Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЦИФРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / АУДИОПОСТАНОВКА / АУДИОСПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тринадцатко Антон Александрович

Развитие тифлоинформационных адаптивных технологий открыло для слепых и слабовидящих людей цифровое пространство, в котором они самостоятельно, без помощи здоровых лиц, могут заниматься творческой деятельностью, реализуя свой художественный потенциал. В представленной статье, на основе результатов социологического исследования, вскрывается проблема неизбежности вовлечения в художественно-созидательную деятельность инвалидов по зрению, осуществляемую в цифровом пространстве, здоровых людей. Делается вывод, что в таком творчестве незрячих, здоровые люди поменяют роль художественного руководителя или помощника на роль исполнителя художественного видения слепого творца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR REALIZING THE ARTISTIC POTENTIAL OF THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED IN THE DIGITAL SPACE

The development of tiflo-informational adaptive technologies has opened up a digital space for blind and visually impaired people, in which they can independently, without the help of healthy people, be engaged in creative activities, realizing their artistic potential. In the presented article, based on the results of a sociological study, the problem of the inevitability of involving healthy people into the artistic and creative activities of the blind and visually impaired, carried out in the digital space, is revealed. It is concluded that in such creativity of the blinds, healthy people will change the role of an artistic director or assistant, to the role of a performer of the artistic vision of a blind creator.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Возможности реализации художественного потенциала инвалидов по зрению в цифровом пространстве

Тринадцатко Антон Александрович,

кандидат социологических наук, кафедра экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]

Развитие тифлоинформационных адаптивных технологий открыло для слепых и слабовидящих людей цифровое пространство, в котором они самостоятельно, без помощи здоровых лиц, могут заниматься творческой деятельностью, реализуя свой художественный потенциал. В представленной статье, на основе результатов социологического исследования, вскрывается проблема неизбежности вовлечения в художественно-созидательную деятельность инвалидов по зрению, осуществляемую в цифровом пространстве, здоровых людей. Делается вывод, что в таком творчестве незрячих, здоровые люди поменяют роль художественного руководителя или помощника на роль исполнителя художественного видения слепого творца.

Ключевые слова: инвалиды по зрению, дистанционное цифровое сообщество, цифровое пространство, социокультурная реабилитация, социальная активность, художественно-созидательная деятельность, художественный результат, аудиопостановка, аудиоспектакль.

Появление в последние годы у инвалидов по зрению возможности реализации своего художественного потенциала в цифровом пространстве, актуализировало для незрячих и слабовидящих сценаристов и звукорежиссеров проблему поиска и подбора исполнителей ролей героев в создаваемых ими аудиопроизведени-ях. Собственно данная проблема свойственна любому творческому анимационному процессу, подразумевающему участие множества лиц в создании художественного сценического произведения - от непосредственно художественного фильма или театральной постановки, до аудиоспектакля.

При этом, однако, необходимо учесть, что если речь идет о создании такого вида художественного продукта специализированным профессиональным коллективом, то данный процесс, по понятным причинам, упрощается. Есть актерский состав, есть специалисты, занимающиеся подбором и отбором исполнителей, есть бюджет, подразумевающий соответствующее вознаграждение собственным и привлеченным артистам, есть ряд других квалифицированных специалистов в своих областях, выполняющих возложенные на них функции, обуславливающие создание качественного, профессионального продукта. Когда речь идет о самодеятельных художественных коллективах, задача несколько усложняется, но и она зачастую разрешается достаточно быстро, поскольку число участников таких коллективов, обычно театральных, больше, чем число задействованных в самом произведении, что предоставляет режиссеру право выбора наиболее подходящих под конкретную роль участников.

Если же речь идет о таком специфическом социальном образовании, как дистанционное цифровое сообщество инвалидов, причем не просто инвалидов, а инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, преимущественно лично не знакомых с другими участниками этого сообщества, то вопрос подбора актеров озвучивания (дубляжа) для создания масштабной, с большим числом действующих лиц, постановки, становится серьезной проблемой. Именно данный аспект актуализирует вопрос коллаборации цифровых творческо-тематических сообществ инвалидов по зрению и здоровых членов общества в художественно-созидательном процессе, позволяя, таким образом, создать качественный продукт, интересный не только незрячим, но и здоровым гражданам, предоставляя возможность последним реализовать их творческий потенциал, изменить, зачастую предвзятое, отношение к слепым и слабовидящим людям, представить полученный продукт более широкому кругу лиц, демонстрируя его не с позиций искусства инвалидности, но искусства инвалидов.

Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от дистанционной творческой деятельности незрячих инвалидов, их очная социокультурная активность обычно всегда осуществляется с привлечением здоровых членов социума.

В настоящее время интеграция здоровых людей и инвалидов по зрению в процессе осуществления последними культурной, спортивной или иного вида общественно-значимой деятельности, стала обыденным явлением, обусловленным как ориентацией на поддержку творчества

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

и

см со

инвалидов со стороны органов власти, так и развитием института волонтерства в отношении лиц с инвалидностью. Отметим, что как ранее, когда творческие проекты незрячих реализовывались в рамках системы ВОС, так и сейчас, творческий процесс осуществляется под руководством и преимущественно с участием зрячих специалистов, на коммерческой основе выполняющих функции художественного руководителя соответствующего, обычно имеющего статус самодеятельного, коллектива инвалидов.

Привлечение зрячих специалистов к сценическим видам художественной деятельности инвалидов по зрению является абсолютно логичным, поскольку репетиции с незрячими участниками художественных коллективов (как театральных, так и хорового или сольного пения, хореографии и т.п.) в контексте постановки жестов, мимики, движений, расстановки творческого коллектива на сценической площадке, выстраивания сцен с участием незрячих и слабовидящих актеров на театральной сцене, даже простой выход слепого сольного исполнителя на сцену, не могут быть выполнены без помощи зрячих помощников [1]. Также помощь инвалидам по зрению требуется и при подборе сценического костюма, реквизита, его расположения на сцене, размещения, подключения и управления аппаратурой и пр.

В отличие от очной творческой деятельности, дистанционно-цифровой формат позволяет инвалиду по зрению обойтись в художественно-созидательном процессе без помощи зрячих помощников (запись аудиофайлов, их обработка, сведение, наложение музыки и пр.), используя лишь существующее адаптивное программное обеспечение [2].

Однако это относится лишь к тем проектам, в которых задействовано небольшое число инвалидов-участников, когда при создании художественного произведения руководитель проекта, обычно выполняющий и функции звукорежиссера, может обойтись силами членов сообщества, ярким примером чего является аудиофильм «Что наша жизнь игра!» по мотивам пьесы Д.Л. Кобурна, созданный в студии LHS тотально незрячим инвалидом I гр. А. Шведюком [3, 4], или аудиоспектакли дистанционного цифрового тематического сообщества «Театральная студия «Премьера», поставленные силами незрячих участников данного коллектива [5].

Небольшой численный состав наиболее производительных в художественном плане дистанционных цифровых коллективов незрячих и слабовидящих граждан обусловлен смыслом существования любого творческого коллектива, когда в него подбираются люди, обладающие необходимыми навыками и имеющие желание и время участвовать в творческом процессе.

Опрос 179 инвалидов по зрению I и II гр., 155 (86,6%) из которых являются членами Хабаровской общественной региональной организации ВОС [2], 20 (11,2%) - членами региональных организаций ВОС других субъектов РФ, 3 (1,7%) - Белорусского общества слепых [6] и 1 (0,6%) - Украинского общества слепых, проведенный в феврале-апреле 2023 г. в очной и заочной формах, показал, что 158 чел. (88,3%) владеют навыками работы на ПК с использованием адаптивных тифлотехнологий, 175 (97,8%) - навыками работы с сенсорными мобильными устройствами с использованием адаптивных мобильных тифлотехнологий. Очной социокультурной деятельностью в различных формах (хореография, художественное чтение, сольное исполнительское мастерство, театрально-сценическая деятельность и пр.) занимаются 49 (27,4%) опрошенных, а социокультурной художественной деятельностью в цифровом пространстве - 57 (31,8%) респондентов. При этом формы социокультур-

ной активности опрошенных в очном и дистанционно-цифровом формате имеют некоторые различия.

Так, ранжированный по популярности среди лиц с нарушениями зрительной функции перечень видов очной социокультурной деятельности выглядит следующим образом:

1) сольное и хоровое исполнительское мастерство и их вариации (включая аккомпанемент);

2) художественное чтение;

3) литературное творчество (написание лирических и прозаических произведений, сценариев);

4) хореография;

5) организация и проведение культурно-массовых мероприятий, сценическая режиссура, театрально-сценическое искусство.

Для сравнения, ранжирование по популярности видов социокультурной деятельности инвалидов по зрению, осуществляемых ими в цифровом пространстве, выглядит так:

1) театрализованное аудиоискусство (озвучивание ролей персонажей в аудиопостановках);

2) аудиолирика (аудиозапись стихотворения с фоновой музыкой);

3) звукорежиссура и мастеринг (создание полноценной аудиопостановки с привлечением актеров озвучивания, подбором и наложением музыки и звуковых эффектов);

4) литературное творчество (написание лирических и прозаических произведений, сценариев);

5) сольное и групповое исполнительское мастерство (с созданием аудио- или видеофайла).

Различия в видах очной и дистанционной социокультурной деятельности инвалидов по зрению вполне логично объясняются технологией их реализации. Если очная социокультурная деятельность инвалидов обычно осуществляется при непосредственном контакте с другими, в т.ч. здоровыми, лицами, кроме, разве что, литературного творчества, то дистанционно-цифровое творчество реализуется опосредованно, преимущественно в аудиоформате, при помощи тифлоинформационных технологий, без непосредственного контакта участников и, соответственно, без привлечения здоровых лиц.

При этом, наиболее распространенная среди творчески активных в цифровом пространстве инвалидов по зрению форма - создание аудиоспектаклей с большим числом действующих лиц, как уже отмечалось выше, актуализирует вопрос поиска творческих личностей, имеющих желание, возможности и способности к данному виду художественной деятельности.

Неготовность, по различным причинам, большей части инвалидов по зрению к такой художественно-созидательной деятельности актуализирует для незрячих и слабовидящих звукорежиссеров вопрос привлечение в качестве исполнителей ролей в аудиопостановках здоровых граждан, преимущественно из собственного ближнего социального окружения или социального окружения участников цифрового коллектива.

При этом необходимо отметить, что, например, «Театральная студия «Премьера» и ранее, создавая небольшие аудиоспектакли, привлекала со стороны лиц, не входящих в состав коллектива, преимущественно детей участников студии, а также детей-инвалидов, с которыми некоторые члены сообщества взаимодействуют на основном месте работы, причем на таких детей-инвалидов эти интеракции оказывают определенный положительный социализационный, коммуникативно-реабилитационный (абилитационный) эффект.

К числу таких аудиопостановок театральной студии «Премьера» относятся, например: рассказы «Настоя-

щий хозяин дома», «Два ангела», «Счастье», «Твои дела тебя найдут», «Мышь и карандаш», «Хитрая сорока», аудиоспектакль «Чудеса новогоднего леса» и др. [5].

Последние крупные аудиопроекты театральной студии «Премьера», работа над которыми подходит к завершению, свидетельствуют о росте творческой интеграции инвалидов по зрению и здоровых членов социума в процессе их дистанционного создания. Зачастую наблюдается даже преобладание зрячих актеров над незрячими, что, впрочем, объясняется высоким уровнем загруженности членов сообщества, как в творческих постановках, так и на основном месте работы.

Численность инвалидов по зрению и зрячих людей, принимающих участие в последних крупных работах дистанционного цифрового тематического творческого сообщества инвалидов по зрению «Театральная студия «Премьера» приведено в таблице.

Таблица. Численность инвалидов по зрению и зрячих лиц, принявших участие в последних крупных постановках цифрового дистанционного сообщества «Театральная студия «Премьера»

Название аудиопроекта Актеры, чел.

всего инвалиды по зрению зрячие

Убийство в «Восточном экспрессе» (А. Кристи) 19 18 1

Ромео и Джульетта (У. Шекспир) 30 24 6

Правдивая история первого полета человека в космос (А. Тринадцатко) 12 4 8

Поэма «Зоя» (М. Алигер) 8 2 6

Необходимо подчеркнуть, что для большинства тематических цифровых сообществ инвалидов по зрению, в отличие от очной социокультурной деятельности, нехарактерно включение в свой состав здоровых людей, поскольку в цифровой среде, используя современные тифлоинформационные адаптивные технологии, представители данной нозологии лиц с ОВЗ могут самостоятельно, без посторонней помощи, заниматься творчеством. Фактически, такие дистанционные коллективы представляют собой замкнутые социальные общности, включающие лиц с дефектом конкретного сенсорного анализатора, объединенных общим интересом. Такие социальные группы выполняют целый ряд социально-значимых функций, каждая из которых позволяет участнику удовлетворить одну или несколько своих потребностей, которые, в силу имеющихся проблем со здоровьем, они не могут обеспечить в необходимой мере в очном формате.

При этом вовлечение в художественно-созидательную деятельность таких дистанционных цифровых коллективов, здоровых людей, является не столько потребностью данных сообществ, сколько необходимостью. Создаваемые такими сообществами художественные продукты, в случае использования максимально возможного числа каналов, популярных в цифровом пространстве, например электронной библиотеки ИПТК «Логос» - AV3715 [7], социальной сети Вконтакте [5], интернет-радио и пр., приобретают определенную известность не только в среде незрячих, но и у представителей других нозологий инвалидов, а также у здоровой части социума.

Тем не менее, мы можем констатировать факт существования проблемы поиска и вовлечения здоровых

лиц в процесс дистанционного создания художественных аудиопостановок, причем проблема эта обуславливается причинами, идентичными тем, по которым в таком процессе не хотят участвовать и другие инвалиды по зрению:

- отсутствие свободного времени;

- отсутствие интереса к такой деятельности;

- неуверенность в своих возможностях и способностях;

- нежелание разбираться в тонкостях процесса озвучивания и записи роли;

- нежелании переделывать неудавшиеся аудиозаписи.

Соответственно можно выделить и причины, по которым инвалиды по зрению, занимающиеся созданием аудиоспектаклей и осуществляющие функции звукового редактора, звукорежиссера и звукомонтажера, в частности члены театральной студии «Премьера», предпринимают попытки вовлечь в дистанционный художественно-созидательный процесс здоровых людей:

- отсутствие достаточного свободного времени у незрячих членов дистанционного цифрового сообщества по-причине высокого уровня их вовлеченности в другие творческие проекты, реализуемые театральной студией, а также в социокультурные и спортивные мероприятия, проводимые в очном формате в местах их проживания;

- трудовая деятельность членов сообщества, как в очном, так и в дистанционном формате;

- ограниченное число инвалидов по зрению ближнего социального окружения, имеющих необходимые навыки и/или желание участвовать в таких проектах;

- больший круг и, соответственно, более широкие возможности для выбора подходящей кандидатуры из числа здоровых лиц в ближнем окружении инвалида-участника сообщества, включая родственников, друзей, соседей, коллег и др.

Логично, что последняя причина не гарантирует подбор подходящего кандидата из числа зрячих лиц, но, тем не менее, она подразумевает наличие соответствующей возможности. Сама же дистанционная форма создания аудиопродуктов, в случае привлечения здоровых индивидов из ближнего социального окружения инвалида, обычно сохраняется, поскольку созидательный процесс осуществляется в разных, зачастую достаточно удаленных, локациях, а обмен записанными аудиофайлами реализуется с помощью информационных технологий.

Необходимо также учесть, что, несмотря на возросший в обществе интерес к аудиокнигам и аудиоспекта-клям, большинство представителей здоровой части социума предпочитает статус потребителя данной продукции, а не роль актора.

Практика поиска и привлечения на озвучивание ролей в аудиоспектаклях лиц без нарушения зрения свидетельствует, что выступить в качестве актора готовы лишь 4% здоровых людей, рассматривающих процесс работы над ролью как новый, интересный опыт, возможность проявить и реализовать свой творческий потенциал. Причем, в данном случае высвечивается ряд социальных характеристик таких лиц, а именно гендерный, геронтологический и образовательный аспекты.

В частности, больший интерес к работе актером дубляжа по приглашению звукорежиссеров «Театральной студии «Премьера», проявляют мужчины возрастных когорт 18-30 лет и 60+ лет, и женщины в возрасте 1825 лет, уже имеющие или получающие высшее образование. Ни один из представителей иных возрастных групп обоих полов не дал согласия на участие в аудио-спектаклях «Театральной студии «Премьера». При этом,

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

мужчины пожилого возраста и молодые женщины, вошедшие в указанные 4%, сами проявляли интерес к данному виду творческой самореализации, в то время как мужчин молодого возраста приходилось убеждать принять участие в работе над аудиопроизведениями.

Таким образом мы можем констатировать, что дистанционные цифровые тематические творческие сообщества инвалидов по зрению, в частности сообщества, создаваемые с целью реализации художественного потенциала своих участников, представляют собой более ограниченную, редуцированную форму очных творческих прототипов,

Реализуя несколько иной круг функций, нежели реальный денотат, они, с одной стороны, выступают опосредованной социальной средой, в которой часть инвалидов по зрению, недостаточно реабилитированных в области пространственной ориентировки и не способных к самостоятельному перемещению в окружающем мире, удовлетворяет свою потребность в общении и творчестве [8]. С другой стороны, такие сообщества выступают удобным и доступным инструментом реализации творческого потенциала социально активных инвалидов по зрению, диверсифицируя сферы его приложения, мотивируя инвалидов к приобретению новых навыков, проявлению творческих способностей в других, в т.ч. профессиональных, областях.

Изначально позволяя, в отличие от большинства очных форм социокультурной деятельности, инвалидам по зрению проявить свою самостоятельность и независимость от здоровой части социума, дистанционные цифровые тематические сообщества инвалидов по зрению, среди прочих реализующие художественно-созидательную функцию, постепенно приходят к пониманию неизбежности привлечения к своей творческой деятельности зрячих индивидов.

При этом, в отличие от тех же очных форм социокультурной активности лиц с нарушениями зрения, при реализации которых здоровые люди выступают в роли руководителя или помощника, в цифровых сообществах незрячих руководящие и созидательные роли уже выполняют сами инвалиды, а привлекаемые здоровые граждане выступают в качестве актеров озвучивания, в свою очередь, удовлетворяя потребности в приобщении к созидательному искусству, приобретении нового опыта, реализации творческого потенциала.

Литература

1. Всероссийское общество слепых: Социокультурная реабилитация инвалидов по зрению в ВОС [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vos.org. ru/index.php?option=com_content&view=catego-ry&id=130:-qq-5-2005&Itemid=183&layout=default (дата обращения: 03.06.2023).

2. Тринадцатко А.А. Тифлоинформационные технологии в жизни инвалидов по зрению / А.А. Тринадцатко // Социально-гуманитарные знания. - 2023. -№ 5. - С. 42-46.

3. Что наша жизнь игра! По мотивом пьесы Д Кобур-на Игра в джин [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.youtube.com/watch?v=4yWiLf7iC78 (дата обращения: 19.06.2023).

4. Legion Home Studio: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://homestudiolhs.ru/ (дата обращения: 19.06.2023).

5. Вконтакте: Театральная студия «Премьера» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/tspremiera (дата обращения: 01.06.2023).

6. Общественное объединение «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» [Электронный ресурс]. - URL: https://beltiz.by/ (дата обращения: 11.06.2023).

7. AV3715: Электронная онлайн-библиотека ИПТК «Логос» [Электронный ресурс]. - URL: http://av3715. ru/library/search.php (дата обращения: 26.06.2023).

8. Никулина Г.В. Особенности взаимодействия инвалидов по зрению с предметно-пространственной средой мегаполиса / Г.В. Никулина, О.С. Радце-вич // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 4. -С. 65-69.

OPPORTUNITIES FOR REALIZING THE ARTISTIC POTENTIAL OF THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED IN THE DIGITAL SPACE

Trinadtsatko A.A.

Pacific National University

The development of tiflo-informational adaptive technologies has opened up a digital space for blind and visually impaired people, in which they can independently, without the help of healthy people, be engaged in creative activities, realizing their artistic potential. In the presented article, based on the results of a sociological study, the problem of the inevitability of involving healthy people into the artistic and creative activities of the blind and visually impaired, carried out in the digital space, is revealed. It is concluded that in such creativity of the blinds, healthy people will change the role of an artistic director or assistant, to the role of a performer of the artistic vision of a blind creator.

Keywords: disabled people with visual impairments, remote digital community, digital space, socio-cultural rehabilitation, social activity, artistic and creative activity, artistic result, audio production, audio performance. References

1. All-Russian Society of the Blind: Socio-cultural rehabilitation of the blind and visually impaired in VOS [Electronic resource]. -URL: https://www.vos.org.ru/index.php?option=com_con-tent&view=category&id=130:-qq-5-2005&Itemid=183&layout=-default (date of the application: 03.06.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Thirnadtsatko A.A. Tiflo-information technologies in the life of the blind and visually impaired people / A.A. Thirnadtsatko // Social and humanitarian knowledge. - 2023. - № 5. - P. 42-46.

3. What is our life a game! Based on D. Coburn's play The Gin Game [Electronic resource]. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=4yWiLf7iC78 (date of the application: 19.06.2023).

4. Legion Home Studio: official site [Electronic resource]. - URL: https://homestudiolhs.ru/ (date of the application: 19.06.2023).

5. Vkontakte: Premiere Theater Studio [Electronic resource]. -URL: https://vk.com/tspremiera (date of the application: 01.06.2023).

6. Public Association «Belarusian Association of the Blind and Visually Impaired» [Electronic resource]. - URL: https://beltiz.by/ (date of the application: 11.06.2023).

7. AV3715: Electronic online library IPTK «Logos» [Electronic resource]. - URL: http://av3715.ru/library/search.php (date of the application: 26.06.2023).

8. Nikulina G.V. Features of the interaction of the visually impaired with the subject-spatial environment of the metropolis / G.V. Nikulina, O.S. Radtsevich // Bulletin of Psychophysiolo-gy. - 2018. - № 4. - P. 65-69.

со ■_

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.