УДК 378.14
Макеева Ирина Анатольевна
Преподаватель Прокопъевского техникума физической культуры, аспирант КузГПА, [email protected], Прокопьевск
Коновалова Анна Владимировна
Студентка факультета физической культуры КузГПА, [email protected], Новокузнецк
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Makeeva Irina Anatolyevna
A Teacher PTFC, [email protected], Prokopyevsk
Konovalova Anna Vladimirovna
A student, KuzGPA, [email protected], Novokuznetsk
POSSIBILITIES OF THE EDUCATIONAL PROGRAM AVERAGE VOCATIONAL TRAINING ON PROFESSIONS PHYSICAL CULTURE IN SHAPING HEALTHSAVING COMPETENCIES
В современном мире существенно возрастает роль физической культуры как фактора совершенствования человека и общества. Занятия физической культурой укрепляют здоровье, объединяют людей, способствуют развитию сильного государства и здорового общества. Соответственно, возрастают требования со стороны общества к качеству подготовки специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта, к уровню их профессиональной компетентности.
В педагогической литературе часто используется термин «компетентность». Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. По мнению А. Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М. А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». А. М. Аронов определяет компетентность как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», П. Г. Щедровицкий - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности. О. Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». И. А. Зимней «компетентность трактуется «как основы-
вающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования.
Специфика деятельности учителя физической культуры заключается в том, что в процессе обучения и воспитания учащихся он решает не только образовательную, воспитательную, развивающую, но и оздоровительную задачу [1]. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность подготовки специалистов в области физической культуры, имеющих научное представление об оздоровительных возможностях физической культуры. Сегодня нужен учитель, умеющий не только грамотно провести тренировку физических качеств, формирование двигательных навыков, без которых невозможно осуществлять полноценный процесс физического воспитания. Учитель физической культуры сегодня - это человек, способный формировать культуру здоровья ученика в самом широком смысле этого слова, педагог, ведущий здоровый образ жизни, способный увлечь за собой детей и привить им культуру здоровья, передать знания и умения по сохранению и укреплению здоровья. Поэтому формирование компетенции по здоровому образу жизни у будущих учителей физической культуры является необходимым и обязательным условием их профессиональной подготовки. «Учитель физкультуры - ключевая фигура! Не учитель физики, не далее классный руководитель. Потому что физикой потом, может, будут заниматься 5%, а здоровыми должны быть все», - сказал В. Мутко в своем интервью журналистам. Под здоровьесберегающей компетентностью понимается обладание суммой знаний по здоровьесбережению, которые включают научно обоснованные факты, идеи, понятия, накопленные человечеством в области здоровья; наличие умений и навыков в области здоровьесбережения; способность устанавливать связи между знаниями основ здорового образа жизни и практическими действиями на основе сформированных ценностных ориентаций на поддержание и укрепление здоровья, как собственного, так и здоровья обучающихся. Другими словам, ставится задача подготовки не только истинных профессионалов и деловых людей, готовых (интеллектуально и физически) реализовать себя в условиях изменяющегося мира, но и ориентированных на сохранение и поддержание здоровья подрастающих поколений [2]. Вместе с тем есть основания констатировать, что в существующей практике предметной подготовки студентов физкультурного техникума по специальности 050720 «Физическая культура» проблеме фор-
жирования здоровьесберегающей компетентности не уделяется должного внимания.
Цель исследования: Анализ образовательных программ по специальности 050720 «Физическая культура» с учетом Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (базовый уровень среднего профессионального образования). Квалификация - педагог по физической культуре и спорту.
В квалификационной характеристике выпускника говорится, что он должен быть готов к профессиональной деятельности по физической культуре и спорту в качестве педагога по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях различного типа и вида, в организациях, на предприятиях, в лечебно-профилактических учреждениях независимо от их организационно-правовых форм [3].
Рассмотрим содержание профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. На первом курсе студенты изучают следующие 15 предметов: русский язык, литература, иностранный язык, информатика, математика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, экология, физическая культура, ОБЖ, введение в специальность. Общая годовая нагрузка, включая учебно-спортивную практику, составляет 1404 часа. В основном это общеобразовательные дисциплины. К предметам профилирующего плана относятся только введение в специальность (2,4% учебного времени), физкультура (7,7% учебного времени) и учебноспортивная практика. На занятиях по предмету «введение в специальность» идет знакомство студентов с особенностями деятельности учителя физической культуры. Рассказывается о качествах, которыми должен обладать учитель по физической культуре и как их формировать, о функциональных обязанностях учителя физической культуры. На учебно-спортивной практике идет знакомство с организацией работы в спортивно-оздоровительных учреждениях. А на занятиях физической культурой студенты развивают и закрепляют двигательные навыки, полученные в школе, формируют новые, более сложные двигательные навыки.
Вопросы здоровья и здоровье сбережения рассматривают только на двух дисциплинах: экология и основы безопасности жизнедеятельности. На экологии изучается тема «Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека» в объеме 4 часов. Студенты получают представление о том, какие бывают нарушения состояния здоровья, эндемические заболевания, как проявляется комбинированное воздействие на организм химических веществ. В рамках предмета «обеспечение безопасности жизнедеятельности» девушки изучают тему «Содержательные характеристики составляющих ЗОЖ» в объеме шести часов. На этих занятиях рассматриваются: компоненты здорового образа жизни, правила личной гигиены, физическое самовоспитание. Юноши в это время изучают основы военной подготовки. На изучение этих двух, не связанных друг с другом тем по времени отводится
0,7% от общей годовой нагрузки.
Учебные программы первого курса не предусматривают межпредметной связи, и тем более, интегрированных уроков биологии и ОБЖ или экологии, химии и ОБЖ или экологии, русского, иностранного языка и ОБЖ или экологии. Знания, полученные в течение 10 часов, отведенных в течение года на изучение предметов, не востребованные на других занятиях и не используемые в жизни, быстро забываются студентами. О формировании культуры здоровьесбережения у студентов, как будущих преподавателей физической культуры, которые должны приучать детей к сохранению здоровья речь в данном случае не идет. Да и за столь малое количество часов, отводимых на изучение этих тем, что можно рассказать о здоровье и, тем более, сформировать потребность в здоровом образе жизни.
На втором курсе студенты изучают 17 предметов: русский язык и культура речи, иностранный язык, основы экономики, основы социологии и политологии, по выбору, математика, информатика, анатомо-физиологические основы, психология, педагогика, история физической культуры, безопасность жизнедеятельности, теория и методика физической культуры, избранный вид спорта, гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, учебно-спортивная практика. Общая годовая нагрузка составляет 1440 часов. Профилирующие предметы занимают 76,6% от общего количества часов.
Вопросы здоровья и здорового образа жизни рассматриваются на предметах: «Анатомо-физиологические основы» и «Физкультурно-оздоровительная работа в школе». На анатомо-физиологических основах большая часть учебного времени посвящена изучению анатомии и физиологии систем организма, физиологическим основам формирования двигательного навыка, анатомическому анализу поз и движений человека, физиологической характеристике физических упражнений. Вопросам здоровьесбережения посвящена единственная тема - «Витамины». В ходе занятия студенты вспоминают, какие существуют витамины, изучают значение витаминов для жизнедеятельности и здоровья человека.
Программа предмета «Физкультурно-оздоровительная работа в школе» включает темы, рассматривающие методику проведения малых форм физической культуры: утренней гимнастики до начала учебных занятий, подвижных перемен и спортивных праздников. Специальных тем, посвященных изучению здоровья и факторов, его определяющих, в программе предмета не предусмотрено. Получается, что формирование знаний студентов и их интереса к поддержанию и сохранению здоровья, здоровому образу жизни ни на одной из дисциплин, изучаемых на втором курсе, не ставится. Получаемые студентами знания носят фрагментарный характер, так как вопросы здорового образа жизни рассматриваются на разных дисциплинах, в разных семестрах, ни как друг с другом не связаны.
На третьем курсе студенты изучают следующие 18 предметов: иностранный язык, основы философии, основы права, экологические основы природопользования, анатомо-физиологические основы, основы лечебной физической культуры, гигиена, правовые основы физической культуры,
экономика отрасли, менеджмент физической культуры и спорта, теория и методика физической культуры, основы биомеханики, избранный вид спорта, гимнастика, легкая атлетика, безопасность жизнедеятельности, спортивные игры, по выбору и проходят педагогическую и преддипломную практику. Общая годовая нагрузка составляет 1048 часов. На третьем курсе вопрос о значимости сохранения здоровья ставится наиболее остро. Общее количество часов, посвященное здоровьесбережению, составляет 5%. Вопросы, связанные с реализацией студентами здоровьесберегающих образовательных технологий, фрагментарно представлены в следующих учебных дисциплинах: основы лечебной физической культуры, гигиена, безопасность жизнедеятельности. Гипотетически эти знания актуализируются при прохождении педагогической и преддипломной практики. Анализ образовательных стандартов по перечисленным учебным дисциплинам и тематических планов показывает, что изучения отдельных тем, посвященных вопросам сохранения и укрепления здоровья, компонентам здорового образа жизни в рамках изучения предметов не предусмотрено.
Таким образом, в течение трех лет обучения в техникуме студенты изучают вопросы сохранения здоровья, здорового образа жизни на 4 предметах. В общей сложности в течение трех лет обучения этому уделено 17 часов, что составляет 0,4% учебного времени. В результате у студентов к моменту прохождения педагогической практики складываются отрывочные представления о средствах воспитания, сохранения и поддержания здоровья учащихся, отсутствует целостная система знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни. А ведь педагогу, особенно - преподавателю физической культуры должна принадлежать ведущая роль в формировании здорового образа жизни своих учеников, поэтому знание основ здорового образа жизни является необходимым условием для успешной профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры.
Несоответствие готовности молодого учителя физической культуры к работе по формированию здорового образа жизни у своих учеников отмечено многими исследователями. В частности, Р. И. Айзман в 1999 г. отмечал, что отсутствие приоритета здоровья в нашей стране привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остается в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения учащихся к своему здоровью. В учебных планах и учебных программах образовательных учреждений вопросы здоровьесбережения не находят своего теоретического обоснования и практического воплощения. В результате выпускник среднего профессионального учреждения не владеет знаниями по здоровому образу жизни и практическими умениями здоровьесбережения.
В настоящий момент в стране декларирован приоритет здоровья. Проанализировав сложившуюся ситуацию можно констатировать, что в существующей практике предметной подготовки студентов физкультурного техникума по специальности 050720 «Физическая культура» проблеме формирования компетенции по здоровьесбережению не уделяется должного вни-
мания. Студенты получают знания по здоровью, здоровому образу жизни в процессе изучения 2-3 дисциплин, не связанных межпредметной связью, в объеме 2-6 учебных часов в течение каждого семестра. Разрозненные, не востребованные в ходе изучения других дисциплин знания забываются. Они не могут быть положены в основу формирования соответствующей компетенции. Не соблюдаются основополагающие педагогические принципы обучения: принцип сознательности и активности; наглядности; постепенности и систематичности знаний; принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Поэтому у студентов не могут формироваться прочные знания в области здоровьесбережения.
Проведенный анализ позволил выявить противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности в области здоровьесбережения выпускника техникума физической культуры и существующей системой подготовки студентов, не способствующей формированию данной компетентности у будущих учителей физической культуры.
Для того чтобы компетентность выпускника техникума физической культуры в области здоровья, здорового образа жизни соответствовала ожиданиям общества необходимо подумать о разработке новых подходов к преподаванию дисциплин, способствующих формированию у студентов техникума компетенции в области здоровьесбережения. Процесс формирования компетенции по здоровьесбережению студента должен осуществляться на всем протяжении профессиональной подготовки и включать знания по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья будущих учеников. Для этого возможно необходимо включить в программу подготовки специалистов в области физической культуры курс «Здоровый образ жизни», который следует изучать во время всего периода обучения, чтобы обеспечить преемственность и прочность знаний; пересмотреть содержание программ с целью обеспечения межпредметных связей. Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего, это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей [4]. Необходимо найти возможность в учебных программах большинства предметов включить вопросы, посвященные здоровью и здоровьесбережению. Выстроить взаимосвязь, чтобы студенты в течение всего времени обучения должны были пользоваться полученными знаниями, укреплять их от занятия к занятию. Формировать у будущих педагогов по физической культуре целостной системы знаний о здоровье человека, которая включала бы в себя все вопросы психологии, педагогики, гигиены, этики, анатомии.
Формирование компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения. А усвое-
ние и укрепление знаний, развитие интереса к овладению профессионально направленными знаниями, умениями и навыками, формирование потребности в деятельности по овладению соответствующими профессиональными знаниями, умениями и личностными качествами возможно с помощью развития когнитивных способностей студентов. Получение знаний, которые будут востребованы на практике, приведет к формированию новых навыков, т. е. к формированию компетенции будущего педагога в вопросах здоровьесбережения. Следовательно, развитие когнитивных способностей лежит в основе формирования компетенции специалиста.
Подготовленный таким образом педагог будет способен внедрять и распространять здоровьесберегающие технологии в практику физического воспитания, нести ответственность по отношению к собственному здоровью и здоровью обучаемых.
Библиографический список
1. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту [Текст]//Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10.
2. Гришина, Е. П. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий [Текст]: дис. ... канд. пед. наук./Е. П. Гришина, 13.00.08. - Самара, 2005. - 228 с.
3. Требования Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника, 2008.
4. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/ Я. А. Коменский. - М., 1955. - С. 302.