УДК 372.815
К. Л. Знайкина
Курган
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРВЬЮ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое образование; педагогическое образование; интервью; диалог; респондент; интервьюер; психологическое знание; учебная мотивация студентов.
АННОТАЦИЯ. Проводится психологический анализ метода интервью: виды интервью в зависимости от цели исследователя, внешние и внутренние факторы эффективности интервью, возможные причины искажения информации в этом процессе. Интервью рассматривается как основная форма познания, что дает возможность использовать данный метод в обучении студентов психологии.
KEY WORDS: psychological education; pedagogical education; interview; dialogue; respondent; interviewer; psychological knowledge; students educational motivation.
ABSTRACT. There is a psychological analysis of the interview technique in this article. This analysis contains the interview kinds according to researching aim, the external and internal factors of interview efficiency, and the possible reasons of interview data artifact. The author considers that the interview as a basic form of cognition. This position is enable to use this technique in higher psychological education.
K. L. Znaikina
Kurgan
THE INTERVIEW USING POTENTIALITIES IN HIGHER PSYCHOLOGICAL EDUCATION
На основе анализа различных определений понятия «интервью» мы сделали вывод, что это один из видов вербально-коммуникативных методов (методов опроса), основанный на устном общении, который предполагает постановку вопросов различной степени стандартизации (в зависимости от цели) и
разования сегодня используется большое количество различных технологий обучения. Однако ни одна из представленных технологий не основывается на целенаправленном использовании интервью в целях обучения.
регистрацию ответов на них; используется в экспериментальных, диагностических и психотерапевтических целях [1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 9; 11; 12].
Интервью различаются по степени стандартизации, делятся на формализованные и неформализованные (свободные, нестандартизированные, глубокие, качественные) [9 и др.]. По количеству опрашиваемых и целям диагностирования интервью могут быть разделены на индивидуальные диагностические (клинические, глубинные и нарративные интервью), групповые и массовые [9 и др.].
В экспериментальных (исследовательских) целях интервью может проводиться как для сбора первичной информации [3; 8], так и для изучения личности испытуемых (диагностическое интервью) [3], в том числе для изучения «особенностей невербального поведения опрашиваемых» [12. С 36]. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных школ и направлений. Даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации со слов испытуемых [8].
Главными действующими лицами в интервью являются респондент (опрашиваемый, исследуемый — человек, участвующий в опросе в роли источника информации), и интервьюер (исследователь) — лицо, непосредственно проводящее опрос. Оба эти субъекта могут стать причиной искажения информации. Среди оснований искажений информации со стороны респондента могут быть:
— субъективность данных, так как они во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых;
— податливость реальному или воображаемому давлению интервьюера;
— склонность к выражению социаль-но-одобряемых мнений;
— влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;
— неотчетливое осознание собственных мнений, позиций, отношений;
— антипатия к исследователю;
— сомнения в последующем сохранении конфиденциальности сообщения;
— сознательный обман или преднамеренное умолчание;
— невольные ошибки памяти [2; 4; 6 и др.].
Интервьюер также может осознанно или неосознанно исказить собираемые данные. Поэтому обычно предъявляются «высокие требования к его научной квалификации, профессиональной компетентности, психологической проницательности, коммуникативной искушенности, добросовестности, уровню морально-этических качеств личности» [12. С. 37].
Среди факторов влияния интервьюера на качество интервью Н. С. Минаева выделяет: умение слушать, нейтральную позицию, половозрастные данные, внешние данные и задаваемые вопросы [8].
Ситуация интервью представляет собой искусственно созданное исследователем состояние, в которое вовлекается опрашиваемый. «Характер взаимоотношений интервьюера с респондентом составляют совокупность внутренних факторов ситуации интервью» [Там же. С. 129]. К внешним факторам проведения интервью относят условия непосредственной обстановки, окружения, места и времени проведения интервью, особенности регистрации ответов, а также социальную обстановку в целом.
Регистрация ответов опрашиваемых может осуществляться с помощью стенографии или технических средств. Рекомендуется объяснить респонденту, для какой цели и каким образом будут регистрироваться ответы. При записи беседы
на диктофон этап адаптации к беседе должен быть проведен более тщательно, чтобы эта процедура не вызвала возражений респондента.
Н. В. Панина называет следующие правила построения вопросов интервью:
1) сжатость — вопрос должен формулироваться максимально коротко, без лишних слов, оборотов и объяснений;
2) однозначность — вопрос должен строиться без двусмысленностей, быть простым для понимания, без скрытых подвопросов и возможностей «собственного толкования»; 3) определенность понятий — использование при формулировании вопросов лишь однозначных терминов и понятий или предварительно разъяснять их; 4) конкретность — конкретизация вопросов, их доформули-рование, разъяснение; 5) отсутствие претенциозности — формулирование вопросов без претензий на очевидность ответа или на подчеркивании превосходства исследователя [10].
Существует множество видов применяемых в интервью вопросов [1; 3], каждый из которых определенным образом влияет на последующий за ним ответ респондента.
С. Квале рассматривает исследовательское интервью как качественный метод, как беседу и выделяет три контекста понимания беседы. Во-первых, исследовательское интервью трактуется как специфическая профессиональная разговорная техника, позволяющая конструировать знание в процессе взаимодействия интервьюера и интервьюируемого.
Во-вторых, беседу можно рассматривать как основную форму познания. Р. Рорти [14] особенно подчеркивал момент порождения знания в беседе. В-третьих, человеческая реальность может быть отождествлена с людьми, ведущими между собой диалог. В контексте данного подхода беседа представляет собой не только конкретный эмпириче-
ский метод. Она также включает в себя основную форму конституирования знания; наконец, мир человека представляет собой диалогическую реальность.
На основании этих положений процесс обучения в высшей школе также можно рассмотреть как диалог, беседу между субъектами обучения. В системе педагогического общения диалог рассматривается как особый тип взаимоотношений между студентом (студентами) и преподавателем, основанный на личностном равенстве, согласии и сотрудничестве, субъект-субъектных отношениях, учете потребностей обеих сторон общения и т. д. Диалог — центральное понятие концепции проблемно-постановочного образования. Диалог сегодня также рассматривается как образовательная технология. Обучение, основанное на диалоге, способствует гуманизации первого [13].
Кроме журналистики, социологии, психологии и др., интервью также используется в учебном процессе. При этом в роли респондентов и интервьюеров могут быть и студент, и преподаватель. Интервью как разговорная техника может проявляться здесь во всем своем разнообразии: для контроля и оценки знаний студентов на семинарских занятиях, зачетах и экзаменах; для приобретения, уточнения и расширения знаний студентами и др.
В зависимости от задач обучения применяются различные виды интервью. Так, например, контроль знаний студентов в форме тестов — это стандартизированное исследовательское интервью с ограниченным вариантом ответов, позволяющее выявить уровень усвоения знаний по дисциплине. Противоположный вариант — свободное интервью с меняющимися ролями в процессе групповой дискуссии, одной из задач которого является приобретение, уточнение и расширение знаний студентов. Главными индикаторами присутствия интервью
в процессе обучения является наличие системы «вопрос-ответ» и возможность определения педагогической цели такого общения.
Обмен информацией между преподавателем и студентом в форме беседы (интервью) является способом передачи научного знания. Кроме того, аудио— или видеозаписи интервью можно использовать в качестве учебного материала. Так, например, для обучения психологическим дисциплинам мы предлагаем использовать записи интервью с участием известных ученых-психологов, сделавших вклад в развитие науки. Здесь исключается возможность студентов задавать интересующие вопросы респонденту. Но такой способ подачи материала может решать следующие задачи. Во-первых, решается задача «оживления» психологического знания путем непосредственного восприятия речи ученых-психологов без каких-либо посторонних интерпретаций. Во-вторых, решается задача повышения интереса студентов к предмету за счет новизны способа представления материала, а также за счет эмоционального «заражения» студентов от респондентов, их отношения к представленным проблемам.
Интервью, созданное в рамках нашей технологии, включает в себя проблемные вопросы современной психологии, что позволяет получить различные и даже противоположные ответы респондентов на них. Это, в свою очередь, способствует формированию у
студентов познавательной мотивации к изучаемому предмету, т. е. посредством данного интервью мы получаем новое психологическое знание, которое в дальнейшем можно передать студентам через прослушивание ими аудиозаписей ответов респондентов.
Мы считаем, что использование аудиозаписей интервью в качестве учебного материала в обучении психологии имеет ряд преимуществ. Во-первых, по законам сохранения информации получаемый в ходе прослушивания материал лучше запоминается в силу: 1) включения его в деятельность; 2) новой формы подачи материала; 3) работы с информацией, происходящего непосредственно после ее прослушивания. Во-вторых, информация, полученная в ходе интервью, несет не только знание о предмете, но и отношение к нему, что способствует повышению учебной мотивации студентов, а именно познавательного интереса.
Таким образом, мы видим, что интервью является не только социальнопсихологическим методом исследования, но и педагогическим инструментом. Интервью может использоваться в обучении как способ получения и передачи психологических знаний. На основе использования записей интервью нами создана технология обучения психологии, что позволяет расширить методическое обеспечение данного курса для повышения качества высшего психологического и педагогического образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БЕЛАНОВСКИЙ, С. А. Методика и техника фокусированного интервью : учеб.-метод. посо-
бие / С. А. Белановский. — М. : Наука, 1993.
2. ГОРБАТОВ, Д. С. Практикум по психологическому исследованию / Д. С. Горбатов. — Самара : Бахрах-М, 2003.
3. ГОРБУНОВА, В. В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В. В. Горбунова. —
Ростов-н / Д : «Феникс», 2005.
4. ДРУЖИНИН, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 2003.
5. КВАЛЕ, С. Исследовательское интервью / С. Квале. — М. : Смысл, 2003.
6. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология / Т. В. Корнилова. — М. : Аспект Пресс, 2002.
7. ЛУКИНА, М. М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов / М. М. Лукина. — М. : Аспект Пресс, 2003.
8. МЕТОДЫ социальной психологии : учеб. пособие для вузов / Н. С. Минаева, Д. В. Пивоваров,
3. Л. Бондар [и др.] ; под общ. ред. Н. С. Минаевой. — М. : Академический проект, 2007.
9. Никандров, В. В. Вербально-коммуникативные методы психологии (беседа и опрос) / В. В. Никандров ; Ин-т биологии и психологии человека. — СПб., 2001.
10. Панина, Н. В. Технологии социологического исследования / Н. В. Панина. — К. : Институт социологии НАН Украины, 1998.
11. ПОГОСЯН, Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации / Г. А. По-госян ; отв. ред. Г. В. Осипов. — Ереван : Изд-во АН АрмССр, 1985. — 142 с.
12. РАЗОМАЗОВА, А. Л. Общий психологический практикум. Психологическое исследование. —
4. 1 : Неэкспериментальные методы психологии : учеб. пособие / А. Л. Разомазова ; ЛГТУ. — Липецк, 2004.
13. ЧЕСНОКОВА, Е. Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель-ученик» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Чеснокова. — СПб., 2005.
14. RORTY, R. Philosophy and the mirror of nature / R. Rorty. — Princeton (NJ) : Princeton University Press, 1979.
LIST OF LITERATURE
1. BELANOVSKY, S. A. Method and technique of focusing interview / S. A. Belanovsky. — Moscow, 1993
2. GORBATOV, D. S. Psychological research training / D. S. Gorbatov. — Samara, 2003.
3. GORBUNOVA, V. V. Experimental psychology in schemes and in tables / V. V. Gorbunova. — Rostov-na-Donu, 2005.
4. DRUZHININ, V. N. Experimental psychology / V. N. Druzhinin. — SPb, 2003.
5. KVALE, S. Researching interview / S. Kvale. — Moscow, 2003.
6. KORNILOVA, T. V. Experimental psychology / T. V. Kornilova. — Moscow, 2002.
7. LUKINA, M. M. Interview technique / M. M. Lukina. — Moscow, 2003.
8. THE SOCIAL psychology methods / N. S. Minaeva, D. V. Pivovarov, E. L. Bondar and oth. — Mos-
cow, 2007.
9. NIKANDROV, V. V. Verbal-communicative methods in psychology / V. V. Nikandrov. — SPb, 2001.
10. PANINA, N. V. Sociological researching technologies / N. V. Panina. — Kiev, 1998.
11. POGOSIAN, G. A. Method interview and reliability of sociological information / G. A.Pogosian. —
Erevan, 1985.
12. RAZOMAZOVA, A. L. General psychological training. Psychological research. Part 1. Nonexperimental psychological methods / A. L. Razomazova. — Lipetsk, 2004.
13. CHESNOKOVA, E. N. Method of developmental dialogic relations constructing in «teacher — pu-pil» system / E. N. Chesnokova. — SPb, 2005.
14. RORTY, R. Philosophy and the mirror of nature / R. Rorty. — Princeton (NJ) : Princeton University Press, 1979.
Получено 02.02.10 © Знайкина К. Л., 2010