ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЛИМП»
Тюнъкова И.А.
Педагогический институт ФГБОУ ВО «ИГУ», г. Иркутск, Российская Федерация
Статья посвящена проводимой в г. Иркутске Межрегиональной олимпиады школьников по географии «Географический Олимп». В статье содержится информация о мероприятии, его организаторах и достигнутых результатах. Обозначены дальнейшие перспективы.
Ключевые слова: участники; предметная олимпиада школьников по географии; творческая деятельность.
OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF INTER-REGIONAL OLYMPIAD
«GEOGRAPHICAL OLYMPUS»
Tiunkova I.A.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Training «Irkutsk State University»,
Irkutsk, Russian Federation
The article is devoted ongoing in Irkutsk of the Interregional Olympiad in geography «Geographical Olympus». In article contains information about this event, its organizers and results achieved. Are designated further perspectives.
Keyword: sparticipants; subject Olympiad on geography; creative activity.
Предметные олимпиады школьников, организуемые и проводимые ведущими вузами страны, стали неотъемлемой частью современной системы олимпиадного движения [4]. Такие мероприятия, проводимые с привлечением научных и общественных организаций, являются одной из распространенных форм взаимодействия образовательных учреждений общего и высшего образования [1, с. 69]. Методика проведения предметной олимпиады по географии предусматривает учет широкого спектра критериев: субъект организации, уровень проведения, тематику, вид и уровень познавательной деятельности, количество и географию участников [2, с. 81].
Высокий уровень качества вузовской олимпиады достигается за счет использования научного базиса учебного заведения, творческого и инновационного подхода к составлению прак-тико-ориентированных заданий. Информационные и коммуникативные технологии, доступность среды Интернета, дают возможность проведения заочных этапов олимпиад с привлечением более широкого круга участников разного возраста, существенно снижают временные и материальные затраты.
Возможность раннего выявления и поддержки учащихся, имеющих способности в изучении географических дисциплин, обладающих высоким уровнем знаний и профессионально ориентированных в области географии, а также работа с одаренными детьми реальна при системном проведении профильных олимпиад. Включение учащихся в творческую деятельность в образовательной среде олимпиады обеспечивает их переход к более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. На первый план выдвигается стремление к овладению фундаментальными знаниями [2, с. 83]. Поэтому участие в олимпиадах становится фактором личностной образовательной стратегии школьника как потенциального студента, ориентирует на продолжение образования в высших учебных заведениях. Вузовские олимпиады являются существенным дополнением к ЕГЭ, позволяют содержательно наполнить индивидуальные портфолио результатами творческих соревнований и проектов [5, с. 1097]. Участие в конкурсном отборе — это и оценка своих сил и способностей, и возможность получить более полное представление о высшем учебном заведении, и определить выбор поступления.
Олимпиада, таким образом, выполняет ряд функций, к числу которых относятся: поддержание единой информационно-образовательной среды в системе непрерывного образования (школа-ба-калавриат-магастратура-аспирашзфа-докторантура-повьппение квалификации), возможность личностной самореализации всех участников олимпиаднош процесса, формирование контингента студентов вузов из талантливых, одаренных, подготовленных и просто мотивированных школьников.
Участие в проведении предметных соревнований школьников на базе вуза сотрудников академических научных организаций позволяет создать условия для повышения социальной роли олимпиад как средства стимулирования интереса к науке и профессиональной ориентации. При общем снижении интереса к естественнонаучной области знаний помощь в определении и последующее сопровождение индивидуальной проблемно-познавательной программы учащихся на всем протяжении обучения в школе и вузе, может способствовать адаптации личности в дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Примером успешного взаимодействия между образовательными учреждениями разного уровня организации является Межрегиональная олимпиада по географии среди школьников 8-11 классов «Географический Олимп». Олимпиада была разработана и реализуется на регу-
лярной основе с 2011—2012 учебного года. В 2016 году она проводится в пятый раз. В олимпиаде принимают участие школьники из городов и районов Иркутской области, Республики Бурятия, Красноярского и Забайкальского краев.
Организаторами мероприятия являются Естественно-географический факультет, кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ, при научной поддержке Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН и Иркутского областного отделения Русского географического общества.
Целью олимпиады является популяризация географических знаний среди школьников старших классов общеобразовательных учреждений регионов Сибири и Дальнего Востока, повышение статуса учебного предмета «География», развитие познавательного интереса и творческих возможностей школьников по географическим дисциплинам. Эти цели реализуются путем решения следующих задач:
1) выявление и поддержка учащихся, имеющих способности в изучении географических дисциплин, обладающих высоким уровнем знаний в области географии, работа с одаренными детьми;
2) распространение передового опыта учителей географии;
3) координация деятельности учителей географии, районных методистов и кабинета географии и экономики регионов Сибири и Дальнего Востока [3, с. 63].
Методической комиссией, в составе которой трудится творческий коллектив преподавателей кафедры, сотрудников ИГ СО РАН и Иркутского отделения РГО, разрабатываются задания и решаются задачи методического обеспечения всех этапов соревнований.
В состав Жюри вошли представители методической комиссии по проведению олимпиад школьников по географии при Министерстве образования Иркутской области и г. Иркутска, научные сотрудники ИГ СО РАН, преподаватели Педагогического института ИГУ, учителя и географы-исследователи.
Модель организации и проведения мероприятия сложилась в результате многолетнего поиска оптимального соотношения ее формы и содержания. Соревнование предусматривает выявление только личных достижений испытуемых. Регистрация участников осуществляется на основании присланных заявок, после чего оргкомитет олимпиады высылает на электронные адреса индивидуальный код доступа и методические рекомендации. По форме организации олимпиада является комбинированной, предполагает проведение заочного и очного тура. Цель проведения заочного тура заключается в определении общей теоретической подготовки участников в разных возрастных группах. Задания составлены и сгруппированы отдельно для учащихся 8,9 и 10-11 классов.
Использование системы МООЭЬЕ на дистанционном этапе имеет определенные особенности. Все участники находятся в равных условиях, выполнение заданий возможно только 1 раз, ограничивается временем (90 минут), после истечения срока программа закрывается. Ис-
пользование этой технологии позволяет исключить субъективность в оценивании, оперативно подвести итоги, а также довести результаты до всех заинтересованных сторон. Конкурсанты, успешно прошедшие испытания приглашаются для участия во втором туре.
Практическая подготовка, проявление в творческой деятельности личностных, предметных и мета предметных умений, необходимых испытуемым при выполнении конкурсных заданий и творческих проектов проверяется на очных соревнованиях.
Данный этап реализуется на базе кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ». Он состоит из двух конкурсов, первый творческий - презентация заранее подготовленного проекта. Темы проектов носят краеведческий и социально значимый характер: «Мой край» в 2012 г., «Моя Малая Родина самая, самая....» 2014 г., «Война в судьбах моих земляков» в 2015 г. Конкурсанты 8 и 9 классов готовит стендовые доклады, а старшеклассники защищают свои работы при помощи презентаций. Лучшие проекты награждаются специальными призами от Иркутского отделения Русского географического общества. Вторая часть очного испытания заключается в выполнении участниками предложенных олимпиадных заданий разной степени трудности, позволяющих оценить владение географическими умениями, уровень картографических и топографических навыков, знание географической номенклатуры, умения высказывать предположения и прогнозировать.
Кроме основного мероприятия обязательно проводятся внеконкурсные, в том числе экскурсии по городу: «Иркутск — исторический», «Путешествие по Иркутску», «Иркутск - столица Восточной окраины», «Старые и новые памятники Иркутска».
Результаты состязаний определяются по общей сумме набранных баллов. Информация о мероприятии и порядке участия в нем, о победителях и призерах является открытой, освещается на сайте университета и странице олимпиады в сети интернет. Папка личных достижений школьников дополняется участием в конкурсе и подтверждается сертификатом. Победители и призеры получают почетные грамоты и ценные призы от спонсоров.
За подготовку и участие школьников в межрегиональной олимпиаде учителя поощряются благодарственными письмами от имени устроителей.
Преподавателями факультета и кафедры накоплен необходимый теоретический и практический опыт в организации, подготовке, методическом сопровождении различных конкурсов. Имеющийся научный и учебно-методический потенциал в течение последних лет реализуется при проведении мероприятий для школьников и учителей города и области [3, с. 66].
Опыт проведения межрегионального соревнования показал высокую активность учащихся (особенно 8 и 9 классов), при выполнении творческих заданий. Нескрываемый интерес и заинтересованность в возможности получения профессионального естественнонаучного образования проявляют старшеклассники. Число студентов, обучающихся на факультете, постоянно
пополняется за счет абитуриентов, впервые пришедших в вуз качестве участников предметных соревнований.
Для дальнейшего повышения мотивации школьников в получении высшего географического образования необходимо развивать систему интеллектуальных соревнований школьников по географии, и расширять территориальный охват мероприятий, повышать уровень доступности и информативности. Одной из важных задач развития системы географических олимпиад является активное вовлечение к их проведению региональных отделений Русского географического общества, академических институтов, что позволяет привлекать в естественно-географические науки талантливых и увлеченных школьников, показать значимость предмета в ряду других школьных предметов, подчеркнуть необходимость целенаправленного и систематического изучения географии.
Проведение олимпиады по географии «Географический Олимп» позволило определить ближайшие перспективы ее развития, к которым можно отнести расширение конкурсной программы за счет введения интерактивных заданий; возможность проведения не только личных, но и командных состязаний; совершенствование механизмов отбора участников заключительного тура и определения призеров и победителей; расширение возможности использования имеющегося банка олимпиадных заданий в дистанционной форме и создание на его основе базы для входного тестирования студентов I курса естественно-географического факультета.
Список литературы
1. Герценовская педагогическая олимпиада: пространство для научно-педагогического поиска: метод, рек. / Сост. И.В. Гладкая. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 285 с.
2. Ильинский C.B. Олимпиады школьников по географии: сущность, содержание, разнообразие // Вестник ВятГГУ. 2011. №4-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/olimpiady-shkolnikov-po-geografii-suschnost-soderzhanie-raznoobrazie (дата обращения: 02.03.2016).
3. Ипполитова H.A., Роговская Н.В. Вторая Межрегиональная школьная олимпиада по географии «Географический Олимп» (г. Иркутск) // Вестник кафедры географии ВСГАО. 2013. № 1-2. С. 63-66. URL: http://kafgeo.igpu.r-u/bulletin7/ippolitoval3_l-2.pdf
4. Минобрнауки России от 04.04.2014 № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников»// URL :http://minjust.consultant.ru/documents/l 0329?items= 1 &page= 1 (дата обращения: 01.01.2016).
5. Филатова О.М., Пономарёва О.Н. Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 1096-1099.