Возможности коммерческого использования ГЛОНАСС
основной задачей коммерциализации глобальной НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС ЯВЛЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛОНАСС НА РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНКИ.
Схема построения регионального функционального дополнения
Функциональные дополнения к ГЛОНАСС
В настоящее время многих потребителей спутниковой навигационной информации не в полной мере удовлетворяет точность, достоверность и другие параметры навигационных определений, предоставляемых действующими в штатном режиме системами ГЛОНАСС и GPS. Это, прежде всего, различные виды транспорта, геодезические и картографические службы, научные учреждения. В мировой практике указанная проблема решается путем создания так называемых функциональных дополнений к спутниковым навигационным системам.
Общий принцип построения этих дополнений заключается в следующем. На пункте (или пунктах) с известными координатами устанавливается опорная станция, имеющая в составе приемник ГЛОНАСС и/или GPS. По измерениям этих приемников формируются дифференциальные поправки (ДП), представляющие собой оценки погрешностей измерений и информацию о целостности навигационного поля, которые должны передаваться потребителям в зоне обслуживания и учитываться при их обсервациях.
Известно несколько способов практической реализации рассмотренного принципа в зави-
24 мая 2007 г. В пансионате "Лесные дали" ФГУП "РНИИ КП" провел Совет Генеральных (Главных) конструкторов по системе ГЛОНАСС. На совете обсуждались вопросы! развития орбитальной группировки, функциональных дополнений, а также возможности коммерческого использования отечественной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. В рамках Совета состоялась пресс-конференция с участием руководителей Роскосмоса, Министерства обороны и ведущих предприятий ракетно-космической отрасли.
симости от размеров территории, на которую распространяется действие ДП, и способа их доставки потребителям. ФГУП “РНИИ КП" с 2002 г. является головным исполнителем по созданию региональныхи широкозонныхфункциональ-ных дополнений к системам ГЛОНАСС и GPS.
Особенность схемы построения одного из вариантов регионального функционального дополнения состоит в передаче ДП потребите-
лям в канале телевизионного вещания без нарушения его работы. В аппаратуре потребителей принятые ДП вводятся в текущие измерения и компенсируют существующие погрешности. В результате значительно повышается точность обсерваций. Система способна обеспечить определение координат с точностью до 3 см на расстоянии 30 км относительно опорной станции и до 3 м — на расстоянии до 150 км. Данный вариант весьма экономичен, что будет способствовать быстрому внедрению системы в регионах.
На приведенном выше рисунке представлена схема построения системы широкозонного функционального дополнения. Эта более сложная перспективная система получила название системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ). Зоной действия услуг СДКМ является вся территория РФ, а также прилегающие регионы.
Особенности системы заключаются в том, что на обширной территории разворачивается несколько (сеть) опорньх станций с приемниками сигналов ГЛОНАСС и GPS.
Аппаратура опорной станции дифференциальньх поправок (2002 г.)
Измерения, полученные на этих станциях, передаются в центр обработки данных (центр глобального мониторинга — ЦГМ). В центре вычисляются погрешности текущих эфемерид и часов навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС и ЭРБ, которые в виде корректирующей информации могут передаваться потребителю либо через Интернет, либо по каналам спутниковой связи. Система обеспечивает определение координат с точностью до 3 м на всей территории. В случае совместного использования сигналов систем ГЛОНАСС и ЭРБ, СДКМ и региональных функциональных дополнений возможно обеспечить определение координат с точностью до 3 см на расстояниях до 200 км относительно опорных станций.
Для реализации описанных выше работ специалистами института была разработана аппаратура, предназначенная для установки на опорных станциях региональных и широкозон-
Национальная политика США и Евросоюза в области глобальны їх навигационных спутниковых систем
ных функциональных дополнений. Она обеспечивает прием сигналов спутников ГЛОНАСС и ЭРБ в диапазонах L1 и 12, передачу в центр обработки "сырых" измерительных данных и выработку дифференциальных поправок к измерениям и мониторинговой информации о целостности навигационного поля и других характеристиках компонентов навигационной системы.
Основные направления и перспективы коммерческого использования систем и технологий спутниковой навигации
Основной задачей коммерциализации глобальной навигационной системы ГЛОНАСС является эффективное внедрение современных навигационных технологий ГЛОНАСС на российский и международный рынки.
Основные цели государства в коммерческом использовании системы ГЛОНАСС, это достижение нового качества жизни населения, увели-
чение доли и темпов развития наукоемких технологии в структуре российской экономики, повышение доступности и качества навигационных услуг, усиление международного влияния России, экспорт высокотехнологичного оборудования и услуг, обмен и взаимное использование технологий спутниковой навигации в гражданских и оборонных отраслях и повышение вклада спутниковых навигационных технологий системы ГЛОНАСС в социально-экономическое и инновационное развитие России.
Основные условия коммерческого
использования системы ГЛОНАСС
В сфере ответственности государства:
• Создание и поддержание конкурентоспособной системы ГЛОНАСС.
• Гарантированное предоставление бесплатных открытых навигационных сигналов.
В 2010 г. суммарный доход от услуг, предоставляемых системами связи третьего поколения (3G), составит около 322 млрд долл.
Из них около 233 млрд будут составлять доходы от внедрения новых услуг, связанных с определением местоположения абонентов (навигационные, помощь при авариях, срочная медицинская помощь, справочные услуги и т.д.), в сетях сотовой связи.
Предполагается, что среднегодовой темп роста доходов от таких услуг составит 24,6%.
Прогноз Международного союза электросвязи (ITU) и UMTS Forum
Схема взаимодействия между государственными сруктурами и участниками рынка
Существующие рынки
Сепьское Хозяйство активный рост
Авиация • зрелый
Строительство - зрелый
Традиционная навигации - зрелый
Безопасность и спасание • зрелый
Оборона - зрелый
Новые и растущие
Персональная
навигация • активный рост
Навигация
автомобилей • активный рост
Телематика - активный рост
Мониторинг
объектов
и транспортных
средств • активный рост
Взаимная
навигация
• активный рост
О
Перспективные рынки
Взимание платежей
и страхование - большой потенциал Автобезопасность - большой потенциал Мониторинг людей
и животных • большой потенциал
Потребительские услуги, основанные
на местопопожении - большой потенциал
Игры, основанные на местопопожении - бопьшой потенциал
Для операторов конвергенция означает прежде всего увеличение доходов, для контент-провайдеров — новые каналы сбыта, для пользователей — возможность получить все виды услуг из одной точки, через "одно окно". Поэтому конвергенция становится важнейшей тенденцией в мире инфокомму-никаций.
РпсвМавгНоиввСоорвгв
Трансформация мирового рынка навигационных товаров и услуг
• Снятие ограничений на точность определения координат и распространение детальных цифровых навигационных карт Российской Федерации.
• Поддержка экспорта оборудования и услуг ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/ОРБ.
В области участия бизнес-сообщества:
• Освоение технологий и развитие инфраструктуры формирования широкого спектра массовых услуг (цифровые кары, дополнительные информационные услуги и т. д.).
• Создание и внедрение конкурентоспособных микросхем и навигационной аппаратуры потребителя ГЛОНАСС/ОРБ.
• Развитие разветвленной инфраструктуры оказания услуг конечным потребителям (система операторов, провайдеров, дистрибьюторов и др.).
• Продвижение оборудования и услуг ГЛОНАСС/ОРБ на российский и зарубежные рынки.
Проблемы российского рынка оборудования и услуг спутниковой навигации состоят в неразвитости рынка по сравнению с передовыми странами и бесконтрольном распространении оборудования ОРБ, а также в доминировании "серого" импорта. Отсутствует конкурентоспособное абонентское оборудование ГЛОНАСС/ОРБ для массового потребителя и сертифицированные детальные навигационные электронные карты России. Проблема состоит также и в низкой информированности пользователей о возможностях навигационных технологий, несмотря на то, что объем российского рынка КПК со встроенным спутниковым навигационным приемником в 2006 г. составил свыше 200 млн долл., а в 2007 г. оценивается в сумме более 400 млн долл.
Значительная часть потенциальных потребителей навигационного оборудования и услуг находятся в регионах. В связи с этим в первую очередь требуется создание региональных на-
вигационно-информационных систем. Для этого необходимо подписать с Администрацией региона соглашения о сотрудничестве в области использования результатов космической деятельности (в т.ч. спутниковой навигации), согласовать региональный проект, создать (с участием Администрации) региональный центр ге-опространственных данных, мониторинга транспортных средств и предоставления телематических услуг и развернуть навигационную аппаратуру потребителей по согласованному проекту
Необходимым условием выделения финансовых средств из регионального бюджета является софинансирование работ со стороны федерального бюджета и привлечение коммерческих потребителей в регионе к использованию услуг созданных региональных центров. Продвижение спутниковых навигационных технологий в регионы служит элементом устранения информационного неравенства
Динамика роста продаж по продуктовому ряду на Европейском рынке
14000 ■ Смартфоны +14 Million
персональные навигаторы ■ КПК
12000 10000 8000 Дополнительные автомобильные приемники
Встроенные автомобильные приемники + 8 Million
6000 +4.2 Million _
4000 2000 _ ■ ■ ■
2003 2004 2005 2006
(О Navteq. 2006)
Прогноз динамики роста продаж по территориальным сегментам рынка
---------------------------1
[ Услуги Продукты
2001 7005 2010 201»
Ежегодный оборот продуктов и услуг спутниковой навигации (ОЛ1.2005)
(.<
І^вмірлпьмдм и
] Ближний Вое то* □ И иди«.
] Цамтралыим Лаи*
] Россия и про* «и* ■■ Госудярстм АТР
2016
Ежегодный оборот навигационной аппаратуры потребителей (Сии.2005) □ - США ♦ Япония ♦ ЕЭС □-ДРУГИЕ
Прогноз распределения объемов продаж
0$
100 - 150S
100 -150$
2500$ - 3800«
КПК;
Цепочка создания потребительской ценности на примере автомобильного навигатора
Россия не может стоять в стороне от мировых тенденций развития. Чтобы1 быть коммерчески успешной, ГНС ГЛОНАСС должна быть гибкой и открытой. Внедрение спутниковых навигационных технологий в различные сферы1 деятельности дает существенный экономический эффект.
Потребность и база клиентов налицо:
• В России 26 млн легковых автомобилей на начало 2006 г.
• В 2006 г. продано 2 млн новых автомобилей (из них 52% — иномарки).
Рейтинг российского рынка:
• Потребительский рынок №5 в Европе (автомобили, ИТ).
• Рынок сотовой связи №1-2 в Европе.
• В 2006 г. прогноз продаж КПК и коммуникаторов — 380 тыс. шт.
Установленная база за 2004 — 2005 гг. 120— 140 тыс. штук.
• Прямые иностранные инвестиции могут достигнуть 17 млрд долл.
Подготовка к вступлению России в ВТО вынудит компании задуматься об оптимизации своего бизнеса, включая логистику, приход новых игроков неизбежно принесет в Россию новые сервисы, использующие навигацию как важный элемент своей бизнес-модели. Сегодня рынок оборудования и услуг спутниковой навигации опережает по темпам роста большинство традиционных отраслей экономики
Преимущества совместного использования систем ГЛОНАСС, GPS и GALILEO:
1. Повышение точности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (в 1,5 — 3 раза).
2. Повышение целостности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (до 0,9999).
3. Повышение надёжности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (при работе в сильнопересеченной местности и в условиях высотной городской застройки).
4. Повышение доступности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (в 1,2 — 2 раза).
5. Интеграция ГЛОНАСС в мировой рынок производителей аппаратуры.
6. Расширение возможностей по коммерциализации ГЛОНАСС.
На рынке существуют компании, способные долго расти очень высокими темпами. В 2006 г. международная группа европейских экспертов показала, что наиболее динамичные 5% фирм обеспечивают 75 — 80% новых рабочих мест. Именно они принципиально меняют структуру экономики и создают условия экспоненциального развития.
При наличии ниши с неудовлетворенной потребностью фирма развивается тем предельно высоким темпом, которым сама способна наращивать бизнес-активность.
Большинство таких фирм в России заняты в производстве потребительских товаров для "субсреднего" класса населения, который охотно покупает отечественное, если оно действительно хорошо сделано и приемлемо по цене.
Спутниковая навигация — это ниша для экспоненциального развития.
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕД ЕРАЦИИ
Об использовании глобальной навигационной
спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах Российской Федерации
В целях обеспечения массового использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и расширения ее международного сотрудничества постановляю:
1. Установить, что:
доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее — система ГЛОНАСС) предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений;
для обеспечения безопасности Российской Федерации аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям независимо от их организационно-правовой формы применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.
3. Возложить на Федеральное космическое агентство функции координатора работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации.
4. Правительству Российской Федерации:
до 31 декабря 2007 г. определить полномочия федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации, расширения ее международного сотрудничества, а также в научных целях;
в 3-х-месячный срок определить порядок и условия использования информационных ресурсов, необходимых для создания детальных цифровых навигационных карт для гражданских потребителей;
до 31 декабря 2011 г. утвердить федеральную целевую программу по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 гг.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
В.В. Путин
Москва, 17 мая 2007 г № 638