Научная статья на тему 'Возможности использования метода фокус - групп в изучении особенностей профессионального самовосприятия сотрудников ФСИН России'

Возможности использования метода фокус - групп в изучении особенностей профессионального самовосприятия сотрудников ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОКУС-ГРУППА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ УИС / АДЕКВАТНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кусакина Елена Аркадьевна

Проблема закрепления выпускников в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы остаётся достаточно острой. Учитывая внешние и внутренние условия функционирования УИС, возникает необходимость формирования адекватного самовосприятия на этапе обучения в ведомственном образовательном учреждении. Метод фокус-групп, проводимый суспешными сотрудниками УИС позволил определить основные пути формирования адекватного профессионального самовосприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кусакина Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования метода фокус - групп в изучении особенностей профессионального самовосприятия сотрудников ФСИН России»

УДК 31

Е. А. Кусакина

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ФОКУС - ГРУПП В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ

Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности остаётся на сегодняшний день достаточно актуальной темой для обсуждения. Изменения социально-экономической системы в обществе, правовых подходов к исполнению уголовного наказания повлекли за собой не только организационную реформу УИС, выделение её в самостоятельную службу, но и появление новых, более высоких требований к профессионально-психологической подготовленности персонала УИС.

Правоохранительная служба в уголовно-исполнительной системе существенно отличается от других видов трудовой деятельности. Специфичные внешние и внутренние условия функционирования исправительных учреждений, высокий уровень риска профессионального выгорания персонала, постоянное взаимодействие с осуждёнными, многие из которых являются лицами с устойчивой асоциальной направленности и психическими аномалиями, высокая вероятность возникновения профессиональной деформации обуславливают необходимость формирования у будущих сотрудников психологической готовности к службе в исправительных учреждениях [1].

Психологическая готовность - это интегральное образование личности специалиста, включающее в себя комплекс психофизиологических, индивидуально-психологических и социально-психологических качеств. Такая готовность формируется и поддерживается в течение всей службы, начиная с учёбы в образовательном учреждении, обеспечивая тем самым долговременную способность к службе в исправительных учреждениях.

Однако, несмотря на практикуемую в образовательных учреждениях ФСИН России систему обучения, обеспечивающую достаточный уровень профессиональной подготовленности выпускников для практической работы на сегодняшний день в системе сложился кадровый дисбаланс. Как показывает ряд исследований, проведённых НИИ ФСИН России, ежегодно ФСИН России недополучает значительное количество специалистов учебных заведений ФСИН России, в связи с тем, что около 15% курсантов увольняется в период обучения. Большинство лиц, прекративших обучение, ошиблись в выборе профессии, вследствие чего сформировалась негативная установка относительно дальнейшей службы в подразделениях ФСИН России. Большое количество выпускников увольняется в первые годы службы [2].

На наш взгляд, это связано с несформированностью адекватного самовосприятия у будущих специалистов УИС; и отсутствием программы по его целенаправленному формированию на этапе обучения в ведомственных образовательных учреждениях. Для нас было значимо' мнение успешных сотрудников учреждений о возможных путях по формированию профессионального самовосприятия у будущих специалистов уголовно-исполнительной системы. Для реализации поставленной цели мы выбрали метод фокус - групп на тему «Возможные пути формирования профессионального самовосприятия будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе обучения в ведомственных учреждениях ФСИН России». Использование данного метода позволило избежать социально-желательных ответов и получить более достоверные результаты. Выбор данного метода так же обусловлен рядом его достоинств:

- не требует существенных материальных затрат;

- доступная форма общения - дискуссия;

- обсуждаемая проблема для участников носит значимый характер;

- возможность использования видеотехники позволяет в дальнейшем произвести детальный анализ полученных ответов.

Прежде чем перейти к анализу полученных, результатов, необходимо остановится на истории возникновения метода и его особенностях.

Фокусированное интервью в группе впервые было разработано Робертом Мертоном и его коллегами ещё во время второй мировой войны. Исследователями изучалась эффективность воздействия фильмов антифашистской направленности на население и, в частности, на призывников в армию. Более широкое применение за рубежом метод фокус - групп получил только в 80-е годы.

В настоящее время метод фокус групп имеет широкое распространение в нашей стране и достаточно активно применяется в области маркетинга, социальной политики, рекламы, средствах массовой информации, в социальной и психологической науке.

Классическая работа Р. Мертона, М. Фиске и П. Л. Кендалла «Фокусированное интервью» является фундаментальным исследованием по применению и использованию данного метода [4]. .

Фокус - группа это социологический метод, основанный на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений социальной группы об объекте исследования [3]. .

Согласно методике проведения фокусированного интервью, было определено оптимальное количество участников, т. к. при большем количестве появляются пассивные слушатели. Первая фокус - группа была представлена сотрудниками воспитательной колонии г. Тюмени в количестве 8 человек, вторая группа - сотрудники воспитательной колонии г. Перми в количес-

тве 9 человек. Средний возраст участников - 35 лет. Респонденты, занимая должности среднего и старшего начальствующего состава, достигшие высоких результатов служебной деятельности и имеющие профессиональные успехи, а также высокий неформальный статус в коллективе учреждения.

Фиксация материала производилась с помощью цифровой видеокамеры, что позволило в последующем осуществить анализ не только вербальных высказываний, но и невербальные проявлений участников. Обсуждение изучаемой нами проблемы было построено по принципу «воронки», т. е. сначала ставились общие вопросы, затем более конкретные. В процессе дискуссии респонденты высказывались поочерёдно, не перебивая друг друга. Приветствовались все точки зрения, и выслушивалось мнение каждого. Поощрялись высказывания подкреплённые примерами из личной жизни.

Сценарий фокус - групп включал три структурных части.

Во вводной части происходила ориентировка участников в цели, порядке проведения, а также о правилах участия. Несмотря на то, что участники знали друг друга, имели опыт общения, чувствовалась определённая скованность, зажатость и неуверенность. Для избегания этого во вводной части была создана с помощью специальных упражнений доверительная атмосфера, что позволило настроить дискуссию в нужное русло.

Вторая часть - собственно сама дискуссия, была представлена двумя взаимосвязанными блоками, которые состояли из нескольких вопросов. В первый блок - «Я-специалист уголовно-исполнительной системы» были включены вопросы, направленные на раскрытие системы представлений о себе, как специалисте, а также о специфике службы в уголовно-исполнительной системе и её отличии от других видов правоохранительной деятельности. Такие как: «В чём специфика службы в УИС?», «Что для вас значит успешный сотрудник?», «Какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать?», «Какие чувства и переживания испытываете вы в процессе выполнения служебных задач?» и другие.

Второй блок- «Пути формирования профессионального самовосприятия у будущих специалистов уголовно-исполнительной системы», состоял из вопросов позволяющих рассмотреть возможные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются выпускники ведомственных ВУЗов и каким образом можно их преодолеть как на этапе обучения, так и в период адаптации в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В данный блок были включены вопросы типа: «Какие сложности и проблемы испытывают молодые специалисты, выпускники в период адаптации к службе?», «С чем это связано?», «Какую помощь можно им оказать?», «Что должна в себя включать профессиональная подготовка в образовательном учреждении?», «Каким образом можно сформировать адекватное самовосприятие в период обучения?», «Каковы возможности образовательной среды?» и другие.

Заключительная часть фокус - групп включала несколько уточняющих вопросов, такие как: «Какие вопросы имели бы место в рамках данной темы, но нам не удалось из рассмотреть?», «Какие трудности возникли у вас в процессе общения?», «Ваши пожелания организатору по проведению фокус -групп», «Необходима ли работа в фокус - группе?» и другие.

При обработке результатов осуществлялся анализ видеозаписи.

Отвечая на вопросы первого блока большинство респондентов, сошлись во мнениях, и сформировалась общая точка зрения, что служба в уголовно-исполнительной системе существенно отличается от службы в других правоохранительных органах. Это обусловлено специфическими условиями, такими как: ограниченность среды жизнедеятельности, психологические особенности личности осуждённого (каждый сотрудник должен быть житейским психологом), общение сотрудников правоохранительных органов с преступником не продолжительное время, а с осуждённым до нескольких лет, результат в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы это процесс исправления человека, преступившего закон.

Что касается ответов на вопрос «Что значит успешный сотрудник?», мнения разделились. В первом случае «успешный сотрудник» это отсутствие взысканий, наличие наград, поощрений, досрочные звания, уважения со стороны сотрудников. Этой точки зрения придерживалось 30% респондентов. Большинство участников отметили, что «успешный сотрудник может не занимать высокой должности и не иметь высокого звания, но его уважают осуждённые, беспрекословно подчиняются, даже если сотрудник наказал осуждённого в рамках закона, он не затаил на него злобу». Такие сотрудники имеют большое количество благодарностей со стороны родственников, уже бывшего осуждённого, освободившегося и вставшего на путь исправления.

Участниками дискуссии было отмечено, правоохранительный характер службы в уголовно-исполнительной системе сопряжён с опасностью для жизни и здоровья. Следовательно, требует от сотрудника наличия особых профессиональных качеств.

Профессионально-значимые качества личности сотрудника УИС.

№п/п Качества личности ш % Ранг

1 2 3 4 '5

1. Порядочность 10 58.82 5

2. упорство 8 47.05 б

3. трудолюбие 7 41.17 8

4. настойчивость 4 23,52 9

5. справедливость 16 94.11 1

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

6. ■ коммуникабельность 14 82.35 3

7. добросов естность 11 64.70 4

8. чувство юмора 3 17.64 19

9, проф. грамотность 15 88.23 2

10, терпение 3 17.64 10

11. уважение к личности осуждённого 7 41.17 7

12. тактичность 14 82.35 3

13. сдержанность 8 47.05 6

14. честность 16 94.11 1

15. принципиальность 8 47.05 6

Представленными в таблице качествами, с точки зрения респондентов должны обладать сотрудники уголовно-исполнительной системы. Существенно значимы такие качества как, справедливость (94,11%), честность (94,11%), профессиональная грамотность (88,23%), коммуникабельность (82.35%), тактичность (82,35%).

Чувства и переживания, которые возникают у сотрудников на службе напрямую зависят от оперативной обстановки в учреждении, от отношения со стороны непосредственного руководителя, отношения к службе. Позитивный настрой на службу возникает при достижении профессиональных успехов. В случаи, когда говорят «спасибо», возникает чувство гордости, уверенности в своих силах, самоуважения и значимости себя для общества.

На вопрос «Хотели бы вы поменять место службы?», 82% (14 чел.) ответили «нет», остальные от ответа воздержались.

Несмотря на достаточно высокий профессионально должный уровень, большинство участников к планам на будущее отнесли получение профессиональных знаний, умений и навыков, продвижение по служебной лестнице, улучшение оперативной обстановке в учреждении. Кроме этого участники говорили о том, что уровень материального обеспечения недостаточен. В связи с этим возникает чувство напряжённости, неуверенности в завтрашнем дне, беспокойство за будущее.

Во втором блоке дискуссии затрагивались проблемы связанные с подготовкой будущих специалистов для уголовно-исполнительной системы. Респонденты отмечали, что у молодых специалистов отсутствует ясное представление о специфике службы в уголовно-исполнительной системе, В недостаточной мере развиты качества личности, которые способствовали бы и успешной адаптации и закреплению в учреждениях. Среди необходимых для этого качеств личности были названы - терпение, ответственность,

эмоциональная устойчивость, сдержанность. С точки зрения участников дискуссии процесс обучения в высших образовательных учреждениях ФСИН России должен иметь практике-ориентрованную направленность. Увеличением количества часов на стажировку, привлечением к занятиям сотрудников территориальных органов, «теория обязательно должна соприкасаться с практикой». В период обучения должно формироваться и развиваться позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности. Курсантами должны приводиться примеры из реальной практической деятельности, а это могут сделать только преподаватели, ранее служившие в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Использование методики фокус - групп позволило получить большой объём информации по изучаемой проблеме. Опираясь на мнение опытных сотрудников - экспертов, можно отметить, что служба в пенитенциарной системе существенно отличается от других силовых ведомств. Также респондентами был определён перечень профессионально-важных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Существующую проблему закрепления выпускников в территориальных органах с точки зрения респондентов необходимо решать уже в период обучения в ведомственных образовательных учреждениях. Подготовка будущих специалистов не должна ограничиваться только усвоением знаний, умений и навыков. Необходимо целенаправленно воздействовать на развитие профессионального самосознания и прежде всего, способствовать формированию адекватного самовосприятия себя как специалиста пенитенциарной системы. В образовательном процессе.использовать активные формы и методы обучения, такие как — ролевая игра, социально-психологический тренинг, проективные методы и методы, позволяющие имитировать реальные ситуации. Привлекать к образовательному процессу работников органов и учреждений УИС, имеющих богатый практический опыт.

Библиографический список

1. Энциклопедия юридической психологии [Текст] / Под общ.ред. проф. А. М. Столяренко. - М.; ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2003. - 243 с.

2. Барановский, Н. Н. Закрепление выпускников ведомственных образовательных учреждений на службе ФСИН России [Текст]: Методические рекомендации. / Н. Н. Барановский, В. М. Демин, А, С. Фокин. - М.: НИИ ФСИН России, 2005. - 7 с.

3. Белановский, С. А. Метод фокус - групп. [Текст] / С. А. Белановский. - М.: Магистр, 1996. —27 с.

4. Мерой, Р. Фокусированное интервью. [Текст] / Р. Мерон, М. Фиске, П. Кендалл. - М.: Институт молодежи, 1991. - 4 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.