Научная статья на тему 'Возможности инновационного развития России на условиях государственно-частного партнерства'

Возможности инновационного развития России на условиях государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ФОНД ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ / INNOVATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PROBLEMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / THE INNOVATION FUND FOR TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Михаил Васильевич, Акимова Т. В.

Предметом данного исследования является государственно-частное партнерство (ГЧП) в научно-технологической сфере и возможности его создания и использования в Российской Федерации на современном этапе. Цель работы изучение основных принципов организации деятельности и достоинств ГЧП при решении задач повышения конкурентоспособности национальной экономики. Методологической основой исследования явились методы системного анализа и синтеза, обобщения, группировки, аналогии, раскрывающие возможности изучения явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В результате проведенного исследования выявлены особенности взаимоотношений исследователей и предпринимателей в России, доказана необходимость формирования и развития государственно-частного партнерства, предложено определение ГЧП в научно-технологической сфере, определены направления решения проблем создания и использования ГЧП как института модернизации экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL FOR INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIA WITH THE HELP OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

The paper studies public-private partnership (PPP) in the field of science and technology and potential for its creation and implementation in the Russian Federation at the present stage of development. The purpose of the paper is to study the basic principles of organization and advantages of PPP in view of strengthening the competitiveness of the national economy. The methodological basis of the study are the methods of system analysis and synthesis, generalization allowing to study phenomena in their development, interconnection and interdependence. The study identifies specific features of relationship between researchers and entrepreneurs in Russia, proves the necessity of the formation and development of public-private partnership, gives a definition of PPPs in the field of science and technology, determines the ways to solve the problems of creation and implementation of PPP as an institution of the modernization of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Возможности инновационного развития России на условиях государственно-частного партнерства»

УДК 330

|а» [email protected]

бйщ [email protected]

Михаил Васильевич Попов,

доктор экономических наук, профессор, первый проректор,

СГСЭУ

Татьяна Валентиновна Акимова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, СГСЭУ

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Предметом данного исследования является государственно-частное партнерство (ГЧП) в научно-технологической сфере и возможности его создания и использования в Российской Федерации на современном этапе. Цель работы

- изучение основных принципов организации деятельности и достоинств ГЧП при решении задач повышения конкурентоспособности национальной экономики. Методологической основой исследования явились методы системного анализа и синтеза, обобщения, группировки, аналогии, раскрывающие возможности изучения явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В результате проведенного исследования выявлены особенности взаимоотношений исследователей и предпринимателей в России, доказана необходимость формирования и развития государственно-частного партнерства, предложено определение ГЧП в научно-технологической сфере, определены направления решения проблем создания и использования ГЧП как института модернизации экономики России.

Ключевые слова: инновации, государственно-частное партнерство, проблемы инновационного развития, Инновационный фонд технологического развития РФ.

M.V. Popov, T.V. Akimova

POTENTIAL FOR INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIA WITH THE HELP OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

The paper studies public-private partnership (PPP) in the field of science and technology and potential for its creation and implementation in the Russian Federation at the present stage of development. The purpose of the paper is to study the basic principles of organization and advantages of PPP in view of strengthening the competitiveness of the national economy. The methodological basis of the study are the methods of system analysis and synthesis, generalization allowing to study phenomena in their development, interconnection and interdependence. The study identifies specific features of relationship between researchers and entrepreneurs in Russia, proves the necessity of the formation and development of public-private partnership, gives a definition of PPPs in the field of science and technology, determines the ways to solve the problems of creation and implementation of PPP as an institution of the modernization of the Russian economy.

Keywords: innovation, public-private partnership, problems of innovative development, the Innovation Fund for Technological Development of Russia.

В современных условиях инновации играют стратегически важную роль для долгосрочного экономического роста нашей страны, а становление и эффективное развитие инновационной экономики является ключевой задачей для России. Инновационная система в нашей стране до сих пор в значительной степени изолирована от рынка и потребностей общества, нуждается в улучшении функционирования и повышении уровня интеграции с бизнесом и обществом. Несмотря на значительные усилия государства по созданию инновационной инфраструктуры, по-прежнему сохраняется разрыв между исследователями и предпринимателями.

Важным отличием России от стран ОЭСР является структура научно-исследовательского сектора, характеризующаяся заметным превалированием научно-иссле-

довательских институтов и конструкторских бюро, находящихся в государственной собственности. Основную долю финансирования расходов на исследования и разработки также составляют средства государственного бюджета. В странах ОЭСР доля государственного финансирования составляет в среднем порядка 35% от общих расходов.

С одной стороны, государственное финансирование позволяет в условиях умеренного экономического роста России и незначительного в масштабах страны финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора сохранить значительный научный потенциал. С другой стороны, преимущественная ориентация на бюджетное финансирование науки и участие в исследованиях и разработках государственных организа-

ций создает серьезные препятствия на пути развития инновационной деятельности, основным из которых является недостаточная заинтересованность научных организаций в коммерциализации результатов НИОКР и их передаче промышленности. В результате с 2002 по 2010 гг. шестикратный рост бюджетного финансирования НИОКР практически не обеспечил прироста ВВП (в ведущих индустриальных странах 15%-ное увеличение затрат на науку обеспечивает 1% прироста ВВП).

Спрос на российские научные исследования и разработки со стороны национального технологического рынка очень невысок, за исключением, возможно, предприятий сырьевого сектора и некоторых других отраслей, что, в свою очередь, обусловливает малую активность частных предприятий в инновационной сфере. Также следует отметить относительно небольшое по сравнению с другими развитыми странами количество предприятий малого и среднего бизнеса, участвующих в инновационном процессе.

Общепризнано, что инновационное развитие страны не может быть всецело связано с государственным бюджетом - в основном оно должно осуществляться за счет формирования спроса на исследования и разработки со стороны негосударственного (частного) сектора экономики. В современном мире инновации совершаются прежде всего в интересах конкретного производителя, и потому именно коммерческий сектор, а не государство является главным производителем и потребителем инноваций. Для появления, развития и реализации инноваций необходимы рыночная экономика и конкурентная среда. Государство способно действовать как локомотив инноваций, но это может привести к перекосам экономики, неэффективному расходованию средств, а иногда даже заводит общество в тупик. Безусловно, государственная власть не может стоять в стороне от инновационного процесса, но ее роль должна быть скорее направляющей, указывающей и облегчающей инновационный путь [3, с. 95].

Поэтому первостепенной задачей является создание условий для развития государственно-частного партнерства, что будет способствовать повышению его эффективности в решении как текущих, так и стратегических задач экономического развития современной России, реализации ее социально-экономических проблем и становлению качественно новой инновационной экономики.

Несомненно, что именно партнерство с частным бизнесом позволяет власти:

- привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, и в первую очередь инвестиции;

- снизить остроту бюджетных проблем;

- переложить на предпринимательский сектор основную часть рисков и в то же время сохранить объекты пользования в государственной собственности.

Основной принцип концепции ГЧП состоит в том, что государство определяет, в каких услугах и инфраструктуре оно нуждается, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства. ГЧП может применяться в любых сферах, куда частный сектор может привнести необходимые инвестиции и практический опыт, не нарушая при этом уровень государственной безопасности.

В современном понимании государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг [1, с. 13].

При этом необходимо учитывать следующее:

1) партнерства являются средством достижения цели, а не целью самой по себе;

2) партнерства предполагают взаимный обмен ресурсами и разделение ответственности, а не однонаправленный поток; при этом под ресурсами понимаются не только материальные или денежные средства - в это понятие входят также знания, навыки, доверие аудитории и пр.;

3) партнеры должны быть готовы отказаться от определенной доли контроля над ситуацией, что несет с собой как риски, так и выгоды;

4) необходима достаточная степень взаимного уважения и доверия между партнерами, чтобы они могли работать вместе, а также существенная общность целей (однако полное единство целей не обязательно).

За последние несколько лет государственно-частное партнерство стало неотъемлемой частью российской экономики в различных отраслях: транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуре, тяжелой промышленности, добыче природных ископаемых и энергетике, - однако установление устойчивых связей между наукой и рынком пока не достигнуто.

Представляется, что государственно-частное партнерство в научно-технологической сфере - это объединение на договорной основе усилий, финансовых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов государства и бизнеса для достижения общих целей в области научно-технических, технологических и других инновационных исследований (деятельности, реализации приоритетных инновационных проектов и решения комплекса задач инновационной политики). Очевидно, что для создания партнерства и решения задач инновационной политики требуется объединение не просто усилий государства и бизнеса, а большого количества различных ресурсов, что в итоге даст возможность более эффективного использования финансовых ресурсов государства при осуществлении инвестиций в инновации и позволит приблизить Россию к решению задачи построения национальной инновационной системы.

С точки зрения стимулирования вложений частного сектора в НИОКР более прогрессивен и перспективен подход, при котором научные организации и бизнес со-финансируют НИОКР. В этом случае проводимые исследования и разработки направляются в основном на решение проблем, имеющихся в российской промышленности, и одновременно такой подход содействует развитию новых малых и средних наукоемких предприятий. Указанный подход имеет ряд преимуществ и позитивных последствий [2, с. 121]:

- во-первых, это привело бы в действие ресурсы федерального правительства и предприятий и способствовало бы их использованию на нужды НИОКР;

- во-вторых, это содействовало бы общению и взаимодействию между исследовательским сообществом и предприятиями;

- в-третьих, это способствовало бы увеличению расходов частного сектора на НИОКР, которые в России намного ниже, чем в среднем по индустриально развитым странам;

- в-четвертых, это могло бы стимулировать крупные российские предприятия закупать больше научно-технической продукции у отечественных предприятий и институтов, занятых в сфере НИОКР;

- в-пятых, финансирование за счет федерального бюджета научных исследований и разработок по тем направлениям, которые представляют наибольший интерес для российской промышленности, повысило бы ее конкурентоспособность.

В качестве важнейшего направления решения проблем создания и использования ГЧП как института модернизации экономики России можно признать разработку единой федеральной концепции развития государственно-частного партнерства, в которой правительство должно объявить о своих планах и проектах, а также об условиях их реализации и которая должна быть дополнена целым рядом более конкретных программ с детализированными мероприятиями, где будет определено разделение рисков и ответственности и сформулированы четкие правила игры партнеров. Однако формирование такой концепции, в свою очередь, упирается в отсутствие необходимой институциональной структуры -единого специализированного государственного органа, который бы курировал вопросы ГЧП в целом. Создание этого важного государственного института наряду с другими направлениями работы смогло бы комплексно способствовать решению всех теоретико-методологических, юридических, организационно-экономических проблем в данной области [4, с. 97].

На данной основе в стране будет продвигаться решение таких проблем, как:

1) создание специальных инновационных фондов на федеральном и региональном уровнях и эффективных механизмов их формирования и использования на условиях ГЧП;

2) развитие у предприятий стимулов к инновациям, создание системы эффективной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, благоприятного инвестиционного климата в высоко- и среднетехнологичных секторах обрабатывающей промышленности. Здесь на первый план выходят проблемы формирования эффективного собственника, конкурентной среды и кооперации в среде предпринимателей, создания общих условий для развития малого и среднего бизнеса, вовлечения в процесс инвестирования известных лидеров мирового высокотехнологичного бизнеса на базе улучшения инвестиционного климата;

3) организация трансфера технологий путем непосредственной передачи неовеществленных технологий от науки в производство (и в обратном направлении, если речь идет о промышленных прикладных разработках, имеющих значение для науки) или создания новых технологических предприятий, изначально нацеленных на внедрение собственных качественно новых разработок, а также интеграции промышленных и научно-исследовательских структур (создание инновационных

кластеров в экономике). Речь идет о создании основы для возникновения кооперативных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором (производством) и государственным научно-техническим сектором. В рамках этой задачи огромное значение имеет стимулирование спроса на новые технологии и инновации со стороны национальных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения (венчурное финансирование под инновационные проекты малого и среднего бизнеса, страхование инноваций). Известные зарубежные примеры - программа SBIR (Small Business Innovation Research - США), программа поддержки инновационных технологических программ университетов Израиля (Yozma, MAGNET), программы «Фонда Чили»;

4) организация самого процесса производства знаний (посредством создания эффективной системы образования и науки), что является определяющим источником формирования человеческого капитала и долговременного развития в современном мире, а также повышение образовательного уровня менеджмента и облегчение доступа к необходимой информации.

В порядке реализации приоритетных направлений инновационного развития необходимо реанимировать на условиях государственно-частного партнерства Российский фонд технологического развития, который сейчас фактически не функционирует. Придать ему исключительно инновационный характер предлагается путем его переименования в Инновационный фонд технологического развития РФ (ИФТР) и разработки адекватного механизма его формирования и использования. Возможно переориентировать фонд на поддержку реализации инновационных проектов компаний, а также на поддержку проектов, которые будут появляться в рамках технологических платформ. Он должен стать важнейшим институтом обеспечения грантовой поддержки инновационной деятельности. Кроме того, через программы ИФТР может осуществляться не только финансовая, но и информационная и консультационная поддержка фирм и бизнес-ассоциаций, которые специализируются на прикладных НИОКР, технологических и организационных инновациях, продвижении высокотехнологической продукции на внешние рынки, развитии механизмов непрерывного образования.

Очевидно, что государственно-частное партнерство на современном этапе действительно является эффективным механизмом повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе привлечения значительных инвестиций для модернизации имеющихся и создания новых производственных мощностей, для освоения новейших технологий и т.д.

1. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6.

2. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России. М.: Магистр, 2008.

3. Инчин М.Е. Механизмы привлечения инвестиций в инновационную сферу: государственно-частные партнерства // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

4. Ипатова А.П. Финансовый механизм формирования инновационной политики в регионе // Вестник СГСЭУ. 2009. № 2 (26).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.