Возможности информационных технологий в организации образовательного процесса вуза
У
III)
Агальцова Дарья Владиславовна
Кандидат педагогических наук, доцент департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия [email protected] 0000-0001-8892-2437
III! ?
©
Елисеева Дина Юрьевна
Старший преподаватель кафедры информационных систем, сетей и безопасности Российский государственный социальный университет, Москва, Россия [email protected] 0000-0002-1593-352X
Мнацаканян Ольга Леонидовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем, сетей и безопасности Российский государственный социальный университет, Москва, Россия [email protected] 0000-0001-9380-5497
Поступила в редакцию 21.07.2020
Принята 31.07.2020
Опубликована 30.09.2020
Аннотация
Статья посвящена роли информационных технологий в организации образовательного процесса вуза. Рассмотрены возможности эффективного использования информационных систем в управлении образовательным процессом. Авторы показывают, что возможности информатизации учебного процесса не всегда определяются только технологическими возможностями университета, в частности, они могут выступать дополнительными методологическими основами для закрепления и подготовки дидактического материала. Основной задачей информатизации образовательного пространства авторы считают улучшение возможностей и увеличение скорости обмена информацией между субъектами образовательного процесса. Определено, что применение информационных технологий должно быть не только ориентированным на передачу информации, но также и способствовать интерактивному взаимодействию между преподавателем и студентом. В работе отмечается, что ролевое распределение не ограничивается только рамками учебного процесса.
Авторы выделяют не только роли преподавателя и студента, но также создателя контента и его потребителя. Это позволяет говорить о том, что допустима двухсторонняя связь в процессе применения информационных технологий. Это также позволит снизить зависимость только от локальных учебных материалов и будет определять возможности для сетевого и удаленного обучения.
Ключевые слова
Информационные технологии; информационные системы; автоматизация процессов; информационно-образовательная среда.
Введение
В настоящее время развитие информационных технологий существенно влияет на создание и совершенствование инновационной инфраструктуры. В процесс формирования единого информационно-коммуникационного поля вовлечены практически все субъекты информационных отношений: от частных лиц до межгосударственных образований. Новые информационные технологии, глобальная компьютеризация, масштабное использование информационно-вычислительных сетей, облачных вычислений и общего информационного контента являются новыми двигателями прогресса и совершенствования коммуникационных процессов.
Российская система образования в данных условиях модернизации, являющаяся одной из главных частей государственного и муниципального управления, входит в число приоритетных направлений по совершенствованию управления образованием на основе информационных технологий [1].
Совершенствование системы образования подразумевает как автоматизацию процессов сбора и обработки информации в учреждениях образования, автоматизацию управленческих процессов, так и более тесное взаимодействие образовательных учреждений с обучающимися и их родителями.
Материалы и методы исследования
Динамично развивающаяся система российского образования под массированными технологическими изменениями общества, активно внедряет информационные технологии в образовательный процесс для более полного, емкого и планомерного распространения новых знаний.
Возможность автоматизации процессов в образовательных учреждениях предполагает, в первую очередь, внедрение информационных систем в образовательную деятельность, в том числе и информационных систем управления учебным процессом. Основной особенностью современных информационных технологий сейчас являются не только процессы их автоматизации, но и интеграция с другими программными продуктами, возможность изменения и хранения больших объемов данных. Поэтому внедрение информационных систем в образовательную деятельность является актуальной задачей и позволяет повысить оперативность обработки данных, упорядочить документооборот образовательного учреждения, увеличить производительность труда педагога, ускорить процессы взаимодействия с обучающими, родителями, позволит эффективнее контролировать учебный процесс. Компьютерные технологии в образовании призваны обеспечить создание информационного пространства, насыщенного полной, актуальной, достоверной информацией.
Результаты и обсуждение
Информационно-образовательная среда вуза способствует осуществлению автоматизации результатов усвоения профессиональных стандартов в электронной (цифровой) форме, а также всех процессов системы документооборота, составления расписания занятий, использования учебно-методической базы данных электронных образовательных ресурсов и пр.
Целесообразность внедрения и использования информационно-образовательной среды обусловлена:
- возможностью применения в образовательном процессе специально отобранных и/или разработанных электронных образовательных ресурсов;
- учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося благодаря использованию компонентов информационно-образовательной среды на всех этапах учебного процесса;
- применением дидактического принципа обучения за счет компьютерной визуализации учебно-методического материала;
- организацией и внедрением автоматизированного контроля и самоконтроля результатов обучения.
Выделим следующие принципы разработки и использования информационно-образовательной среды:
1. Структуризации учебно-методической информации предполагает наличие инструментария для поиска и возможности деления материала на подтемы, а также его нумерации, наглядного представления и возможности подбора по определенным параметрам (учебный материал, планы занятий и пр. по различным темам обучения).
2. Автоматизации контроля результатов обучения заключается в наличии возможности создания и использования различных типов тестов в рамках одной информационно-образовательной среды, с возможностью как автоматического подсчета его результатов, указанием и выделением допущенных ошибок, так и автоматического подсчета среднего балла студента, группы.
3. Определения учебно-методических целей с учетом дидактических возможностей информационно-образовательной среды: изучение учебного материала, предоставление информационно-справочной информации.
4. Применения проблемных заданий в качестве средства подготовки, предполагающий наличие готовых шаблонов, а также описание технологии их модификации и использования.
5. Обновления учебно-методического материала реализуется в содержании обучения, предполагает постоянный поиск и использование педагогом актуальной учебно-методической информации.
6. Обратной связи предполагает наличие диалогового окна для обмена сообщениями и комментариями к выполненным заданиям как у преподавателя, так и у обучающегося.
Существующие системы управления обучением, имеют возможность значительно расширить охват данной аудитории, а также позволяют сделать гибким учебный процесс, что значимо, в частности, при организации обучения иноязычных студентов [4].
Использование информационных систем в управлении образовательным процессом позволит:
- хранить и редактировать информацию по различным аспектам деятельности образовательного учреждения (учебной информации, информации о воспитательной деятельности, сведения по кадровым вопросам, инвентаризации библиотечного фонда учебного заведения, бухгалтерии);
- вести единый электронный документооборот;
- анализировать сводную информацию по успеваемости и т.д.
Решить перечисленные функции можно с помощью информационной системы управления образовательного учреждения. Информационная система, в первую очередь, должна быть предназначена для автоматизации процессов образовательного учреждения по следующим направлениям:
- внесение изменений в образовательные программы;
- иметь возможности корректировки типовых учебных планов и создания новых по трансформирующемуся списку учебных дисциплин;
- разработка учебного плана в соответствии с графиком учебного процесса;
- планирование учебных групп, учебных потоков и расчет нагрузки на преподавателя;
- формирование в автоматическом режиме штатного расписания и распределение преподавательской нагрузки в соответствии с ним;
- автоматизированное составление расписания;
- ведение справочников групп, преподавательского состава;
- ведение журналов;
- отчетность по учебной нагрузке;
- формирование сводных ведомостей оценок и т.д.
Большинство информационных систем обладают такими возможностями, как:
- создание общевузовской информационной базы данных (ИБД);
- поддержка нормативно-правового обеспечения деятельности учреждения;
- реализация комплексной системы управления вуза с учетом ее финансового регламентирования;
- реализация системы электронного документооборота вуза;
- автоматизация планирования и организации образовательных дополнительных услуг;
- управление процессом формирования, комплектования контингента обучающихся, их перевода и выпуска;
- автоматизация процесса, необходимая для результатов анализа и контроля образовательной деятельности;
- формирование аналитических, финансовых и статистических отчетностей [3].
Информационное обеспечение информационной системы должно включать в себя, прежде всего: систему классификации и кодирования (которая включает в себя: справочник групп, справочник преподавателей, справочник видов оцениваемых работ, справочник предметов), систему документации, информационную базу.
Для эффективной работы системы поддержки деятельности педагога необходима многопользовательская база данных. Для организации информационной базы, хранения документов и информации об их движении эффективно, в частности, использовать платформу «1С: Предприятие 8.3», которая поддерживает клиент-серверный вариант, обеспечивает многопользовательский режим. Платформу «1С: Предприятие» можно считать средством программной разработки, она (и довольно массово) применяется не только как средство настройки прикладных решений, поставляемых фирмой «1С», но и как программное средство для создания новых конфигураций (информационных систем), работающих на данной платформе. Это средство разработки применяется как для создания универсальных тиражных решений, так и для разработки частных индивидуальных решений «под заказ» под нужды конкретного предприятия.
Дополнительными преимуществами данной платформы перед другими является:
- удобный интерфейс разработки;
- наличие мощного встроенного понятного языка программирования, а также очень удобной помощи по нему в форме «Синтаксис-помощника»;
- наличие встроенной гибридной СУБД;
- привычный доступ объектам информационной системы;
- возможность быстрого создания экранных форм;
- наличие встроенного языка запросов, позволяющих получить выборки любой необходимой информации из базы данных;
- наличие мастеров, позволяющих быстро и удобно проектировать различные формы отчетов;
- удобная настройка прав для каждого пользователя на доступ к любому объекту конфигурации;
- легкая модернизация системы под изменяющиеся запросы пользователей.
Заключение
Таким образом, внедрение информационной системы в деятельность образовательного учреждения позволит автоматизировать многие процессы по заполнению документации образовательного учреждения, а это в свою очередь обеспечит сокращение времени и трудоемкость действий, упрощения и ускорения обработки, передачи и представления информации.
Список литературы
1. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. №11. С. 144-157.
2. Мнацаканян О.Л. Особенности использования сетевой образовательной среды в профессиональной деятельности педагога // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №11-12. С. 110-113.
3. Шевчик Т.А. Информационно-коммуникационные технологии как средства контроля управления эффективностью деятельности учреждения дополнительного образования // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия «Психолого-педагогические науки». Калуга: Издательство КГУ имени К.Э. Циолковского, 2018. С. 393-398.
4. Fedosov A.Yu., Eliseeva D.Yu., Karnaukhova A.A. The use of machine translation system for component development of adaptive computer system for individual testing of students' knowledge // Communications in Computer and Information Science. 2019. Vol. 1038. Pp. 471-482.
Possibilities of information technologies in the educational process organization of the university
III)
Agalcova Darya Vladislavovna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of english and professional communication Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-8892-2437
Uli
t
©
©
Eliseeva Dina Yurevna
Senior lecturer of the Department of information systems, networks and security Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-1593-352X
Mnacakanyan Olga Leonidovna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of information systems, networks and security Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-9380-5497
Поступила в редакцию 21.07.2020
Принята 31.07.2020
Опубликована 30.09.2020
Abstract
The article is devoted to the role of information technologies in the organization of the educational process of the University. The possibilities of effective use of information systems in the management of the educational process are considered. The authors show that the possibilities of Informatization of the educational process are not always determined only by the technological capabilities of the University, in particular, that information technologies can serve as additional methodological bases for fixing and preparing didactic material. The main task of Informatization of the educational space is to improve the opportunities and increase the speed of information exchange between the subjects of the educational process. It is determined that the use of information technologies should not only be focused on the transfer of information, but also promote interactive interaction between the teacher and the student. The paper notes that the role distribution is not limited only to the framework of the educational process. The authors highlight not only the roles of the teacher and student, but also the content Creator and consumer. This suggests that two-way communication is acceptable in the process of using information technologies. This
will also reduce reliance on local learning materials only and will define opportunities for online and remote learning. The author sees the formation of a new model of bidirectional cross-cultural education as a perspective of the work.
Keywords
Information technologies; information systems; process automation; information and educational environment.
Reference
1. Gryaznova E.V., Veresova E.A., Mixeeva V.V. Problemy' informatizacii upravleniya obrazovaniem // Sociodinamika. 2015. №11. S. 144-157.
2. Mnacakanyan O.L. Osobennosti ispol'zovaniya setevoj obrazovatel'noj sredy' v professional^ deyatel'nosti pedagoga // Sovremennaya nauka: aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarny'e nauki. 2015. №11-12. S. 110-113.
3. Shevchik T.A. Informacionno-kommunikacionny'e texnologii kak sredstva kontrolya upravleniya e'ffektivnost'yu deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel nogo obrazovaniya // Nauchny'e trudy' Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.E'. Ciolkovskogo. Seriya «Psixologo-pedagogicheskie nauki». Kaluga: Izdatel'stvo KGU imeni K.E'. Ciolkovskogo, 2018. S. 393-398.
4. Fedosov A.Yu., Eliseeva D.Yu., Karnaukhova A.A. The use of machine translation system for component development of adaptive computer system for individual testing of students' knowledge // Communications in Computer and Information Science. 2019. Vol. 1038. Pp. 471-482.