ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ЭЛЕКТРОННОГО САМОНАПРАВЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТНОКОЛОРИСТИКИ
Е.В. Невмержицкая
Кафедра социологии, психологии и педагогики
ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин» Вадковский переулок, 3а, Москва, Россия, 127055
Универсальные возможности метода электронного самонаправляемого обучения рассматриваются на примере преподавания новой учебной дисциплины этноколористики (на немецком языке).
Ключевые слова: иностранный язык, этноколористика, метод электронного самонаправляемого обучения, цвет и культура, образовательные коммуникации.
Изучение мирового опыта свидетельствует о том, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение личностью собственной культурной идентичности наряду с овладением ею культурой других этносов, выраженных, в частности, в использовании цветонаименований в языковых эквивалентах. Отсюда следует необходимость подготовки конкурентоспособных членов общества, которые могут жить и работать в многокультурной среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных общаться на иностранных языках, владеющих культурно-языковыми нормами и сочетающими в своей деятельности (учебной или профессиональной) национальные интересы, выраженные различными языковыми средствами. Одним из способов решения данного вопроса является преподавание этноколористики (на немецком языке) — новой учебной дисциплины, рассматривающей цвет в аспекте традиций народной художественной культуры, его влияние на различные области человеческой деятельности. Средствами цвета выполняются творческие задачи, а также задачи формального, информального и неформального образования, нацеленные на реализацию профессионально ориентированной подготовки специалиста XXI века. Магистральный путь достижения этих целей видится в оптимальной реализации механизма социальной наследственности, осознания человеком значения наследуемых ценностей и их усвоения, т.е. включение в свою непосредственную деятельность уже имеющегося массива культуры, погружение в этнокультуру.
Этноколористическая подготовка ориентирована как на собственную творческую деятельность обучающихся, так и на реализацию основных компонентов этноколористической культуры, а также на организацию процесса обучения, направленного на усвоение учащимися эстетики цвета, свойственной различным этносам, и решение этноколористических задач, выполнению которых способствует использование в образовательном процессе метода электронного самонаправляемого обучения, основанного на современных принципах когнитивной на-
уки и на естественном стремлении к обучению [3. С. 39]. Согласно утверждению автора инновационного метода Т.М. Балыхиной, одно из «...преимуществ электронного самообразования заключается в его независимости, а следовательно, появлении независимых учащихся, т.е. тех, кто желает учиться, получать образование, но — на своих собственных условиях» [1. С. 20—22], что отличает независимое обучение от традиций «серийного» образования, так как оно должно научить пользователей тому, чего они хотят, и тем способом, который им нравится. В данном случае в процессе этнокультурного образования, и в частности в области эт-ноколористики, который начинается с освоения соответствующих культурных сокровищ родного народа, а по мере их постижения распространяется на область художественной культуры, традиционного народного творчества народов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, используются возможности инновационного метода — интерактивность, мультимедийность, гипермедийность, мобильность, адаптивность, многофункциональность, дистанционная доступность [3. С. 37—57].
При условии систематического использования информационных технологий в сочетании с инновационным методом в образовательных коммуникациях увеличиваются возможности содержательной наполненности учебной информации, повышается мотивация учебной деятельности, самоконтроля, открываются новые возможности развития субъект-субъектных взаимоотношений, что способствует реализации самонаправляемого обучения этноколористике. При изучении темы «Семантика цвета в народной культуре славян» обучающиеся самостоятельно готовят видеопрезентации, слайд-шоу с использованием проанализированных материалов о символике белого цвета у русского и немецкого народов: обряжение девушек-покойниц в белое связано с русским обрядом похорон-свадьбы; всадник на белом коне — Schimmelreiter, der (призрак всадника на белом коне; Дикий охотник (бог Один-Вотан во главе своей свиты); белая баба — русалка — Nixe, die; Wasserjungfer, die; домовой — белун — Hausgeist, der; Kobold, der и др.; обнаружение в языке фразеологизмов (иметь белую / (не)запятнанную репутацию — (k)eine (blüten) weiße Weste haben и др.); о значении желтого цвета у немцев: der gelbe Neid — черная зависть и русских: желтый цвет окрашенных яиц, предназначенных для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах, и т.д.
Развитие образовательных коммуникаций на базе информационных технологий обеспечивает выход образовательной системы учебного заведения к проектированию и реализации личностно ориентированного обучения при соблюдении ряда условий.
1. Соответствие информационного обеспечения индивидуальным особенностям обучаемых, их уровню подготовки, профессиональной специализации. Так, при изучении тем «Искусство мозаики», «Символика цвета в иконописи» и др. используется специальная насадка на плазменный или LCD-дисплей, позволяющая контролировать компьютерные приложения или писать электронными чернилами, а затем сохранять информацию или же отправлять ее по электронной почте (например, домашние задания студентам, обучающимся по специальности «Архитектура» и др.: охарактеризовать символический язык цвета в настенных
росписях художников романской и раннеготической эпох; подготовить иллюстративные примеры использования золотого / красного цвета как символа радости и блаженства / мученичества и страдания в иконописи). Точность касания интерактивной доски без потери качества изображения актуальна при изучении тем «Цвет как знак общественного положения», «Цвет в государственной символике», например, урок-дискуссия о символике трех цветовых полос российского флага как отражение культурной традиции: три сословия как основа российского общества (дворянство — белый, мещане / разночинцы — синий или голубой, крестьяне / народ — красный) или три славянских народа (белорусы — белый, украинцы — голубой, русские — красный) [2. С. 48—49].
На практических занятиях при изучении тем «Семантика цвета в традиционной культуре этносов», «Цветовой язык ритуалов» и др. целесообразно использовать инновационный метод, когда обучение проводится в группах численностью не более восьми человек (например, по специальностям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», Садово-парковое и ландшафтное строительство»). В данном случае дисплей подключается к компьютеру обучающегося и повторяет изображение с его экрана.
2. Построение учебной информации на основе межпредметных связей в крупные проблемно-тематические циклы, объединяющие смежные курсы и дисциплины в единые образовательные сферы.
Развитие творческих способностей обучающихся и активизация их познавательной деятельности могут осуществляться на занятиях в лингафонном кабинете (например, при изучении тем «Характеристика цвета в литературных источниках», «Цветовая семантика объектов культурного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО» (Московский Кремль и Красная площадь, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Золотые горы Алтая) и др.) при использовании предметных коллекций, портретов, фотографий, иллюстраций, видеоэкскурсий, интерактивных моделей в процессе проектирования их на экран с помощью LCD-проек-тора. При объяснении нового материала информация, появляющаяся на экране, комментируется преподавателем и сопровождается дополнительными объяснениями. С целью закрепления изученного материала студенты самостоятельно обращаются к электронным учебникам, готовят реферативные и индивидуально-дифференцированные задания, выполняют интерактивные тестовые задания, используя программное приложение MS Power Point. На уроках-конференциях, уроках-семинарах, уроках-диспутах, обобщающих семинарах обучающиеся сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями. Так, на учебных занятиях устные сообщения дополняются образной информацией, представленной на экране, многослойными изображениями и звуковой наполненностью аудиовизуальной информации, например, при изучении темы «Магическое воздействие цвета» символика синего цвета представлена изображениями синего / голубого неба как символа вечности, доброты; честности и доброй славы — в геральдике; основными цветами одежды магов и волшебников с использованием исторических примеров отрицательной коннотации синего цвета в немецкой (в доме с покра-
шенными в синий цвет рамами живет ведьма) и русской традиционной культуре (черт в русском языке табуистически обозначался как синец; Иван Грозный боялся людей с синими глазами, у южных славян считалось, что синеглазый человек обладает способностью лечить людей и т.д.). При этом у обучающихся создаются благоприятные условия для формирования чувственных представлений, эстетического восприятия, стимулирования образного мышления, воображения, ассоциаций, что является отражением здоровье-сберегающей, инкультурационной функций в педагогическом процессе.
3. Регулярная обновляемость образовательных коммуникаций в аспекте коррекции, дополнения уже имеющейся учебной информации, а также изменения способов ее демонстрации. Так, наличие в образовательном учреждении классов для решения образовательных задач, которые могут контролироваться педагогом в отсроченном режиме взаимодействия, повышает эффектизацию использования метода электронного самонаправляемого обучения при развернутой письменной форме речи. Таким образом, обращаясь к справочной и другой литературе, в том числе на электронных носителях, общаясь с одногруппниками, субъект образовательной деятельности обладает достаточным количеством времени для обдумывания, изложения, обоснования письменных высказываний, имеет возможность оформить или откорректировать письменное сообщение с применением наглядных материалов при помощи различных компьютерных средств.
Регулярная обновляемость телекоммуникационных источников получения знаний, таких как просмотр видеоэкскурсий по европейским городам, в неофициальных названиях которых содержится цветонаименование голубой (испанский город Хускар, индийский город Джодхпур), желтый (мексиканские города Ай-замал, Изамал / Ицамал), золотой (индийский город Джайсалмер), коричневый (португальский город Подао), красный (французский город Колнонь-ля-Руж, марокканский город Марракеш), розовый (индийский город Джайпур, французский город Тулуз), синий (марокканский город Шефшауен, алжирский город Константина) и др. [4. С. 41—86], позволяет освещать социокультурные события с последующей их демонстрацией на занятиях посредством включения в учебный процесс, так как видеодокументы подтверждают (опровергают) выносимые на обсуждение тезисы, развивают креативное мышление студентов, реализуют коммуникативную, нормативную, инструментальную функции.
Применение метода электронного самонаправляемого обучения в процессе изучения этноколористики значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекать, погружать студентов в учебный процесс, расширять наборы применяемых учебных задач, повысить самоконтроль учебной деятельности, формировать у студентов рефлексию собственного труда и открывать новые возможности развития субъект-субъектного (педагог—обучающийся) взаимодействия в образовательном процессе. При этом универсальные возможности инновационного метода позволяют включать их в качестве средства обучения практически во все дисциплины и курсы обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Балыхина Т.М. Метод электронного самонаправляемого обучения: возможности и перспективы // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 11.
[2] Геращенкова С.М. Результаты этноколористического интервью по выявлению отношения славянского этноса к цветовой символике государственных флагов // Двигатель. — 2012. — № 6.
[3] Невмержицкая Е.В. Этнокультурный вектор инновационных методов. Педагогика. — Saarbürcken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
[4] Невмержицкая Е.В. Цвет и географические реалии: Учебно-практич. пособие. — М.: Граница, 2013.
LITERATURA
[1] Balyhina T.M. Metod jelektronnogo samonapravljaemogo obuchenija: vozmozhnosti i pers-pektivy // Professional'noe obrazovanie. Stolica. — 2012. — № 11. — S. 20—22.
[2] Gerashhenkova S.M. Rezul'taty jetnokoloristicheskogo interv'ju po vyjavleniju otnoshenija slavjanskogo jetnosa k cvetovoj simvolike gosudarstvennyh flagov // Dvigatel'. — 2012. — № 6.
[3] Nevmerzhickaja E.V. Jetnokul'turnyj vektor innovacionnyh metodov. Pedagogika. — Saarbürcken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
[4] Nevmerzhickaja E.V. Cvet i geograficheskie realii: Uchebno-praktich. posobie. — M.: Gra-nica, 2013.
THE POSSIBILITIES OF ELECTRONIC SELF-DIRECTED EDUCATION METHOD DURING ETHNO-COLOURISTIC STUDY
E.V. Nevmerzhitskaya
Sociology, Psychology and Pedagogics department
FGBOU VPO «Stankin» Vladkovsky sidestreet, 3а, Moscow, Russia, 127055
Universal possibilities of electronic self-directed education method are observed on the example of teaching a new discipline — ethno-colouristics (in German language).
Key words: foreign language, ethno-colouristics, electronic self-directed education method, colour and culture, educational communications.