Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 4
■■■■
рчн
С.И.КЕМПИ, А.В.ГУСЕВ, И.П.ДУДАНОВ,
Карельский научно-медицинский центр СЗО РАМН, Петрозаводск-Кондопога
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
Автоматизация диагностической службы является одним из старейших направлений применения информационных технологий в здравоохранении. Их эффективность в диагностике настолько высока и общепризнанна, что многие современные диагностические комплексы просто немыслимы без компьютера: системы суточного монитори-рования АД и ЭКГ, компьютерные электрокардиографы, системы для спирометрии и энцефалографии и многое другое. Важное место в диагностическом процессе занимает лаборатория. Лабораторию традиционно особо выделяют в ряду медицинских подсистем в силу ее важности и специфичности. По данным Ю.Е.Михайлова [1], лабораторная диагностика несет около 70% диагностической информации, при этом в мире ежегодно на нее расходуется около 20 млрд. долларов. Постоянно расширяется номенклатура лабораторных показателей, общее количество которых сегодня достигает 400 [2]. Поэтому автоматизация работы лаборатории приводит к заметному повышению качества и производительности труда [3]. Важность и связанная с ней сложность автоматизации рабочих процессов, протекающих в лаборатории, настолько высоки, что для нее создаются специализированные информационные системы, среди которых наибольшую известность в России получили ALTEY Laboratory производства ЗАО НПО «АЛТЭЙ» (www.altey.ru), ILIMS производства Израильской компании ORSYS Ltd (www.across.ru), австралийская LabTrack (www.sparm.com). Некоторые разработчики ПО для медицины встраивают модели для инструментальной и лабораторной диагностики в свои программные комплексы.
Безусловно, применение специализированных программных продуктов в диагностической службе решает многие поставленные задачи — исследования после выполнения переносятся в память компьютера, где они обрабатываются, упрощая и повышая точность и надежность соответствующих методик.
Вместе с этим объединение разнообразных диагностических кабинетов, включая лабораторию, средствами комплексной медицинской информационной системы (МИС) и интеграция их в единое информационное пространство ЛПУ способны значительно повысить эффективность работы диагностической службы. В качестве описания и доказательства этого тезиса рассмотрим организацию работы диагностической службы в комплексной
© С.И.Кемпи, А.В.Гусев, И.П.Дуданов, 2007 г.
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57■ !!!!!!!!!!!!! ! ! !
РЧВВ
~АИ и информационные
технологии
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здревоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координвции и информеционного обмене»
> медицинской информационной системе «Кондопога» (http://iskondopoga.snw.ru).
Для повышения эффективности диагностической службы ИС «Кондопога» содержит несколько тесно интегрированных и взаимосвязанных программных модулей:
1. Подсистему планирования рабочего времени, предназначенную для оптимальной организации работы персонала ЛПУ, в том числе и персонала диагностической службы.
2. Подсистему диагностики, предназначенную для упрощения, подготовки и стандартизации результатов исследований, интегрированную в модуль электронного документооборота ЛПУ, включающего электронную историю болезни и электронную амбулаторную карту.
3. Подсистему архивирования изображений, связанную с подсистемой диагностики и предназначенную для архивирования графических и видеоизображений, звука и других данных.
4. Подсистему статистики, включающую связанные с подсистемой диагностики статистические таблицы, которые позволяют выполнять все необходимые статистические расчеты
5. Финансово-экономическую систему, обрабатывающую экономическую информацию при внесении результатов исследований и позволяющую полностью автоматизировать расчеты при оказании услуг по ОМС, ДМС или платных услуг кабинетами диагностической службы.
Все указанные подсистемы являются составляющими общего информационного пространства, организуемого ИС «Кондопога». Они функционируют параллельно и зависимо друг от друга, одновременно являются как источниками, так и потребителями информации. Например, подсистема регистратуры позволяет внести информацию о пациенте в базу данных (БД) ИС «Кондопога». Внесенная информация является источником данных для подсистемы планирования рабочего времени, при помощи которой
осуществляется запись пациентов на диагностические исследования. Данные, помещенные в подсистему планирования, являются первичной информацией для подсистемы диагностики. Врачи в диагностических кабинетах не просто видят дату и время исследования, персональные данные записанного пациента, но и сопутствующую информацию, включая конкретное назначение, комментарии, фамилию врача и цель назначения и т.д. Выполняя исследование, персонал диагностического кабинета использует подсистему диагностики и вносит описание и заключение в базу данных электронных амбулаторных карт или историй болезни. При этом внесенная им информация подхватывается подсистемой статистики и финансово-экономической подсистемой, которые готовят соответствующие данные для статистической или экономической обработки. Соответственно эти данные становятся моментально доступны в кабинетах статистика или бухгалтера. С помощью программных средств соответствующих подсистем персонал этих служб формирует необходимую отчетность, которая в оперативном режиме может быть доступна руководству ЛПУ, контролирующим органам и т.д.
Организация лечебно-диагностической помощи в ЛПУ применительно к диагностической службе выглядит следующим образом:
1. На этапе внедрения ИС «Кондопога» к ней подключается максимально возможное количество диагностических кабинетов. В идеальной ситуации абсолютно все диагностические кабинеты ЛПУ должны быть снабжены компьютерной техникой и подключены к единой информационной сети.
2. Администрация ЛПУ определяет график работы каждого кабинета, включая время начала и окончания работы, смен, нормы количества исследований, перечень возможных исследований и сопоставленные с ними условные единицы труда. Вся эта информация поступает администратору МИС.
3. Администратор МИС выполняет создание и настройку календарей соответствующих
' 58 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 4
■■■■
рчн
служб. Заполняются справочники возможных видов исследований. Создаются базы данных для архивирования изображений, исходя из возможностей сервера и особенностей каждого вида диагностической методики, определяется регламент архивирования изображений — изображения целиком, только патологические результаты или архивирование не выполняется вообще, а в систему вносятся описательная часть и заключение.
4. Созданные календари подключаются к единому информационному пространству ИС «Кондопога», по каждому из них настраивается подсистема безопасности, в задачи которой входят предоставление доступа на запись и чтение информации из календаря только тем лицам, которым этот доступ необходим в соответствии с их функциональными обязанностями. На этом этапе определяется, кто может создавать в нем расписание работы, кто может записывать пациентов в данный календарь и т.д. Например, для дорогостоящих или высоковостребованных видов диагностики (УЗИ, томография) доступ к календарю может быть ограничен определенным кругом врачей.
5. Пользователи (врачи или медицинские сестры) со своих рабочих мест в конкурентном режиме записывают пациентов в диагностические кабинеты, используя настроенные календари, внося при этом дополнительную информацию — цель и вид исследования, комментарии. Таким образом выполняется совместное внесение назначений в календарь.
6. Сотрудники диагностического кабинета осуществляют прием пациентов и выполнение назначений строго по календарю. При этом они вносят отметки о выполнении назначения и составляют электронные документы с описательной частью и заключением. При необходимости пользователи диагностического кабинета могут архивировать изображения в специальные базы данных. Инструментарий архивирования интегрирован прямо в электронные бланки результатов исследований, поэтому эта операция максимально унифици-
рована и не требует специальных пользовательских навыков. Необходимо отметить, что ИС «Кондопога» позволяет выполнять исследования и обрабатывать их результаты в разных кабинетах, при этом пользователи (например, средний медперсонал, являющийся исполнителем исследования, и врач, выполняющий обработку) могут обмениваться необходимыми данными.
7. Раз в неделю (обычно в нерабочее время) ИС «Кондопога» по каждому календарю строит оперативный отчет, включающий основную статистическую информацию: сколько номерков было создано в календаре, сколько пациентов было записано, сколько и каких исследований в результате было выполнено и т.д. Эти отчеты помещаются в специальную БД. Администрация ЛПУ в любой момент может получить доступ к этой БД и проанализировать врачебную нагрузку, востребованность методов исследования и т.д.
Алгоритм работы подсистемы лаборатории имеет свои особенности:
1. Пользователь создает бланк заказа лабораторного исследования. При этом на основании имеющегося справочника на экран выводится список возможных параметров с учетом того, какие исследования реально может выполнить лаборатория в данный момент времени и дополнительно с теми индивидуальными ограничениями, которые заданы для текущего пользователя.
2. Выбираются необходимые параметры, корректируется дата выполнения анализа. При этом система автоматически оценивает уже накопленный банк заказов на данный день. Если число назначений на выбранный день превышает допустимое значение, система просит выбрать другую дату или лабораторию. Таким образом осуществляется автоматический контроль нагрузки на лаборатории и процедурные кабинеты.
3. Заказ сохраняется в системе. На каждый день в автоматическом режиме формируется план работы лаборатории.
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 59" !!!!!!!!!!!!! ! ! !
РЧН
и информационные
технологии
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здревоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координвции и информеционного обмене»
.П л г^яыяп н ■ н ЦДЗОИ н
Лвлфрагч«1: __|
Щ ГрЭч«ед)|-к^чДйгМ(1 ГНЛ*Лнт
3JKI1 *М*1Ц#Ч'Н*№«Г*-НН»*НТ»Ч+1Р
Р IHltMH
Г «•^DfMHUtdllUUItlDnipiHIIUklin
Р Ivwikkin Hp*h
f? iflHTIf
P СП И Ш11М111 ЫСЛФГк Г
Г
Г
г +^+4p
в !МП*]«
Рис. 1. Бланк заказа биохимического анализа крови
4. В начале рабочего дня по команде пользователя или в автоматическом режиме происходит создание плана работы лаборатории, распределение нагрузки по рабочим местам и т. д. При этом используется специальное программное обеспечение «Рабочий листок», в задачи которого входит индивидуальное планирование работы лаборантов.
5. По мере выполнения работы система собирает с рабочих мест результаты исследований. Если в медицинском учреждении имеются лабораторные анализаторы, возможно подключение их к информационной системе и считывание результатов исследований в автоматическом режиме (рис. 7, 2). Для этого традиционно используется промежуточное программное обеспечение, осуществляющее предварительную обработку информации и передающее данные из анализаторов в лабораторную подсистему и далее в электронные амбулаторные карты или истории болезни пациентов в стандартизованном виде. Нередко эти промежуточные программы выполняются в виде индивидуальных для каждого анализатора приложений, которые называются драйверами анализатора. Если лаборатория не снабжена автоматическими
анализаторами, то результаты вводятся на рабочих местах лаборантов вручную.
6. Готовые бланки с ответом кодируются как выполненные и становятся доступными остальным участникам лечебного процесса.
Если внедрение ИС «Кондопога» носит комплексный характер, то при такой организации работы отпадает необходимость в распечатке результатов исследований, так как лечащие врачи со своих рабочих мест могут просмотреть любой результат. Более того, программные модули диагностической службы являются наиболее важными из-за необходимости накапливать и сохранять результаты исследований пациента в течение всей его жизни. Уже через один—два месяца после внедрения данной подсистемы все диагностическое подразделение ЛПУ может быть переведено на электронный способ формирования и хранения документации, а также статистических отчетов [4]. При этом такие средства подсистемы безопасности, как электронная цифровая подпись, обеспечивают неизменность помещенных в базу данных результатов.
Внесение результатов инструментальных исследований упрощается и унифицируется за счет применения гибкой и настраиваемой
■ 60 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 4
■■■■
рчн
Результаты
общий белок 70 г/л
креатинин 98,5 мкмоль/л
глюкоза 5,08 ммоль/л
холестерин 5,42 ммоль/л
билирубин мкмоль/л
общий 9,3
прямой 0 L
непрямой 9,3
АЛТ 0,53 ммоль/ч/л
ACT 0,27 ммоль/ч/л
кальций ионизированный общий 2,14 L ммоль/л
История изменения |
Рис. 2. Готовый ответ биохимического анализа крови
системы шаблонов. При этом возможны настройка и модификация как самих шаблонов с описательной частью или заключением (это чаще всего делают сами пользователи), так и электронных бланков результатов исследований (эта функция доступна администраторам МИС). В последнем случае ЛПУ получает фактически готовый к работе конструктор. IT-персонал ЛПУ может свободно добавлять новые поля в бланки исследований, обогащать их автоматически вычисляемыми значениями, графическими элементами, электронными подсказками и т.д. Более того, развитые программные возможности и поддержка промышленных стандартов позволяют IT-персоналу ЛПУ встраивать в электронные документы ИС «Кондопога» собственные программные решения или программные решения других поставщиков. Например, при помощи поддержки OLE или ActiveX при открытии документов диагностической службы на экран можно выводить результаты обработки информации в специализированных приложениях.
Любой электронный документ, созданный сотрудниками диагностической службы, может быть распечатан (на нескольких вариантах бланков), сохранен в виде файла, отправлен
по электронной почте или экспортирован в другой формат БД.
При инсталляции и настройке системы специальные программные расширения ИС «Кондопога» позволяют экспортировать информацию диагностических служб из других унаследованных информационных систем, что исключает утрату накопленных банков данных при внедрении ИС «Кондопога» вместо предыдущей МИС.
Все эти программные возможности, а также многое другое из функционала ИС «Кондопога», что осталось за рамками этой статьи, позволяют обеспечить существенное повышение эффективности работы диагностической службы. Среди важнейших практических результатов работы ИС «Кондопога» можно выделить следующие:
1) повышение достоверности исследований и информативности заключений;
2) устранение «бумажного» носителя как причины искажения и утраты информации, понижения КПД исследований;
3) многократное повышение скорости доступа пользователей к архивам графических и видеоизображений — от 40-50 минут до 1-2 секунд;
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 61 ■ !!!!!!!!!!!!! 1111
РЧН
~АИ и информационные
технологии
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здревоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координвции и информеционного обмене»
>4) исключение необоснованных назначений;
5)исключение дублирования назначений различными врачами и дублирования результатов диагностики;
6) расчет производных значений;
7) сокращение времени, необходимого для составления статистической отчетности, — от нескольких дней до нескольких минут;
8) возможность оперативного анализа любых показателей, в том числе в динамике, как по отдельному пациенту, так и по группам;
9) сокращение срока доставки результатов исследований лечащим врачам;
10) оптимизация работы диагностических кабинетов, исключение невыполнимого числа назначений и снижение «простоев» кабинетов;
11) сокращение общего времени обследования пациента за счет рационального планирования его визитов в лечебное учреждение. Главной фигурой в организации работы ЛПУ становится пациент;
12) автоматизированное формирование статистической отчетности;
13) автоматизированное формирование первичной информации для планово-экономического отдела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов Ю.Е. Информационно-компьютерные технологии — актуальный и неизбежный шаг совершенствования лабораторной диагностики (на примере создания и использования автоматизированной рабочей группы «Гематология»)/ Ред. Ю.Е.Михайлов//Клиническая лабораторная диагностика. — 2001. — № 7. — С.25-32.
2. Никушкин Е.В. Автоматизированный заказ лабораторных исследова-ний/Ред. Е.В.Никушин, В.В.Тарасов, Р.В.Антонов, О.В.Дзюбина//Кремлевская медицина. Клинический вестник. — 1998. — №4.
3. Еусев А.В. и соав. Медицинские информационные системы. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 404 с.
4. КемпиС.И. и соав. Использование медицинской информационной системы в работе диагностического отделения ЛПУ//Здравоохранение. — 2004. — № 8. —С.175-181.
■ 62 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1