УДК 009
Е. А. Кислова
г. Екатеринбург, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЯ П. П. БАЖОВА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОПОЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЕКАТЕРИНБУРГА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музей, геопоэтика, П. П. Бажов, сказы, образ города, Екатеринбург, Урал.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена тематическим экскурсиям по Екатеринбургу, построенным на основе творчества П. П.Бажова как городского «гения места». E. A. Kislova
Yekaterinburg, Russia
THE POSSIBILITY OF A MUSEUM OF P. P. BAZHOV IN THE FORMATION OF GEOPOETIC IMAGE OF YEKATERINBURG
KEYWORDS: museum, geopoetics, P. P. Bazhov, the narrations, the image of the city, Yekaterinburg, the Ural
ABSTRACT: The article is devoted to special excursions across Yekaterinburg. They are based on artistic creativity of Bazhov, who is the "genius loci" of the city..
Существует множество способов знакомства с городом. Формированию представления о городе помогает его история, архитектура, легенды, люди, ландшафт, ресурсы, «третьи» места и т.д. Довольно много исследований посвящено genius loci, т.к. освоенное художником пространство освещается новыми смыслами, которые часто становятся определяющими.
В 1980-е гг. получило популярность понятие «геопоэтика». Автор термина Кеннет Уайт, ученый и писатель из Франции. Новый термин осмыслил и прокомментировал И. Сид: «Избегая однозначных определений, он внедрял это слово скорее как символ, коммуникационный элемент, маркер синкретического восприятия реальности, которое призвано было соединять в себе, по Уайту, "поэзию, философию и науку"» [7].
Российские исследователи активно подхватили и развили идеи К. Уайта: В. Голованов, Г. Гринева, И. Сид, В. В. Аба-шев и др. «Ощущалась потребность в обновлении терминологии, как рабочего инструмента в этом процессе. <...> Мы раскрывали геопоэтику как теорию создания
новых (или трансформирования «старых») территориальных мифов» [7].
В. В. Абашев в статье «Литература и география. Урал в геопоэтике России» обосновывает необходимость нового термина тем, что «понятие геопоэтика отличает прозрачность смысла. Оно фиксирует сам момент взаимодействия и единства земного пространства (гео) и организующей его культурной формы (поэтика). <...> Ландшафт предстает перед поэтом как воплощенный, но еще не названный смысл. Искусство именует его. Так получается геопоэтический образ» [4].
Геопоэтический образ транслирует территориальный миф, раскрывает пространство через художественное видение.
Одним из доступных способов знакомства с геопоэтическим образом конкретной территории является литературная экскурсия, формирующая художественное, интеллектуально-эмоциональное переживание пространства благодаря слиянию фактов личной истории писателя, его специфического творческого видения, истории места, к которому привязан маршрут. В. В. Абашев подчеркивает: «В экскурсии органично соединяется тактильное, телесное переживание города с его интеллекту-
альным исследованием, соединяются рассказ о городе и физическое движение в городском пространстве. В определенном смысле любая экскурсия - это совместное действие, спектакль, перформанс» [3].
Попробуем проследить возможности такой экскурсии на примере творчества П. П. Бажова, который, несомненно, являясь genius loci Екатеринбурга, формирует и его геопоэтические особенности.
С Екатеринбургом П. П. Бажов был связан более полувека: здесь он учился, преподавал, женился, воспитывал детей, работал журналистом, возглавлял книжные издательства, был цензором, писал очерки, повести, сказы, возглавлял Свердловское отделение Союза писателей, был депутатом. Он бесконечно любил свой край, и эта любовь проявлялась во внимательном изучении уральской истории. Биографические маршруты демонстрируют, как личная история одной судьбы вплетена в историю города. Экскурсия по городу, сформированная с участием бажовских смыслов, комментариев и реальных бажовских маршрутов, помогает жителям и гостям увидеть геопоэтический образ Екатеринбурга.
Экскурсию необходимо проживать, став непосредственным участником. Мы предлагаем ее вариант.
Сказов, непосредственно посвященных Екатеринбургу, всего два: «Золотые дайки» и «Не та цапля». Но нам важна не прямая отсылка текстов к месту, а понимание того, как художественные образы помогают раскрыть пространство. В качестве примера приведем несколько тем, так или иначе обсуждающихся при разговоре о нашем крае и городе.
В Екатеринбурге есть объекты, демонстрирующие богатство Уральских гор: геологическая аллея на Плотине городского пруда, Геологический музей, образцы минералов перед некоторыми зданиями и т.п. Чуткий к уральскому миру человек угадывает за каждым образцом хранительницу уральских камней - Хозяйку Медной горы, распоряжающуюся и минералами, и судьбами рабочих, горщиков, камнерезов и их начальства. Могущественный образ Хозяйки сменяется чередой образов героев, © Кислова Е. А., 2016 27
добывающих камень, руду: рудобой Степан, получивший в дар от Хозяйки малахитовую шкатулку; Трофим Тяжелая Котомка, прототипом которого стал известный талантливый горщик Данила Зверев; Андрюха Соленый, наглотавшийся «сладкого духу» Хозяйки в горе; Ганя Заря, вынужденный брать с собой в гору дочурку Таютку.
Работами мастеров-камнерезов в Екатеринбурге можно любоваться в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Музее истории ювелирного и камнерезного искусства, в Уральском профессиональном училище «Рифей» и пр. Вряд ли разговор о камнерезном искусстве на Урале обойдется без сказа «Каменный цветок» и образа Данилы-мастера. Знакомство с объемной мозаикой из разных цветных камней в жанре флористики будет более полным со сказом «Хрупкая веточка». Особенности обработки малахита отражены в сказе «Железковы покрышки».
Довольно много объектов в городе связаны с добычей золота и его реализацией: золотосплавочная лаборатория, озеро Шарташ, Вознесенская горка, особняки купцов-золотопромышленников. Хранитель уральского золота в творчестве П. П. Бажова - Великий Полоз, старательский знак на золото - Огневушка-Поскакушка, традиционная судьба уральского старателя явлена в сказе «Тяжелая витушка»; о Ерофее Маркове, первооткрывателе русского золота, идет речь в «Золотых дайках». Безусловно, разговор о добыче золота на Урале и его влиянии на человеческие судьбы станет намного выразительнее, если обратиться к сказам П. П. Бажова.
Уральские мастера прославились в разных направлениях. Пожалуй, лучше всего с их работами можно познакомиться в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Путешествие по миру каслинского литья не обходится без сказа «Чугунная бабушка», посвященного мастеру В. Торокину и его скульптуре «Старуха с прялкой»; погружение в мир злато-устовской гравюры на стали - без сказа «Иванко-Крылатко», прототипом которого
стал выдающийся гравер И. Бушуев; знакомство с нижнетагильским подносным промыслом редко проходит без сказа «Хрустальный лак».
Оказавшись на Верх-Исетском заводе, мы можем апеллировать ко многим сказам П. П. Бажова, рассуждая об атмосфере заводской жизни. Приехав на Урал-маш завод, вспомним сказ «Не та цапля», написанный П. П. Бажовым под впечатлением от посещения данного завода.
Особенность мифологического варианта бажовской экскурсии в том, что мы получаем целостный образ Екатеринбурга и Урала: своеобразие края материально воплощено в городских объектах, восприятие которых помогает систематизировать художественный мир писателя.
Предложенный обзор носит крайне схематичный характер. Мы обратились только к сказовому творчеству, сознатель-
но опустив повести, очерки, статьи и письма, в которых городу Екатеринбургу и Уралу посвящено множество интереснейшего материала. Но даже беглый обзор демонстрирует, как художественный мир писателя обогащает наше представление о городе, город насыщен сказовыми образами. 56 сказов охватили практически все важнейшие темы и проблемы Урала, которые так или иначе представлены на улицах главного уральского города.
Участники такой литературной экскурсии получают возможность окунуться в литературный миф Екатеринбурга. Точные исторические факты, порой, воспринимаемые отстраненно, насыщаются выразительными образами сказов, заставляя работать подсознание. У человека формируется эмоциональная ассоциация с определенным местом, и данное место остается в памяти, став освоенным и присвоенным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абашев В., Масальцева Т., Фирсова А., Шестакова А. В поисках Юрятина. Литературные прогулки по Перми. Пермь, 2005. URL: http://www.dompasternaka.ru/library/detail.php?id=557 (дата обращения 25.02.2016)
2. Абашев В.В. Геопоэтический взгляд на историю литературы Урала //Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2006.
3. Абашев В.В. Неосязаемое тело города // Город Пермь. Пермь, 2008. URL: http://www.gttp.ru/PC/pc_73.htm (дата обращения 25.02.2016)
4. Абашев В.В., Абашева М.П.. Литература и география. Урал в геопоэтике России. Вестник Пермского университета, выпуск 2. 2012. URL: http://psibook.com/literatura/literatura-i-geografiya-ural-v-geopoetike-rossii.html (дата обращения: 24.02.2016).
5. Бажов П. П. Собр. соч. в 3-х томах. - М.: Правда, 1976.
6. Бажовская энциклопедия. - Екатеринбург: ИД «Сократ»; Изд-во Урал. ун-та, 2007. - 640 с.
7. Игорь СИД. «Путешествие, текст, арт-проект: захват территории в ХХ! веке». URL: http://russ.ru/pole/Puteshestvie-tekst-art-proekt-zahvat-territorii-v-HHI-veke (дата обращения: 25.02.2016).
8. Фирсова А.В. Белая гора - сакральный ландшафт Пермского края // Река и Гора: локальные дискурсы. Пермь, 2009. URL: http://www.dompasternaka.ru/library/detail.php?id=465. (дата обращения: 25.02.2016)