Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2011 том 13
ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕЛЯЦИОННОГО И РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕСИНХРОНОЗА У МАШИНИСТОВ.
Кастыро И.В., Чибисов С.М., Катинас Г. С.
ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», г. Москва
Темп и условия современной жизни в существующем обществе зачастую вступают в противоречие с возможностями и скоростью осуществления биологических адаптивных процессов. В связи с этим все чаще привлекает к себе внимание учение о десинхронозе - нарушениях согласованности функциональной активности физиологических систем во времени. Повышенная психо-эмоциональная нагрузка доплнительно служит самостоятельным фактором, способствующим развитию десинхроноза (С.И. Степанова, 2000; Л.Г. Хетагурова, 2010), который усугубляет течение множества заболеваний, нарушая процессы адаптации и восстановления, в том числе, затрагивая и иммунные реакции (V.A. Trufakin, A.V. Shurlygina et al., 2007; А.В. Шурлыгина и др., 2008). Цель исследования: Возможность выявления десинхроноза у людей, занятых в условиях эмоционально напряженного сменного труда - машинистов локомотивных бригад с помощью корреляционного и регрессионного анализа. Материалы и методы: у всех испытуемых измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС), уровни систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления. Было обследовано 200 машинистов локомотивного депо станции Челябинск, у которых к моменту и во время исследования не было выявлено никаких хронических заболеваний. Наблюдения проводили в рамках автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра аппаратно-програмным комплексом КАПД-01-ст «системные технологии» по 380-400 наблюдений у каждого. Результаты исследования: Коэффициент регрессии (r) между ДАД и САД равен гдадисад = 0,309, гчссисад = 0,122, гдадичсс = 0,087. Коэффициенты корреляции (R2) составили: R2ДАДИСАД = 0.421, R2ЧССИСАД = 0,159, R2дАДичcc = 0,124. Как видно, распределения r свидетельствуют об относительной независимости указанных параметров, а распределения R2 - о значительном ослаблении силы связи между исследованными функциями. Поскольку изучаемым нами показателям состояния организма свойственна циркадная периодичность, именно нарушение параметров ритма может лежать в основе несогласованности взаимосвязанных функций. Это может быть следствием изменения длительности колебаний, их амплитуды и акрофазы. Изменение амплитуд может изменить прежде всего величину r, изменение же акрофаз приведет к значительному снижению и R2, и r. У людей без десинхроноза параметры циркадного ритма ЧСС, САД и ДАД изменяются согласованно, акрофазы их у одного и того же человека близко совпадают (Y. Watanabe, G. Cjrnelissen et all., 2008), так что как первичные r и R2 этих признаков высоки и статистически значимы. Нарушение коэффициентов корреляции в качестве критерия внутреннего десинхроноза принималось во внимание и ранее, но в отрыве от регрессионного анализа и без вероятностных оценок (Р.М. Баевский, 1977). В настоящее время совмещение корреляционного и регрессионного анализов все чаще начинает применяться для выянения конкретных механизмов регуляции функций сердечно-сосудистой системы (А.В. Шурлыгина и др., 2008; K.J. Bär te all., 2009; C.S. Bulte et all., 2011). Выводы: Таким образом, низкие R2, в особенности с также низкими r между активностью взаимосвязанных физиологических функций, могу служить объективными количественными признаками наличия десинхроноза у обследованных лиц. Однако следует иметь в виду, что регрессионные зависимости не выражают и не означают причинных связей между сопоставляемыми переменными. Источником нарушений, свойственных машинистам, служит длительный десинхроноз, заключающийся в рассогласованности циркадных ритмов (Л.А. Алексина, 1975) на фоне психо-эмоциональной нагрузки вследствие высокой напряженности труда (Б.С. Алякринский, 1975; Г.С. Катинас и др, 1994; О.М. Ткаченко, 2009; Л.Г. Хетагурова, 2010).
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
Стр. [307]