ЭКОНОМИКА
ББК 65.052.9 (2) 2
О. Ю. Рудакова
Возможности и перспективы применения оздоровительных процедур банкротства
O. Yu. Rudakova
Possibilities and Perspectives to Use Improving Bankruptcy Procedures
Рассмотрены причины ограниченного обращения к оздоровительным процедурам банкротства, проанализированы перспективы и возможности их применения в будущем, а также предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности восстановления платежеспособности компании в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления. Ключевые слова: финансовое оздоровление, внешнее управление, арбитражный управляющий, институт банкротства, восстановление платежеспособности.
DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-59
In the article the reasons of rare recourse to procedures of bankruptcy are analyzed as well as the prospects and possibilities of their application in the future, it is suggested to use recommendations aimed at increasing the effectiveness of restoration of the company solvency in the procedures of financial rehabilitation and external administration.
Key words: financial rehabilitation, external management, bankruptcy, insolvency Institute, restoration of solvency.
Широкое распространение института банкротства в современном экономическом пространстве России сопровождается противоречивым отношением к эффективности его применения. С одной стороны, наличие механизма банкротства является обязательным условием здоровой рыночной экономики, с другой — массовость банкротства подрывает экономическую безопасность страны.
Возникает вопрос: насколько целесообразны и применимы в практике антикризисного управления реорганизационные процедуры банкротства, направленные на восстановление платежеспособности и оздоровле-
ние должника, и что нужно для того, чтобы закон о банкротстве работал на оздоровление, а не на ликвидацию, результатом которой является 80% непогашенных требований кредиторов по всей России.
Реорганизационные процедуры банкротства, направленные на реабилитацию предприятия, предлагаются ныне Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее — Закон о банкротстве) в двух вариантах: финансовое оздоровление и внешнее управление. Сравнительная характеристика процедур по критериям представлена в таблице 1 [1].
Таблица 1
Сравнительная характеристика реабилитационных процедур банкротства
Критерий Финансовое оздоровление Внешнее управление
1 2 3
Цель процедуры Восстановление платежеспособности должника в соответствии с графиком погашения задолженности Восстановление платежеспособности должника
Срок процедуры банкротства Не более двух лет Не более двух лет
Руководство предприятием в период проведения процедуры банкротства Руководитель Арбитражный (внешний) управляющий
Условия введения процедуры банкротства Наличие графика погашения задолженности и финансового обеспечения исполнения обязательств или плана финансового оздоровления Наличие обоснования возможности восстановления платежеспособности по результатам финансового анализа
План проведения процедуры: название/разработчик План финансового оздоровления/собственник План внешнего управления/арбитражный (внешний) управляющий
Окончание таблицы 1
1 2 3
Варианты завершения процедуры банкротства • внешнее управление (если есть возможность восстановить платежеспособность и не истек совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления — 2 года); • конкурсное производство (если восстановить платежеспособность должника невозможно); • мировое соглашение; • прекращение производства по делу в связи с досрочным погашением всех заявленных требований кредиторов • конкурсное производство (если восстановить платежеспособность должника невозможно); • мировое соглашение; • прекращение производства по делу в связи с досрочным погашением всех заявленных требований кредиторов
Вознаграждение арбитражного управляющего 15000 руб. ежемесячно и проценты по вознаграждению 45000 руб. ежемесячно и проценты по вознаграждению
С позиции Закона о банкротстве финансовое оздоровление — это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности в соответствии с графиком погашения задолженности. Целью внешнего управления обозначено восстановление платежеспособности должника. И в том и в другом случае введение процедуры — последняя возможность сохранить бизнес путем выведения его из кризисного состояния в течение не более двух лет. При этом если в процедуре финансового оздоровления
руководящие функции остаются за аппаратом управления организации, то в случае внешнего управления стратегию восстановления платежеспособности планирует, разрабатывает и реализует арбитражный (внешний) управляющий.
Финансовое оздоровление и внешнее управление редко применяются на практике, а если и вводятся, то как промежуточный этап банкротства предприятия, за которым следует его ликвидация в стадии кон-курного производства (табл. 2).
Таблица 2
Статистика рассмотрения арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве)
Наименование показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Количество поступивших заявлений о банкротстве, в том числе: 34367 39570 40243 33385
- принято к производству 27032 35545 33270 27422
Введено финансовое оздоровление 48 53 91 94
- прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности 6 2 6 7
Введено внешнее управление 579 604 908 986
- восстановлена платежеспособность 40 11 14 13
Должник признан банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства 13916 15473 16009 12794
Причинами редкого применения оздоровительных процедур банкротства выступают следующие.
1. Отсутствие видения будущего компании в связи со сложностью его кризисного положения и отсутствием возможности восстановления платежеспособности. Как правило, если в отношении организации запущено дело о банкротстве, значит, все свои возможности она исчерпала, накопленная задолженность достигла масштабов, не позволяющих выйти из кризиса, либо собственник не заинтересован в продолжении деятельности компании.
2. Непонимание преимуществ оздоровления собственниками и кредиторами, желание более быстрого погашения кредиторской задолженности со стороны кредиторов. Часто в принятии решения о введении финансового оздоровления или внешнего управления
кредиторам устанавливается срок два года, превышающий срок ликвидации на целый год. Желание взыскать с недобросовестного должника денежные средства в более короткий период времени мотивирует кредитов к решению о ликвидации в стадии конкурсного производства. При этом часто кредитор не осознает, что даже в случае невозможности погашения его требований в связи с недостаточной конкурсной массой они будут считаться погашенными, в то время как в результате успешной реализации реабилитационных процедур возможно удовлетворение требования кредиторов в полном объеме.
3. Сложность, трудоемкость и затратность оздоровления в процедурах банкротства для всех участников — кредиторов, собственников, третьих лиц. Для проведения процедуры финансового оздоров-
экономика
ления и внешнего управления привлекается арбитражный управляющий с командой специалистов-помощников, оплата услуг которых осуществляется вне очереди за счет конкурсной массы, т. е. имущества должника. С точки зрения оплаты вознаграждения более экономична процедура финансового оздоровления, которая в большей степени выгодна собственнику еще и тем, что позволяет сохранять управленческие функции за действующей группой топ-менеджеров. Однако внешнее управление также направлено на восстановление платежеспособности, и его преимущества нельзя недооценивать. Оно является более выгодным для кредитора, заинтересованного в эффективной работе организации в будущем, поскольку в конечном счете позволяет восстановить платежеспособность путем замены неэффективного собственника.
Реабилитационные процедуры на практике, как правило, вводятся как промежуточный этап банкротства в отношении крупных организаций, исчерпавших потенциал возможностей дальнейшего функционирования и развития на рынке, но представляющих собой либо градообразующий, либо социально значимый для региона объект. Чаще финансовое оздоровление или внешнее управление выступают как тактическая мера, направленная на снижение социальной и экономической напряженности в регионе.
Ограниченное применение процедур финансового оздоровления и внешнего управления сказывается на качестве их проведения, обусловленном небольшим практическим опытом арбитражных управляющих, часто не способных справиться с трудностями и проблемами, возникающими при проведении процедур по восстановлению платежеспособности, среди которых:
1) упущение наиболее благоприятного времени для преобразований, что не позволяет организации достичь поставленных целей процедуры финансового оздоровления или внешнего управления в сроки, предусмотренные законодательством;
2) несвоевременный возврат дебиторской задолженности и нарушение сроков иных мероприятий по восстановлению платежеспособности организации-должника, ведущие к нарушению сроков погашения требований кредитора и в конечном счете сроков проведения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления;
3) сложность возврата имущества в рамках исполнительного производства в разумные сроки, не превышающие сроки проведения реабилитационной процедуры банкротства;
4) действующее законодательство о банкротстве и сложившаяся практика его применения дают большие возможности для злоупотреблений полномочиями как арбитражным управляющим, так и третьим лицам, кредиторам и собственникам. Предметом споров в конечном счете является имущество должника либо
право распоряжения им. Злоупотребления могут быть следующего характера:
— участие третьих лиц в качестве лиц, предо -ставляющих обеспечение исполнения обязательств должника, влекущее возникновение задолженности перед ними;
— возможность влияния со стороны заявителя по делу о банкротстве на выбор арбитражного управляющего и его действия в рамках процедуры несостоятельности;
5) препятствия введению финансового оздоровления или внешнего управления со стороны кредиторов, в том числе Федеральной налоговой службы и кредитных организаций. Длительное принятие решений, согласие на финансовое оздоровление при условии обязательного наличия обеспечения исполнения обязательств должника и срока финансового оздоровления менее двух лет не позволяют ввести процедуру достаточно быстро и приступить к мероприятиям по восстановлению платежеспособности;
6) низкая оперативность в принятии решений в случае нарушения сроков реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности в рамках внешнего управления, необходимость большого количества согласований с кредиторами и уполномоченными органами.
В целях более эффективного применения оздоровительных процедур банкротства мы считаем необходимым следующее:
1. Для своевременного обращения к процедурам финансового оздоровления и внешнего управления следует обратить внимание собственников и кредиторов на их преимущества, в числе которых:
— собственники должника в любой момент могут погасить задолженность организации из других источников и прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
— есть шанс выявить все недостатки и скрытые резервы организации, а также разработать новый курс ее развития;
— погашение требований кредиторов в полном объеме, что гораздо выгоднее, чем частичное удовлетворение требований кредиторов при конкурсном производстве.
2. Для восстановления платежеспособности в рамках финансового оздоровления или внешнего управления должны быть применены методы, адекватные возникшей проблеме, не нарушающие сроки ее проведения, а также учитывающие внутренние резервы предприятия и возможную помощь со стороны собственников, третьих лиц и кредитных организаций [2]. Основанием для выбора методов финансового оздоровления должны стать такие факторы, как стадия финансового кризиса, на которой находится предприятие, возможность достижения максимального эффекта при минимальных затратах, причины финансовой
нестабильности, отраслевая специфика, размер предприятия, возраст предприятия, степень риска, на который готово пойти предприятие [3].
Таким образом, процедуры банкротства, такие как финансовое оздоровление и внешнее управление, представляют собой эффективный способ восстановления платежеспособности организации. Однако расширение сферы их применения и эффективность проведения возможны только в том случае, если:
• все участники дела о банкротстве — должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы — действуют согласованно и разумно, осознавая, что наличие противоречий и возникнове-
ние конфликтов, а также препятствия друг другу не позволят восстановить платежеспособность организации и рассчитаться по обязательствам;
• процедура восстановления платежеспособности в рамках института банкротства будет менее трудоемкой и ресурсоемкой.
Применение предложенных автором рекомендаций по улучшению результатов проведения реабилитационных процедур банкротства позволит вызвать больший интерес участников банкротства к восстановлению платежеспособности предприятия, а также сделать более качественным и эффективным ее проведение.
Библиографический список
1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — URL: http//: www.consultant.ru.
2. Рудакова О. Ю., Соколова О. Н. Инновационные подходы к повышению результативности антикризисно-
го управления в процедурах банкротства промышленных предприятий : монография. — Барнаул, 2012.
3. Рудакова О. Ю., Рудакова Т. А. Оценка результативности антикризисного управления в процедурах банкротства // Менеджмент в России и за рубежом. — 2011. — № 1.