Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
здоровье / физическая подготовленность / специальная медицинская группа / рекреативно-оздоровительные занятия / методы контроля / комплексные пробы / health / physical fitness / special medical group / recreational and recreational activities / control methods / complex tests

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кондратьева А. А., Карпова Н. В.

В данной статье представлен обзор методики реализации комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности для старшеклассников, отнесенных к специальной медицинской группе, а также результаты оценки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кондратьева А. А., Карпова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES TO INCREASE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF RECREATIONAL AND RECREATIONAL ORIENTATION

This article provides an overview of the methodology for implementing a set of recreational and wellness activities for high school students assigned to a special medical group, as well as the results of evaluating its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 796 Кондратьева А.А., Карпова Н.В.

Кондратьева А.А.

Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

Карпова Н.В.

Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация: в данной статье представлен обзор методики реализации комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности для старшеклассников, отнесенных к специальной медицинской группе, а также результаты оценки ее эффективности.

Ключевые слова: здоровье, физическая подготовленность, специальная медицинская группа, рекреативно-оздоровительные занятия, методы контроля, комплексные пробы.

Обучение физической культуре является важным компонентом учебного процесса в школе, так как оно направлено на развитие физического и психического здоровья школьников и формирование физической культуры личности. Кроме того, занятия физической культурой способствуют формированию социальных норм и ценностей, а также научению работы в команде и совместного решения задач [12, с. 7].

Однако несмотря на то, что в плане информации о здоровом образе жизни, вреде вредных привычек широко освещается на телевидении, радио, Интернете, рост заболеваний продолжается. Согласно данным статистики в настоящее время среди детей и подростков отмечается, неуклонный рост болезней сердечно-сосудистой системы, которые несмотря на снижение

соответствующего показателя за шестилетний период на 13% выступают ведущей причиной инвалидизации и смертности населения [11].

Кроме того, устойчиво сохраняется тенденция ухудшения здоровья учащихся к окончанию школы. Так, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие [5]:

- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%,

- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина школьников 7- 9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни,

- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний, что обуславливает выделение последних в специальные медицинские группы (СМГ) [3, с. 91].

Школьники в СМГ имеют ограничения по физической активности, нарушения опорно-двигательного аппарата, они могут столкнуться с ограниченным движением, болезненным состоянием и другими физическими ограничениями, которые делают выполнение упражнений сложным и после которых могут возникать болевые ощущения и усталость, в силу чего они часто сталкиваются с низкой самооценкой и проблемами в социализации.

Решение данной проблемы требует совместных усилий педагогов, медицинских работников и родителей, чтобы дети со специальными потребностями могли получить полноценное образование и развитие в области физической культуры. В этой связи, проблема оздоровления старших школьников, находящихся в СМГ, во внеурочных занятиях требует разработки специальных методических подходов и внедрению новых методов и средств их оздоровления. Одним из таких методов является организация и проведение

рекреативно-оздоровительных занятий в рамках внеурочной деятельности по физической культуре.

Рекреативно-оздоровительные занятия - это вид занятий по физической культуре, направленных на восстановление сил и энергии в процессе двигательной активности [14, с. 11]. В общеобразовательных учреждениях рекреативно-оздоровительные занятия могут включать следующие виды физической активности: вводная гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, походы, спортивные мероприятия, оздоровительно-реабилитационные мероприятия, рекреативно-оздоровительные мероприятия, а также применение современных ИКТ по основам гигиены. Особенности применения рекреативно-оздоровительных занятий со школьниками специальной медицинской группы заключаются в необходимости подбора упражнений в соответствии с возможностями здоровья обучающихся, дозированной нагрузки, соответствия интересам школьников, а также оздоровительного эффекта двигательной активности.

Цель исследования - разработка и обоснование эффективности методики

реализации комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности для старшеклассников, отнесенных к специальной медицинской группе.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Лосино-Петровский Московской области, расположенного по адресу: 141151, Московская область, город Лосино-Петровский, ул. Строителей, д.2.

В исследовании приняли участие обучающиеся 10-11 классов в количестве 54 человек, из них 20 человек отнесены к специальной медицинской группе. Следовательно, было сформировано 2 группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 человек в каждой.

К контрольной группе были отнесены старшеклассники, отнесенные к специальной медицинской группе, продолжающие заниматься по

общеобразовательной программе внеурочной деятельности. Занятия данной группы включали упражнения с базовым спортивным инвентарем (скакалка, мячи, обруч), гимнастику и спортивные игры (волейбол).

Экспериментальную группу составили старшеклассники, отнесенные к специальной медицинской группе, проходившие занятия рекреативно-оздоровительной направленности. Обучающиеся данной группы посещали разработанные занятия оздоровительной направленности в рамках дополнительных занятий по внеурочной деятельности по физической культуре. Старшеклассникам экспериментальной группы было предложено принять участие в занятиях оздоровительной направленности с применением элементов восточных танцев с движениями рук, а старшеклассники контрольной группы продолжали обучение по общеобразовательной программе внеурочной деятельности по физической культуре. Занятия рекреативно-оздоровительной направленности проходили один раз в неделю. Итого 18 занятий - 18 академических часов. Программа курса занятий разбита на три периода:

1) подготовительный период (4 занятия),

2) основной период (10 занятий),

3) заключительный период (4 занятия).

Структура занятий с школьниками специальной медицинской группы состояла из трех частей: вводная часть (дыхательные упражнения, разминка), подготовительная часть (общеразвивающие упражнения, элементы индийских танцев) и заключительная часть (дыхательные и расслабляющие упражнения). Каждое занятие включало варианты упражнений, исходя из симптоматики и ограничений заболевания обучающегося.

Для оценки эффективности предлагаемого комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности применялись как социометрические методы (анкетирование по субъективной самооценке здоровья по методике В.П. Войтенко), так и физиометрические методы контроля, включая изучение интегральных показателей (ЧСС, проба Руфье, АД и реакция АД на физическую нагрузку, пробы Штанге, пробы Генча, оценка

адаптационного потенциала по Баевскому, измерение стресс-индекса SI (ИН) по Н.А. Тишутину).

Для проведения обработки результатов педагогического исследования был использован метод математической статистики, где рассчитывались: среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, t-критерий Стьюдента (t).

После применения комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности проводилось повторное тестирование по отобранным ранее методам диагностики.

В ходе статистического анализа выявлены достоверные различия показателей экспериментальной и контрольной групп (табл.1):

Таблица 1. Групповые статистики.

Этап N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего

Самооценка К онстатирующий 10 16,00 6,164 1,949

здоровья этап

Контрольный этап 10 12.00 5.121 1,619

Индекс Руфье К онстатирующий этап 10 12.50 3,689 1.167

Контрольный этап 10 10,80 3,882 1.227

Реакция АД К онстатирующий этап 10 70,990 20,2962 6,4182

Контрольный этап 10 66.730 10.4041 3.2901

Штанге К онстатирующий этап 10 38.00 9,580 3,029

Контрольный этап 10 41.90 8,319 2,631

Генча К онстатирующий этап 10 29.40 9,216 2.914

Контрольный этап 10 35.20 9,053 2,863

Адаптационный К онстатирующий 10 3.1780 ,20264 ,06408

потенциал этап

Контрольный этап 10 2,8990 .27554 .08713

ФС до нагрузки К онстатирующий этап 10 157.30 23.585 7.458

Контрольный этап 10 141.70 41.309 13.063

ФС после нагрузки К онстатирующий этап 10 158.60 58.527 18.508

Контрольный этап 10 117,80 60,133 19,016

Представим шкалы, по которым выявлены значимые различия и их групповые статистики при помощи данных таблицы 2.

Таблица 2. Сравнение средних показателей экспериментальной группы на

констатирующем и контрольном этапе.

Шкала Среднее Станд. откл, Станд. ошибка среднего t Заннмость

Самооценка 16.00/12.00 6,164 1,949 1,578 0,044

здоровья

Индекс Руфье 12.50/10.80 3,689 1,167 1,004 0,041

Пробы Штанге 38,00/41,90 9,580 3.029 -0,972 0,044

Адат аци онный 3 Л 780/2,89 90 0,20264 0,06408 2,580 0,036

потенциал

ФС да нагрузки 157,30/141,70 23.585 7,458 1,037 0,034

ФС после 158,60/117,80 58.527 18,508 1,538 0,038

нагрузки

Метод математематико-статистической обработки данных - 1-критерий Стьюдента позволил выявить значимые различия на уровне р < 0,05 по следующим шкалам: самооценка здоровья, индекс Руфье, пробы Штанге, адаптационный потенциал и функциональное состояние организма до и после физической нагрузки.

Анализ результатов исследования показал достоверную эффективность разработанной программы занятий рекреативно-оздоровительной направленности, основанной на восточных танцах с элементами движений хасты рук. Данная программа способствовала укреплению здоровья, а также повышению уровня физической подготовленности старшеклассников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Лосино-Петровский Московской области, отнесенных к специальной медицинской группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алгоритм исследования пульса - Текст: электронный [сайт]. - URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31489339 (дата обращения: 05.01.2024);

2. Волкова Е,А. Как улучшить качество жизни за счет дыхательных упражнений - Текст: электронный / Е.А. Волкова // РБК Стиль. [сайт]. - URL:

https://style.rbc.ru/health/5fd36ae69a79473b05849e75#:~:text=Проба%20Штанге% 3А%20сделайте%202-3%20спокойных,50%20секунд%20— %20очень%20хорошо (дата обращения: 20.12. 2023);

3. Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб. / Росстат. - М., 2021. - 171 с;

4. Ильин М.Ю. Применение зеркальной терапиии в составе комплексной реабилитации больных, перенесших ОНМК с односторонним поражением (гемипарез, монопарез) / М.Ю. Ильин // Молодежь-практическому здравоохранению. - 2018. - С. 442-444;

5. Информационная база данных для реализации работы по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях (здоровьесберегающие образовательные и оздоровительные технологии в образовательных организациях). - Текст: электронный // НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [сайт]. - URL: https://niigd.nczd.ru/info/base/ (дата обращения: 15.12. 2023);

6. Каневских Л.А. Способ оценки адаптационного потенциала / Л.А. Каневских, И.Е. Оранский, Е.И. Лихачева. - Екатеринбург: Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий. - 2006. - 36 с;

7. Ковальчук В.В. Пациент после инсульта. Особенности ведения и принципы реабилитации / В.В. Ковальчук // Эффективная фармакотерапия. -2018. - №. 24. - С. 68-81;

8. Кушниренко Я.Н. Основные принципы реабилитационного лечения постинсультных больных с гемипарезами на амбулаторно-поликлиническом этапе / Я.Н. Кушниренко // XX Давиденковские чтения. - 2018. - С. 219-220;

9. Мавлиев Ф.А. Особенности реакции артериального давления на физическую нагрузку / Ф.А. Мавлиев, А.С. Назаренко, Р.Ф. Асманов и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - № 1. - С. 62-67;

10. Нестерин К.В. Терапия движением, вызванным ограничением, у пациентов с умеренным гемипарезом / К.В. Нестерин // XX Давиденковские чтения. - 2018. - С. 171-175;

11. Отчеты по государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» - Текст : электронный // Министерство здравоохранения Российской Федерации [сайт]. - URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info/otchety-po-gosudarstvennoy-programme-rossiyskoy-federatsii-razvitie-zdravoohraneniya (дата обращения: 20.12. 2023);

12. Путилина Т.А. Цели и задачи занятий физической культурой в специальной медицинской группе / Т.А. Путилина, В.В. Мноян // Таврический научный обозреватель. - 2021. - № 2 (54). - С. 66-69;

13. Самооценка состояния здоровья (автор В.П. Войтенко) - Текст: электронный // Психограмматика [сайт]. - URL: http://psihogrammatika.ru/?p=2814 (дата обращения: 05.01.2024);

14. Седоченко С.В. Физическая рекреация: учебное пособие для студентов институтов физической культуры / С.В. Седоченко. - Воронеж: ФГБО ВО «ВГИФК», - 2019. - 70 с;

15. Тишутин Н.А. Подход к оценке функционального состояния организма / Н.А. Тишутин, Э.С. Питкевич // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 72-й Per. научн.-практ. конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. - С. 329331

Kondratieva A.A., Karpova N. V.

Kondratieva A.A.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

Karpova N.V.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

OPPORTUNITIES TO INCREASE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF RECREATIONAL AND RECREATIONAL ORIENTATION

Abstract: this article provides an overview of the methodology for implementing a set of recreational and wellness activities for high school students assigned to a special medical group, as well as the results of evaluating its effectiveness.

Keywords: health, physical fitness, special medical group, recreational and recreational activities, control methods, complex tests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.