Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / эффективное использование инновационных технологий / оптимизация учебного процесса / качественные образовательные услуги / развитие личностных качеств

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Байтакова М. К., Абдуллина Л. Н., Майкупова Р. Н.

В статье говорится о применении инновационных технологий при обучении русскому языку студентов вузов, даются определение, основные задачи, цели и методы инновационного обучения. Некоторые методы и виды ИКТ рассматриваются более подробно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Байтакова М. К., Абдуллина Л. Н., Майкупова Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 378.147:004:811.161.1

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

БАЙТАКОВА М.К., АБДУЛЛИНА Л.Н., МАЙКУПОВА Р.Н.

старшие преподаватели кафедры языков НАО «Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова»

г.Актобе, Республика Казахстан

Аннотация. В статье говорится о применении инновационных технологий при обучении русскому языку студентов вузов, даются определение, основные задачи, цели и методы инновационного обучения. Некоторые методы и виды ИКТ рассматриваются более подробно.

Ключевые слова: инновационные технологии, эффективное использование инновационных технологий, оптимизация учебного процесса, качественные образовательные услуги, развитие личностных качеств.

В ХХ1 веке понятие «новая технология обучения» широко используется в учебно-методологической и структурированной науке. Передовые цифровые технологий обучения в основном направлены на развитие индивида, совершенствования и продвижения динамичности учебного процесса. Для оказания квалитологических образовательных услуг в мире по подготовке и воспитанию будущих работников создаются привилегированные положения для высококачественного уровня знаний и навыков педагогов. Разумеется, развитие внутренних свойств, качеств личности в образовании требует нового интеллекта, особой творческой стремительности.

Установлено, что обучение современными инновационными технологиями не только насыщенно исследованиями, но и предполагает их практическую апроприацию. Бесспорно, результативное использование инновационных технологий в обучении разным языкам позволит в будущем готовить конкурентоспособных квалифицированных специалистов [1, 57].

Что же такое инновационное обучение в современном мире и в чём его особенности? Инновационное обучение - это актуальный способ обучения в современном ландшафте, который включает в себя индивидуальный подход, знания основ, творческий подход, профессионализм, использование обновлённых технологий. Актуальность инновационного обучения заключается в использовании обучения, ориентированного на обучающихся, а также в поиске возможностей раскрыть его творческий потенциал.

К основным задачам инновационного обучения относятся:

-развитие языковых, коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей специалистов;

-формирование базовых компетенций будущих специалистов;

-формирование и развитие навыков, положительно влияющих на рост учебно-познавательной деятельности и продуктивного творчества;

-формирование личностных качеств студентов;

-оптимизация учебно-воспитательного процесса;

-создание обстановки сотрудничества преподавателя и студента;

-выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

-тщательный отбор методических материалов и способов его подачи [2, 84].

Наш век ознаменовался значительным смещением акцента с традиционных методов обучения на более актуальные, востребованные, новаторские. В связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в орбиту образования, был облегчен трансформация как к подходам преподавания, так и обучения будущих специалистов.

Информационно-коммуникационные технологии в цифровой эре предоставляют безграниченные ресурсы для изучения русского языка. Модерновые преподаватели должны поощрять будущих специалистов к поиску подходящих видов деятельности при помощью компьютерных технологий, чтобы добиться положительного результата в изучении современного русского языка. Подрастающий контингент уже не представляет мир без компьютеров и гаджетов, поэтому использование информационно-коммуникационных технологии в образовательном процессе не вызывает у будущих специалистов дискомфорта, а скорее наоборот, стимулирует, вдохновляет их к учёбе.

Наряду с тем, использования мультимедийных средств и информационно-коммуникационных технологии позволяет будущим специалистам быстро добывать конкретные факты, ценные данные и предоставляет в режиме онлайн все сопутные, смежные учебные материалы. При помощи технологии студентам могут быть предоставлены многие необходимые материалы, что помогает преподавателю стимулировать их на изучение русского языка [3, 430].

В нынешнее время технология стала важной частью обучения русскому языку. Описывая процесс обучения русскому языку с использованием информационно-коммуникационных технологии следует использовать термин «integratio», т.е. процесс объединения в целое. Передовые высшие учебные заведения (академии, университеты, институты) ориентированы на профессиональную подготовку студентов, как конкурентно способных представителей современного рынка труда. Сейчас онлайн-платформы и мобильные приложения, такие как Duolingo, Babbel и Rosetta Stone, привнесли новую ступень доступности и интерактивности в образовательный процесс обучения [4, 87]. Применение искусственного интеллекта для персонализированного обучения стало обыденностью, обеспечивая адаптацию программы под степень компетентности каждого студента.

Как известно, среди четырех основных навыков языка - аудирование, говорение, чтение и письмо, первым и главным является, безусловно, навык аудирования. Несложно осмыслить важность слушания, принимая во внимания то событие, что оно занимает около 45% времени, которое общество проводят в общении. Тем не менее, как будущие специалисты, так и преподавательский состав не уделяют ему надлежащей осмотрительности, так как аудирование является самым трудным из всех навыков в русском языке. Умение внимательно слушать имеет важнейшее значение для изучения русского языка. Преподавателю не легко разрабатывать этот данный навык у будущих специалистов. Принцип произношения, будь то для понимания или продуцирования языка, также создаёт препятствие для неносителей языка.

Посодействовать студентам развить навыки аудирования можно с помощью различных мультимедийных инструментов, таких как цифровые истории или подкасты. Цифровые истории горячо принимаются студентами, поскольку они сочетают в себе интерактивность, наглядность и мотивируют их. На занятиях преподаватели русского языка часто используют сайт https://voxworker.com/ru. VoxWorker - является онлайн сервисом для озвучки текста, который может переводить небольшие набранные тексты в аудиозапись [3, 481]. Данный сервис может переводить текст в голос как на русском так и на английском языках. Также для синтеза речи можно выбрать мужской или женский голоса с разным удобным для вас тембром или акцентом, а результат озвучки можно сохранить в файл формата mp3, самом популярном формате для аудио записей.

Аудиозаписи, которые скачали и загрузили на персональные и портативные устройства называются подкастами. Это очень похоже на радио или телешоу, но будущие специалисты могут слушать и смотреть его в соответствии с собственным интересом в любое время времени. Также подкаст может быть создан на любую лексическую и грамматическую тему с включением музыки или видео. Для прослушивания равнозначного материала в аудитории, дома самостоятельно изучая, рекомендуется использовать эти подкасты. Особенно студентам вузов подкасты могут быть полезны для записи лекций, докладов, потому что пропустившие занятия, могут без усилий скачать для последующего прослушивания. Кроме того, студенты

могут сделать свои собственные подкасты на определённые темы по грамматике русского языка.

Таким же образом, можно указать и небольшую часть мультимедийных ресурсов, способствующих усвоению русского языка самостоятельно или выполнять задания СРО:

-Русский онлайн (http://www.rus-on-line.ru/index.html) - здесь находятся интерактивные упражнения, наглядные таблицы и т.п.

-«Learn Russian» (http://leamrussian.rt.com) является сетевой мультимедийный учебник для начинающих изучать грамматику русского языка. В нём отражены упражнения, аудио, основные таблицы, топики от алфавита до научного стиля речи и др.

-Русский язык для всех (http://www.russianforeveryone.com/) является начальнымкурсом современного русского языка (алфавит, словарь, грамматика, таблицы, игры и т.д.).

-Интерактивные тренировочные упражнения и тесты по грамматике русского языка от элементарного до продвинутого уровня

(http://www.russian.ucla.edu/flagship/russianflagship/Grammar.html).

В добавок к предшествовавшему, можно отнести сложные типы учебных Интернет-ресурсов Web-квест (интернет-проект). Здесь имеется сценарий организации проектной деятельности по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет, где предполагает проведение любого проекта. В Интернете можно выполнять лексические и грамматические задания на написание web-квестов, которые впоследствии допускается использовать при индивидуальной, командной работе на занятиях русского языка. Например: web-квест «Великое наследие» (https://sites.google.com/site/muzejrusskogoslova/hom), web-квест «Лексика русского языка» (http://elle903.wixsite.com/leksika) [4, 38]. Предложенныештернет-технологии активизируют мотивацию освоения русского языка, тем самым повышая уровень индивидуализации получения знаний.

Ещё один важнейших методов развития речевых навыков будущих специалистов - это применение цифрового видео. Производство короткометражных фильмов с использованием WMM (Windows Media Player), которая является базовой программой, как кажется, повышает интеллектуальную деятельность, наряду с мотивацией использовать русский язык. Вспомогательная мотивация при этом возникает из-за непрерывного интереса, который будущие специалисты находят в созданий новых фильмов, параллельно совершенствуя свои технологические познания.

Наравне с компьютерными приложениями мобильные телефоны равным образом способствуют изучению русского языка. Применения свою функцию видеозаписи, будущие специалисты могут создавать видеопродукции, которые, повышают количество слов, фраз, предложений, которые они произносят в монологе. Таким образом, разрешение студентами использовать приложения в своих мобильных телефонах в учебных целях служат целям: создание более творческих мыслителей, поскольку они экспериментируют с аудио-и видеозаписями и фотографиями, а также знакомство их с использованием MALL (Mobile Assisted Language Learning).

Возможности применения искусственного интеллекта при изучении русского языка начали писать исследователи инновационных средств обучения еще недавно. Появление в интернете чат ботов на основе нейросетей сделало возможным применение искусственного интеллекта уже по сей день. Нейросети могут использоваться как средство автоматизированного перевода различных текстов, аудио и видео контента. Они же способны распознавать устную речь, анализировать фонетические ошибки, оценивать устные ответы по установленным критериям. Нейросети весьма перспективны как средство индивидуализации обучения. Они могут достаточно точно определить уровень владения языком, учесть индивидуальные интересы студента и с учётом его личных целей обучения скорректировать рабочую учебную программу, подобрать для него необходимые учебные материалы. Электронные средства наглядности позволяют «освежить» процесс обучения, но это не должно становиться основной целью. В частности, молодые педагоги, которые так же

относятся к «цифровому поколению», достаточно часто стремятся использовать на занятиях как можно больше современных и передовых средств ИКТ. Тем не менее важно всегда помнить о целесообразности применения инновационно-коммуникативные технологии на каждом конкретном этапе занятия. Помимо того, нужно помнить требования СанПиНа.

Таким образом, преподаватели русского языка вузов должны быть подготовлены к профессиональной деятельности в условиях постоянно изменяющейся, совершенствующейся информационно-образовательной среды. Современные технологии открывают новые возможности для применения цифровых средств обучения в глобальном мире. Инновационно-коммуникативные технологии помогают с успехом решать многие задачи в курсе обучения русскому языку в том случае, если учитываются как общие особенности сегодняшних студентов, так и индивидуальные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда вуза. Методические рекомендации. URL: https://spbappo.m/wpcontent/uploads/2019/02/ФСП_цифровая-грамотность_МР_Гайсина-C.pdf (дата обращения: 18.06.2023).

2. Красилова И.Е., Поддубская О.Н. Реализация принципа наглядности при обучении русскому языку в условиях современной информационнообразовательной среды / Прикладные, поисковые и фундаментальные исследования в сфере педагогики и психологии: традиции, опыт и инновации: монография / Е. И. Аверина, Н. И. Азизова, Ж. Б. Багичева [и др.]. - Самара: ООО НИЦ «Поволжская научная корпорация», 2023. - С.83-94.

3. Сверчкова Ю. А. Визуализация учебной информации как средство преобразования блоковых моделей // Педагогика и психология, теория и методика обучения: Межвузовский сборник статей. ННГАСУ. - 2019. - 650 с.

4. Структура ИКТ-компетентности педагогов. Рекомендации ЮНЕСКО / The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. - UNESTO Digital Library. URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000213475/ (дата обращения: 18.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.