УДК 377
К. Е. Осетрин, А. С. Киндяшова
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассмотрены особенности реализации правового обучения в условиях сельской школы при использовании информационно-коммуникационных технологий. В целях реализации эффективного, практико-ориентирован-ного правового обучения учитель сельской школы должен обладать навыками разработки авторского информационно-методического обеспечения по предмету «Право».
Ключевые слова: правовое обучение, информационно-методическое обеспечение предмета «Право», разработка электронного учебно-методического комплекса учителем сельской школы.
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сегодня является требованием, которое касается всех сфер жизнедеятельности, в том числе и системы образования. В этой связи можно констатировать тот факт, что сейчас происходит интенсивный процесс разработки методик применения современных информационных технологий в различных учебных предметах и в разнообразных видах учебной деятельности общеобразовательных сельских школ.
Одним из предметов, для реализации которого необходимо использование ИКТ, является «Право», так как «совершенствование процесса правовой информатизации общества имеет множество направлений, одним из которых является организация правового образования граждан с использованием современных информационных технологий» [1]. Только компьютерные технологии позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации.
Правовому образованию отводится большая роль в современной системе образования, так как благодаря ему происходит становление гражданина, обладающего целостной системой гражданско-правовых качеств, позволяющих осознавать себя как активного субъекта политико-правовой жизни, что обеспечивает успешную социализацию.
Анализ федерального базисного учебного плана позволяет сделать вывод о том, что правовое образование наиболее полноценно реализуется в рамках профильного обучения на ступени среднего общего образования. Это завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение указанных целей возможно при реализации профильного обучения.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет
изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Для обучающихся сельских школ профильное обучение является гарантией преемственности между общим и профессиональным образованием, в том числе для более эффективной подготовки выпускников к освоению программ среднего и высшего профессионального образования, обеспечивает равные возможности для разных категорий обучающихся.
Сегодня большой популярностью продолжают пользоваться специальности гуманитарного направления, подготовка к ним входит в социальноэкономический и социально-гуманитарный профили на ступени среднего образования. Составной частью каждого из этих профилей является правовое обучение, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях, в том числе сельских, в рамках предмета «Обществознание».
Учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования включает разделы «Обществоведение», «Экономика» и «Право». На профильном уровне «Обществоведение», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля. Так, социально-экономический профиль предполагает изучение учебного предмета «Право» два недельных учебных часа за два года обучения, а социально-гуманитарный профиль отводит на него четыре недельных учебных часа в течение двух лет обучения.
Реализация учебного предмета «Право» на ступени среднего общего образования, в том числе в сельской школе, происходит на основе уже полученных обучающимися знаний на ступени основного общего образования при изучении предмета «Обществознание», которое включает экономику и право. Старшеклассники подходят к изучению
предмета «Право» в профильной сельской школе в возрасте 15-17 лет - это особый этап социализации личности. В этом возрасте существенно расширяется дееспособность несовершеннолетнего: в 14 лет он получает паспорт, приобретает право самостоятельно, без согласия родителей распоряжаться своими доходами, совершать мелкие бытовые сделки и самостоятельно нести по ним имущественную ответственность, с 15 лет возникает возможность поступать на работу и самостоятельно заключать трудовой договор с работодателем. С 14 лет старшеклассники подлежат уголовной ответственности в случае совершения преступлений, предусмотренных ст. 20 УК РФ, а с 16 лет - на общих основаниях.
Таким образом, кроме психолого-физиологиче-ских особенностей формирования личности ученика в старших классах, характеризующейся стремлением утвердиться и осознать свое место в обществе, ученик обладает и особенностями юридического созревания, усилением правового статуса. Это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества, выступая в типичных ролях члена семьи, собственника, потребителя, гражданина, работника. В связи с чем, независимо от избранного профиля, старшеклассники должны достичь определенного уровня компетентности: в семейно-бытовой сфере; в сфере трудовой деятельности; в сфере гражданско-об-щественной деятельности и межличностных отношениях; в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе; в сфере массовых коммуникаций. Эти компетенции выступают необходимой частью правовой культуры, приобщение к которой является главной задачей правового образования [2].
Все это ставит перед школой серьезные задачи правового воспитания и обучения, для достижения которых, а также в целях полноценного и эффективного преподавания учебного предмета «Право» педагогу-правоведу в общеобразовательных учреждениях, в том числе в сельских школах, необходимо применение ИКТ. Основой деятельности учителей сельской школы, которые реально оценивают задачу сегодняшнего дня, стала разработка и внедрение опыта компьютеризации процесса правового образования учащихся. Все это требует творческого осмысления и работы по информатизации правового образования.
Среди интерактивных форм правового обучения сегодня большой популярностью пользуется создание и внедрение авторских электронных изданий, разрабатываемых педагогами сельской школы по преподаваемым дисциплинам. Учебные электронные издания нужно рассматривать как
обучающую информационную среду, которая органически продолжает традиционные методы и средства обучения и обеспечивает более быстрый и полный доступ к любой информации. Электронные издания ориентированы на поддержку процесса получения информации, знаний в какой-либо области, закрепления навыков и умений, контроля знаний, формирования правовых компетенций.
В ряду учебных электронных средств особое значение имеют электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), так как они позволяют комплексно подходить к решению основных дидактических задач. Каждый комплекс предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы в предметной области. Основой комплекта является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В ЭУМК могут входить следующие элементы: электронный учебник, электронный справочник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система. Это свидетельствует о том, что данное учебно-методическое обеспечение содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, т. е. создает условия для целостной поддержки курса «Право» в сельской школе. Обучение праву при его помощи является особенно актуальным в связи с постоянным изменением правовой информации. Комплект по предмету «Право» также должен быть доступен для самостоятельного изучения материала обучающимися сельской школы (в том числе в домашних условиях).
При создании ЭУМК по предмету «Право» учитель сельской школы должен сначала разработать электронный конспект теоретического материала для каждого урока. Такие конспекты предоставляют возможность самостоятельного изучения учебного предмета или какой-либо его части, обеспечивают быстрый доступ к необходимой информации, а также помогают реализовать индивидуальный подход в обучении. Каждая тема урока должна сопровождаться гипертекстовыми ссылками на соответствующие презентации, практические задания, примеры, образцы документов, фотографии и выдержки из текста нормативных актов.
Для того чтобы изучение предмета «Право» было интересно и доступно в понимании обучающимся, учитель сельской школы должен разработать электронный практикум, который формируется из заданий различной сложности и может включать в себя: правовые познавательные задачи, задания по составлению договоров, исковых заявлений, расписок, претензий, заполнению таблиц, схем, разбору правовых ситуаций, задания к про-
блемным беседам, дискуссиям, диспутам, сценарии учебных игр. Разнообразные разработки сборников дифференцированных заданий и вопросов, группируемых по 8 тематическим разделам: теория государства и права, история права, конституционное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, административное право, уголовное право, чрезвычайно актуальны сегодня ввиду желательного расширения объема практических занятий в старших классах сельской школы. В ЭУМК каждый практикум должен сопровождаться гипертекстовыми ссылками на образцы выполнения заданий (образец решения задачи, образец составления договора и другие), на выдержки из нормативно-правовых актов, необходимые для выполнения заданий, на соответствующий раздел теоретического материала, презентацию, фото, аудио- и видеоматериал.
Несомненным преимуществом ЭУМК будут электронные тесты. Электронная тестирующая программа по курсу «Право» является очень важной составляющей, так как позволяет оценить эффективность применения всего комплекса в процессе обучения. Компьютерное тестирование по каждой теме осуществляется в режиме контроля, который предназначен для проверки полученных знаний.
Использование комплекса по предмету «Право» может осуществляться в классах, оснащенных проекторами (при изучении нового материала), а также в компьютерных классах при проведении практических занятий, где каждому ученику обеспечен доступ к содержанию образования на персональном компьютере. На занятиях в компьютерных классах ученики сельской школы могут руководствоваться кратким конспектом лекций, смотреть презентации со своего компьютера, открывать необходимые нормативно-правовые акты, выполнять практические
задания, все это обеспечивает индивидуальный темп работы.
ЭУМК, разработанный учителем сельской школы, упростит его работу в связи с возможностью постоянного обновления информации, повысит качество преподавания на основе быстрого оценивания знаний, умений и навыков учащихся, позволит оперативно управлять ходом учебного процесса, обогатит урок наглядным материалом. Учителю права сельской школы необходимо иметь собственные электронные разработки, готовя их, он может учесть и объем знаний в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, и содержание выбранного для изучения права учебника, и возможности учащихся.
Применение учителем сельской школы ЭУМК по предмету «Право» [3] обеспечит наиболее адекватное и глубокое изучение материала, ведь вместо заучивания ученики будут осваивать право на основе применения интерактивных методик. Обучающиеся приобретут солидную систематическую базу правовых знаний, практические навыки и умения, такие как составление документов, переговоры, обращение в государственные органы, поведение в сложных ситуациях - при аресте, допросе, судебном разбирательстве, у них появится интерес к участию в общественной жизни.
Безусловно, широкое использование электронных ресурсов и изданий может фундаментально изменить весь учебный процесс в сельской школе, сделать его более эффективным. Исследования показывают, что обучение при помощи компьютерных средств открывает новые перспективы в процессе правового обучения и дает более высокие результаты, чем традиционное обучение. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно использовать различные компьютерные возможности для правового образования в условиях сельской школы.
Список литературы
1. Коркин А. Организация правового образования с использованием современных информационных технологий // Учитель. № 2. 2000.
2. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 400 с.
3. Викторенкова С. В. Организация совместной деятельности преподавателей вузов: проблемы и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. С. 27-30.
Осетрин К. Е., доктор физико-математических наук, профессор, проректор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Киндяшова А. С., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, б0, Томск, Россия, б340б1.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.11.2011.
K. E. Osetrin, A. S. Kindyashova ICT APPLICATION FOR TEACHING LAW IN RURAL SCHOOLS
The article deals with the implementation of law education in rural schools using information and communication technologies. In order to implement effective, practice-oriented legal training teachers in rural schools should have skills to develop information and methodological support on the subject “Law”
Key words: law education, information and methodological support of the subject "Law" development of digital educational and methodical complex for teachers in rural schools.
Osetrin K. E.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Kindyashova A. S.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]