А.Ю. Королев
ВОЗМОЖНОСТИ ПАМИРА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА. ОЦЕНКА ЭТАЛОННЫМ МЕТОДОМ
Рассматриваются главные хребты на Памире и для них определяются эталонный вид туризма и эталонная категория сложности маршрута.
Памир - один из самых интересных районов мира с точки зрения альпинизма и горных путешествий. Это компактный горный узел с высочайшими семитысячными вершинами. Он очень сложен для путешествий многочисленными препятствиями: горные реки, часто с невозможными переправами через них, высокие и технически сложные перевалы обычно лавиноопасные, чрезвычайно разорванные ледники, с множеством трещин, ледопадов и провалов. Трудности связаны с наличием непроходимых горных ущелий из-за огромных каньонов и прижимов рек, отвесных скальных или конгломератных склонов и постоянных камнепадов. Внутри Памира между его хребтами практически нельзя путешествовать, кроме как пешком. Если, к примеру, на Тянь-Шане между хребтами часто можно передвигаться на автомобиле, не говоря уж о велосипеде и лошадях, то на Памире это невозможно. Памир, за исключением некоторых районов, можно только объехать вокруг, но проникнуть внутрь можно только пешком.
Для Памира наиболее характерны путешествия в летнее время. Зимних путешествий на Памире очень мало. По нашим сведениям, было только три большие удачные лыжные экспедиции. Две из них относятся к концу 1980-х гг.: ленинградские туристы-лыжники пересекли Памир с севера на юг, а московские - с востока на запад. После этого уже в 2000 г. туристы из Перми пересекли Памир с севера на юг, но другим маршрутом, по сравнению с ленинградским.
Чем объясняется немногочисленность зимних экспедиций на Памире? Прежде всего, высокой лавино-опасностью, плохой погодой, сильными ветрами, низкой (до -40°С) температурой. К тому же зимой ледники становятся закрытыми даже в самом низу, на высоте ниже 4 тыс. м над ур. м. Для передвижения по ним нужно идти в связке. Зимние экспедиции на Памире из-за глубокого снежного покрова, как правило, осуществляются на лыжах. Идти же одновременно на лыжах и в связке очень непросто и небезопасно. Маршруты путешествий по Памиру практически полностью проходят по ледникам, следовательно, почти вся экспедиция в зимнее время будет проходить по закрытым ледникам, где из-за необходимости идти на лыжах очень сложно организовать надежную страховку.
В связи с вышеперечисленными факторами лыжный туризм для Памира нехарактерен. В качестве эталонных маршрутов будем рассматривать летние виды путешествий - горный и пешеходный туризм.
Кроме этих видов на большей территории Памира другие виды туризма, такие как велосипедный, автомобильный, мотоциклетный, конный, просто невозможны. Конечно, можно на велосипеде или мотоцикле проехать по трассам Ош-Хорог и Хорог-Душанбе, а также по дороге в долине Бартанга, но это будет путешествие
вокруг Памира, между его хребтами. В глубь хребтов невозможно проникнуть на любом транспортном средстве и даже на лошадях. Кроме случаев, конечно, когда несешь на себе велосипед, но это, естественно, будет не велосипедный туризм, а скорее пешеходный, усложненный дополнительным грузом. В некоторые ущелья можно проникнуть на лошадях, но через перевал их перевести не получится, поэтому здесь невозможны полноценные конные маршруты, можно лишь рассчитывать на небольшие радиальные выходы.
Для каждого района Памира, и даже для отдельно взятого хребта в нем, могут быть различные эталонные виды туризма. Обычно это горный или пешеходный туризм. Отдельные маршруты требуют сочетания различных видов туризма: например, пешеводный туризм в наибольшей степени подходит для пересечения Северо-Западного Памира, когда, спустившись на ледник Федченко, необходимо выйти из района в Алайскую долину. Это возможно сделать, только сплавившись по р. Муксу до урочища Алтын-Мазар, откуда начинается подъем на перевал Терс-Агар, самый простой через Заалайский хребет. Другого способа летом выйти из района в Алайскую долину, кроме привлечения воздушного транспорта, не существует.
Для того чтобы понять, почему для путешествия по одному хребту эталонным видом туризма будет пешеходный, а для путешествия по другому хребту - горный, надо хорошо знать различия этих видов туризма.
Туризм пешеходный подразумевает довольно большую протяженность маршрута, наличие определенного количества и определенной сложности локальных и протяженных препятствий, соответствующий перепад высот и автономность во время путешествия. Значение имеет также географический и сезонный показатель, т.е. в каком конкретно районе и в какое время года осуществляется путешествие. Наиболее легкодоступные и технически простые районы имеют более низкий географический показатель, а наиболее труднодоступные, к тому же с технически сложным рельефом районы - более высокий географический показатель.
В этом правиле есть исключения, например, чрезвычайно технически сложные и труднодоступные районы Памира и Центрального Тянь-Шаня имеют довольно низкие географические показатели. Это как раз связано с тем, что названные районы более характерны для горного туризма, чем для пешеходного. Причин тому несколько. Во-первых, так сложилось исторически; во-вторых, там встречаются в основном препятствия, характерные именно для горного туризма, - перевалы. В-третьих, эти районы очень сложные, опасные, с большой абсолютной высотой, и в целях безопасности там предпочтительнее путешествовать горным туристам, а не туристам-пешеходникам, из-за того что
первые, как правило, более приспособлены к таким условиям. Поэтому географический показатель для пешеходного туризма намеренно занижают, чтобы стимулировать там именно горные походы и чтобы в пешеходные походы ходить туда было менее выгодно.
По нашему мнению, это специальное занижение географического показателя теперь не имеет смысла, поскольку районы путешествий горных и пешеходных туристов стали меньше различаться по сравнению с прежними временами. Соответственно, у них стал приблизительно одинаковым опыт преодоления препятствий и вообще опыт пребывания в сложных условиях высокогорья. Пешеходники все больше начинают путешествовать по таким классическим горным районам, как Тянь-Шань и Памир, а горные туристы осуществляют часто очень сложные походы по ранее чисто пешеходным районам, таким как Кодар и Саяны, имеющим сложные чисто горные препятствия - перевалы. К тому же некоторые районы Памира и Тянь-Шаня из-за своей специфики и особенностей расположения в большей степени подходят для пешеходного туризма.
Горный туризм, в отличие от пешеходного, не требует строгого соблюдения определенной протяженности маршрута. Здесь решающее значение имеет наличие горных препятствий, причем определенной категории трудности, и их количество для каждой категории сложности похода. Горными препятствиями, идущими в зачет, являются перевалы, траверсы и при определенных условиях радиальные восхождения на вершины. Сложности преодоления ледников, подходов под перевал, переправ и т.д. учитываются только за счет незначительного повышения категории трудности самого перевала или не учитываются совсем.
В пешеходном туризме учитывается абсолютно все: и сложность преодоления осыпей, морен, ледников, переправ через реки, прохождения каньонов и, конечно, наличие самих перевалов, траверсов и восхождений на вершины. Все препятствия, встречающиеся на маршруте, подразделяются на два вида: локальные и протяженные. К локальным препятствиям относятся те из них, которые имеют локальное (конкретное) расположение: перевалы, вершины, траверсы, каньоны и переправы через реки. Протяженными являются препятствия, имеющие большую протяженность, через них может проходить без прерывания большая часть маршрута. Сюда относят растительный покров, осыпи, морены, снежный, ледовый и песчаный участки, болота.
Таким образом, при соответствующем количестве протяженных препятствий и при минимальном количестве локальных, даже при отсутствии восхождений на вершины, и с небольшим количеством категорийных перевалов можно совершить, особенно путешествуя по такому технически сложному району, как Памир, пешеходное путешествие максимальной шестой категории сложности. Именно в таком путешествии автор пересек большую часть Памира с запада на восток в 2003 г. При этом намеренно выбирался наиболее простой в отношении локальных препятствий маршрут, но протяженных препятствий было более чем достаточно.
Сейчас охарактеризуем возможности спортивного туризма всех туристских районов Памира.
Для Северо-Восточного Памира наиболее характерны путешествия, совершаемые в летнее время. Зимних путешествий на Северо-Восточном Памире осуществлялось очень мало. Нам известны только две полноценные лыжные экспедиции. Что касается водного туризма, то он возможен на некоторых реках Северо-Восточного Памира. Были даже отдельные единичные случаи сплавов по ним. Но этот вид туризма являться эталонным для Северо-Восточного Памира не может, он скорее является исключением, как и лыжный туризм.
Эталонными видами туризма здесь будут горный и пешеходный туризм. Для более легкодоступного, но более высокого и технически сложного Заалайского хребта эталонным видом туризма будет горный, поскольку тут нет длинных, продолжительных и трудных подходов, а сложные и высокие перевалы начинаются практически сразу. Эталонной категорией трудности будет пятая, потому что тут большинство перевалов через основной водораздельный хребет - ЗА категории трудности. Для двух других хребтов в этом районе Памира, Зулумарта и Саукдары эталонным видом туризма будет пешеходный туризм. Эталонная категория сложности для более труднодоступного хребта Саукдара будет шестая, а для Зулумарта пятая.
Северо-Западный Памир
На Северо-Западном Памире путешествия совершаются в основном летом. Зимних туристских путешествий по Северо-Западному Памиру, вероятно, не было. Из летних видов туризма, характерных для этого района Памира, наиболее распространенным является горный туризм. Пешеходный туризм подходит для этого района в редких случаях, когда совершаются путешествия не только по Северо-Западному Памиру, но и по другим, сопредельным памирским районам. Это объясняется очень сложным рельефом, локальным расположением хребтов и удобными и близкими подходами к началу основной части маршрута. Эти пешеходные путешествия, совершаемые по Северо-Западному Памиру и другим памирским районам, по сложности будут соответствовать походам 6-й категории сложности. Но для того, чтобы набрать необходимую протяженность, они должны практически соответствовать транспамирским переходам или быть кольцевыми маршрутами, проходящими как минимум по двум памирским районам.
Целесообразно совмещать пешеходные походы по Северо-Западному Памиру, Центральному Памиру. На Центральном Памире более простой для передвижения рельеф, особенно средняя и верхняя части ледника Федченко. При этом для попадания на Центральный Памир во время пешеходного путешествия нужно преодолевать перевалы в истоках р. Ванч или Язгулем, потому что они более простые. Если заходить на Центральный Памир с хребта Петра Первого, то нет смысла совершать пешеходные походы, потому что в этом случае они будут соответствовать горным походам 6-й категории сложности: там нет перевалов, категория трудности которых была бы ниже ЗБ. На основании изложенного можно сделать вывод, что пешеходный
туризм на Северо-Западном Памире не может быть эталонным видом туризма, а будет исключением. Эталонным видом туризма на всех хребтах СевероЗападного Памира будет горный туризм.
Эталонные категории сложности горных походов на хребтах этого района будут зависеть от сложности перевалов через главные водораздельные хребты. На хребте Петра Первого эталонной категорией сложности горного похода будет 5-я, на Дарвазском и Ванчском хребте - 4-я, на западной части Язгулемского хребта - 3-я, а на центральной его части - 4-я. Восточная часть Язгулемского хребта относится уже к Центральному Памиру.
Водный туризм не может быть эталонным для Северо-Западного Памира - водные путешествия здесь совершались очень редко. В последние годы здесь вообще не было водных походов. Лишь летом 2005 г. здесь вновь появились туристы-водники. Они путешествовали по рр. Муксу и Обихингоу. Все реки в этом районе высоких категорий сложности - не ниже 5-й.
Центральный Памир
Центральный Памир состоит из 3 основных хребтов: Академии наук, Северного Танымаса и восточной части Язгулемского.
Для Центрального Памира характерны походы, совершаемые в летнее время. Зимних походов здесь известно всего два: это питерская лыжная экспедиция, состоявшаяся еще в начале 1990-х гг., и пермская лыжная экспедиция в 2000 г. Обе эти экспедиции успешно пересекали Памир с севера на юг, но разными маршрутами. Соответственно, лыжный туризм осуществляется на Центральном Памире в виде исключения.
Водного туризма на Центральном Памире нет из-за отсутствия рек, пригодных для сплава. На Центральном Памире вся поверхность межгорных долин покрыта ледниками, в отличие от других районов. Если окраины других памирских районов опускаются до высоты 3 тыс. м и ниже, то на Центральном Памире таких мест практически нет. Реки на Памире, пригодные для водных походов, как правило, текут на высоте 3 тыс. м. На Центральном Памире только самый низ ледника Федченко находится ниже 3 тыс. м, но в том месте нет реки. Из ледника вытекает мощная и очень бурная река Сельдара, которая, сливаясь с Беляндкииком, Каинды и Сауксаем, превращается в Муксу, которую можно отнести скорее с Северо-Западному Памиру, чем к Центральному. Условно можно отнести к Центральному Памиру рр. Беляндкиик и Танымас, реально же они отделяют его от Северо-Восточного и Восточного районов Памира. Здесь только по этим рекам можно осуществлять водные путешествия. Известны единичные попытки прохождения этих рек, поскольку очень сложно осуществить заброску в их верховья, к началу сплава, даже заброску с помощью вертолета, т.к. трудно найти место для посадки.
Велосипедный и другие виды туризма с использованием технических средств передвижения или животных совершенно невозможны на Центральном Памире из-за сложного рельефа и полного отсутствия дорог.
В этом памирском районе можно развивать лишь горный и в меньшей степени пешеходный туризм.
Все хребты Центрального Памира сильно отличаются друг от друга техническими характеристиками, абсолютной высотой, местонахождением, подходами и подъездами. Соответственно, эталонные виды туризма и эталонные категории сложности маршрутов здесь будут различными. На северной, наиболее высокой и сложной, части хребта Академии наук эталонным видом туризма будет горный, а категория сложности шестая, поскольку большинство перевалов через основной хребет имеют ЗБ категорию трудности.
На южной, более простой части хребта Академии наук, где есть множество перевалов 2А-2Б категории трудности, эталонным видом туризма будет пешеходный, но для того, чтобы у пешеходного маршрута была достаточная протяженность, путешествие по хребту Академии наук нужно совмещать с путешествием по другим хребтам Центрального Памира. Эталонная категория сложности пешеходного похода будет шестая. Если путешествовать только по южной части хребта Академии наук, то эталонным видом туризма будет горный, а эталонная категория сложности - четвертая. На хребте Северный Танымас, из-за большой удаленности и наличия множества перевалов 2А и 2Б категории трудности, эталонным видом туризма будет пешеходный, а эталонная категория сложности шестая. На центрально-памирской части Язгулемского хребта, из-за его относительной легкодоступности и наибольшего количества перевалов ЗА категории трудности, эталонным видом туризма будет горный туризм, а эталонной категорией сложности - пятая.
Восточный Памир
Восточный Памир состоит из 3 основных хребтов: Музкола, Северо-Аличурского и Сарыкольского.
Этот район Памира - единственный из всех памирских районов, пригодный для организации путешествий практически по всем видам туризма.
Для Восточного Памира также характерны летние виды туризма. Зимой здесь не во всех долинах лежит снег. Лыжных путешествий на Восточном Памире известно только 2 - в 1988 г. здесь путешествовали туристы из Москвы, а в 1989 г. - из Перми.
Один из летних видов туризма - водный, он развит здесь очень слабо. Водные походы осуществлялись очень редко, хотя здесь есть высококатегорийные реки, скорее всего даже 6-й категории сложности, пригодные для организации водных путешествий.
Велосипедных путешествий известно немало, особенно в советское время, когда этот район пользовался большой популярностью у велотуристов. Причина этого - наличие сложных препятствий, характерных для велотуризма, что позволяло здесь осуществлять маршруты всех категорий сложности. Главные из этих препятствий - это большая высота над уровнем моря, высокая степень автономности, суровые погодные условия, низкое качество дорог, но не настолько, чтобы по ним невозможно было ехать на велосипеде. Туристов сюда притягивала и необычайная красота этого района Памира. После распада Советского Союза здесь впервые появились велотуристы в 2002 г. Это была группа из Перми. В 2003 г. они снова совершили вело-
сипедное путешествие по Восточному Памиру. Начиная с 2004 г. здесь стали появляться и туристы и из других городов. Несомненно, этот район Памира снова станет одним из самых популярных районов велотуризма, если в Таджикистане геополитическая обстановка будет оставаться спокойной.
Туризм, осуществляемый с помощью технических средств передвижения, автомобильный и мотоциклетный, может развиваться на Восточном Памире благодаря наличию дорожной сети, большого количества платообразных мест и широких речных долин. Возможно, в будущем этот район станет одним из самых популярных районов по этим видам туризма. Сейчас в результате повышения благосостояния населения России эти виды туризма начинают быстро развиваться, появляются современные, более проходимые и удобные виды мотоциклов, автомобилей-внедорожников и квадроциклы.
Конный туризм в этом районе, в отличие от других районов Памира, тоже возможен благодаря особенностям рельефа, наличию дорог, троп и высокой снеговой линии. Проблема будет заключаться в том, что здесь небольшое количество подножного корма для животных. Это можно компенсировать, специальным образом планируя маршрут, так чтобы время от времени попадать в речные долины, где в достаточном количестве встречается трава, пригодная для выпаса лошадей. Например, долина у р. Кокуйбель. Кроме этого, можно брать с собой корм для животных во вьюках, который они сами и понесут. На Восточном Памире можно попробовать организовывать путешествие на других видах верховых животных, например на верблюдах.
На хребте Музкол, из-за удаленности хребта и большого количества перевалов 2А и 2Б категории трудности, эталонным видом туризма будет пешеходный, а категория сложности пятая. Северо-Аличурский хребет туристы практически не посещали, здесь очень мало пройдено перевалов, поэтому ввиду большой протяженности хребта и отсутствия классифицированных горных препятствий эталонным видом туризма будет пешеходный туризм, а эталонной категорией сложности - 5-я.
По Сарыкольскому хребту можно путешествовать только с одной стороны хребта, с таджикской или с китайской. Пересекать хребет не разрешено законом и Таджикистана, и Китая. Ввиду большой протяженности и разнообразия рельефа Сарыкольского хребта для каждой его части можно выделить свои, наиболее характерные виды туризма. Так, в северной части хребта, более высокой, технически сложной, в основном покрытой ледниками и имеющей непродолжительные подходы к началу маршрута, предпочтителен горный туризм. Эталонную категорию сложности точно определить невозможно из-за того, что там не пройден ни один перевал. Но чисто теоретически, изучая этот район хребта по карте, космосъемке, фотографиям и визуально, можно предположить, что она будет не ниже 4-й.
Южные части хребта более низкие, имеют незначительное оледенение и более простой рельеф. Скорее всего, здесь эталонным видом туризма будет туризм пешеходный, а категория сложности похода, опять-таки определяемая чисто теоретически, должна быть не менее 4-й.
Этот район Памира в меньшей степени, чем Восточный Памир, пригоден для организации горного и пешеходного туризма. Здесь можно осуществлять велосипедные походы и походы на транспортных средствах. Но маршруты будут или низкой категории сложности, или маловариабельны, потому что здесь нет таких, как на Восточном Памире, широких и ровных межхребтовых долин, по которым проложены дороги, пересекающие хребты (автомобильные перевалы) и соединяющиеся между собой. На Юго-Западном дороги проезжаемы в основном в низовьях ущелий горных рек. В верхней части горных долин они ухудшаются, постепенно превращаются в тропы, а через хребты из одной долины в другую проложены уже в основном категорийные перевалы, не пригодные для автомототуризма и малопригодные для туризма велосипедного.
На Юго-Западном Памире есть несколько долин, которые соединяются между собой автомобильными перевалами. Это в первую очередь долины р. Пяндж и Памир, соединенные с долиной р. Аличур перевалом Хар-гуш, идущим через Южно-Аличурский хребет. Автомобильные и мотоциклетные походы предполагают высокую протяженность, для чего необходимо включить в маршрут немало горных долин, а на Юго-Западном Памире из-за сложного рельефа это невозможно. Поэтому целесообразно совмещать путешествия по этому району с путешествиями по соседним районам - Восточному Памиру, Памиро-Алаю и Тянь-Шаню.
Что касается водного туризма, то на Юго-Западном Памире есть все условия для его развития. Здесь протекают реки самых разных категорий сложности, в том числе самых высоких, до 6-й включительно. Много крупных полноводных рек, разделяющих основные хребты Юго-Западного Памира (Пяндж, Памир, Шах-дара, Гунт, Бартанг), и много небольших, но бурных речек - боковых притоков главных рек.
В западной и центральной частях Шахдаринского хребта, более низких и технически простых, эталонной категорией сложности горного похода будет 4-я. Здесь наибольшее количество перевалов через основной водораздельный хребет не выше 2Б категории трудности. В восточной части хребта, наиболее высокой и технически сложной, где находятся высшие точки, эталонной категорией сложности горного похода будет 5-я. Здесь большинство перевалов через основной хребет имеют 3А категорию трудности.
На Рушанском и Шугнанском хребтах эталонным видом туризма будет туризм горный, а категория сложности - 3-я, поскольку здесь небольшие подходы, близко расположены друг к другу перевалы и объекты интереса, а наибольшее количество перевалов не выше 2А категории трудности.
На Ишкашимском хребте из-за непротяженных подходов, близкого расположения друг к другу перевалов и достаточной технической сложности эталонным видом будет горный туризм, а категория сложности 4-я.
Южно-Аличурский хребет имеет простой рельеф в техническом отношении, оледенение незначительное, и на хребте отсутствуют пройденные туристами перевалы. Это позволяет заключить, что эталонным видом туризма
будет туризм пешеходный, а учитывая размеры хребта и довольно короткие подходы к нему, можно предположить, что эталонная категория сложности будет 3-я.
Ваханский хребет имеет большую высоту над уровнем моря, мощное оледенение, довольно сложный горный рельеф и непротяженные подходы из долины
р. Вахандарья, находящейся на территории Афганистана, поэтому эталонным видом туризма будет горный. Но поскольку здесь туристами не пройден ни один перевал, то невозможно определить эталонную категорию сложности горного похода в этом районе. На первый взгляд, она будет не ниже 4-й.
Т а б л и ц а 1
Эталонные виды туризма и эталонные категории сложности маршрутов для горных хребтов Памира
Хребет Эталонный вид туризма Эталонная категория сложности маршрута
Заалайский Горный 5-я
Зулумарт Пешеходный 5-я
Саукдара Пешеходный 6-я
Петра Первого Горный 5-я
Дарвазский Горный 4-я
Ванчский Горный 4-я
Язгулемский (северо-западно-памирская часть) Горный 3-я-5-я**
Академии наук Горный, пеший* 6-я
Северный Танымас Пеший 6-я
Язгулемский (центрально-памирская часть) Горный 5-я
Муз кол Пешеходный 5-я
Северо-Аличурский Пешеходный 5-я
Пшартский Пешеходный Категория имеется только в связке с другими хребтами
Сарыкольский Пешеходный 4-я
Шахдаринский Горный 5-я
Рушанский Горный 3-я
Ишкашимский Горный 4-я
Шугнанский Горный 3-я
Южно-Аличурский Пешеходный 3-я
Ваханский Горный 4-я***
Примечания. * - Пеший туризм более характерен для южной части хребта Академии наук.
** - Для западной части эталонная категория сложности горного маршрута - 3-я, для восточной - 5-я.
*** - в этом хребте не классифицирован ни один перевал, а категория сложности эталонного горного маршрута оценивается приблизительно.
Т а б л и ц а 2
Эталонные виды туризма для районов Памира
Район Памира Северо-Восточный Северо-Западный Центральный Восточный Юго-Западный
Вид туризма Горный, пешеходный Горный, водный Горный, пешеходный Пешеходный, велосипедный Горный, велосипедный, водный
В целом на Памире, для большинства его хребтов, эталонным видом туризма является горный туризм, а для некоторых удаленных и технически менее сложных хребтов - пешеходный. Для Памира более характерны высокие категории сложности маршрутов - обычно не ниже 5-й (см. табл. 1).
Если учитывать не только хребты, но и межхребто-вые пространства, то для Юго-Западного и Восточного Памира эталонным видом туризма будет также и велосипедный туризм (см. табл. 2). Организуя путешествия по этим двум районам в связке, возможно осуществление также полноценных автомобильных и мотоциклет-
ных путешествий. На Северо-Западном и Юго-Западном Памире может интенсивно развиваться водный туризм, для этого есть все предпосылки: в первую очеред, наличие сложных и интересных водных препятствий на всех реках этих районов. Однако необходимо учитывать, что все водные маршруты здесь имеют высокие категории сложности - как правило, не менее 5-й.
Всего на Памире выделяют 20 главных хребтов, и по 12 из них можно осуществлять горные походы максимальной 6-й категории сложности. На 12 хребтах Памира эталонным видом туризма является туризм горный, а на 8 - пешеходный.
Статья представлена научной редакцией «Науки о Земле» 24 апреля 2007 г.