Научная статья на тему 'Возможности и препятствия инвестирования в негосударственную пенсию в России'

Возможности и препятствия инвестирования в негосударственную пенсию в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / PENSION PROVISION / PRIVATE PENSION / PENSION PRODUCTS / PENSION FUNDS / INSURANCE COMPANIES / FINANCIAL SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Татьяна Викторовна, Репета-турсунова Анна Владимировна, Никитин Максим Алексеевич

В статье рассматривается проблема пенсионного обеспечения в России. Авторы исследуют преимущества инвестирования в негосударственную пенсию в России, а также препятствия для развития этого сегмента финансового рынка. Выводы и рекомендации авторов основываются на изучении мирового опыта, законодательных актов и статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND OBSTACLES FOR INVESTING IN PRIVATE PENSION IN RUSSIA

The article deals with the problem of pension provision in Russia. The authors research advantages of investing in private pension in Russia as well as obstacles for the development of this market sector. Conclusions and recommendations are made on the base of research of international experience, legal acts and statistical data.

Текст научной работы на тему «Возможности и препятствия инвестирования в негосударственную пенсию в России»

24

Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В., Никитин М.А.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема пенсионного обеспечения в России. Авторы исследуют преимущества инвестирования в негосударственную пенсию в России, а также препятствия для развития этого сегмента финансового рынка. Выводы и рекомендации авторов основываются на изучении мирового опыта, законодательных актов и статистических данных.

Ключевые слова. Пенсионное обеспечение, дополнительная пенсия, пенсионные продукты, пенсионные фонды, страховые компании, рынок финансовых услуг.

Nikitina T.V., Repeta-Tursunova A.V., Nikitin M.A.

OPPORTUNITIES AND OBSTACLES FOR INVESTING IN PRIVATE PENSION IN RUSSIA

Annotation. The article deals with the problem of pension provision in Russia. The authors research advantages of investing in private pension in Russia as well as obstacles for the development of this market sector. Conclusions and recommendations are made on the base of research of international experience, legal acts and statistical data.

Key words. Pension provision, private pension, pension products, pension funds, insurance companies, financial services market.

Д Д Д

Проблема пенсионного обеспечения граждан и создания эффективной пенсионной системы является одной из приоритетных для любого государства. До недавнего времени финансирование пенсий по старости основывалось на принципе солидарности поколений, то есть выплаты пенсионерам осуществлялись за счет взносов работающего населения. Однако снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни привело к несостоятельности данной пенсионной схемы. Потребовалось создание новой концепции пенсионной системы.

Мировой опыт свидетельствует об эффективном использовании долгосрочных финансовых продуктов в сфере дополнительного пенсионного обеспечения. Будущие пенсионеры самостоятельно

ГРНТИ 06.73.65

© Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В., Никитин М.А., 2015

Татьяна Викторовна Никитина - доктор экономических наук, профессор кафедры банков и финансовых рынков, директор Международного центра научных исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Анна Владимировна Репета-Турсунова - научный сотрудник Международного центра научных исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Максим Алексеевич Никитин - аспирант кафедры рисков и страхования Санкт-Петербургского государственного университета.

Контактные данные для связи с авторами (Репета-Турсунова А.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 570-29-42. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 15.09.2015 г.

Для ссылок: Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В., Никитин М.А. Возможности и препятствия инвестирования в негосударственную пенсию в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 24-29.

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

25

формируют свою пенсию, производя отчисления в пенсионные фонды. Пенсионные выплаты складываются из пенсионных накоплений и инвестиционного дохода, полученного за счет размещения пенсионных накоплений. Это позволяет человеку и после окончания трудовой деятельности получать доход, достаточный для обеспечения достойного уровня жизни.

Работа по реформированию системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации началась практически с момента образования суверенного государства в 1991 году. Изменения политической и экономической обстановки в стране требовали внедрения новых подходов к финансированию и выплате трудовых пенсий. Согласно представленным на рис. 1 данным, в настоящее время средний размер страховой пенсии по старости в России составляет порядка 40% от размера средней заработной платы и 1,5 размера прожиточного минимума, тогда как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет достойный уровень жизни человека при выходе на пенсию в размере не менее 70% [1] от его заработной платы. Однако, даже при таком замещении трудового заработка в настоящее время наблюдается серьезный дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с данными Информационного агентства ТАСС в 2014 году дефицит составил 31 млрд рублей, а в 2015 году, согласно прогнозам развития экономики России, увеличится на 200 млрд рублей.

35.00

30.00

25.00

20.00

15.00

10.00 5,00 0,00

Рис. 1. Средний размер заработной платы, страховой пенсии по старости и прожиточного минимума [4]

Одной из основных причин недостаточности средств для выплаты страховых пенсий является сокращение численности трудоспособного населения с одновременным увеличением количества пенсионеров [6]. В настоящее время на одного пенсионера приходится два человека трудоспособного возраста, за счет заработной платы которых могут финансироваться пенсионные выплаты. Согласно прогнозам Росстата, к 2030 году это соотношение сократится до 1,91 человека, а доля трудоспособного населения составит лишь 54,6 % от общей численности населения. Таким образом, становится очевидным, что средства внебюджетных фондов и государственного бюджета не могут далее быть единственными источниками пенсионного обеспечения граждан. Требуются принципиально новые подходы к формированию пенсий.

Для решения данной проблемы была разработана Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 г. № 2524-р). Действие Стратегии рассчитано до 2030 года, то есть эффект от ее реализации в полной мере ощутят на себе граждане, родившиеся в 70-х годах прошлого века, которые к 2030 году достигнут пенсионного возраста. Основными целями Стратегии являются [5]: максимальная сбалансированность пенсионной системы, то есть финансирование выплаты страховых пенсий должно осуществляться в полной мере за счет поступающих в бюджет Пенсионного фонда страховых взносов; достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате; обеспечение среднего раз-

2014 2015

■ Средний размер заработной платы

■ Средний размер страховой пенсии по старости

■ Прожиточный минимум

26

Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В., Никитин М.А.

мера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5-3,0 прожиточных минимумов пенсионера. Основной задачей, призванной обеспечить достижение поставленных целей, является внедрение трехуровневой модели пенсионной системы (рис. 2).

Рис. 2. Трехуровневая модель пенсионной системы [5]

В соответствии с представленной моделью, основной составляющей пенсионного обеспечения по-прежнему является пенсия, формируемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования и финансируемая за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, и межбюджетных трансфертов. К дополнительным видам пенсионного обеспечения относятся корпоративная пенсия, формируемая работодателем, и частная пенсия, формируемая самим работником. При этом коэффициенты замещения по уровням выглядят следующим образом: частная пенсия - 5%; корпоративная пенсия -15%; государственная пенсия - 40%. Таким образом, при эффективном использовании всех имеющихся инструментов финансирования пенсии может быть обеспечено сохранение до 60% заработной платы.

Корпоративные пенсии формируются за счет добровольных взносов работодателя и рассматриваются, прежде всего, как гибкий и эффективный инструмент мотивации сотрудников, так как есть возможность определения условий участия в программе и исключения из нее сотрудника в случае их невыполнения. Частные пенсии формируются за счет взносов граждан в рамках индивидуальных пенсионных планов на основе договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Договор может быть заключен как в свою пользу, так и в пользу третьих лиц - супруга, родителей, иных граждан. Накопления по договорам негосударственного пенсионного страхования наследуются. Пенсия формируется за счет взносов и инвестиционного дохода.

При разработке Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации был учтен, в том числе, и мировой опыт организации пенсионного обеспечения. Пенсионная система формируется под воздействием демографических, культурных, социальных и финансовых особенностей каждого государства. Согласно отчета Организации экономического сотрудничества и развития, общими тенденциями развития стран Европы и США является снижение численности трудоспособного населения и рост числа пенсионеров, что связано с увеличением продолжительности жизни, с одной стороны, и со снижением рождаемости с другой [8]. Таким образом, демографическая ситуация в Российской Федерации вполне соответствует мировому тренду.

Основой пенсионного обеспечения граждан развитых стран также являются государственные пенсионные программы. Поскольку пенсионные программы государства носят распределительный характер, с уменьшением числа работающего населения государственного пенсионного обеспечения становится недостаточно для покрытия нужд возросшего числа пенсионеров. Для решения данных проблем государства проводят стратегию постепенного перехода к частным страховым фондам. Дополнительные пенсионные программы охватывают 30-60% работающих, коэффициент замещения составляет 10-30%. В связи с изменением концепции пенсионной системы, возрастает роль финансовых институтов, предлагающих продукты дополнительного пенсионного обеспечения. Согласно статистике, приведенной ОЭСР, растут активы институциональных инвесторов, и возрастает роль пенсионных резервов в экономическом развитии страны.

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

27

Совокупные активы пенсионных фондов занимают третье место после активов инвестиционных фондов и страховых компаний. Отношение рыночной стоимости активов пенсионных фондов к внутреннему валовому продукту является показателем, характеризующим степень деловой активности этого вида финансовых институтов. Наибольших значений данный показатель достигает в Нидерландах (166,3%), Исландии (148,7%), Швейцарии (119,0%), Австралии (103,3%) и США (83,0%) [7]. Данное соотношение будет выше в странах, где помимо распределительного подхода к пенсионному обеспечению применяются накопительные схемы. Для сравнения, доля пенсионных резервов Российской Федерации в ВВП составляет лишь порядка 5,2% [2].

Как в мировой практике, так и в России основными инструментами формирования частных пенсий являются пенсионные программы пенсионных фондов и пенсионные продукты страховых компаний. В настоящее время деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В частности, Закон вводит понятия «пенсионные резервы» и «пенсионные накопления». Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Пенсионные накопления -совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании. В отношении пенсионных резервов и пенсионных накоплений законом устанавливаются различные правила их размещения и инвестирования, а также то, что исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов, и наоборот. Таким образом, говоря о дополнительном пенсионном обеспечении, имеют в виду именно пенсионные резервы.

В 2014 году началась реформа обязательного пенсионного страхования, в рамках которой проводится реорганизация негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в акционерные общества и их вступление в систему гарантирования прав застрахованных лиц. По данным Центрального Банка России, по состоянию на 31.12.2014 г. процедуру акционирования завершили 47 негосударственных пенсионных фондов из 61, принявших такое решение. Начался активный процесс вступления негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Всего же, по состоянию на 31.12.2014 г. в Российской Федерации действовали 120 НПФ [3]. Объем пенсионных резервов НПФ на 31.12.2014 г. составил 905,0 млрд рублей. Соотношение пенсионных резервов и пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах составляет 4 к 5. При этом рост бизнеса НПФ во многом обусловлен развитием корпоративных пенсионных программ.

Страховые компании предлагают продукты пенсионного страхования в рамках программ по страхованию жизни. В отличие от пенсионных фондов, страховые компании предлагают программы, включающие, кроме наступления пенсионного возраста (инвалидности), иные страховые случаи. Пенсионное страхование может сочетаться со страхованием по случаю смерти до достижения страхователем пенсионного возраста (определенная сумма выплачивается наследникам). До недавнего времени страховые компании предлагали преимущественно пенсионные продукты с установленными выплатами, в то время как негосударственные пенсионные фонды ориентированы в основном на продукты с установленными взносами, и размер будущей пенсии зависит от величины инвестиционного дохода. В настоящее время и страховые компании ориентируются в первую очередь на пенсионные продукты с установленными взносами.

Доходность активов страховых компаний и пенсионных фондов играет решающую роль в определении размера будущих выплат. Законодательно установлены следующие принципы размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений (ст. 24 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»):

1) обеспечения сохранности указанных средств;

2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

4) учета надежности ценных бумаг;

5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

28

Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В., Никитин М.А.

6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

7) профессионального управления инвестиционным процессом.

Инвестиционная политика страховых компаний регламентирована Указанием Банка России от 16.11.2014 г. № 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов». Законодатели отдают приоритет при инвестировании пенсионных и страховых резервов вложениям в государственные ценные бумаги и размещению средств на депозитах, что гарантирует низкий уровень риска инвестиций, но не предполагает высокой доходности. Это, в свою очередь, является одним из препятствий развития рынка дополнительного пенсионного обеспечения, поскольку низкая доходность размещения пенсионных резервов не позволяет получить инвестиционный доход, достаточный для обеспечения приемлемого уровня пенсионных выплат. В данном случае более выгодной альтернативой добровольного пенсионного страхования для будущих пенсионеров станет приобретение недвижимости, банковский депозит или вклад в паевой инвестиционный фонд, что обеспечит уровень дохода, по крайней мере, сопоставимый с уровнем инфляции.

Можно сделать вывод, что ключевым условием развития финансовых продуктов на рынке дополнительного пенсионного обеспечения является достижение уровня доходности, сопоставимого с уровнем доходности альтернативных финансовых продуктов, что требует изменения подходов к размещению пенсионных резервов. Причинами низкой доходности пенсионных резервов (порядка 6-7%) можно считать государственное регулирование инвестиционной политики, а также экономическую и политическую нестабильность как в Российской Федерации, так и в мире в целом.

Несмотря на, казалось бы, очевидную целесообразность участия в системе добровольного пенсионного страхования, данный сегмент финансового рынка в России находится в настоящее время в стадии становления. В то время, как в Европе и США программы дополнительного пенсионного обеспечения охватывают 30-60% работающего населения, Центральный Банк приводит следующие данные по количеству участников добровольной пенсионной системы в процентах от численности жителей [2]: Центральный федеральный округ - более 5%; Северо-Западный федеральный округ -2-5%; Уральский федеральный округ - 2-5%; Приволжский федеральный округ - 1-2%; Дальневосточный федеральный округ - 1-2%; Южный федеральный округ - 1%; Сибирский федеральный округ - менее 1%; Северо-Кавказский федеральный округ - 0%. Причинами, с которыми связано низкое участие населения в добровольных пенсионных программах, могут быть следующие: низкий уровень доходов, не позволяющий производить отчисления в счет будущей пенсии; недостаточная осведомленность граждан о финансовых продуктах дополнительного пенсионного обеспечения; традиционное недоверие населения к эффективности финансовых институтов, гарантии сохранности и уровня доходности вкладов.

Следует отметить, что ни государство, ни пенсионные фонды, ни страховые компании в настоящее время не проводят мероприятий по активному продвижению данных финансовых продуктов, ориентируясь в первую очередь на корпоративный сегмент. Можно предположить, что на настоящем этапе реформирования пенсионной системы Российской Федерации более актуальными являются вопросы финансирования системы обязательного пенсионного страхования, а финансовые продукты дополнительного пенсионного обеспечения ориентированы на граждан с высоким уровнем дохода.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод, что ключевыми факторами развития системы дополнительного пенсионного обеспечения были и остаются уровень доходов населения, позволяющий, помимо текущих расходов, производить взносы на добровольное пенсионное страхование, а также уровень доходности по пенсионным накоплениям, сопоставимый с уровнем доходности альтернативных финансовых продуктов. Кром того, можно говорить о том, что проблема пенсионного обеспечения носит системный характер. Данное утверждение актуально как для России, так и для большинства других стран. Распределительная система выплаты пенсий более не дееспособна, и необходима разработка новых инструментов и подходов, в частности, накопительных схем. Но данная проблема усугубляется тем, что в условиях экономического кризиса ограничены не только способности государства полноценно реализовывать социальные программы, но также падают реальные доходы населения, доходность по финансовым вложениям. Все эти факторы создают препятствия для развития дополнительных видов пенсионного обеспечения.

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

29

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В., Никитин М.А. Анализ стратегий долгосрочного инвестирования домохозяйств в России и Германии // Финансы и бизнес. 2015. № 2. С. 92-104.

2. Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2014 года Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/ supervision/review_270415.pdf (дата обращения 15.09.2015 г.).

3. Репета-Турсунова А.В., Ядрин А.В. Сберегательная политика домохозяйств в области пенсионного обеспечения с позиции финансовой грамотности // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015. № 2. С. 205-213.

4. Средний размер трудовой пенсии в РФ в 2015 г составит 12,4 тыс рублей. РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/society/20140916/1024289556.html#ixzz3n24yHOTu (дата обращения 25.07.2015 г.).

5. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 г. № 2524-р). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70290226/#block_15 (дата обращения 20.09.2015 г.).

6. Численность населения по отдельным возрастным группам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3.htm (дата обращения 25.07.2015 г.).

7. OECD Pensions at a glance 2013: OECD and G20 indicators, OECD Publishing. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2013-en (дата обращения 15.09.2015 г.).

8. OECD Pensions Outlook 2014, OECD Publishing. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/ 10.1787/9789264222687-en (дата обращения 15.09.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.