Au 0,86 1,58 1,42 2,24 1,22 1,25
ХДП + 10 мин 400° в Se2 Л! 0,78 1,6 0,85 5,53 0,2 0,94
Au 1,14 1,45 1,2 2,8 1,14 0,84
ХДП + 5 мин 450° в Se2 Л! 0,83 3,8 0,5 0,82 2,5 13
Au 1,06 2,08 0,47 0,53 3,1 12
ХДП + 5 мин 530° в Se2, хранилась 2 месяца до напыления Ме Л! 0,91 2,03 1,3 1,8 1,03 1,27
Au 1,1 1,75 1,9 1,14 1,14 0,83
ХДП + 5 мин 530° в Se2 Л! 0,68 1 0,87 4,8 0,52 0,8
Au 0.98 1,15 1,5 4,8 1,47 0,74
Открепление уровня Ферми и снижение плотности ПЭС связывается нами с реконструкцией поверхности GaP, возникающей в результате обработки в Se2. На всех диодах Шоттки, полученных напылением металла сразу после обработки в парах Se2, наблюдается открепление уровня Ферми.
Список использованной литературы
1. Сысоев Б.И., Безрядин Н.Н., Котов Г.И., и др. Пассивация поверхности GaAs(100) халькогенидами галлия AШ2BVI3(110). // Физика и техника полупрводников. 1995. - Т. 29. - № 1. - С. 24-32.
2. Безрядин Н.Н., Котов Г.И., Кузубов С.В., и др. Наноразмерный слой фазы АШ2ВУ13(111) с упорядоченными вакансиями катиона на GaAs(111) и InAs(111). // Кристаллография. 2010. - Т. 55. - № 3. - С. 526-529.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТОРОВ С ГАЗАМИ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ
ОПЕРАЦИЙ
Г.И. Мазуров, ведущий научный сотрудник, д.г.н., профессор Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова,
г. С.-Петербург
А.В. Степанов, заместитель начальника кафедры, к.г.н.
ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж В.И. Акселевич, доцент, к.ф.-м.н., доцент, Санкт-Петербургский университет управления экономики,
г. С.-Петербург
При движении тела за ним возникает возмущение любой среды [5]: в воде виден гидрологический след, а в воздухе не виден. След визуализируется, если в него попадает пыль или, если в нем происходит конденсация водяного пара. В итоге виден аэродинамический след.
В 1978-1983 г.г. Воронежское высшее военное инженерное училище принимало участие в натурных экспериментах по созданию искусственной облачности над сушей с использованием вертолетов и над Балтийским и Черным морями, с использованием морских судов [6]. В этих экспериментах участие принимала группа сотрудников названного Училища, которую возглавлял кандидат физико-математических наук, доцент (ныне профессор) Г.И. Мазуров. Работа группы заключалось в гидрометеорологическом обеспечении этих экспериментов. В итоге был сделан вывод, что, кроме известных аэрометеорологических факторов (инверсия температуры, определенная температура, воздуха, повышенная влажность и другие) на устойчивость создаваемых облачных образований большое влияние оказывает динамический фактор, а именно аэродинамический спутный след, возникающий за движущимся транспортным средством. На его оси наблюдается пониженное давление и вокруг происходит циркуляция по замкнутому контуру. Это позволяет увеличить время существования созданного облачного образования.
С этих позиций мы обратили внимание на торы, т.е. вихревые кольца, в которых наблюдается циркуляция по замкнутому контуру. Получается, что если тор формировать из реагентов, то он будет медленнее рассеиваться и сможет перемещаться к цели, как единое целое.
Согласно [1, 2], тор - это поверхность вращения, получаемая вращением образующей окружности вокруг внутренней.
В ИЭМ [7] создан полевой генератор вихревых колец, позволяющий выпускать вертикально торы диаметром более 1 м и с высотой подъема около 100 м в зависимости от стратификации этого слоя атмосферы [3]. Торы с горизонтальной осью генерируются в установке [4]. Они перемещаются по горизонтали, но возможно перемещение и по наклонной.
Полевой генератор дымовых колец [7] состоит из камеры сгорания, насадки, распылителя топлива и установки для транспортировки. В основе генератора, предложенного в работе [7], лежит известный метод формирования вихревых колец путем импульсного выталкивания определенной порции воздуха из отверстия насадки. При этом ее диаметр должен быть меньше
Рис. Геометрическая схема тора или «бублика»
Объем тора и площадь его полной поверхности можно определить:
5=4-л2-Я-г (1)
V=2-п2-Я-г2 (2),
где V - объем тора; 5 - площадь полной поверхности тора; Я =а+Ь -радиус внешней окружности; г =а-Ь - радиус внутренней окружности; а -радиус окружности (внутренней оси), лежащей внутри тора; Ь - радиус тора; О/ - вертикальная ось симметрии тора (рис. 1), проходящая через его центр. Однако, она может быть и горизонтальной.
В изобретении [4] торы визуализируются мельчайшими капельками воды, сконденсированной из водяного пара. Все, очевидно, видели кольца дыма, направленно выпускаемые искусным курильщиком изо рта. Считаем целесообразным при проведении антитеррористических операций против террористов, захвативших заложников и в целях противодействия захвату судна пиратами использовать генератор, направляющий торы из газов нелетального действия по горизонтальной или по наклонной траектории.
При освобождении заложников в Москве в центре Норд-Ост был применен спецгаз, который подавался по вентиляционным трубопроводам.
Мы предлагаем с помощью торов из газов нелетального действия, временно нейтрализовать террористов.
Например, для повышения надежности противостояния морских судов пиратскому захвату целесообразно на судах, отправляющихся в дальнее плавание, устанавливать специальные генераторы, выпускающие торы, состоящие из усыпляющих раздражающих или слезоточивых бесцветных газов. Это позволит выводить из строя пиратов без применения оружия, которое могло бы привести к летальным исходам. Прохождение тора с бесцветным газом и без запаха будет восприниматься, как легкое движение воздуха (ветерка).
Использование генераторов, вырабатывающих торы, позволит поражать не всех подряд, а целенаправленно именно пиратов.
Это не оружие массового поражения. По действию тор напоминает газовые баллончики индивидуального применения. При выбросе из баллончика газ подается струей под избыточным давлением, и возникшее облачко расширяется и быстро рассеивается. Действует на расстоянии до 5 м. Тор может пройти расстояние в 20 раз больше. Это объясняется тем, что на оси тора, как и на оси аэродинамического спутного следа, возникающего за движущимся транспортным средством, наблюдается пониженное давление и циркуляция по замкнутому контуру.
Тор будет перемешаться в направлении своей центральной оси симметрии (ось О/ на рис.), направленной на цель. Тогда реагент будет доставлен точно к ней с учетом направления ветра.
Считаем, что изготовление и использование специальных генераторов
торов с к-реагентами и подготовка соответствующих специалистов экономически выгоднее, чем уплата пиратам выкупа в размере $ 2-2,5 млн. за каждое захваченное судно. Это, не считая моральных страданий, испытываемых заложниками и их родственниками.
Таким образом, использование торов может повысить защищенность безоружных судов и позволит в некоторой степени решить проблему безнаказанных выходок пиратов.
Список использованной литературы
1. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗОВ, 1980. - 340 с.
2. Википедия http://ru.wikipedia.org
3. Дорофеев В.В. Особенности воздушной навигации при полетах под низкими облаками. Итоги XI Международной конференции. «Радиолокация, навигации, связь». Воронеж. - 2005.- С. 2061-2068.
4. Козлов В.Н., Мазуров Г.И., Мазурова Н.Н. Устройство для повышения температуры и увлажнения воздуха. А/с СССР N 908991, кл. Е 01Н 13/00, 1982. Заявка № 93018803/15/018308. Положительное решение с приоритетом от 12.04.1993. - 3 с.
5. Мазуров Г.И., Акселевич В.И. Воздушные вихри и завихрения в природе, быту и технике. // АНО «Метеоспектр», 2010. - № 2. - С. 164-170.
6. Мазуров Г.И. Белогуб В.П. Антропогенные облачные образования: условия возникновения и возможности регулирования их развития. // АНО «Метеоспектр», 2009. - № 1. - С. 81-89.
7. Русаков Ю.С., Коровин В.Я., Иванов В.Н. Вихревой генератор. А/с № 908991 (СССР), № 2934506/24-06. опубл. 28.02.82. 697 841 (72). - в кн.: Открытие, изобретение, промышленные образцы, товарные знаки. 1982, - № 8. -С. 126.
НЕКОТОРЫЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Н.В. Мартинович, научный сотрудник И.Н. Татаркин, научный сотрудник А.В. Антонов, начальник отдела, к.т.н. Центр НИОКР Сибирской пожарно-спасательной академии -филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,
г. С.-Петербург
Профессия пожарного по степени опасности и вредности занимает 3 -4-е место в мире. За прошедшее десятилетие число погибших пожарных в