Возможности использование гендерной прессы на медиаобразовательных занятиях со студентами *
А. Е.Фатеев
проректор по социально-экономическим вопросам и перспективам развития Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, кандидат филологических наук,
Е.В.Мурюкина
доцент кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, кандидат педагогических наук
Аннотация. В статье представлены основные характеристики современной гендерной прессы. Анализируется опыт использования гендерных печатных изданий на медиаобразовательных занятиях со студентами.
Ключевые слова: медиаобразование, гендерная пресса, анализ медийных стереотипов, студенты.
Possibilities of Gender Press in media education lessons with students
Dr. Andrey Fateev, pro-rector of Taganrog State Pedagogical Institute
(Taganrog, Russia)
Dr. Elena Murukina,
Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
(Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education
Abstract. The article presents the main characteristics of the modern gender press. The experience of use of gender printed publications in media education lessons with students.
Key words: gender press, media stereotypes analysis, media education, students.
* Написано при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).
Мировой кризис, поразивший экономику многих стран, затронул и Российскую Федерацию. Наряду со многими сферами экономики, сложные времена настали для печатных изданий. Многие из них с трудом преодолевают трудности, связанные с падением тиражей. Вместе с тем, анализ прессы [Му-рюкина, 2009, с.25-45] показал, что основную сложность испытывают социально-политические издания (разных уровней: от федеральных до региональных). В меньшей степени кризис затронул коммерческие издания, в частности гендерные (женскую и мужскую прессу, например, «FHM», «Mullen Rouge», «Медведь», «She», «Cosmopolitan», «Gloria», «She», «Shape», «Mini», «Ростовчанка», «Таглайф», «Лиза», «Аксинья» и т.д.).
Мужские и женские издания имеют как видимые сходства, так и качественные, количественные различия:
- Мужские издания имеют следующие основные направления: а) эротическое («Playboy», «XXL» и т.д.); б) информационно-развлекательные («FHM», «Медведь» и др.); в) ярко выраженный вектор подборки и печати материалов: политический «Mullen Rouge», экономический «Коммерсант» и т.д.
- Женские издания имеют следующую направленность: а) ориентированные на семейную жизнь, где целевой читатель определяется как домохозяйка со среднем уровнем достатка; б) пресса для женщин, занимающихся собственной карьерой; в) «гламурные» издания для женской читательской аудитории.
Компаративный анализ тендерных изданий показал, что и в мужских, и в женских изданиях образ противоположного пола позиционируется редакциями больше в «потребительском» (секс, муж/ жена, отец детей и т.д.) смысле. Таким образом, мужчина/женщина предстает в гендерных изданиях не как целостных образ, а в определенном (выбранном редакцией) формате. Гендерные издания ориентированы на создание среди своих читателей общества потребления, на достижение этой цели направлены все медиатексты, включая рекламу, латентную рекламу, «placement» и т.д. Гендерные издания всех видов и направлений отличает от другой печатной прессы рафинированный эгоцентризм. Медиатексты, публикуемые в современных тендерных изданиях, отличаются шаблонностью, повторяемостью тем и рубрик, унифицированным обезличенным стилем изложения материала, подбора иллюстраций и пр.
При этом:
1) в женских изданиях мы выделили три подвида (в соответствии с экономическим положением целевого читателя): общедоступные («Ростовчанка», «Аксинья» и т.д.); эконом-класс («Gloria», «Лиза» и т.д.); «хай-класс» («Cosmopolitan», «She», «Mini» и т.д.);
2) рекламные площади в женских изданиях занимают большее количество места, чем в мужской прессе. Женские издания отличает «placement» - в журналах мы встречаем большое количество пробников рекламных товаров, ка-
талоги косметических фирм и одежды, купоны на скидки и т.д.;
3) мужские издания отличает высокое качество полиграфии, бумаги, которое соответствует таким женским журналам как «Cosmopolitan», «She» и пр. Таким образом, можно констатировать, что в мужских изданиях отсутствует «эконом» сегмент, который в женской прессе представлен журналами «Лиза», «Gloria» и пр.;
4) мужские издания активно используют женский образ в своих медиатекстах. Женщина чаще всего рассматривается как сексуальный партнер, в то время как женские издания более ориентированы на саму представительницу слабого пола, ее мир, внешние атрибуты успешной (по мнению редакции) жизни. Присутствие в медиатекстах мужских образов наблюдается значительно реже.
Изучение и анализ прессы, выявление целевого читателя позволило нам сделать предположение о том, что большая часть студентов
читает (постоянно или периодически) гендерные издания. Поэтому мы предложили студентам с 1 по 5 курс ответить на вопросы разработанной нами анкеты (таблица 1). Всего в анкетировании приняло участие 225 студентов Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова.
Результаты проведенного анкетирования показали, что предпочтения студентов распределились следующим образом (относительно видов прессы): информационно-развлекательная (68,9 % голосов опрошенных), развлекательная (21,4 %), информационно-аналитическая (6,4 %), рекламно-информационная (2,4 %), аналитико-теоре-тическая + креативная (0,6 %).
Среди наиболее популярных в студенческой аудитории изданий были названы: «7 Дней», «Караван историй», «Антенна»,
«Cosmopolitan», «Gloria», «She», «FHM», «Медведь», «Футбол», «За рулем» и т.д.
Пресса Название изданий, которые Вы обычно читаете Расставьте данные виды прессы по местам (в соответствии со своими предпочтениями)
Развлекательная
Информационно-развлекательная
Рекламно-информационная
Информационно-аналитическая
Аналитико- теоретическая, креативная
Таблица 1. Вопросы анкетирования для студентов
Таким образом, в студенческой аудитории мы наблюдаем стойкий интерес к гендерным изданиям (как для мужской, так и для женской аудитории). Мы предположили, что в рамках медиаобразователь-ных занятий со студентами Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова мы можем использовать этот популярный среди юношеской аудитории вид прессы.
Например, по нашему мнению, можно использовать гендерные издания на занятиях со студентами для развития умения анализа медийных стереотипов. В целом можно утверждать, что создание стереотипного образа женщины или мужчины - одна из основополагающих целей таких изданий.
Анализ медийных стереотипов направлен, согласно определению А.В.Федорова [Федоров, 2004, с.43-51; Федоров, 2006, с.175-228; Федоров, 2007], на выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т.д. в медиатекстах. Медийный стереотип это определенное воплощение того или иного объекта в обществе и отношения к нему
Для развития умений анализа медийных стереотипов у студенческой аудитории, мы проводили занятия в соответствии с циклами творческих заданий. Приведем пример занятия, которое отражает развитие умений анализа медийных стереотипов в печатных изданиях. Студенты распределяются по парам и в письменной форме анализируют рекламные медиатексты, опубликованные в гендерных изданиях. Для того чтобы сделать ана-
лиз наиболее конкретным в плане отражения медийных стереотипов, необходимо обозначить некоторые критерии: пропорции визуальной и письменной информации; самая важная часть данной информации; указания на жанровые стереотипы медиатекста; композиция рекламного медиатекста. Приведем некоторые выдержки из работ студентов (стилистика сохранена):
«Реклама маски для волос [журнал «Cosmopolitan»]: 1) Пропорции визуальной информации значительно больше письменной. Важно отметить, что текстовая информация имеет разные шрифты, размеры и пр. средства, призванные обозначить важное и второстепенное. К важному относится название, основное свойство, которое делает ее удобной для потребителя, естественно, это название фирмы, например. К второстепенному относится описание ваших предполагаемых ощущений, в случае использование этой маски. 2) Самая важная информация - это прекрасные волосы девушки и текст: «Расслабьтесь. Через 1 секунду ваши волосы будут как новые». Данная реклама содержит пробник, который читатель может использовать, чтобы почувствовать преимущества товара. 3) Данная реклама поддерживает концепцию журнала, который «заботится» о своих читательницах, предлагая им качественные товары, которые помогут сохранить их красоту 4) Композиционно рекламный лист выстроен грамотно: акцентируется внимание на девушке и ее прекрасных волосах. И когда вы уже полны желанием иметь такие же сильные волосы, вы опус-
каете глаза в правый нижний угол и ... о, чудо, находите там желанный пробничек! Пустячок для производителя, а продажи товара увеличивает в разы!...».
«Мы взяли для анализа меди-атекст из журнала «Лиза». Это не рекламное сообщение, а текст из рубрики «Стиль». То, что это не рекламный продукт, можно сказать с огромной натяжкой, так как на странице опубликованы фотографии моделей в одежде, а рядом ссылки на фирмы, ориентировочные цены, то есть все признаки «скрытой» рекламы налицо. Важная часть информации здесь двояка -с одной, легитимной стороны, - это создание законченного стиля, который может использоваться читательницами в качестве рекомендаций, а с другой - реклама тех самых вещей, в которые одеты модели. Указанные цены на вещи говорят нам о следующем, формируемом изданием образе женщины: достаток выше среднего (но не такой высокий как у читательниц «М1п1», где рекламируются вещи класса «люкс»), хозяюшка, женщина, следящая за собой, имеющая семью и т.д. Стиль одежды, типаж моделей (в медиатексте) полностью подтверждает этот стереотип.».
После написания работ студенты зачитывают их, обсуждают, дополняют, формулируют выводы. Роль преподавателя заключается в консультировании. Часто после выполнения основного задания студенты приходят к более общим выводам. Вот пример развернувшейся в аудитории дискуссии:
Женя Г.: Мы проанализировали большое количество журналов,
ориентированных на женскую аудиторию, и можно прийти к выводу, что они имеют различную целевую аудиторию, и поэтому реклама товаров тоже различна.
Сережа С.: Да, гламурные издания такие как «Mini», «Сosmopolitan», «Elle» и др. содержат рекламу более дорогих товаров класса «люкс», много пробников, каталогов и пр.
Женя С.: Здесь дело не столько в более дорогом сегменте товаров, но и в том, что виды рекламируемой продукции другие: в «Лизе» и т.д. наравне с рекламой кремов, одежды много товаров для «дома»: лекарства для всей семьи, Куриные кубики, майонезы и др. продукция. В гламурных изданиях этого не может быть априори, потому что в тот стереотип, который они формируют, такая продукция не «укладывается». А пробников в «Gloria» нет, потому что цена на издание увеличится и отпугнет покупателя.
Приведенный фрагмент дискуссии помогает подойти студенческой аудитории к более цельному анализу гендерных изданий. В то же время данное занятие способствует развитию самостоятельного, критического мышления, креативных способностей.
Следующее медиаобразова-тельное занятие со студентами относилось к циклу театрализовано-ролевых, творческих: преподавателем предлагалось провести «интервью» с главными редакторами газет и журналов, ориентированных на женскую аудиторию. Из студенческой аудитории выбирались «редакторы» журналов «Mini», «Cosmopolitan», «Elle», «Gloria»,
«Лиза», «Ростовчанка», «Тагlife». Остальные студенты в группах по 34 человека готовили вопросы. После этого вопросы обсуждались с целью выбрать самые интересные. В это время «редакторский состав» работал с изданием, которое он должен представить. Далее студенты готовили и осуществляли на практике свой игровой проект интервью. Ответы «редакторов» обсуждались и сравнивались. Для этого аудитория опиралась на определенные критерии: насколько ответ редактора соответствует концепции, которой придерживается издание, степень достоверности и реальности ответа и т.д.
Вот, например, некоторые вопросы «журналистов» и ответы некоторых «редакторов»:
- Каким образом вы стали редактором издания?
Ответы:
«Редактор» «Ростовчанки»: Мой муж - обеспеченный человек, я закончила журфак, сидеть дома не хотелось, поэтому по моей просьбе муж зарегистрировал этот журнал, и теперь я в нем главный редактор.
«Редактор» «Cosmopolitan»: Я закончила английскую спецшколу, журфак с красным дипломом. Начинала работать простым журналистам, но, преодолевая трудности, шла к своей цели - сделать карьеру. Я делаю свою работу качественно и грамотно, потому что профессионал своего дела.
«Редактор» «Mini»: Мне помогли определенные связи, знакомства, мужчины, которые видели во мне определенные организаторские способности, креативный подход и пр.
- Изменился ли ваш стиль в одежде, жизни после того, как вы заняли этот пост?
Ответы:
«Редактор» «Ростовчанки»: Стиль в одежде не изменился. Изменился темп жизни: мне надо успеть побыть с детьми, а у меня их двое, решать много разных дел, связанных с изданием нового номера. В том числе и финансовые вопросы, так как часть тиража распространяется бесплатно.
«Редактор» «Cosmopolitan»: Нет, я всегда много работала, а стиль в одежде выбрала для себя давно. Но к тем модным тенденциям, которые описываются в нашем журнале, я всегда прислушиваюсь.
«Редактор» «Mini»: Да, так как я должна быть лицом издания.
- Разделяете ли вы мнение о женщине, которое позиционируется в вашем издании?
Ответы:
« Редактор» «Ростовчанки»: Да. Но у нас есть даже рубрика «Дон многонациональный», где мы рассказываем о современном образе женщин других национальностей. Поэтому я бы сказала не единый образ, а определенная система образов. А вот то, чем должна быть «заполнена» женщина - у всех едино: семья, дети, любовь, доброта, работа и т.д.
«Редактор» «Cosmopolitan»: Да, я полностью уверена в том, что создаваемый образ имеет реальные основы. Для меня есть пример (может это и не скромно) - я! Добилась всего сама...
«Редактор» «Mini»: Да, это женщина независимая, стремящаяся
достигнуть вершин в работе, совершенных отношений с мужчиной. Она рационалистка, ее достоинство в том, что она умеет просчитывать ситуацию, анализировать и вообще работать головой.
- Какую роль в вашей жизни играют мужчины?
- «Редактор» «Ростовчанки»: Я окружена мужчинами: муж и два сына, поэтому комментарии излишни.
«Редактор» «Cosmopolitan»: Много друзей, но на брак я пока не решаюсь. Семейные отношения связаны с заботами, детьми и т.д., а я пока не могу себе этого позволить.
«Редактор» «Mini»: Играют.
В ходе выполнения задания, студенты сделали вывод, что есть несколько типов женских журналов:
- одни ориентированы на «женщину в семье», стереотип образа хорошей хозяйки, матери и т.д. Ее основное предназначение - семья и все, что с этим связано. Скорее всего, это издания для домохозяек. Этот образ имеет один недостаток, - это стереотип «недалекой» женщины, не стремящейся к саморазвитию, самообразованию. К таким журналам можно отнести «Лизу», «Gloria» и пр. В доказательство приведем название медиатек-стов, которые печатаются на страницах данных изданий: «Милый, мне неловко», «Как рассказать ему о ребенке, сексе, любви», «Сердце не прикажешь» и пр.;
- другие имеют более феминистическую направленность стереотипа, когда женщина стремится работать, продвигаться по карьерной лестнице. Место мужчине тут отведено второстепенное - он исполь-
зуется для продвижения карьеры или как «сексуальный объект».
Таким образом, существует разница между печатным и реальным образом женщины, что позволяет говорить о недостоверности такого рода медиатекстов. Очень часто здесь используется собирательный образ, а не конкретные люди.
Проведенное медиаобразова-тельное занятие способствует развитию автономного, критического мышления, креативных способностей, умений анализа медийных стереотипов.
Безусловно, гендерные издания, столь популярные в юношеской аудитории можно использовать и для развития умений других видов анализа, например, автобиографического. Под автобиографическим (личностным) анализом А.В.Федоров понимает сопоставление своего жизненного опыта (событий личной жизни, проявлений своего характера в различных ситуациях) с жизненным опытом персонажей медиатекстов. По его мнению, автобиографический анализ на медиаобразовательных занятиях связан терапевтическим эффектом и феноменом компенсации [Федоров, 2007].
В своей медиаобразователь-ной деятельности мы проведи несколько таких занятий. В качестве примера здесь можно описать занятие со студентами, где они выполняют следующее задание: представить себя в роли неодушевленного предмета, фигурирующего в медиа-тексте, написать воображаемый «внутренний монолог» такого рода персонажа. Форма выполнения такого рода задания индивидуальная,
так как автобиографический анализ предполагает опору на собственный жизненный опыт. Причем, юноши «искали» персонаж для письменной работы в изданиях, ориентированных на мужскую аудиторию, а девушки, - в «женской прессе».
При работе с тендерными популярными изданиями мы учитывали следующую особенность: иллюстрации к медиатекстам тщательно выверяются редакцией, в кадр попадают только стилистически выверенные вещи, предметы интерьера и пр., во многих случаях в малой степени соотносящиеся с персонажем медиатекста. Поэтому студентам предлагается в самостоятельном порядке выбрать медиатекст, прочитать его, выявить какой-либо предмет, качество характера, внешности и т.д. и от его имени написать сочинение. Приведем здесь некоторые выдержки из работ студентов (сохранена авторская стилистика):
Сергей К. выбрал интервью с А.Макаревичем [журнал РИМ. 2008. N 2].
Сергей К.: «Здравствуйте, позвольте представиться, я - гитара. Да-да, та самая гитара Андрея Ма-каревича. Я не просто музыкальный инструмент, «деталь» для зарабатывания денег и популярности. Я часть его жизни!!! Со мной связана целая эпоха. Если бы не я, мой хозяин не получил бы такой известности. Хотя мне теперь и обидно, потому что, когда журналист задал ему вопрос: «Гитара или рояль?», я была уверена в ответе, а Андрей практически меня предал, сказав: «Еще и контрабас, и барабан»...
«А - я половник. Именно со мной хозяин раскрылся не только
как талантливый музыкант. Грани его дарования проявились и на кухне, куда он приглашал гостей, где готовил с ними различные блюда, вел беседы. Я горжусь тем, что не дал Макаревичу «замкнуться» на музыке (с его гитарой), а открыл миру Андрея-повара, тонкого психолога. Да и вообще мы с Макареви-чем создали целую «отрасль» кулинарных программ на телевидении, которое потом обрело аналоги в печатных изданиях. Так что для меня не вопрос, кто главнее гитара или я. Ответ очевиден: с гитарой была « Машина времени», а со мной появилась личность А.Макаревича»...
«В сторону мелочь, дайте место последнему и главному увлечению хозяина. Я - породистый, стройный блондин - кий для игры в боулинг. Сейчас я вышел на первый план в жизни Макаревича. Я не просто увлечение, а часть его жизни. Со мной он почувствовал вкус жизни, свободу общения - не для пиара, а для себя любимого. Мы с ним можем это позволить».
Анастасия М. написала сочинения, выбрав в качестве неодушевленного персонажа балетную пачку балерины А. Горячевой [журнал «Лиза», 2008. № 12].
«Ах, посмотрите как я порхаю, я балетная пачка, да я такая. А теперь, мои юные пачечки, начинаем урок. Его тема: «Как стать знаменитой». Все познается в сравнении. Главное - выбрать себе правильную хозяйку. Вот, например, моя хозяйка ведущая солистка Большого театра Анастасия. Да нет, нет, не Волочкова. Это не совсем удачный пример - у нее пачки то воруют, то заливают краской. И
вообще она уже и не работает у нас. А вот Настя Горячева - это балерина. А вы думаете, как я начинала? Была редисочкой в балете «Чипол-лино». Вся в листочках, крутилась себе в третьем ряду, то есть была пачкой кордебалета... А теперь я на первых ролях со своей хозяйкой, разумеется. Меня узнают, мне аплодируют. Только ведь жизнь наша не так радостна, как кажется. Вот если бы я была собачкой какой-нибудь модной карманной породы, тогда бы Настя со мной никогда не разлучалась. Ведь я была бы не только другом, но и модным аксессуаром гламурной жизни. В ночной клуб - со мной, на вечеринку - со мной, на модный показ, в кафе -везде были бы рядом. А так я создана только для работы, да еще для съемок в журналах - вот как на этой фотографии. Зато я много где побывала, мне рукоплескали залы в разных странах. Только грустно висеть в шифоньере одной после спектакля.».
Проведение такого рода занятий способствует акцентуализации студентов на таком ключевом понятии как «язык» медиа. А если учитывать обстоятельство, по которому медиаагентства манипулируют сознанием аудитории, то такое задание способствует развитию критического мышления, поиску скрытых сообщений, дешифровки знаков, символов, которые закодированы в медиатексте.
В качестве примера другого занятия, приведем театрализованный этюд на тему диалога редакционных изданий «мужского» и «женского» изданий. Для проведения данного задания студенты делятся
на три команды: редакции «мужского» и «женского» журналов, и читатели различного социального статуса. Командам отводится время на подготовку, в ходе которой «редколлегии» разрабатывают презентацию издания (из реально существующих), а «читатели» готовят вопросы к издательствам. После проведения подготовительного этапа действие «приобретает» театрализованный характер. Среди характерных выделяется незамедлительная реакция, иронично-сатиричная форма вопросов и ответов, мимическая «поддержка» слов и т.д. Приведем некоторые вопросы и ответы, которые были подготовлены (и проиграны) студенческой аудиторией:
Вопрос читательницы - студентки педагогического института (специализация «Медиаобразование»): «Скажите, сколько у вас в редакциях мужчин и женщин? Соблюдается ли «выдержанность «в стиле гендера»?
Ответ «редакции
«Cosmopolitan»: В нашей редакторской команде работает 100 % женщин, и мы этим гордимся. Да, мы стараемся, чтобы женский журнал «делали» женщины, так как они правильнее видят и расставляют акценты.
Ответ « редакции «FHM»: Как-то так получилось, что наша редакция представлена 10 мужчинами и 9 женщинами. Феминистки должны торжествовать, что мужской журнал «создается женскими руками». Я бы провел чистку.
Вопрос читателя - молодого бизнесмена: «Какова концепция и целевая аудитория ваших изданий»?
Ответ «редакции «FHM»: Мы работаем для вас. Наша целевая читательская аудитория - мужчины от 23 до примерно 45 лет. Это мужчины - успешные в жизни, имеющие достаточный доход, интересующиеся женщинами, не утружденные тяготами и заботами семейной жизни. Они свободны в личной жизни, независимы в материальном плане, склонные к экспериментам.
Ответ «редакции
«Cosmopolitan»: Мы гламурный журнал. Наша читательница от 1618 до 40 лет. Она эмансипирована, берет от жизни только то, что сама хочет, зациклена на брендовой одежде, карьере. Мужчины интересуют ее, но необходимо уметь ими и собой управлять, поэтому мы даем подробные инструкции как необходимо поступать.
- Эй, читатель, куда же вы уходите?
Вопрос читателей в образе супружеской пары пенсионного возраста: «В чем заключается счастье в жизни?»
Этот вопрос поставил «редакции» в затруднительное положение.
«Супружеская чета» продолжила:
- Вам не кажется, что вы не даете никаких ценностных установок, которые реально могут пригодиться вашим читателям в их жизни? Ваша основная идея заключается в карьерном росте, периодических «взаимовыгодных» отношений с представителями противоположного пола, позиционировании модных брендов. Вот ваша основная идея. А теперь у нас вопрос ко всей аудитории: кто хотел бы жить так, как предлагают гендерные журна-
лы, поднимите руки?
Необходимо отметить, что здесь из всех студентов никто не поднял руки.
Реплики студентов: Наш эмпирический опыт подсказывает нам, что тот образ жизни, который излагается в гендерных популярных изданиях, «неживуч». Он искусственен и в принципе, довольно далек от реальной жизни...
Итак, проведение такого театрализованного этюда помогает студентам развить не только умения автобиографического анализа, но и воспользоваться уже имеющимися знаниями - привлечение элементов структурного анализа, анализа медийных стереотипов. Использование автобиографического вида анализа на занятиях способствует снижению манипулятивного воздействия медиа агентств на аудиторию, развивает критическое, самостоятельное мышление, творческие способности студентов. Проведение данного занятия направлено на изучение таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства», «аудитория», «языки», «репрезентация», «категории», «технологии».
Необходимо отметить, что те-атрализовано-ролевые творческие занятия дополняют и обогащают умения, приобретенные студенческой аудиторией во время литературно-аналитических и литературно-имитационных игровых практических занятий.
Нами было также проведено занятие, относящееся к циклу литературно-аналитических творческих заданий, в котором студенты должны заполнить приведенные
со со
Качества персона>ка медиатекста:
Тендер Возраст Раса Внешний вид, Уровень Семейное Социальное Черты Ценностные Поступки, спо-
одежда, образования, положение положение характера, ориентации собы разреше-
персон а>ка телосложение профессия, хобби темперамент, (идейные, рели- ния конфликтов
медиатекста мимика, жесты, гиозные и др.)
лексика
Пример- Европейская. Спортивного Высшее, продол- Неженат Фейскон- Нагловатый, Ценностные В сложные
но 26-28 телосложения, жает обучение в трольщик с самодовольный. ориентациии времена ездил
мужественное аспирантуре (сто- большим Думаю, что не проявлены, с охраной, ду-
лицо, твердый матология). количеством характер у него по крайней ме- маю, что у него
§ взгляд, стиль- Работает Фейс- нужных «взрывной». ре, в отноше- конфликтная
г о. ная одежда. контрольщиком в знакомств немногословный ниях с женщи- сама работа по
I модном москов- , хотя это может нами, так как своей сутм.
§ ском клубе. быть «чистки данные вопро-
а 'а; редакции», но конкретный. сы не в «формате» издания.
1 В соответствии
с материалами
^ статьи можно
с; 1 говорить о
г о «культе»
| о. денег, работы.
а; с 22 + + + +
| о (мой Неспортивный, определенного Студент педагогического вуза Студент, без особых
возраст) стиля не имею. связей
о + Хотя внешнее
о. сходство обна-
с ружить можно
ь 19-20 азиатская Брюнетка с Неизвестно Незамужем Модель, Спокойная, Ценностные Неконфлик
о; фигурой моде- актриса, рассудительна ориентации тн а,
г ли, одежды теле ведущая я. Жесты, оттапкиваютс предпочит
>| а> з минимум мимика, я от ает
лексика семейных, уходить от
с£ ш подверглись модель очень конфликта
«редакционном «привязана» к в
о а> с; У маме,
I 1 вмешательству слушается ее
я 1| », поэтому во всем, что
^ анализу высмеиваете
с о практически не я редакцией
о Е 2 4> 8 & поддаются
+ + + + + + +
о; & О. жить семьей
С конечно
а> * хорошо, го такая зависимость от мамы это «-»
0)
.Е 0)
о
ш о\ ь
•Е
ш
N3
ш ь
Ы *
л>
X
о я
о
ш ы
а *
5 !
ф I
гп ш
О
О
тз о о
X
ш *
о
2
о я
о г
о о
Качества персонажа медиатекста:
Возраст Раса Внешний вид, Уровень Семейное Социальное Черты характера, Ценностные ори- Поступки,
оде>нда, образования, положение положение темперамент, ентации (идей- способы
телосложение профессия, хобби мимика, жесты, ные, религиозные разрешения
Тендер лексика и др.) конфликтов
персонажа
медиатекста
23 европейская Производит Высшее Неженат, Актер Девиз «Я не В статье не про- В семейной
впечатление образование, но есть сдамся без являются. Но жизни спо-
г «Нарцисса», окончил Г И ТИС. любимая боя!» говорит можно сделать койный, в
ш Я хотя автор Хобби - танцы. девушка сам за себя. вывод, что лю- работе «мо-
о статьи пыта- Позиционирует бовь, семья на жет всту-
и- из ется убедить в ся автором как первом месте, питься за
* (0 его скромнос- скромный, спо- работа на свои права».
г б ти. Спортивное койный чело- втором.
£ телосложение, век, не боя-
^ одет модно щийся критики
с; о в свой адрес
г 1 о. а; с + + + + +
ш 1 | 1
о 22 европейская Темно каштано- Окончила Акаде- Незамужем Востребо- В статье о ней Ценностные Человек не-
о. о; вые волосы, мию театрального ванная в проявляются та- ориентации ис- конфликт-
с р. серо-голубые искусства, кинематогра- кие черты ха- ходят из семей- ный, всегда
£ глаза, чувствен- актриса. фе актриса рактера как ных, среди отли- старающийс
а> о. ные губы, под- В качестве хобби терпимость, чительных черт я «сгладить»
о черкнутые ску- можно назвать выдержанность, можно отметить острые углы,
>| <0 лы, «хрупкого» работу. спокойствие, от- то, что Лиза ве- не провоци-
= 1- ф телосложения. сутствие завис- рит в судьбу, ее руя развитие
с£ ей Одежда модная, ти и осуждения. знаки. Возмож- конфликтной
С ш но не яркая Ее отличает но, она религии- ситуации.
о 5 усердность в озна, но в рам-
а; ^ работе. По ках статьи эта
я характеру она информация
^ о скорее всего отсутствует
с о о. флегматик.
а; с 22 + Внешность + + + +
¡Е 1 Одежда +, но Студентка 5 курса
о. V не всегда сле- педагогического Замужем, Студентка и
I ф дую моде (от- вуза). Вся моя сыну 3 года воспитатель
талкиваюсь от деятельность
материальных направлена на
возможностей) свою семью.
О)
.Е О)
о
ш о\ ь
•Е
ш о>
ш ь
Ы *
о
X
о я О
05 5
О Ы
•Э 13
В »
ф ;
О) о
О) о
О
тз о о
X
ш *
о
*
О X
о я
о г
таблицы 1 и 2. При этом студенты должны проанализировать женский и мужской образы в женском и мужском изданиях. Это задание предполагает индивидуальную форму работы. Для выполнения задания мы предложили студентам использовать следующие медиа-тексты:
- мужское издание: интервью с Пашей Фейсконтрольщиком [FHM, 2008, февраль]; «Маменькина дочка» (статья о тайской актрисе, телеведущей, [FHM, 2008, февраль].
- женское издание: портрет «Стас Бондаренко: баловень судьбы» [Mini, 2008, апрель]; «Ирония звезды» (о Е.Боярской) [Mini, 2008, апрель].
Заполнение таблиц 2 и 3 студентами в процессе проведения меди-аобразовательного занятия способствует развитию умений автобиографического анализа. Заполняя в таблицах совпадения/несовпадения мужского и женского персонажей, аудитория учится не только проводить компаративный анализ себя с героем медиатекста, но и проецировать качества своего друга/подруги на образ героя противоположного пола.
Выводы. Итак, мы рассмотрели возможности использования гендерной прессы в медиаобразо-вательной деятельности со студентами. Работа с этим видом печатных изданий обуславливается несколькими факторами:
- прессу легко приобрести , в отличие от подписных изданий;
- студенты знакомы с содержанием журналов и газет, так как они популярны в студенческой среде;
- в своей медиаобразователь-ной деятельности мы опираемся
на теорию критического мышления, согласно которой анализироваться должны не только высокохудожественные и высококачественные медиатексты, но и массовые издания [Федоров, 2004, с.43-50; Федоров, 2006, с.175-228; Федоров, 2007];
- использование гендерной прессы может способствовать развитию умений анализа медиатекстов.
Литература
Мурюкина Е.В. Основные виды печатных изданий, применяемые на ме-диаобразовательных занятиях со студентами // Медиаобразование. 2009. № 1. С. 25-45.
Федоров А. В. Специфика медиаоб-разования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.
Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228.
Федоров А.В. Развитие медиаком-петентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
References
Fedorov A.V. Media education: creative assignments for students and schoolchildren // Innovations in education. 2006. N 4. P.175-228.
Fedorov A.V. Specificity of media education of students of pedagogical higher educational institutions // Pedagogica. 2004. № 4. P. 43-51.
Fedorov A.V. The development of media competence and critical thinking of students of pedagogical university. M.: Publishing house of the IPO UNESCO «Information for all», 2007. 616 p.
Muryukina E.V. The main types of printed editions, applied at the media education lessons with students // Media education. 2009. № 1. P. 25-45.