18. Kovalev V.I. Problema upravleniya processami modernizacii v voennoj sfere v usloviyah neopredelennosti predstavlenij o voennyh konfliktah buduschego. Informacionnye vojny. 2012; 4 (24).
19. Istoriya voennojstrategiiRossii. Institut voennoj istorii MO RF. Moskva: Kuchkovo pole. 2000.
20. Filosofiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Otv. redaktor V.P. Kohanovskij. 16-e izd. Rostov-na-Donu, 2007.
21. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy. Voprosy vospitaniya i obucheniya vojsk. Pod redakciej L.G. Beskrovnogo. Moskva: Voenizdat, 1956.
Статья поступила в редакцию 10.03.17
УДК 371.84
Kudryavtsev N.G., Cand. of Sciences (Engineering), Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ngkudr@mail.ru
Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru
Tipikin D.K., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: draco1996@mail.ru Kuruskanova A.A., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: akuruskanova@bk.ru Bochkarev N.S., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: mix.randomnik@mail.ru Bespalov A.O., student, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: antonym.user@gmail.com
WAYS OF USING GAME TECHNOLOGIES IN MODELING CHILDRENS' TECHNICAL CREATIVE DEVELOPMENT. The lack of young specialists in engineering is a problem of high relevance. A popular trend in high-tech production development in our country needs people who would be able to create high technologies, to develop production and technical creativity. The article discusses the motivational aspects of children's technical creativity. The authors demonstrate way of how technical games, contests and competitions can be used as one of the motivational components to motivate students to work hard in technical creativity classes, which in future will help to foster engineering and scientific professions.
Key words: model, robotics, child tech creativity, motivation surge, problem-based game situation, interactive area.
Н.Г. Кудрявцев, канд. техн. наук, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: ngkudr@mail.ru
А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru
Д.К. Типикин, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: draco1996@mail.ru
А.А. Курусканова, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: akuruskanova@bk.ru
Н.С. Бочкарев, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: mix.randomnik@mail.ru
А.О. Беспалов, студ. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: antonym.user@gmail.com
ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Актуальной проблемой современности является недостаток молодых инженерно-технических кадров. Намечающаяся тенденция к развитию у нас в стране высокотехнологичного производства требует людей, способных создавать высокие технологии, развивать производство и техническое творчество. В данной работе рассматриваются мотивационные аспекты детского технического творчества. Авторы показали, как технические игры, конкурсы и соревнования могут быть использованы в качестве одной из мотивационных составляющих процесса привлечения школьников к занятиям техническим творчеством, что в будущем будет способствовать выбору инженерно-технических и научно-технических специальностей.
Ключевые слова: модель, робототехника, детское техническое творчество, мотивационный всплеск, проблемная игровая ситуация, интерактивная площадка.
Намечающаяся тенденция к развитию у нас в стране высокотехнологичного производства требует не только нового оборудования, но и людей, способных использовать это оборудование, создавать высокие технологии, развивать производство, двигать вперед науку. Наблюдающийся сейчас дефицит молодых специалистов такого уровня [1] вряд ли можно объяснить сравнительно низкими зарплатами и невысоким престижем технических профессий. По мнению многих экспертов, на текущий момент даже резкое искусственное увеличение зарплат в высокотехнологичной сфере не позволит столь же быстро улучшить качество труда. Для обеспечения потребностей производства нужна целая система подготовки кадров. Попытки строительства такой системы в сфере образования мы можем наблюдать уже на протяжении целого ряда лет. Однако многое еще только предстоит сделать, для этого необходимы целые ресурсные базы и комплексы.
В современной системе образования уровень подготовки молодых выпускников вузов очень сильно зависит от подготовленности абитуриентов. Практика преемственности при переходе от среднего звена образования к высшему говорит о том, что гораздо проще подготовить хороших специалистов в любой сфере из тех студентов, у которых есть инициатива, творческое начало, которые обладают высокой степенью самостоятельности
и самоорганизации. В некоторых молодых людях такие качества развиваются самостоятельно, у кого-то из студентов, как мы наблюдали, они находятся в пассивном состоянии. Задача педагога в вузе во время учебы такое творческое начало развить и дать ему дальнейший импульс для роста. Чем раньше это происходит, тем эффективнее идет процесс развития личности.
Акцентируем внимание на техническом творчестве, речь пойдет о детском техническом творчестве как актуальном методе развития творческого начала у подрастающего поколения. В организационном аспекте следует определить взаимнооднозначное соответствие: чем больше будет технических кружков, тем больше детей будет заниматься в них, следовательно, больше детей смогут развивать свои технические способности и техническое творчество. Чтобы из подрастающего поколения выросли творческие в техническом плане люди, необходимо открыть больше технических центров и технических клубов, где каждый смог бы реализовать себя.
Образовательная практика показывает, что проблемы, возникающие при развитии технического творческого потенциала, касаются не только материальной стороны, связанной с недостаточным количеством оборудования, средств для оплаты труда руководителей кружков и клубов. Ключевой проблемой является
отсутствие у многих детей мотивации и желания заниматься техническим творчеством.
Одной из важных проблем образования в этой области является организация обучения и создание психолого-педагогических, организационно-методических условий для формирования и развития интереса детей к техническому творчеству.
Проведём анализ понятийно-терминологического аппарата и выясним сущность понятия «творчество». В многочисленных источниках [2] можно найти такое определение: Творчество -это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
В качестве рабочей гипотезы, позволяющей нам сформулировать методологическую базу исследования, будем рассматривать творчество как поиск нестандартных подходов к решению какой-либо задачи или проблемы, заключающейся, на наш взгляд, в создании качественно новых материальных и духовных ценностей, включая поиск новых научных идей и замыслов.
Зачастую творческий подход инициируется необходимостью компенсировать нехватку чего-либо. В советское время словом «дефицит» мало кого можно было удивить. В магазинах просто нельзя было «достать» недорогие и качественные магнитофоны, усилители, цветомузыкальные установки, радиоприемники. А в радиокружках все это техническое изобилие можно было изготовить своими руками, может быть не такое качественное, как «магазинное», но вполне себе функциональное. И делать все это было не только интересно, но и престижно. Ведь школьник, который мог оформить дискотеку, настроить аудио аппаратуру для школьного ансамбля, сделать свои «примочки» для гитар был в большом почете не только среди друзей, но и пользовался уважением учителей. Это служило мощным мотивационным стимулом. Также ни для кого не было секретом, что техническое творчество, математика, физика, химия, участие в выставках, победы в олимпиадах были первыми шагами в начале большого и светлого пути в науку, которая для многих людей была чем-то непонятным, таинственным и многообещающим. Вместе с тем, с точки зрения материальной ученые в 60 - 80-е годы прошлого века получали достаточно неплохие по тем временам зарплаты и имели высокий общественный статус. Анализ кинематографических материалов свидетельствует о высоком статусе ученых, инженеров, которые отличались творческим подходом к своему делу.
Характеристика мотивационной составляющей сегодня говорит о том, что при переполнении рынка достаточно качественной и недорогой китайской техникой статус российского ученого достаточно низкий.
Исторический аспект исследуемой проблемы показал, что наблюдаются мотивационные всплески. Так, например, лет 15 назад, когда компьютеры были еще не так доступны для семейного бюджета, как сейчас, многие дети старались записаться в «компьютерные» кружки, чтобы просто поиграть в компьютерные игры. И талантливым преподавателям на этой волне удавалось пробудить у детей интерес к программированию, Web-ди-зайну, созданию анимационных фильмов. Сейчас многие из тех школьников, реализующие себя сегодня в определённой профессиональной деятельности, стали высококлассными специалистами. В настоящее время мы также находимся на волне мо-тивационного всплеска. Сегодня это робототехника. Многие дети с удовольствием решают трудные робототехнические задачи [3; 4], например, разрабатывают и программируют сложных роботов, созданных из конструкторов или различных микроконтроллерных наборов.
В процессе поиска решений школьники общаются между собой, экспериментируют, учатся искать и систематизировать информацию в сети Интернет. Возникает вопрос, а нельзя ли самим создавать и инициировать подобные мотивационные всплески. Может быть не такие продолжительные, как естественные,
Библиографический список
но зато направленные на определенную область технического творчества или какой-либо другой области науки.
На самом деле, идея, которую мы использовали для положительного ответа на данный вопрос не нова. Она встречается, например, в книге «Homo Ludens» (Человек играющий) Йохана Хейзинга [5]. Смысл идеи заключается в том, что в процессе игры можно создать (смоделировать) такую ситуацию или условия, которые бы позволили человеку раскрыться с таких сторон, о существовании которых он и сам вряд ли догадывался и представлял в реальной жизни. Данные условия могли бы также служить мотивацией к совершению каких-то определенных поступков. Следует отметить, что такой игровой приём работает со взрослыми далеко не всегда, зачастую только в составе специальных подготовленных групп, поскольку большинство из них закрыты в своей собственной оболочке предрассудков и комплексов.
Характеристика детского возраста, в отличии от взрослых, показывает, что дети еще не остановились в желании постигать окружающий мир и поэтому пока еще они остаются открытыми для этого мира.
Идея экспериментов, проводимых нами на базе образовательных учреждений республики Алтай, заключалась в создании сверхкоротких проблемных игровых ситуаций, для решения которых требуется нестандартный творческий подход. Причём, созданная проблемная ситуация, например, для мотивации в области физики, должна быть связана с каким-то физическим эффектом или явлением, которое нужно использовать или наоборот избавиться от него [6]. Для усиления эффекта практически всегда требовалась и создавалась обстановка соревнований, наличие болельщиков и небольших призов не только для явных лидеров, но и практически для всех участников. После конкурса или в процессе коротких перерывов мы обязательно объясняли физические принципы, которые были использованы для того или иного конкурса.
Опыт проведения «Интерактивных площадок», под которыми мы подразумеваем конкурсы, показал, что без наличия «профессиональных зазывал», другими словами неравнодушных наставников, интерес к самим «голым» экспонатам сразу остывает. Соответственно, отсутствует интерес, и познать эти экспонаты и заложенные в них технологии, а также как они развиваются и как их можно применять на практике.
В любом деле ключевыми фигурами в воспитании и передаче опыта являются творческие и высококвалифицированные учителя и наставники. Как бы не оттачивались методические технологии, сколько бы не закупалось дорогого оборудования, сколько бы не проводилось вебинаров, заменить толкового наставника пока невозможно, поскольку он является ключевым звеном обратной связи в классической схеме системы управления обучением, базовым регулятором, который в текущий момент в реальном времени определяет, что, где и когда надо повторить, рассказать, показать и помочь, на что сделать акцент, чтобы процесс шел нужными темпами и к намеченной цели.
В нашем понимании модель - это упрощение реальности, а детское техническое творчество - это нестандартный подход к решению упрощенных взрослых технических задач. Детские игры - это «проживание» упрощенных жизненных ситуаций.
Вся диалектика развития окружающего нас мира показывает, что развитие любой системы происходит от простого к сложному. И, если в девяностые годы прошлого века у нас в стране была потеряна связь между поколениями учёных, конструкторов, инженеров, то «одномоментно» по мгновению «волшебной палочки» эту связь восстановить невозможно. Для этого потребуется пройти долгий и непростой путь с самого начала, с детства, воспитывая будущих инженеров и учёных, а детское техническое творчество - это только первые шаги - маленький, но совершенно необходимый отрезок на данном нелегком пути.
1. Кудрявцев Н.Г., Кудин Д.В. Системный подход к обучению будущих робототехников. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'13. Сборник научных трудов № 5 (13). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013.
2. Философия: Энциклопедический словарь. Москва: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
3. Бочкарев Н.С., Кудин Д.В. Прибор для автоматического подсчёта отжиманий. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'16. Сборник научных трудов № 8 (16). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.
4. Кудрявцев Н.Г., Курусканова А.А. О разработке системы управления линейным и псевдослучайным движениями механической тележки. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'16. Сборник научных трудов. № 8 (16). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.
5. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. Москва: Прогресс-Традиция, 1997.
6. Попов Ю.В., Лысков Д.М. Модель ускорителя заряженных частиц. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'16. Сборник научных трудов. № 8 (16). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.
Reference
1. Kudryavcev N.G., Kudin D.V. Sistemnyj podhod k obucheniyu buduschih robototehnikov. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'13. Sbornik nauchnyh trudov № 5 (13). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2013.
2. Filosofiya: 'Enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Gardariki. Pod redakciej A.A. Ivina. 2004.
3. Bochkarev N.S., Kudin D.V. Pribor dlya avtomaticheskogo podscheta otzhimanij. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'16. Sbornik nauchnyh trudov № 8 (16). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
4. Kudryavcev N.G., Kuruskanova A.A. O razrabotke sistemy upravleniya linejnym i psevdosluchajnym dvizheniyami mehanicheskoj telezhki. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'16. Sbornik nauchnyh trudov. № 8 (16). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
5. Hejzinga J. Homo Ludens; Stat'ipo istoriikul'tury. Per., sost. i vstup. st. D.V. Sil'vestrova; Komment. D.'E. Haritonovicha. Moskva: Progress-Tradiciya, 1997.
6. Popov Yu.V., Lyskov D.M. Model' uskoritelya zaryazhennyh chastic. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'16. Sbornik nauchnyh trudov. № 8 (16). Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
Статья поступила в редакцию 18.02.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru
Jiang Weiqiang (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Li Hai (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vocal and Choral Conducting Department, State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow MCTTU (Moscow, Russia), E-mail: sokerinai@yandex.ru
RUSSIAN TRADITIONS: HISTORICAL BACKGROUND AND SPECIFIC FEATURES OF THEIR FORMATION. The article covers issues, related to the creative development of cultural heritage and folklore culture artifacts. A traditional culture is a key pillar of folk life culture. These are ethical, aesthetic and ideology values determining peoples' identity. Public life of Russian people is widely manifested in calendar rituals, collective festivities and out-of-doors celebrations. Such events have always played a special and honored part in the life of Russian people. The model of customs and traditions important to peoples all over the world is the outcome of its pedagogical efforts throughout many centuries; these are ethical, aesthetic and ideology values determining peoples' identity. The problem of preservation of traditional folk arts and culture needs a serious approach.
Key words: concentrated nation's experience represented in pieces of art, workmanship and daily life, preserving traditional folk life artistic culture, assets of local folk life artistic culture, ideology values, traditional festive and ceremonial culture, spiritual bond of contemporary people with cultural traditions, artistic experience of previous generations.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
Цзян Вэйцян (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
Ли Хай (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
И.В. Сокерина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: sokerinai@yandex.ru
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ
В статье рассматривается вопрос творческого развития культурного наследия и предметов материальной народной культуры. Культура традиционная есть основа народной культуры. Это моральные и эстетические ценности, ценности миросозерцания, определяющие лицо народа. Общественная жизнь русского человека обширно проявляла себя в календарной обрядности, в коллективных праздничных весельях и гуляний. В жизни русских людей такие события всегда занимали особенное и почетное место. Модель обычаев, традиций народов всех стран - это эффект его педагогических стараний на протяжении многих столетий, это моральные и эстетические ценности, ценности миросозерцания, определяющие лицо народа. Проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает серьезный характер, и решать эту проблему необходимо.
Ключевые слова: предметы искусства, ремесла и быта, проблема сохранения традиционной народной художественной культуры, достояние местной народной культуры, ценности миросозерцания, традиционная празднично-обрядовая культура, культурные традиции, творческий опыт прошлых поколений.
Народная культура - это многолетний концентрированный опыт народа, олицетворенный в предметах искусства, ремесла и быта: это традиции, обряды, нравы, верования; это моральные и эстетические ценности, ценности миросозерцания, определяющие лицо народа, ее неповторимость, своеобычность, ее социальную и духовную особенность.
Тем не менее, по ряду различных причин большая часть культурного наследия и предметов материальной народной культуры бесследно пропали. Процесс невосполнимой утраты этого народного достояния и в наши дни остается животрепещущим. Возникает губительная ситуация, при которой мы, спустя короткий промежуток времени, лишим современное и последующее
поколение драгоценнейшего достояния местной народной художественной культуры и тем самым безвозвратно уничтожить духовную нить современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. В связи с этим, хочется сказать, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает серьезный характер и решать эту проблему необходимо, начиная со школ, колледжей и университетов. Ещё в дошкольном учреждении важно прививать детям любовь к народной культуре, так как именно в этом малом возрасте начинается становление и развитие личности ребёнка, а народные традиции характеризуют и формируют будущего гражданина Российской Федерации.