людей и потому являются неустойчивыми системами, вынужденными использовать творчество как дополнительное условие стабильности и гармонии.
Творчество - это способ реализации внутренних возможностей, способ приспособления не только к окружающему миру, но и к своим внутренним потребностям. Эти потребности повышены и разнообразны в детском возрасте. Поэтому так высока творческая активность у детей, когда еще ничто не сдерживает желаний, , . можно охарактеризовать как одно из самых замечательных «изобретений» приро-, .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Краткий философский словарь. /Под редакцией АЛ. Алексеева. - М.: «Проспект», 1999.
- 400 с.
2. Эрих Фромм. Человек для себя. - М.: Изд-во Попурри, 2000. - 671 с.
3. Дипак Чопра. Нестареющее тело, вечный дух / Пер. с англ. Д.В. Суворова. - М.: КРОН-
ПРЕСС, КОРОНА, 1994. - 320 с.
4. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - М.: ACT, 2007. - 383 с.
5. Уилсон РА. Квантовая психология / Пер. с англ. - М.: ООО Изд-во «София», 2007.
- 208 .
Кулик Александр Иванович
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347922, . , . , 2.
.: 88634312016.
Kulik Alexsandr Ivanovich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
2, Chehova St., Taganrog, 347922, Russia.
Phone: +78634312016.
УДК 159.922
Ж.Г. Куповых
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗА Я ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ОТ
РОДИТЕЛЕЙ
Приводится теоретическое обоснование целесообразности психологической коррекции и развития Образа Я подростков, психологически зависимых от родителей, которая подтверждается во взаимосвязи коррекционно-развивающих мер, направленных на Образ Я подростков с феноменом психологической зависимости от родителей. Рассматриваются основные компоненты Образа Я, его особенности у подростков, психологически зависимых ,
Образа Я подростков, психологически зависимых от родителей.
Психологическая зависимость от родителей; Образ Я; коррекция; развитие; детско-родительские отношения; когнитивная сложность; субъектность.
Z.G. Kupovikh
RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION AND DEVELOPMENT OF SELF-IMAGE OF TEENAGERS, PSYCHOLOGICALLY DEPENDENT ON
THEIR PARENTS
In article is produced theoretical basing of advisability of psychological correction and development of Self-Image of teenagers, psychologically dependent on their parents, which is confirmed in correlation between correction-development actions, which are direct at Self-Image of teenagers and phenomenon of psychological dependence on parents.
The main components of Self-Image, Self-Image peculiarities of teenagers, who are psychologically dependent on their parents and also resources of psychological correction and development of main characteristics Self-Image of teenagers, psychologically dependent on their parents are considered.
Psychological dependence on parents; Self-Image; correction; development; child-parent relationships; cognitive complexity; subjectness.
Подростковый возраст является довольно драматичным периодом в жизни , ,
- . -вый возраст, по мнению многих авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, и др.), является наиболее сенситивным к формированию независимых, либо зависимых качеств личности [1, 2]. Помимо того, что переход к психологической автономии является важным условием успешной социализации, его необходимость обусловливается требованиями личностного развития - если умеренное проявление зависимости от родителей у подростка является естественным и нормативным, то доминирование зависимых тенденций становится устойчивым личностным образованием и оказывает отрицательное влияние на развитие личности [3].
, - -шениях, определяется как особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержке и защите со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению. Неотъемлемыми чертами этого явления признаются следующие: неуверенность в себе, чувство беспомощности и потребность в опеке, защите, опоре, неса-модостаточность и потребность в эмоциональной близости, любви и принятии, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества и др. [3].
Психологическая зависимость подростков от родителей рассматривается как отдельный предмет для изучения и исследования, имеет характерные чер-
- , -новных формах - собственно зависимости и негативизма [3]. К негативистиче-скому проявлению зависимости относится выделенный и описанный Р. Сирсом поиск негативного внимания, а так же бунтарство.
Отечественные психологи Г.В. Бурменская, ЕЛ. Захарова, О.А. Карабанова, исследуя проблему субнормативной привязанности подростков к родителям, от, -ная система ожиданий по отношению к участникам всех других социальных кон.
влияния на другие стороны развития подростка, сказываясь вполне определенным образом на формировании его Образа Я [4]. Сегодня Образ Я понимается пре-
[5], -
тором детерминации поведения человека, таким внутриличностным образованием, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуа-
циях выбора, контакты с людьми [5], обусловливает формирование личности. Образ Я включает в себя множество различных компонентов: представления индивида о своем теле, уме, способностях, социальном положении, самоощущения, различные частные самооценки, самоуважение.
, , нами предлагается следующее схематическое изображение взаимосвязи психологической зависимости от родителей, Образа Я и поведения подростка (рис.1):
Психологическая родителей
Рис. 1. Схема взаимосвязи психологической зависимости от родителей, Образа Я,
поведения подростка
Схема на рис. 1 отражает взаимосвязь психологической зависимости от родителей с Образом Я и поведением индивида. Так, психологическая зависимость от , -гих социальных контактов, сказывается на его Образе Я, в частности, формируя представления подростка о себе как слабом, беспомощном, несамостоятельном.
Существует ряд пониманий термина Образ Я, мы остановимся на определении, предлагаемом Дж. Стейнсом (Staines, 1954): «Я-концепция», или Образ Я формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, , , .
, , также представления о том, как он выглядит в глазах других людей, на основе которых формируются представления о том, каким бы он хотел быть, и как хотел бы .
Рассматривая структуру Образа Я, мы отмечаем два основных подхода. Так, при подходе И. С. Кона, структура образа «Я» включает: актуальное «Я» (знание о себе в данный период жизни); ретроспективное «Я» (представление о себе по отношению к начальному этапу жизнедеятельности); идеальное «Я» (представления , ); « » ( , -), . Представителями второго подхода являются такие исследователи, как И. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг, которые выделяют различные формы представлений о себе, дифференцированные, в частности, по сфере проявлений человека («социальное Я», «д^овное Я», «физтеское Я», и т.д.), либо по какому--то иному существенному признаку. В результате этого количество таких «Я-образов» и их содержание определяются, как правило, на основе теоретических соображений.
Весь вышеперечисленный спектр возможных представлений о себе подростка мы классифицируем как многомерность Образа Я, его свойство охватывать все жизненные ситуации субъекта.
Углубляясь в проблему коррекции и развития Образа Я подростков, психологически зависимых от родителей, мы, по аналогии с «социальным Я», а также « », « », « -ское Я». Под термином «Я родительское» подростка мы понимаем содержание представлений подростка о том, каким его видят родители, либо значимые члены , -.
Система ожиданий от участников других социальных контактов
Стратегии
социального
поведения
Обобщая вышесказанное, подведём итог, что психологическая коррекция Образа подростков, психологически зависимых от родителей, имеет направленность на следующие его основные компоненты: Я реальное; Я идеальное; Я семейное; Я родительское; Я социальное; Я семейное идеальное и Я семейное реальное; Я родительское реальное и Я родительское идеальное; Я социальное идеальное и Я социальное реальное.
На основании анализа теоретических исследований, а также результатов эмпирического исследования особенностей Образа Я подростков, психологически зависимых от родителей (исследование проводилось на старших подростках, 14-15 лет, учащихся 9-10 классов школ города Таганрога, а также учащихся 1 курса Таганрогского колледжа морского приборостроения, в период с марта 2006 г. по май 2009 г., количество подростков составило 160 человек), были выявлены следующие его , -онно-р^вивающие мероприятия при работе с подростками, психологически зависимыми от родителей.
1. Когнитивная сложность «Образа Я» описывает то разнообразие качеств, черт, сторон личности, которое находится в области самосознания.
Расширение зоны представлений подростка о себе побуждают его исследовать эту неизвестные части своего Я, погружаясь в процесс рефлексии, либо в ту
, . Овладевая новой деятельностью, подросток в большей степени начинает ощущать свою самостоятельность, активность, что способствует формированию самостоя-, .
2. Дифференцирующая составляющая «Я-образа» - определяется как знания, выделяющие «I» субъекта в сравнении с другими людьми (по А.А. Бодалеву и В.В. Столину.). Присутствие (или отсутствие) дифференцирующей составляющей в структуре «Я-образа» указывает на то, осознаёт ли подросток себя от,
семьи, присваивая себе черты, цели, желания её членов.
3. Принятие себя. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места сре-
. , -мого от родителей напрямую связана с непринятием самого себя. В случае, когда субъект не принимает, а отвергает определенные качества своей личности, Образ Я перестаёт выполнять свою диалогическую функцию (А.Н. Крылов, 1984).
, , -нятии от так называемого «Другого Я», качества которого подростком принимаются, заслуживают в большей степени доверия и уважения, чем свои. «Другим Я» в рассматриваемом нами случае становится образ одного родителя, или совместный образ их обоих. Вследствие того, что, по сути, «Другой Я» становится в процессе интериоризации частью «Я» зависимого подростка, у него возникает личностная тревога по поводу возможного отвержения, страх возникающего в результате этого чувства одиночества, брошенности, покинутости.
Все вышеперечисленные факты обусловливают необходимость коррекции отторжения подростком тех или иных качеств своей личности, развитие у него способности принятия тех характеристик, которые он сам в процессе рефлексии обнаружит и признает в структуре своего Я как неотъемлемые.
4. Устойчивость/неустойчивость «Образа Я» относительно мнения родителей, значимых взрослых. По мнению С.В. Климова, субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается, прежде всего, в том, что человек
понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. В процессе психологической коррекции Образа Я подростков, психологически зависимых от родителей, ставится цель достичь сохранения внутрен-
( ), событий, происходящих вовне личности.
5. . -
сти как характеристики Образа Я обеспечивает преодоление психологически зависимым подростком собственной неуверенности в себе, в своих силах, чувства ,
.
Приведем основные принципы организации коррекции психического развития, сформулированные в возрастно-психологическом подходе (Г.В. Бурменская,
О.А. Карабанова, АТ. Лидере и др.), на основании учения о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка, развиваемого в советской психологии в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, АЛ. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, и др.). В данном случае тремя основными принципами организации коррекционной работы являются: принцип «нормативности» развития, принцип коррекции «сверху вниз» и принцип системности развития психической деятельности.
, « коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую
»,
наиболее полного и всестороннего «вычерпывания» источников развития данного ». -
, « », -
мии от родителей.
Принцип коррекции «сверху вниз» требует в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности и [4].
, -
раста, является формирование гармоничного Образа Я, а созданием зоны ближайшего развития является создание необходимых психологических, внутриличност-ных условий для сдвига ориентаций в общении с родителей на сверстников и других членов социума.
Принцип системности развития психики. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе в противоположность симптоматической коррекции обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка [4]. Однако выявление «первопричины» отклонений в развитии, которая, безусловно, всегда выступает как некоторая сис-, -ние усилий на установленной «первопричине» и обусловленном ею «первичном дефекте» [4]. ДБ. Эльконин указывал, что в ряде случаев коррекцию лучше начинать с «вторичных» или даже «третичных» дефектов. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура дефекта, так и значение каждого дефекта для дальнейшего развития ребенка, та роль, которую играет дефект в формировании актуальной социальной ситуации развития [4].
Обсуждая возможный объект психологической коррекции зависимости подростков от родителей, вспомним, что её причиной, по результатам исследования . . , -.
Рассмотрим систему причинно-следственных связей, обуславливающую феноменологию психологической зависимости подростков от родителей (рис. 2).
Дисгармоничные детско-родительские отношения
Рис. 2. «Структура дефекта» (по Д.Б. Элъконину) феномена психологической зависимости подростков от родителей
Так, на рис. 2 отражено, что фрустрированная потребность в самоактуализации подростков является причиной психологической зависимости от родителей [3], которая в свою очередь вызывает изменения в Образе Я подростка.
Образ Я подростка, в свою очередь, оказывает влияние на систему детско-родительских отношений, и его позицию в семье следующим способом. Подросток, при условии сохранения представлений о себе как о слабом, беспомощном, нуждающемся в поддержке и опеке продолжает оставаться в состоянии психологической зависимости от родителей. С изменением же представлений о себе, о ,
идеалы по отношению к себе, другие цели во взаимоотношениях с родителями, , .
Так как отделение от родителей и сдвиг ориентаций на самоопределение и общение со сверстниками является основой актуальной социальной ситуации развития в подростковом возрасте, представляется целесообразным оказывать кор-
-
, ,
, - , .
Коррекционно-развивающая работа с так называемым «семейным я» и «со»,
контексте значимого окружения и его представлений об ожиданиях членов этого окружения по отношению к его «Я» даёт возможность самоопределения подростка в собственных ожиданиях по отношению к себе, построению им целостной и цельной структуры своей личности.
Исходя из постулата о системности строения психики, сознания и деятельности , , -методами на Образ Я подростка представляется возможным внести изменения в состав и структуру предыдущих, связанных с ним образований, а так же, изменить опосредуемые им стратегии социального поведения подростка (рис. 3).
Коррекция
Психологическая Система ожиданий от Стратегии
зависимость от — участников других ■*+— Образ Я социального
родителей социальных контактов поведе ния
. 3.
подростков от родителей посредством коррекции и развития Образа Я
Иными словами, целью коррекционно-р^вивающей работы с Образом Я подростков, психологически зависимых от родителей является оказание помощи подростку в изменении тех представлений о себе, которые непосредственно связаны с ситуацией его психологической зависимости от родителей; развитии тех характеристик Образа Я, которые свойственны гармоничной личности, находящейся на стадии обретения автономии от родительской опеки. Тем самым психолог создаёт все условия для изменения личности и избавления её от прежних взглядов на себя, свои возможности, и на систему детско-родительских отношений, что позволяет подростку занять новую позицию в этих отношениях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
2. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр Академия», 1997. - 456 с.
3. Макушина О.П. Причины психологической зависимости подростков от родителей // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 135-143.
4. Бурменекая Г.В., Караванова (ХА., Лидере АТ. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
5. Бодалев А.А. Сталин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
- 440 .
Куповых Жанна Геннадиевна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
.: 88634312016.
Kupovikh Zhanna Gennadievna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.
УДК 159.9:37.015-057.875
И.С. Лабынцева
АДАПТИРОВАННОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СУБЪЕКТИВНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ВЫБОРА
ПРОФЕССИИ
Рассматривается проблема взаимосвязи проявления позиции субъекта при выборе профессии и адаптированности студентов к обучению в вузе на первом этапе профессиональной подготовки. Показано, что субъекты выбора профессии обладают более высоким уровнем учебной активности, эмоционального комфорта, они реже сталкиваются в процессе учебы с трудностями и легче их преодолевают.
Адаптация к обучению в вузе; учебная активность; трудности; субъект выбора .