Раздел 2 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Ведущие эксперты раздела:
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
УДК: 378.2
Р.И. Попова, канд. пед. наук, доц. РГПУ им. А.И. Герцена; Н.В. Авдеева, асп. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: avd-82@yandex.ru
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОБЖ
Статья посвящена вопросам организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода. Предлагаются методические условия эффективной организации и проведения учебно-исследовательской деятельности учащихся с позиций компетентностно-ориентированного подхода в школьном курсе ОБЖ.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированный подход, ключевые компетенции, учебно-исследовательская деятельность учащихся, этапы учебно-исследовательской деятельности, курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Концепция учебной деятельности строится на идеях ком-петентностно-ориентированного подхода и развивающего обучения, в котором в качестве цели рассматривается формирование и развитие теоретического мышления субъекта учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, что определяет учебно-исследовательскую деятельность учащихся в современном образовательном процессе.
Процесс включения ученика в многостороннюю учебноисследовательскую деятельность с разнообразной системой методов познания, организационных форм и видов обучения на основе целенаправленного управления учителем учебными действиями учеников с учетом уровня их восприятия новых знаний и умений, обычно ориентированы на формирование ключевых компетенций по выполнению учебно-исследовательских заданий. Под ключевыми компетенциями подразумевается наиболее универсальные компетенции, формирование которых осуществляется в рамках каждого учебного предмета.
При изучении вопросов учебно-исследовательской деятельности, для нас ориентиром были работы отечественных ученых: В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др. [1; 2; 3; 4]. Однако теоретические и практические вопросы организации учебно-исследователь-ской деятельности по ОБЖ в рамках школьного образования разработаны недостаточно глубоко.
Для эффективного управления формированием ключевых компетенций у учащихся необходимо прогнозировать интеграцию специальных этапов умственных действий учебноисследовательской деятельности: мотивационный ^ ориенти-
ровочный ^ материальный ^ громкоречевой ^ внутрирече-вой.
Учитывая мировые тенденции и выбранные в стране приоритеты в сфере образования, в стандарте общего образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), сформулированы следующие требования к уровню подготовки учащихся, которые принято использовать для характеристики ключевых компетенций: использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни [5, с. 35].
Управление интеллектуальным развитием учащихся во многом зависит от условий реальной организации процесса формирования способов деятельности. Одним из условий является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода, где важным является обеспечение взаимосвязи, ее компонентов: исследовательская деятельность учащихся, исследовательские умения школьников и их исследовательского поведения.
В связи с этим возрастает эффективность современного урока с позиций компетентностно-ориентированного подхода, который ориентирован на выполнение учащимися инеллекту-
ально-творческой работы. Это позволяет на уроках ОБЖ применять современные педагогические технологии обучения, в частности заданий исследовательского характера, ориентированных как на индивидуальную, так и на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный интерес, работу с различными источниками информации, способствуют формированию, исследовательских умений.
Компетентностно-ориентированный подход предусматривает организацию учителем учебно-исследовательской деятельности учащихся путем создания и решения заданий с элементами исследовательской деятельности, требующих творческого решения. Современные подходы, которые являются основными составляющими в организации учебно-
исследовательской деятельности учащихся, определяют этапы учебно-исследовательской деятельности:
- анализ фактов, явлений, их связей и отношений;
- осознание исследовательской задачи, проблемы, цели исследовательского задания;
- формулировка конечной и промежуточных целей в решении исследовательской задачи при выполнении исследовательского задания;
- выдвижение предположения, гипотезы решения исследовательской задачи при выполнении исследовательского задания;
- решение исследовательской задачи, выполнение исследовательского задания путем теоретического обоснования и доказательства гипотезы;
- практическая проверка правильности решения исследовательской задачи, выполнения исследовательского задания [6, с. 17; 7, с. 7].
Задачами современного образования с опорой на компе-тентностно-ориентированный подход является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, развитие их творческих способностей. В связи с этим для их решения разрабатываются различные виды технологий, ориентированные на развитие личности, способной к реализации собственной индивидуальности и активизации исследовательской деятельности.
На основе компетентностно-ориентированного подхода к образовательному процессу, мы рассматриваем умение как основную составляющую учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». По нашему мнению владение определенными умениями направлено не только на решение различных заданий теоретического и практического характера, но и на самостоятельное выполнение действий.
С целью изучения и оценки состояния проблемы эффективности изучения по курсу ОБЖ с элементами учебно-исследовательской деятельности на основе компетентностно-ориентированного подхода был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента было изучение состояния проблемы организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода, проведение наблюдений за ходом обучения, определение характера трудностей, осуществление бесед с учителями, анкетирование учащихся.
При проведении констатирующего этапа экспериментального исследования участвовали школьники 7-8 классов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которым предлагалось ответить на вопрос «Что тебе интереснее всего на уроках ОБЖ?» (рис.1). Большинство опрошенных наиболее инте-
ресными формами обучения выделяют, самостоятельное составление схем действий на случай возникновения опасной ситуации (20,1%), проведение опытов и посещение экскурсий (соответственно 18% и 17%). Так же важными условиями для развития интереса, учащимися назывались элементы учебноисследовательской деятельности: возможность самостоятельно находить и анализировать информацию на уроках ОБЖ -13,2% и работать с видеотекой (составление презентаций) -14%, по мнению ребят, является интересным. Необходимо отметить, что в ответах учащихся отмечалось, что в теоретическое обучения учителя включают разнообразные задания с элементами исследовательской деятельности, такие как делать выводы на основе прочитанного материала в учебнике (9%) и участие в олимпиадах (8,7%), что способствует интересу изучения предмета ОБЖ.
Условные обозначения:
1. самостоятельное составление схем действий на случай возникновения опасной ситуации;
2. проведение опытов;
3. посещение экскурсий;
4. самостоятельно находить и анализировать информацию;
5. работать с видеотекой (составление презентаций);
6. делать выводы на основе прочитанного материала в учебнике;
7. участие в олимпиадах.
Рис. I. Результаты ответов учащихся на вопрос анкеты «Что тебе интереснее всего на
уроках ОБЖ?»
Отвечая на вопрос анкеты «Когда ты активнее работаешь на уроках?», представленные на рисунке 2 подтверждают сделанные выводы: учащихся интересуют яркие, наглядные факты, энергичные формы получения знаний, и они готовы и хотят работать на уроке в игровых группах (40% и 35%). Так же некоторые респонденты отмечали возможность применения интересных современных заданий, составленных с учетом их индивидуальных возможностей - 25%.
Такие результаты позволяют говорить о возможности успешного использования исследовательского вида учебнопознавательной деятельности и повышение тем самым эффективности повышения обучения и развитие интереса к школьному предмету.
Большинство учеников при ответе на вопрос анкеты «В чем у вас возникают трудности при изучении предмета ОБЖ?» (рис. 3) отмечают, что сложность в запоминании научного материала (22,8%) - отнимает много времени и сил. Так же некоторые дети (17%) не могли определить степень трудностей при изучении школьного курса ОБЖ. Однако как отмечают респонденты, они испытывают трудности при изучении большого объема материала и при выполнении творческих заданий (соответственно 14,5% и 8,7%).
Слагаемые успеха в осуществлении учебноисследовательской деятельности, по мнению школьников (37%) состоят в том, что у них не возникает трудностей при
изучении ОБЖ, и они легкостью выполняют различные задания, в том числе и исследовательского характера. Как видно из ответов учащиеся испытывают затруднения различного характера, связанные с индивидуальной особенностью и организаций процесса обучения.
Результаты анкетирования учащихся на вопрос анкеты по выявлению видов учебно-исследовательской деятельности распределились следующим образом:
- выполнение заданий с элементами исследования (49%);
- работа с дополнительной литературой (12,5%);
- умение формулировать и решать научные задания (12%);
- участие в конкурсах, проектах (11%);
Некоторые респонденты к видам учебноисследовательской деятельности, относят подготовку рефератов и умение предоставлять отчеты о проделанной работе (соответственно 8,5% и 7%).
Также важными условиями для развития учебноисследовательской деятельности учащихся по ОБЖ (рис.4) назывались работа с дополнительной литературой (22%); уча-
стие в конкурсах (15,8%), олимпиадах (10%) и посещение различных кружков (6%). Однако 46,2% не проявляют самостоятельного интереса для изучения ОБЖ.
Опросы школьников отражают стремление к активной деятельности, к живым жизненным формам обучения, к выполнению разнообразных интересных и сложных заданий, требующих размышления. Специальная организация учебной деятельности с включением разнообразных заданий на развитие творческого потенциала ученика даст значительный эффект в обучении и формировании творческой и инициативной личности, способной видеть проблемы, принимать решения, владеющей исследовательскими умениями. В связи с этим
возрастает роль такого элемента содержания образования как учебно-исследовательская деятельность в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что в школьной практике деятельность учащихся 7-8 классов при изучении ОБЖ, в большинстве случаев не носит исследовательский характер, следовательно, исследовательские компетенции у учащихся почти не формируются.
Проведенный нами анализ позволяет отметить следующие основные особенности организации учебноисследовательской деятельности учащихся, при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- направленность ученика на овладение предметными компетенциями (определенными знаниями и умениями в области основ безопасности жизнедеятельности);
- усвоение общих способов действий по самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;
- построение учебного материала по принципу содержательного обобщения, на основе учебно-исследовательских
заданий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», направленных на решение ситуационных задач в повседневной жизни;
- организация контроля учебноисследовательской деятельности по формированию исследовательских умений.
По нашему мнению также возможно включение школьников в выполнение творческих заданий на основе компетентностно-ориентированного подхода к организации исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях по ОБЖ.
В процессе выполнения творческих заданий педагогам необходимо обратить внимание на условия, влияющие на успешную организацию и проведение учебно-исследовательской деятельности школьников:
1) заинтересованность учащихся в освоении содержания учебного материала, стремление школьников к поиску решения исследовательской задачи;
2) определение творческих и воспитательных возможностей урока;
3) целенаправленное планирование содержания учебного материала с учетом формирования и развития ключевых компетенций;
4) включение в содержание учебного материала учебно-исследовательских заданий;
5) адаптация подобранного материала под уровень учащихся;
6) использование в процессе обучения эффективных технологий обучения;
7) последовательное применение форм, методов и приемов, активизирующих деятельность учащихся;
8) установление взаимосвязи между различными видами учебно-познавательной деятельности школьников;
9) использование результатов исследований в практической деятельности.
Таким образом, эффективность подготовки учащихся на основе компетентностно-ориентированного подхода к организации и внедрению учебно-исследовательской деятельности школьников по ОБЖ обеспечивается сочетанием различных форм и методов обучения.
Варианты отпотов
Условные обозначения:
1. не возникают трудностей;
2. сложность в запоминании научного материала;
3. затрудняюсь с ответом;
4. большой объем изучаемого материала;
5. выполнение творческих заданий.
Рис. 3. Результаты ответов учащихся на вопрос анкеты о возникающих трудностях при
изучении ОБЖ
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5-
0*
2 3 4
Варианты ответов
Условные обозначения:
1. не проявляю интереса;
2. работа с дополнительной литературой;
3. участие в конкурсах;
4. участие в олимпиадах;
5. посещение кружков.
Рис. 4. Результаты ответов учащихся на вопрос «Интересно ли вам самостоятельно изучать материал по предмету ОБЖ и в чем это проявляется?»
Библиографический список
1. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование. / В.В. Давыдов, А.У. Варданян [и др.]. - Ер.: Луис, 1981.
2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: 1990.
3. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
5. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2010.
6. Ботвинников, А. Д. Организация и методика педагогических исследований. - М., 1981.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 2001.
Статья поступила в редакцию 13.09.10
УДК 37.0001
М.В. Лебедев, асп. УрГУФК, г. Челябинск, Е-mail: mishail_lebedev@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ЛИЦЕЙСКОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
В работе раскрываются педагогические аспекты построения технологии организации исследовательской деятельности учащихся общеобразовательного лицея в научном обществе, выделены принципы организации и основные этапы реализации исследовательской деятельности учащихся старших классов, рассматриваются критерии и показатели её эффективности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, ное общество учащихся, спецкурс, модуль.
Современные социокультурные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности непрерывного получения и применения знаний, повышения общекультурного уровня, самостоятельного решения возникающих в познании проблем. В этой ситуации крайне важным является реализация потенциальных возможностей общеобразовательных учреждений, прежде всего, за счет организации самостоятельного познавательного процесса каждого ученика путём приобщения к исследовательской деятельности.
Изучение теоретических аспектов организации исследовательской деятельности учащихся показало, что в настоящее время она является показателем результативности и нормативной составляющей образовательного процесса современных школ, гимназий и лицеев. С одной стороны, она обеспечивает построение содержания образования, направленного на формирование актуальных для личности знаний, совокупности умений, мышления, мировоззрения, развитие опыта творческой деятельности и самостоятельности учащихся, воспитание коммуникативных, нравственных качеств. С другой стороны, организация исследований учащихся, создает дополнительные возможности в интеграции основных и дополнительных образовательных программ, ориентирует лицейское образование на созидание знания.
Такая позиция прослеживается в исследованиях А.Г. Гостева, Т.Г. Калугиной, Е.В. Киприяновой, Л.И. Лурье [1; 2; 3; 4], раскрывающих специфику лицейского образования в современных условиях. Так, например, в работе Е.В. Киприяновой отмечается, что «лицейское образование представляет собой особую разновидность общего образования, которая заключается в его ориентации на работу с детьми, обладающими повышенной мотивацией к учебной и исследовательской деятельности, обеспечивающей им профильное самоопределение и дальнейшее обучение в высшей школе, а также развитие способностей и одаренности в различных видах деятельности» [3, с. 52].
Рассмотрение практических вопросов организации ученических исследований дает основание полагать, что исследовательская деятельность учащихся становится самостоятельной подсистемой в системе общего среднего образования, которая представлена в урочной и внеурочной работе общеобразовательного учреждения. Это приводит к применению разных организационных форм и методов обучения, обеспе-
лицейское образование, технологический подход, лицейское науч-
чивающих реализацию предложенных В.А. Пиявским [5], функций исследовательской деятельности:
- поиск проблемы для исследования;
- научное осмысление проблемы;
- выдвижение ключевых идей и формирование плана решения проблемы;
- освоение или создание необходимых обеспечивающих средств;
- реализация отдельных составляющих плана решения проблемы;
- синтез отдельных результатов в целостное решение проблемы;
- оформление результата;
- ввод результата в научный обиход, защиту и сопровождение решения;
- внутренний критический анализ решения.
Поскольку освоение учащимися новых способов получения знаний через собственные исследования сближается с логикой научно-познавательного процесса, поэтому должны применяться и развиваться все перечисленные функции. Это предъявляет особые требования к содержанию образовательного процесса и актуализирует разработку технологии организации исследовательской деятельности в лицейском научном обществе учащихся, интенсифицирующей и оптимизирующей исследовательский процесс.
Остановимся на определениях понятий, относящихся к предмету нашего исследования.
Приведенные в литературе дефиниции исследовательской деятельности учащихся часто связываются с учебной (учебнопознавательной) деятельностью. Следует отметить, что исследовательская деятельность отличается от неё, прежде всего, своим предметом. Так, в работе В.А. Беликова показывается, что предметом учебно-познавательной деятельности является «учебный материал» [6, с. 191], одним из признаков которого выступает адаптированная для обучения школьников система знаний. В исследовательской деятельности учащихся данный предмет может присутствовать на первых этапах её реализации и, впоследствии представлен как более широкая область знаний, выходящая за рамки содержания школьного обучения. Изменение этого предмета за счет привлечения дополнительных источников информации и повышения её содержательности (переход от учебной информации к научной), а также применение научных методов приводит собственно к исследовательской деятельности учащихся.