Научная статья на тему 'Возможности использования опыта ЕС по продвижению экологического туристского продукта в российских условиях'

Возможности использования опыта ЕС по продвижению экологического туристского продукта в российских условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
482
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пензина Ольга Сергеевна

The article is devoted to the problems of ecotourism development in Russian Nature Protected Areas. The autor provides practical recommendations and examples of international practice, analyzes European concept of ecotourism, as well as describes its role in the conservation and social-economic development. Examples of international and Russian experience are given. In conclusion is that promoting the ecological tourist product is the complex system of different factors and instruments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пензина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promotion of Ecological Tourist Products at the Russian Market: Using EU Experience in Russia

The article is devoted to the problems of ecotourism development in Russian Nature Protected Areas. The autor provides practical recommendations and examples of international practice, analyzes European concept of ecotourism, as well as describes its role in the conservation and social-economic development. Examples of international and Russian experience are given. In conclusion is that promoting the ecological tourist product is the complex system of different factors and instruments.

Текст научной работы на тему «Возможности использования опыта ЕС по продвижению экологического туристского продукта в российских условиях»

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

О. С. Пензина

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ЕС ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Экологический туризм сегодня - это одно из наиболее развивающихся направлений международного туризма. Страны Европейского союза занимают второе место после Северной Америки по величине объема спроса на экологический туризм1. Роль экологически устойчивого туризма становится все более значимой в рамках широкого внедрения международной концепции устойчивого развития. Концепция перехода общества к устойчивому развитию была принята еще в 1992 г. в Рио-де-Жанейро в ходе конференции ООН по окружающей среде и развитию2. Согласно определению ВТО и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), «устойчивый туризм отвечает потребностям как туристов, посещающих туристские центры, так и населения последних; кроме того, он предполагает обеспечение и оптимизацию перспектив будущего развития. Ресурсы используются таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы»3.

Вопрос о содержании понятия «экологический туризм» является объектом множества дискуссий. При его раскрытии некоторые исследователи предпочитают концентрировать внимание не просто на содержании концепции его развития и не только на определенной нише на туристском рынке. При этом содержание концепции устойчивого туризма является весьма широким и не должно сводиться лишь к положительному воздействию человека на природную среду4. Экологический туризм является составной частью природного туризма, который по объему шире, чем простая ниша рынка,

Ольга Сергеевна ПЕНЗИНА - аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ. В 2005 г. окончила факультет экономики и управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства СПбГИЭУ. Имеет две опубликованные работы. Сфера научных интересов - проблемы развития экологического менеджмента в России, в том числе экологического туризма.

© О. С. Пензина, 2008

это - конкретный вид туризма, которому свойственны разнообразные воздействия на природную среду. Бурный рост связанных с экологическим туризмом видов путешествий в мире на протяжении последних десятилетий объясняется не только ухудшением состояния окружающей среды, но и все большим «окультуриванием» популярных районов отдыха - горных курортов, побережий теплых морей, использованием для сельских нужд равнин и полесий5. Возрастание доходов российских туристов и перенасыщение рынка традиционными туристскими маршрутами лежат в основе повышения спроса на экотуризм и в нашей стране.

Несмотря на ряд отрицательных последствий, которые может повлечь за собой неправильно спланированный экологический туризм на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), именно он сделал экономически реальным воссоздание ряда охраняемых территорий. Для российских ООПТ в условиях сокращения бюджетного финансирования весьма значительной является экономическая роль экологического туризма. Если в европейских странах концепция развития экологического туризма, базирующаяся на принципе устойчивого развития, четко сформулирована, реализуется практически и регулярно совершенствуется, то в нашей стране, хотя и существует разработанная Всемирным фондом дикой природы «Концепции развития систем охраняемых природных территорий в Российской Федерации», на практике она применяется лишь частично. Сама по себе концепция малоэффективна в условиях отсутствия единой государственной стратегии развития экологического туризма. В России нет четко разработанной правовой базы, регулирующей деятельность экотуризма на ООПТ, до недавнего времени не существовало единой стратегии и конкретных планов развития эколого-туристской деятельности, не налажены методы расчета допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма, практически отсутствует инфраструктура, нет подробной доступной информации о маршрутах и турах, нет достаточного количества подготовленных кадров. Удачный опыт отечественного развития экотуризма можно рассматривать только на некоторых отдельных примерах российских заповедников и природных парков при сотрудничестве с западноевропейскими коллегами. Однако, учитывая вышеперечисленные проблемы, которые являются лишь малой частью всех существующих, даже самые удачные проекты могут оказаться под угрозой. С учетом этих обстоятельств в данной статье анализируется ряд характерных примеров европейского опыта продвижения экологического туризма в соответствии с концепцией устойчивого развития на особо охраняемых природных территориях и приводятся практические рекомендации по развитию экологического туризма на основе российских ООПТ.

Разработкой концепции экологического туризма в России занимаются многие ведущие отечественные специалисты - географы, экономисты, экологи, биологи, психологи. В частности, наиболее известны работы А. В. Дроздова6, Е. Ю. Ледовских7, Н. В. Мора-левой8 и др. Одни авторы посвящают свои работы оценке российских условий развития экологического туризма, перечислению и анализу плюсов и минусов; другие описывают зарубежный опыт, переводят иностранную литературу. Применительно к современным условиям особый интерес представляет анализ удачного зарубежного опыта развития экологического туризма с учетом возможности его применения и адаптации к российским условиям9. При этом важно разрабатывать и собственные пути развития экологического туризма с учетом географических, политических, социальных и других особенностей нашей страны.

Процессу формирования туристского продукта, как подтверждает международная практика, предшествует оценка туристского потенциала территории и его маркетинговый анализ. На этой основе определяются наиболее интересные для ООПТ целевые группы посетителей и составляются программы развития видов туризма, наиболее целесообразных именно для данной территории.

Для реализации на всех уровнях комплекса мероприятий по продвижению экологического туристского продукта в заповедниках и национальных парках необходимо подготовить и реализовать базисную основу деятельности, о которой говорится в Концепции экотуризма на российских ООПТ10 и которая включает в себя следующие основные меры:

- повышение общей культуры и экологической образованности населения;

- изменение отношения местных жителей к охраняемым территориям как территориям, имеющим не только эстетическую, но и экономическую ценность, привлечение их к сотрудничеству в развитии экотуризма;

- улучшение социальных и экономических условий в местных сообществах;

- создание дополнительных источников финансовой поддержки ООПТ;

- развитие международного сотрудничества российской заповедной системы, интеграция в систему мирового рынка экологического туризма.

Обустройство и туристская инфраструктура, безопасность и информационное обеспечение и т. д. прямо влияют на качество посещений и являются важнейшими элементами турпродукта ООПТ. Поэтому формирование положительного имиджа, скажем, национального парка и продвижение его турпродукта являются совместной задачей туроператоров данной территории, местных и региональных администраций. Позиционирование территории и продвижение ее туристского продукта осуществляется по двум направлениям: как объекта показа природных и историко-культурных памятников и как места отдыха на природе. Посещение природной территории следует рассматривать как комплексную услугу.

Введение платы за вход имеет смысл в случае, если территория может реально обеспечить ее сбор. Поскольку сегодня ООПТ России не могут полностью отказаться от взимания платы за услуги населению, желательно, чтобы ценовая политика была диверсифицирована с учетом уровня доходов различных категорий граждан. По причине того, что деятельность в сфере туризма связана с высокими коммерческими рисками и требует высокой профессиональной подготовки и капиталовложений, желательно, чтобы оказанием платных услуг занялся преимущественно частный сектор. Как подтверждают многие источники, международный опыт показывает11, что бизнесмены редко эксплуатируют созданные на ООПТ государством объекты туристской инфраструктуры, предпочитая на их месте возводить новые гостиницы, более полно отвечающие потребительскому спросу и международным стандартам качества. В Эстонии, например, действует закон, в соответствии с которым администрации охраняемых территорий не могут иметь в собственности или владении гостиницы и кемпинги, а информационные центры природных парков должны предоставлять посетителям информацию бесплатно12. Таким образом, происходит разделение коммерческих и публичных услуг.

Информационное обеспечение туристов является одной из основных задач охраняемых территорий. От этого напрямую зависит ее популярность и соблюдение посетителями правил поведения. Кроме того, информационное обслуживание должно связывать в единое целое все виды деятельности этой ООПТ и формировать ее положительный имидж в глазах потенциальных потребителей турпродукта.

Одной из главных составляющих турпродукта ООПТ может стать служба гидов-экскурсоводов. При наличии специальной подготовки подобные услуги могут также оказывать и местные жители, с которыми туроператоры напрямую заключают договоры на обслуживание тура.

Обустройство территории играет важную роль при развитии туризма и отдыха. На ООПТ оно также служит минимизации антропогенного воздействия и туристской деятельности на природные и историко-культурные комплексы и объекты.

Модельным проектом по обустройству ООПТ в России является проект «Побережье Байкал», где совместно с немецкими партнерами создается эколого-туристский кемпинг, проект которого возник в результате детальных работ по ландшафтному планированию: специальная гостиница в Петрозаводске, включающая экологический просветительный центр, туристская база круглогодичного действия уже на территории парка, а также летний детский лагерь и еще одна база для туристов, лесные приюты и 80 оборудованных стоянок также на территории парка13. Администрация парка продуктивно сотрудничает с международными экологическими организациями и образовательными центрами.

Хорошим примером также является опыт развития экологического туризма в Ниж-не-Свирском заповеднике, который расположен на северо-востоке Ленинградской области. Здесь ведется подготовка природных экскурсоводов при поддержке WWF (Всемирный фонд дикой природы) и правительства Дании, а также проводятся регулярные обследования заповедника с целью предотвращения негативных последствий деятельности экологического туризма и разработки новых путей развития14.

Германия ведет активную деятельность по пропаганде здорового образа жизни и по защите окружающей среды. Именно «немецкая» концепция экотуризма включает те его аспекты, которые соответствуют концепции «устойчивого туризма»: сведение к минимуму негативного воздействия на людей и природную среду и в то же время обеспечение адекватной экономической прибыли. Особенно хорошо данная тема раскрывается в работах немецкого автора Инго Мозе, идеи которого вырабатывались на протяжении двух последних десятилетий в альпийских странах, испытывающих тяжелые негативные последствия бурно развивающегося там массового туризма15. В Германии существует множество профессиональных союзов и объединений, участники которых ведут исследовательскую деятельность, организуют различные программы и мероприятия. Членство в таких объединениях основывается на персональных взносах, а также на основе спонсорского сотрудничества. Цель политики в области экологического туризма на ООПТ заключается в том, чтобы сделать экологический туризм модным. В 2005 г. был проведен конкурс между национальными парками на лучшие проекты. В 2006 г. исполнилось 50 лет с момента основания Объединения природных и национальных парков, поэтому этот год официально признан годом национальных парков16. Чтобы завоевать спонсорскую поддержку, ООПТ презентуют свои проекты на различных туристических и экологических выставках.

Чем выше туристский потенциал территории, тем выше ее инвестиционная привлекательность, а следовательно, тем больше средства, которые могут быть получены от сдачи в аренду земельных участков или объектов, находящихся в государственной собственности. Это также способствует более высокому уровню конкуренции среди предприятий индустрии туризма. Для ООПТ в Германии это возможность более эффективно регулировать процесс развития туризма путем выбора наиболее надежных и ответственных партнеров. ООПТ, которые формируют туристский имидж региона и

содействуют его устойчивому социально-экономическому развитию, имеют конкурентные преимущества перед другими бюджетными организациями при выделении дополнительных средств из федерального, регионального и местного бюджетов.

Что касается формирования и продвижения туристского предложения, то здесь роль ООПТ заключается в привлечении возможностей и ресурсов профессиональных туроператоров, которые занимаются организацией внешнего потока туристов. ООПТ выступают как бы в роли посредников между местными производителями туристских услуг и турфирмами, помогая первым найти перспективные рынки сбыта, а вторым -сформировать конкурентоспособный турпродукт.

Стимулирование предпринимательской активности местного населения происходит на основе информирования о возможностях бизнеса в сфере туризма на охраняемой территории, а также непосредственно путем привлечения местных жителей к обслуживанию посетителей парка в рамках отдельных совместных проектов. К стимулирующим мероприятиям также относятся введение льгот в сфере налогообложения, реализации обучающих программ и программы технической помощи, льготное кредитование.

Создание условий для развития туризма на ООПТ невозможно без активной позиции региональных и местных органов власти. Местные органы власти заинтересованы в развитии туризма гораздо больше, нежели сами ООПТ, так как туристская инфраструктура помогает создавать новые относительно хорошо оплачиваемые рабочие места в условиях безработицы и низкого уровня денежных доходов сельского населения. Бесспорно, продвижение экологического турпродукта на любой рынок может быть ограничено правовыми нормами. Необходимо создавать гибкую правовую базу, которая способствовала бы устойчивому развитию экологического туризма.

Экологический туризм на ООПТ в странах Европейского союза находится в настоящее время на этапе так называемой оптимизации. Сейчас, когда уже накоплен многолетний опыт в данной сфере, нужно искать новые методы поддержания и сохранения ресурсов, необходимых для развития устойчивых видов туризма. В настоящее время в министерствах охраны окружающей среды Европейского союза ведется разработка нового законодательного проекта, единого для всех стран-участниц, который призван изменить систему собственности ООПТ и соответствовать концепции «устойчивого раз-вития»17. Ориентированные на американский пример, ООПТ смогут иметь статус не только государственной, но и совместной с частным капиталом формы собственности. Вне зависимости от формы собственности деятельность в пределах ООПТ будет по-прежнему определяться государственным законодательством. Собственниками ООПТ помимо государства будут являться, как правило, объединения по интересам, члены которых вносят ежегодные взносы, а также меценаты. Целью владения будет служить помощь в сохранении природных богатств.

В силу того, что государство разрешает осуществлять такого рода деятельность, как экологический туризм, но только в некоторых, так называемых буферных зонах, сборы за посещение парков и заповедников обеспечивают достойное существование не только земель, но и их владельцев. Данные территории сдаются в аренду туристическим и экскурсионным бюро, обустраиваются хижинами для отдыха, беседками, источниками питьевой воды, биотуалетами, стационарными телефонами, мусорными контейнерами и аптечками. Плата взимается за вход и далее считается количество проведенных на территории дней. На входе можно приобрести фотокамеры, очки, бинокли, сувенирную продукцию. Все подъезды к территориям оборудованы кемпингами и паркингами.

В некоторых парках разрешено передвижение на велосипедах, а зимой на беговых лыжах. Такое снаряжение также предлагают местные прокаты.

В России в настоящее время действует Центр экологических путешествий, который участвует в ряде научных проектов при поддержке WWF, Tacis Partnership and Coordination Programme, Federal Agency For Nature Conservation (Germany)18. Для студентов и специалистов в различных областях естественных наук организуются теоретические и практические занятия в рамках научных туров под руководством опытных российских ученых. Чтобы поддержать российские национальные парки в деле развития экотуризма на их территориях, организовываются практические занятия с привлечением экспертов. Для ознакомления посетителей с возможностями экотуризма на ООПТ России выпускаются иллюстрированные книги, видеофильмы и мультимедийные презентации, а также проводятся конференции.

Опыт показывает, что российские заповедные территории и природные парки обладают огромным потенциалом для успешного формирования на их базе экологического туристского продукта. Сравнивая меры, используемые для развития и продвижения экологического туризма в странах ЕС с российскими, можно сделать следующие выводы: а) для перспективного устойчивого развития экологического туризма необходима единая гибкая модель, разработанная на государственном уровне совместно с действующими организациями в данной сфере, в том числе и туристскими компаниями; б) помимо долгосрочных стратегических планов, отечественные ООПТ нуждаются в качественном оперативном планировании различных регулярных мероприятий, которые помогут обеспечить дополнительную финансовую поддержку; в) необходимо продолжать тесное сотрудничество с иностранными коллегами, заимствовать их опыт и разрабатывать собственную российскую систему экологического туризма и природного просвещения. Экотуризм для ООПТ - не только неплохая финансовая поддержка, но и способ помочь оставшимся почти без средств заповедникам и национальным паркам, а также внести существенный вклад в национальную экономику, дать стране жизненно важные ресурсы.

1 По данным ВТО, доступным через Интернет.

2 По данным ВТО, доступным через Интернет.

3 http://www/rustowns.com/problems/?prbl=60

4 Таксанов А. Природный туризм и местное сообщество: общие задачи в сохранении биоразнообразия и привлечении посетителей (http://centrasia.org/ newsA. php4?st= 1052136840).

5 Кусков А. С., Понукалина О. В., Одинцова Т. Н. Рекреационная география. Саратов, 2003. С.12, 34, 42.

6 Дроздов А. В. 1) Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы // Актуальные проблемы туризма’ 99. М., 1999; 2) Как развивать туризм в национальных парках России. М., 2000; 3) Как развивать туризм в национальных парках России: Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. М., 2000, и др.

7 Ledovskikh E. Ecotourism: An Opportunity for Sustainable Development. WWFEcotourism Project: Lessons Learned from the Russian Far East // Russian Conservation News. 1998.

8 Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю. Опыт развития экологического туризма на российских охраняемых территориях // Сила тяготения. 2000. № 3; Moraleva N, Ledovskikh E, Sheftel B. Ecotourism in Russian Nature Reserves: Possibilities, Problems, Perspectives // Report of the International expert workshop «Case Studies on Sustainable Tourism and Biological Diversity». 2000; German Federal Agency for Nature Conservation, и др.

9 Экологический туризм на пути в Россию: принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт / Ред.-сост. Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. Тула, 2002.

10 Концепция развития систем охраняемых природных территорий в Российской Федерации (проект). М., WWF России, 2003. С. 21.

11 Дроздов А. В. Как развивать туризм в национальных парках России.

12 Травкина М. Ю. Регулируемый туризм и отдых в национальных парках. М., 2002. С. 44.

13 Степаницкий В. Б. Об итогах работы национальных парков в 2005 г. (http://www.biodiversity.ru/ publications/zpnp/archive/n49/st37.html).

14 Экотуризм на пути в Россию: Материалы Международного семинара по экотуризму. European Commission. Петрозаводск, 2001. С. 47.

15 Mose Ingo. Sanfter Tourismus im Nationalpark Hohe Tauern. Vechtaer Arbeiten zur Geographic und Regionalwissenschaft. Vechta, 1988. Bd 6.

16 Journal of Travel Research Ecotourism Statistical Fact Sheet The International Ecotourism Society . Madrid (Spain). 2006. P. 12.

17 WTO Newsletter (2005) Ecotourism, New One-Fifth of Market. January/February (http://www.world-tourism.org/ont/newsletter/janfeb05/ecotour.html).

18 Экологический туризм на пути в Россию: принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. С. 211.

Статья поступила в редакцию 19 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.