УДК 377.1
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF THE STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY ENVIRONMENT
© 2017
В.А. Маркелова Самарский государственный университет путей сообщения (Россия, Самара)
V.A. Markelova Samara State Transport University (Russia, Samara)
В статье определена роль психологического просвещения обучающихся в образовательной среде технического университета, обозначены содержательные особенности и формы такой работы; представлены результаты исследования потребности студентов в психологическом просвещении. Доказано, что психологическое просвещение в высшем учебном заведении имеет серьезный потенциал возможностей, которые в российской образовательной среде в настоящее время используются недостаточно. Психологическая помощь на основе просветительской работы позволяет обучить студентов эффективному поведению в различных ситуациях, эффективному проживанию жизненных кризисов, управлению стрессом, помогает подготовиться к «взрослой» жизни, к браку, научиться адекватно оценивать свою личность и в то же время принять и полюбить себя со всеми своими особенностями и недостатками. Демонстрируется, каким образом в образовательной среде Самарского государственного университета путей сообщения психологическое просвещение реализуется в деятельности клуба «Доверительное общение».
This paper addresses the characteristics, forms and role of psychological education of the students in the Technical University environment and justifies students' demand for psychological education.
The problem of psychological education is essential at the current stage of the development of the society. Any professional is required to be responsible, efficient, aggressive, able to understand the behavior of people as well as his or her own, to analyse his or her activities and to control the stress level. Therefore, psychological awareness and psychological education are very important for the personality of a graduate.
Psychological education means gaining knowledge and sharpening skills as well as getting practical experience. Successful social adjustment of young people comes from psychological counseling and being aware of practical psychology, as well.
The main aim of a psychologist's educational activity is to give the students a proper idea of psychology as a science, of its practical value and of the way it can be reflected in their own experience.
Ключевые слова: психологическое просвещение; психологическая грамотность; психологическая культура; психолого-педагогические ресурсы процесса адаптации; психологическая комфортность; психологический мониторинг; компетенции специалиста.
Keywords: psychological education; psychological literacy; psychological and educational resources for adjustment; psychological comfort; psychological monitoring; professional competencies.
Одним из приоритетов государственной политики РФ является инновационное развитие российского образования. Существенно меняются организационная основа и содержание образования. Современные инновации в образовании имеют системный и масштабный характер, что влечет за собой те или иные инновационные риски.
Служба психологического обеспечения образования является образовательной инновацией для российской образовательной практики и становится ее необходимым компонентом. Степень удовлетво-
ренности студентов образовательным учреждением и своим пребыванием в нем (имеем в виду основные показатели психологической комфортности студента: комфортность пребывания в предметной среде ОУ и образовательном процессе, в учебной деятельности, в общении, внут-риличностная комфортность [1]). Педагог-психолог является важным элементом учебно-воспитательной системы вуза. Специалист данного профиля сопровождает формирование психологической готовности юношей и девушек к новым поступательным возрастным этапам их жиз-
ни и как итог - к различным аспектам самоопределения: профессионального, семейного, социального [2].
Психологическое просвещение - основа формирования психологической культуры субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в социальной адаптации [3]. В учреждениях высшего профессионального образования психологическое просвещение должно занимать одно из важнейших мест в системе психопрофилактической работы. Существует понимание необходимости в определении точек соприкосновения и сотрудничества всех участников педагогического процесса в вузе, хотя психологическое просвещение еще не обрело полноты прав в этом направлении. Педагог-психолог вуза осуществляет свою деятельность в тесном контакте с проректором по социальным вопросам и воспитательной работе, с кураторами учебных групп, с воспитателями общежитий, с заместителями деканов по воспитательной работе, с профессорско-преподавательским составом и т.д.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, к набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения программ развития социальных навыков, способности к
личностному самоопределению и саморазвитию [4].
Создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития студентов на протяжении всего периода их обучения в вузе, - важная составляющая профессиональной деятельности педагогов высшей школы. Педагог-психолог должен способствовать тому, чтобы участники образовательного процесса не просто знали возрастные особенности студентов, а учитывали их в непосредственном взаимодействии. Однако необходимо содействовать и самостоятельной работе студентов над собой, обеспечивая не только профессиональное становление, но подлинное психологическое взросление молодых людей, сделав сознательным движение от такого центрального новообразования студентов младших курсов, как притязание на внутреннюю взрослость, к характерному для старшекурсников профессиональному и личностному самоопределению.
Возможности психологического просвещения обучающихся в образовательной среде технического университета во взаимосвязи со всеми участниками ОУ будут иметь хорошую перспективу, если в своей деятельности психолог опирается на знание специфики инженерного образования.
Одним из условий самоопределения инженера, развития инженерного сознания является понимание истоков и смысла техники и технического творчества. Системный характер приобретает мышление современного инженера, которое включает научное, эстетическое, экологическое, эргономическое и др. мышление. Эргономика как наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек - машина - среда», тесно связана с инженерной психологией, изучающей процессы информационного взаимодействия человека и техники. Техническую сферу деятельности следует понимать как средство реализации человеческих целей, в связи с чем появляется необходимость в согласованном принятии системных решений. В профессии инженера одновременное параллельное решение нескольких задач, требующее гибкого, творческого мышле-
ния, интуитивных догадок, встречается постоянно. Современный инженер должен обладать также развитыми навыками общения, взаимодействия с другими людьми, специалистами.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский выделял психическое развитие как целостное развитие всей личности: познавательной сферы, психологической структуры и содержания деятельности, личности. Содействовать формированию всесторонне развитой личности специалиста XXI в. поможет психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе [5, с. 331-335; 368-372].
Однако психологическое просвещение на сегодняшний день - самая неразработанная как в теоретическом, нормативном, так и в практическом плане форма работы практического психолога. Существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога: ряд исследователей оценивает его как элемент психопрофилактической работы практического психолога, ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (Дубровина, 2004) [6], Чупров, 2013 [7]). Называются индивидуальные (беседа, консультирование), групповые (консультации групп студентов по определенным темам, мероприятия просветительского характера) формы психологического просвещения в вузе. Указывается, что использование той или иной формы взаимодействия определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией в вузе.
В образовательной среде Самарского государственного университета путей сообщения (далее СамГУПС) психологическое просвещение реализуется в том числе в деятельности клуба «Доверительное общение», направленной на развитие у студентов способности к самопознанию и принятию себя. В рамках клуба реализуется программа адаптационного тренинга «Вместе», целью которой является сопровождение адаптации первокурсников в университете и формирование ценностных установок студента высшей школы.
В ходе практических занятий клуба решаются задачи развития группового взаимодействия, создания атмосферы доверия и взаимоуважения, а также личностного роста, профилактики социальной дезадаптации. Студенты знакомятся с психолого-педагогическими ресурсами процесса адаптации личности к различным социальным условиям, развивают умения и обретают навыки интеллектуальной активности, рефлексии, развивают гибкость мышления, сензитивность, эмпа-тию, стрессоустойчивость, самостоятельность, повышают самооценку, формируют навыки саморегуляции, мотивации достижения.
На практических занятиях применяется метод проектов, демонстрации психотехник, групповых дискуссий, мини-конференций, презентаций и выступлений с докладами, отработки практических навыков.
Процесс адаптации является компенсаторным механизмом, результатом которого должно стать оптимальное функционирование личности студента в новой обстановке. Подмена реального чувства взрослости поведенческими действиями, а именно: свободным посещением занятий, внешними формами реализации своего «Я» (курение, вызывающая манера общения) - является последствием деформации социальной роли «студента» в связи с неосознанием адаптивной потребности, стихийным поиском способов деятельности и поведения методом проб и ошибок. В результате возникают значительные трудности, медленнее происходит освоение предмета и условий деятельности, медленнее протекает адаптация [8].
Для изучения представлений студентов 1 -курса о социально-психологической адаптации был проведен мониторинг в форме анкетирования.
По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что 81% обучающихся осведомлены о содержании своей будущей профессиональной деятельности (17% - нет); для 48% студентов наиболее сложным делом оказалось обучение, для 10% - вхождение в коллектив, для 28% - адаптация к новым условиям. 30% (149) респондентов считают, что не нуждаются в чьей-либо помощи, 13% (68)
респондентов) нуждаются в помощи родителей, друзей, родных, 49% (267) респондентов воздержались от ответа, 8% (43) респондента сочли, что в преодолении трудностей им помогут преподаватели, психолог, администрации вуза и общежития, 2% (10 респондентов) считают, что в решении проблем помогут «время» и «финансы».
Анализ анкет первокурсников позволил определить трудности адаптации студентов, которые объясняются недостаточной компетентностью и информированностью студентов в психологических вопросах: 1) переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; 2) недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии; 3) неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами); 4) отсутствие оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 5) страх во время публичных выступлений; 6) социально-экономические проблемы у иногородних студентов: отсутствие жилья и финансовых средств, незнание города, недостаточность эмоциональной поддержки родных и близких; 7) страх перед большим объемом данного для самостоятельного изучения учебного материала.
Студенты-первокурсники находятся в психотравмирующей ситуации, оказавшись в совершенно новой для себя среде. В нашем университете обучаются свыше 80% иногородних студентов, которые оказались вдали от родного дома, в разлуке с родителями и привычным окружением. Обратим внимание и на возраст первокурсников. Согласно концепции Э. Эрик-сона, период поздней юности охватывает возраст 18-25 лет и становится периодом становления как умственной, так и нравственной зрелости, характеризующейся рядом психологических особенностей. Существуют этапы кризиса идентичности личности в этот период, по ряду причин может сформироваться неадекватная идентичность, которая характеризуется избеганием тесных межличностных отношений, страхом взросления, выбором
отрицательных образцов для подражания и т.д. [9, с. 85-86].
Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая способствовала бы более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях: 1) образовательном - адаптация к учебной деятельности; 2) психологическом - развитие мотивации к обучению, уверенности в себе; 3) межличностном - обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.
Психологический уровень взаимодействия со студентами предполагает в том числе необходимость выстраивания системы работы по психологическому просвещению.
Преобразование позиции «учитель -ученик» в позицию сотрудничества для всех педагогических работников высшего образования облегчает диалог и относится к положительным, продуктивным моментам в социализации студентов, в их будущей научной, творческой деятельности в рамках высшей школы [10].
Для изучения предпочтений студентов в наиболее приемлемой форме общения с психологом был проведен опрос.
Результаты анкетирования первокурсников показали, что самой популярной формой общения с психологом студенты считают индивидуальное консультирование (27% из числа 545 опрошенных), групповое взаимодействие (20%) и тестирование (15%).
Популярность индивидуального консультирования можно объяснить ощущением безопасности, комфортностью, абсолютной конфиденциальностью в оказании конкретной помощи, в возможности проговаривания природы затруднений. Все это содействует успеху в анализе и решении психологических проблем, связанных с психологическими особенностями студента, сложившимися обстоятельствами его жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в вузе, обеспечивает адресную помощь в формировании новых установок и принятии студентом собственных решений.
У молодых людей существует потребность в том, чтобы их выслушали, поэтому они с благодарностью относятся
к тому, что психолог выступает в роли союзника, что он понимает их трудности и не стремится «воспитывать», поучать.
К тому же юношеский возраст -возраст роста силы «Я», способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего «Я» в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях «Я» пробует свою силу через противостояние с другими людьми, юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого [11, с. 550].
Таким образом, деятельность психолога в вузе заключается в создании необходимых условий для социально-психологического развития личности студента
в тесной взаимосвязи с его профессиональным становлением.
В заключение отметим, что психологическое просвещение в высшем учебном заведении имеет серьезный потенциал возможностей, которые в российской образовательной среде в настоящее время используются недостаточно. Психологическая помощь на основе просветительской работы позволяет обучить студентов эффективному поведению в различных ситуациях, эффективному проживанию нормативных жизненных кризисов, управлению стрессом, помогает подготовиться к «взрослой» жизни, к браку, научиться адекватно оценивать свою личность и в то же время принять и полюбить себя со всеми своими особенностями и недостатками.
•к к к
1. Бадьина Н.П., Дементьева Л.А. Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. 2011. №2(7). Курган : ЧИППКРО. С. 119-126. URL : http://pressa.ru/mes/issue/private/-nauchnoe-obespechenie-sistemyi-povyisheniya-kvaHfikatsii-kadrov/20n/27/raw_issue/nauchnoe-obespechenie-sistemyi-povyisheniya-kvalifikatsii-kadrov-2011-27.pdf (дата обращения 21.03.2017).
2. Олифирович Н.И., Коптева С.И., Уласевич Т.В. Психологическая служба образования: консультативная работа психолога в вузе : учебно-методическое пособие Минск : БГПУ, 2009. -132 с.
3. Приказ от 24 июля 2015 г. № 514 н Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_185098/ (дата обращения 21.03.2017).
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 2851513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения 21.03.2017).
5. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ро-стов-н/Д. : Феникс, 2001. - 512 с.
6. Дубровина И.В. Практическая психология образования : учебное пособие. 4-е изд. СПб. : Питер, 2004. 592 с.
7. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. М. : OIM.RU, 2003.73 с.
8. Гебель Е.С. Адаптация первокурсников к учебно-воспитательному процессу // Высшее образование в России : научно-педагогический журнал. 2016. № 10. С. 144-146.
9. Столяренко Л.Д., Психология : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2015. 592 с., ил.
10. Рыскулова М.Н. Многоаспектная модель системы педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2014. №3. URL : http://www.hetoday.org/.C 73-75. (дата обращения 21.03.2017).
11. Абрамова Г.С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. 811 с.