И.И. Грузинов*
Возможности и проблемы экспорта современной китайской идеологии
АННОТАЦИЯ: В последние годы КНР значительно увеличила своё влияние в мире. Однако китайская идеологическая платформа, которая отличается от аналогов во многих других государствах, может привести к эффекту «осаждённой крепости», что не позволит КНР позиционировать себя как регионального или мирового гегемона. В связи с этим Китай должен экспортировать свои политические взгляды. Наиболее подходящей «экспортной идеологической концепцией» является идея «сообщества единой судьбы», утвердившаяся в этой роли после XIX съезда КПК.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идеология; КПК; китайская мечта; сообщество единой судьбы; социализм с китайской спецификой новой эпохи.
За последние годы КНР добилась значительных успехов в деле увеличения собственного влияния и значения в мире: экономические успехи даже на фоне снижения темпов роста экономики страны позволили некоторым исследователям говорить о китайской экономике как о крупнейшей [15], политическое влияние Китая, похоже, также постоянно растёт. Всё это даёт возможность Поднебесной претендовать на роль регионального лидера. Однако в случае, если КНР предполагает позиционировать себя как мирового гегемона, страна столкнётся с рядом противоречий и проблем, связанных, в первую очередь, с идеологической платформой страны, очевидно отличающейся от аналогов «стран-конкурентов».
* Грузинов Иван Ильич, преподаватель кафедры исторических наук МГЛУ, аспирант ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия; Е-таЛ: gmvan@vandex.ru
© Грузинов И.И., 2018
315
Возвышение Китая по ряду причин может привести к психологическому эффекту, вкратце описанному З. Бжезинским [1, с. 8-10], — эффекту «осаждённой крепости» (который, конечно, может быть присущ не только КНР). Сама идея превращения КНР в «государство-гарнизон» связана не только со специфической системой управления и идеологическим аппаратом. Несмотря на де-факто капиталистическое устройство, страна сохраняет приверженность пути построения коммунизма, что решительно отличает её от многих стран не только региона, но и мира. Подобное положение вполне может поспособствовать отмежеванию китайцев по схеме «свой-чужой» на мировой арене.
В любом случае, чтобы не казаться своеобразной «белой вороной», КНР во главе с КПК необходимо будет прибегнуть к экспорту собственной идеологии. Однако официально КНР отрицает возможность чужого заимствования собственной модели, что нужно понимать не буквально: Китай планирует делиться с другими странами успехами в развитии [7], вероятно, с использованием политики «мягкой силы». Таким образом, «китайская модель» всё же имеет возможность распространиться за пределы КНР. В данном контексте на роль такого «товара» могут претендовать сразу две идеи: концепция «китайской мечты» и «социализм с китайской спецификой новой эпохи». По мнению автора, более выигрышно в качестве экспортной единицы выглядит концепция «китайской мечты» в новом, отредактированном варианте. При этом подобная редакция необходима хотя бы для того, чтобы концепция стала привлекательна для других государств.
Термин «китайская мечта» был озвучен в конце 2012 г. Си Цзиньпином на ХУШ съезде Коммунистической партии Китая (КПК). В ноябре 2013 г. на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва было принято «Постановление ЦК КПК относительно некоторых важных вопросов всестороннего углубления реформ» [10], где реализация «китайской мечты» ставилась в один ряд с социализмом с китайской спецификой и построением среднезажиточного общества [12].
Ранее имели место слабые попытки оптимизации — или определённого «обеления» — самой идеи «китайской мечты»: суть концепции описывалась как «объединение мечтаний всех стран и народов» [11] (т.е. подразумевалась определённая инклюзивность различных государств). Новое развитие это направление получило на XIX съезде КПК в октябре 2017 г. Тогда Си Цзиньпин выступил с докладом от имени ЦК КПК 18-го созыва, в рамках которого упомянул термин «сообщество единой судьбы» [2].
316
Стоит отметить, что сама формулировка «сообщество единой судьбы» не нова; концепт под таким названием был выдвинут в докладе на XVIII съезде КПК и до сих пор позиционируется как один из стержневых элементов внешней политики КНР и как цель программы «Один пояс — один путь» [14]. Идея «сообщества единой судьбы», согласно официальной формулировке, служит интересам укрепления сотрудничества Китая с другими странами мира и движения к совместному выигрышу [там же].
Подобное «новое прочтение» особо заметно на фоне реальной ориентации «китайской мечты» исключительно на Китай (включая Тайвань и прочие спорные территории, а также Гонконг и Макао). К тому же, в самом ядре концепции зашита «неэкспортная» идея о возвышении, превосходстве Китая [3]. Однако КНР стратегически важна трансформация этой концепции либо для реального экспорта самой «мечты», либо для создания более новой и совершенной, универсальной идеологии, без которой реальное возвышение Китая на мировой арене невозможно. Можно предположить, что идея «сообщества единой судьбы» призвана преследовать эти цели, однако обнаружить задачи концепции, по всей видимости, удастся только в течение 2018-2021 гг.
Такой разброс дат связан с непосредственным «конструированием» концепта: несмотря на то, что термин «сообщество единой судьбы» присутствует в официальном языке КПК уже несколько лет, реальное политическое значение он приобретает только сейчас, после начала XIX съезда партии — именно по решению этого съезда идея была включена в Устав КПК [16]. Также следует обратиться к опыту выдвижения новых концепций управления, в частности, концепций «тройного представительства» и «научного развития». Лидеры КНР, которые выдвигали подобные идеи, обычно представляли платформу будущей концепции за несколько лет до её, концепции, утверждения, которое происходило на «чётных» съездах незадолго до очередной смены «поколения руководителей». Подобный механизм разработки концепции управления, кажется, был достаточно эффективен, однако после открытия XVIII съезда КПК в 2012 г. диспозиция несколько изменилась: Си Цзиньпин сразу же предложил, как тогда казалось, новую концепцию — «китайскую мечту». Теперь же, видя развитие этой идеологемы, можно предположить, что «мечту» нужно трактовать иначе.
Допустимо сказать, что совершенствование идеологического аппарата КПК происходило и происходит по устоявшейся формуле п+1, где п является совокупным набором всех ранее принятых и утверждённых распоряжений, включённых в Устав партии, а еди-
317
ницей выступает новая концепция, призванная дополнить уже существующую идеологию, скорректировать и направить в верном направлении «генеральную линию». При этом новая концепция должна не противоречить всем ранее принятым принципам, и что важно, в значительной степени конструирует внутренние изменения в стране. Таким образом, любая концепция управления является инструментом развития не только идеологии КПК, но и всей КНР.
Однако идея «сообщества единой судьбы» направлена не на внутреннюю, а на внешнюю политику Китая — это очевидно из формулировок в докладе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК. Поэтому она может трактоваться двояко: либо как интернациональная версия концепции «китайской мечты», либо как внешнеполитическая составляющая «более крупной» внутриполитической концепции управления. Последняя пока что не выявлена, но с некоторой необходимостью возникнет: концепция «китайской мечты» уже сейчас становится определённым фоном, необходимой целью проведения всех реформ в стране и развития государства. Такое развитие вполне соотносится с ролью и значением идеи о социализме с китайской спецификой в его устоявшейся формулировке - то есть как теории, выдвинутой Дэн Сяопином [там же]. Подобная трансформация может являться косвенным признаком того, что собственно концепция управления была представлена Си Цзиньпином в условные «установленные сроки» — то есть на XIX съезде КПК.
Идея «социализма с китайской спецификой» (или «самобытного китайского социализма» [4]) получила новую интерпретацию в докладе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК. Обновлённая формулировка подразумевает «социализм с китайской спецификой в новую эпоху» [2]. Можно предположить, что именно эта идея претендует на статус новой концепции управления (т.е. внутриполитической) после XX съезда КПК в 2022 г. Это подтверждается планами реализации «столетних целей» концепции «китайской мечты»: к этому моменту будет реализована одна из них — завершение построения общества сяокан [9, с. 4].
Необходимо обратить внимание на агитацию и пути распространения «экспортной» китайской идеологии. Еще в 2014 г. началась популяризация идей Си Цзиньпина: переводилась на иностранные языки и издавалась книга «О государственном управлении». Этот проект продолжает развиваться (крайне интересен выбор «языковой стратегии»: книга переведена на 22 языка, а её тираж составил более 6 млн [8]). Очевидным каналом пропаганды являются и центры культурного взаимодействия (в т.ч. институты Конфуция), которые в скором времени будут больше внимания уделять обмену студентами и выде-
318
лять больше китайских преподавателей [18]; их специфическая роль подтверждается определённым притеснением проекта в некоторых странах и регионах [5]. Важным элементом выглядят и контакты, связанные с инициативой «Пояса и пути» (важно отметить, что при описании успехов «Пояса и пути» активно используется идея «сообщества единой судьбы». — И.Г.) [17]. Также КНР применяет уже использованный СССР механизм кредитования некоторых развивающихся стран, который ставит эти страны в зависимое от Китая положение; при этом зависимость может проявляться как раз в идеологическом плане.
Игнорировать идею «сообщества единой судьбы» представляется непозволительным: этот термин в докладе использовал лично Си Цзиньпин, который, согласно решениям съезда, является ядром партии, а его идеи ложатся в основу Устава КПК [13]. Таким образом, использование идеологемы играет исключительно важную роль как для развития КНР, так и для других стран, которые сочтут приемлемым заимствование опыта Китая, ведь первым шагом для усвоения этого опыта станет принятие китайской модели мира с общей судьбой.
Литература
1. Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2004.
2. В Пекине открылся 19-й съезд КПК // «Жэньминьван». URL: https://goo.gl/yQYccR
3. Выступление Си Цзиньпина на 1-ом заседании 1-й сессии ВСНП 12-го созыва // Чжунго гунчаньдан синьвэньван. URL: https://goo.gl/caGZFH
4. Галенович Ю.М. Взгляд на Россию из Китая. М., 2017.
5. Институтам Конфуция 10 лет: кому они мешают жить? // ЭКД. URL: http://ekd.me/2014/09/confucius-institutes/
6. Китайская мечта и мир / Под ред.: Хуан Хуагуна и Луань Цзяньчжана. Пекин: Изд-во лит-ры на ин. яз., 2014.
7. Китай не будет «экспортировать» китайскую модель // Журнал «Китай». URL: http://www.kitaichina.com/ixinwen/201712/t20171201 800111308.html
8. Книга Си Цзиньпина «О государственном управлении» оказала глубокое влияние на международное сообщество // Рамблер (на основании сообщения ИА Синьхуа). URL: https://goo.gl/nJZM7B
9. Кондрашова Л.И. Кит. мечта о национальном возрождении. М.: Ин-т экономики РАН, 2014.
10. Ли Хуэй. Непреклонное продвижение реформ и открытое, непрерывное углубление китайско-российской дружбы и сотрудничества. Выступление посла КНР в РФ Ли Хуэя в ИСАА МГУ // Сайт Посольства КНР в РФ. URL: http://ru.chineseembassy.org/rus/sghd/t1151361.htm
319
11. Подборка рассуждений Си Цзиньпина об осуществлении китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Составлено кабинетом ЦК КПК по изучению документов. Пекин: Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 2013.
12. Постановление ЦК КПК относительно некоторых важных вопросов всестороннего углубления реформ // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-01/15/content 312029 14 25.htm
13. Резолюция XIX Всекитайского съезда КПК по докладу ЦК КПК 18-го созыва // Сайт 19-го всекитайского съезда КПК. URL: http://russian.news. cn/2017-10/24/c 136703053.htm
14. Сообщество единой судьбы // Проект «Ключевые слова о Китае». URL: https://goo.gl/pGFXFQ
15. Сухаревская А. Китайская экономика официально стала крупнейшей в мире // РБК. URL: https://goo.gl/ko2DJG
16. Устав КПК, принятый с частичными поправками XIX съездом КПК 24.10.2017 // Интернет-сайт 19 съезда КПК. URL: http://www.xinhuanet.com/ politics/19cpcnc/2017-10/28/c 1121870794.htm
17. Чжан Дэцзян: строительство «Пояса и пути» вступает в стадию всестороннего развития // Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2018-02/04/c 136 948211.htm
18. Confucius Institutes to deepen reform // Xinhuanet. URL: http://www.xin huanet.com/english/2018-01/24/c 136921189.htm
I.I. Gruzinov*
Possibilities and problems of modern Chinese ideology export
ABSTRACT: In recent few years China increased its influence in the world, but Chinese ideology can be bad luck to China: Communism is not a popular political platform and as a consequence it could result in the effect of "besieged fortress" as many countries use other ideological approaches. So China must try to export its own political views. The most appropriate "export ideological conception" is the idea of "The Community of Common Destiny" emphasized after the 19th CPC's Congress.
KEYWORDS: ideology; the CPC; the Chinese dream; the Community of common destiny; socialism with Chinese characteristics for a new era.
* Gruzinov Ivan Ilyich, lecturer of MSLU's Department of Historical science, graduate student of MSU, Moscow, Russia; E-mail: gruvan@yandex.ru
320