численное является инновационным фундаментом современной методики отбора стрелков из винтовки.
Повышая у стрелков физическую и психологическую устойчивость, мы закладываем и инновационный фундамент в улучшение их спортивных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитин, С.Н. Ловкость - история, проблемы, перспективы : монография / С.Н. Никитин ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. -160 с.
2. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 271 с.
Контактная информация: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Нина Викторовна Седых, доцент, доктор педагогических наук,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Елена Эдуардовна Червякова, кандидат педагогических наук,
Высшая школа народных искусств (институт) (ВШНИ) г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье подтверждается необходимость разработки научно обоснованных программ по физическому воспитанию студентов, которые способствуют повышению мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и способствуют улучшению здоровья студенческой молодежи.
Ключевые слова: физическое воспитание, мотивация, программа по физическому воспитанию.
THE POSSIBILITIES TO INCREASE THE MOTIVATION OF FEMALE STUDENTS FOR INVOLVEMENT IN PHYSICAL EXERCISES LESSONS
Nina Viktorovna Sedyh, the senior lecturer, the doctor of pedagogical sciences,
The Volgograd State Academy of Physical Training,
Elena Eduardovna Chervjakova, the candidate of pedagogical sciences,
The Higher School of Folk Arts (Institute),
St.-Petersburg
Annotation
The article confirms the ncccssity in development the scientifically proved programs of physical education of students which promote the increase of motivation for regular physical exercises' doing and contribute to improvement of health of youth students.
Key words: the physical training, the motivation, the program on physical education.
Анализ доступной научно-практической литературы свидетельствует о серьезной поисковой работе кафедр физического воспитания вузов России с целью повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Разрабатываются различной направленности рабочие программы: оздоровительные, профессиональноприкладные, спортивно-ориентированные и т.д. В основном, они учитывают уровень здоровья, физическую подготовленность студентов. Однако ни одна проанализированная нами рабочая программа не учитывает возрастные особенности личности - переход из юношеского возраста во взрослый. Мы предположили, что психофизиологический аспект возрастного переходного периода - это та основа, на которой должны базироваться мотивационные ценности, стимулы предмета «Физическая культура».
По мнению В.К. Бальсевича (2002, 2004) и др., стержневым в структуре физиче-
ской культуры студента является мотивационный компонент. Возникающие на основе потребностей мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности. Приоритетным направлением в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом может и должен стать отказ от унификации и стандартизации учебных программ вузов и создание возможно большего числа альтернативных программ по каждому виду физической культуры.
Из вышеизложенного становится очевидным, что повышение уровня мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом будет эффективным, если предлагаемые учебные программы по физическому воспитанию будут учитывать запросы и возможности студентов в сфере физической культуры и спорта с учетом возрастно-половых и социально-демографических особенностей. А одним из важнейших критериев, позволяющих судить о реальности данного образовательного процесса, является достижение личностью такого состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и социальные процессы с «самореализацией».
В нашем исследовании на основании полученной от студентов релевантной информации о физкультурно-спортивных интересах предложена экспериментальная программа ритмической гимнастики для студенток. Принципиальным отличием ее от существующих программ является внедрение в практику работы групп ритмической гимнастики комплексов физических упражнений, дифференцированных по уровню координационной сложности, и разноплановых дыхательных и психорегулирующих упражнений с целью не только повышения всех исследуемых показателей, но и формирования мотивации студенток к регулярным занятиям ритмической гимнастикой.
Анализ данных многолетнего эксперимента показал, что экспериментальная методика проведения учебно-тренировочных занятий по ритмической гимнастике позволила качественно повысить эффективность учебного процесса, что реально отражается на уровне физического развития, физической подготовленности, работоспособности, самочувствия, физического состояния студенток. Кроме того, отмечается значительное улучшение качества знаний студенток экспериментальной группы в области физической культуры и спорта, их умение контролировать свое самочувствие и дозировать нагрузку в процессе занятий физическими упражнениями. Естественно, на фоне происшедших сдвигов наблюдается повышение мотивации к выполнению физических упражнений.
Это предопределило выход студенток экспериментальной группы на новый качественный уровень физической работоспособности, который соответствует для юношей и девушек уровню «выше среднего».
На основе анализа научно-методической литературы и изучения практического опыта работы кафедр физического воспитания мы сделали вывод о том, что в программу физического воспитания студенток основного отделения следует включить ритмическую гимнастику, поскольку она является востребованным видом современных двигательных систем, способствует увеличению двигательной активности, развитию физических качеств и формирует мотивацию к регулярным занятиям физической культурой.
Методика преподавания экспериментального курса «Ритмическая гимнастика» включала в себя:
- комплексы ритмической гимнастики по трем уровням координационной сложности, которые зависят от объема и интенсивности нагрузки;
- дыхательные упражнения различного характера: гипоксическая тренировка по Ю.Б. Буланову, дыхательные гимнастики В.С. Чугунова, йога (дыхательные упражнения для коррекции веса и фигуры), трехфазное дыхание Кофлера-Лобановой-Лукьяновой, тренировка резервов мощности дыхательной системы по С.Н. Кучкину, дыхательные упражнения для профилактики заболеваний органов зрения, специальные дыхательные упражнения по П.С. Бреггу;
- психорегулирующая тренировка: релаксационный тренинг и функциональ-
ная музыка по Н.Н. Сентябреву.
Методика построения комплексов ритмической гимнастики подбиралась индивидуально, в зависимости от исходного уровня физической подготовленности, функционального состояния, с учетом индивидуального уровня координационной и двигательной подготовленности занимающихся.
Исходный уровень физического развития, работоспособности и физической подготовленности студенток, занимающихся в группах ритмической гимнастики, оценивался как «низкий» (функциональный класс составил в среднем 2,5 балла). Анализ пропусков занятий по причине заболеваний ОРЗ показал, что на протяжении учебного половина девушек болела простудными заболеваниями 3-4 раза, что составляет 43%; 27% студенток болели 5-6 раз; 8% - более 6 раз в год.
Анализ результатов тестирования показал, что координационные способности студенток основной медицинской группы находятся на «низком» уровне и соответствуют по сумме трех тестов 2,5 балла. При этом возникает необходимость дифференцировать занимающихся ритмической гимнастикой по группам согласно их уровню восприятия изучаемого материала.
В результате педагогического исследования в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, наблюдаются наибольшие статистически достоверные приросты следующих показателей: нормализация веса - на 50,2%, ЖЕЛотн. - на 57,3%, МПКотн. - на 88,9%, PWCl70 - на 76,5%, проба Мартинэ улучшается на 71,3% и ЧСС покоя - на 72,0%. Статистически достоверно (Р<0,05) улучшаются все изучаемые параметры физической подготовленности: бег на 2000 м - на 52,4%, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине - на 28,0%, приседание на правой ноге -на 19,4% и левой - на 30,6%; тест на координацию: в первой подгруппе оценка улучшилась на 1,5 балла, во второй - на 0,8, в третьей - на 0,6 и в контрольной группе -лишь на 0,3 балла. К моменту окончания исследования в экспериментальной и контрольной группах наблюдается достоверное (Р<0,01, 0,05) увеличение суммы баллов, полученной в тесте КОНТРЭКС-3, соответственно, на 48,9% и 27,8% и повышение функционального класса занимающихся на 37,7% и 21,3%.
Одним из важных показателей адаптационной эффективности занятий физическими упражнениями является уровень восприимчивости к простудным заболеваниям. Занятия по экспериментальной методике способствовали сокращению количества простудных заболеваний в экспериментальной группе (на протяжении учебного года 3-4 раза болели 35% участниц эксперимента, не болели - 45%; в контрольной группе -соответственно, 45% и 15%), что, вероятнее всего, связано с регулярным использованием в комплексах нагрузок аэробного характера и специальных дыхательных упражнений, которые, на наш взгляд, возможно и целесообразно включать в рабочие программы не только ритмической гимнастики, но и других видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.
- 2002. - № 3. - С. 17-22.
2. Бальсевич, В.К. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич, Б.Н. Шустин //Вестник спортивной науки. - 2004. - № 2 (4). - С. 3-7.
3. Валетов, М.Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Валетов М.Р. - Челябинск, 2006. - 23 с.
4. Григорьев, В.И. Состояние здоровья студенток как социальная проблема // На пути к гражданскому обществу : проблемы молодежи XXI века : материалы международной научной конференции. - СПб., 2003. - С. 213-214.
5. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54-61.
Контактная информация: [email protected] ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Светлана Михайловна Симоненко, доцент, кандидат педагогических наук, Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)
Аннотация
В статье рассматривается проблема сохранения и укрепления физического здоровья детей школьного возраста, а также роль физической культуры и здоровьесберегающего компонента педагогической культуры учителей и воспитателей в решении данной проблемы.
Ключевые слова: сохранение и укрепление физического здоровья, двигательная активность, физическая культура, физическое воспитание, здоровьесберегающий компонент педагогической культуры.
THE PHYSICAL EDUCATION AND THE PUPILS' HEALTH
Svetlana Mihajlovna Simonenko, the senior lecturer, the candidate of pedagogical sciences, Ussuriisk State Pedagogue Training College
Annotation
The problem of protection and improvement of physical health of children of a school age is touched upon in the article “Physical Education and the pupil’s health”, also the role of culture and health saving component of education culture of pedagogues in solving the given problem.
Key words: the preservation and improvement of health, the physical activity, physical education, physical culture, health saving component of educational culture..
Наблюдающееся в начале XXI века противоречие между развитием системы образования и ухудшением на этом фоне здоровья детей школьного возраста заставляет школу как особый государственно-общественный механизм повышать ответственность за сохранение, укрепление и формировании здоровья и здорового образа жизни детей, подростков и молодежи [6].
Структура системы образования детерминирована потребностью общества, являющегося носителем определенной культуры. Культура человека берет свое начало от культуры тела, культуры здоровья [2].
Учитель физической культуры должен быть первым пропагандистом и организатором здорового образа жизни в школе, он должен быть потенциальным носителем культуры здоровья, воздействующей на физическую, духовную, интеллектуальную и нравственную подготовленность своих воспитанников. Тогда ученики будут здоровыми, физически развитыми и готовыми к будущей жизни в современном постоянно изменяющемся мире [6].
Правильное развитие организма школьника немыслимо без двигательной активности. Гармоничное развитие всех отделов ЦНС и ее основного звена - головного мозга происходит под влияние мышечной деятельности всего организма [5].
При переходе ребенка из детского сада в школу его двигательная активность падает на 50% (Н.Н. Петров, 1995). В подростковом возрасте при бурной перестройке организма, быстро увеличивающихся размерах тела сердце может отставать в росте, создаются предпосылки для нарушений приспособительных реакций сердечнососудистой системы. Опыт показывает, что если в такой ситуации подросток отстраняется от физкультуры, то может ухудшиться его самочувствие, сон, снизится умственная работоспособность, пострадает успеваемость.
Социально-экономические перемены, в результате которых ослабли спортивнофизкультурная база школ, система летних лагерей отдыха, организация школьного питания, особенно болезненно сказалась на детях. Ухудшили их положение и разрушительные реформы, от которых пострадала система физического воспитания.