебной деятельности в информационно-образовательной среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Образовательный потенциал открытого образовательного ресурса «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены»: научно-методический комментарий. СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. 64 с.
2. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
3. Михайлов С. Н. Технологии организации онлайн-консультирования с использованием интерактивной виртуальной доски // Прикладная лингвистика в науке и образовании: сб-к трудов VII Международной научной конференции. 10-12 апреля 2014 г., Санкт-Петербург. СПб.: ООО «Книжный дом», 2014. С. 212-216.
4. Бояркина А. RealtimeBoard — бесконечные доски для безграничных возможностей // Сетевой журнал «Жить интересно!». 2013. № 2. Режим доступа: http://interesno.co/mag/2a80d84791c9
5. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 163-180.
REFERENCES
1. Obrazovatel'nyj potencial otkrytogo obrazovatel'nogo resursa «Audiohrestomatija. Mirovaja literatura golosami masterov sceny»: nauchno-metodicheskij kommentarij. SPb.: OOO «Knizhnyj dom», 2011. 64 s.
2. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie / Рod red. N. V. Bordovskoj. 2-e izd., ster. M.: KNORUS, 2011. 432 s.
3. Mihajlov S. N. Tehnologii organizacii onlajn-konsul'tirovanija s ispol'zovaniem interaktivnoj vir-tual'noj doski // Prikladnaja lingvistika v nauke i obrazovanii: sb-k trudov VII mezhdunarodnoj nauchno konfe-rencii. 10-12 aprelja 2014 g., Sankt-Peterburg. SPb.: OOO «Knizhnyj dom», 2014. S. 212-216.
4. Bojarkina A. RealtimeBoard — beskonechnye doski dlja bezgranichnyh vozmozhnostej // Setevoj zhurnal «Zhit' interesno!». 2013. № 2. Rezhim dostupa: http://interesno.co/mag/2a80d84791c9
5. Kovaleva T. M. Oformlenie novoj professii t'jutora v rossijskom obrazovanii // Voprosy obrazovanija. 2011. № 2. S. 163-180.
З. Ш. Матчанова
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ФАКТОР РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ МАСШТАБЕ
Статья посвящена анализу влияния вооруженных конфликтов на распространение терроризма. Автор отмечает важные особенности современных вооруженных конфликтов и дает характеристику терроризма в его современных проявлениях. Приведены мнения различных исследователей (криминологов, конфликтологов, международников) по проблеме вооруженных конфликтов и по проблеме международного терроризма, а также отражен авторский взгляд на происходящие в мире процессы в свете анализа глобальных угроз, которым посвящена статья.
Ключевые слова: вооруженные конфликты, терроризм, фактор, угроза, защита жертв.
Z. Matchanova
ARMED CONFLICT AS A FACTOR IN THE SPREAD OF TERRORISM IN NATIONAL AND INTERNATIONAL SCALE
The article analyzes the impact of armed conflict on the spread of terrorism. The author notes the important features of contemporary armed conflicts and gives the description of terrorism in its modern manifestations. The article presents the views of various researchers (criminologists, conflict resolution, international Affairs) on the issue of armed conflict and international terrorism, and also reflects the author's view on global processes in the light of the analysis of global threats addressed by the article.
Keywords: armed conflict, terrorism, factor, threat, protection of victims.
Как известно, страны, являющиеся очагами вооруженных конфликтов, не только служат базами для современного международного терроризма, но и являются питательной средой для распространения террористического насилия в национальном, региональном и международном масштабах. Внутренние вооруженные конфликты поражают прежде всего те государства, где действующая государственная власть перестает быть эффективной и вызывает недоверие и озлобленность со стороны населения. Параллельно с этими процессами возрастает угроза терроризма, именно поэтому так важно «предпринимать прежде всего политические (экономические, социальные) усилия по предотвращению условий для терроризма, по ненасильственному разрешению межэтнических, межконфессиональных, социальных конфликтов» [5, с. 305].
Отнесение вооруженных конфликтов к числу факторов и причин распространения терроризма как в национальном, так и международном масштабе на данном этапе мало кто