Снегирева Людмила Валентиновна
ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИИ ..
педагогические науки
УДК: 378.147:159.955:378.661
ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
© 2016
Снегирева Людмила Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой
физики, информатики и математики Курский государственный медицинский университет, Курск (Россия)
Аннотация. Автором статьи изучена проблема востребованности студентами основных элементов электронного обучения, используемых в учебном процессе медицинского вуза. На основе эмпирического материала в статье проведено исследование аспектов целесообразности применения основных элементов электронного обучения для формирования общекультурной и профессиональной компетентности студентов медицинского вуза с различным уровнем учебно-познавательной активности. Изучены преимущества и недостатки представленных элементов электронного обучения, рассмотрены вопросы необходимости комплексного их использования в купе с традиционными методами обучения в высшей школе. Автором выявлены возможности индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе, заложенные в основных элементах электронного обучения. В статье представлены элементы электронного обучения, направленные, в первую очередь, на активизацию учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся медицинского вуза. Автором рассмотрены также возможности применения элементов электронного обучения, способных обеспечить стимулирование учебно-познавательной активности студентов, успевающих в основном на «отлично». Грамотное использование различных элементов электронного обучения дает возможность повысить мотивацию студентов, оптимизировать процесс самоподготовки и самоконтроля, обеспечить индивидуальный темп работы в соответствии со скоростью восприятия и усвоения учебного материала, что оказывается неоценимым в условиях ограниченности учебного времени и достаточно высокой численности студенческих групп.
Ключевые слова: электронное обучение, высшее образование, эффективность электронного обучения, индивидуализация учебного процесса, учебно-познавательная активность, востребованность основных элементов электронного обучения.
E-LEARNING AS THE FACTOR OF MEDICAL SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS
INDIVIDUALIZATION
© 2016
Snegireva Liudmila Valentinovna, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair "Physics, Information Science and Mathematics" Kursk State Medical University, Kursk (Russia)
Abstract. The problem of medical university students' demands for the basic e-learning elements is studied by the author. E-learning elements effectiveness in aspect of the medical students' general cultural and professional competence formation according to the different levels of educational-cognitive activity is questioned in the article. Advantages and disadvantages of the basic e-learning elements, as well as the complex usage of these elements along with traditional higher school educational methods are considered by the author of the article. The author claims out the e-learning as the factor of medical school educational process individualization. Some of the basic e-learning elements presented in the article, aiming, firstly, the medical university students' cognitive activity increment from the low level. The author also analyses the role of different e-learning elements in motivation of the high level cognitive activity students. The article shows that appropriate usage of basic e-learning elements gives the opportunity to increase the medical university students' motivational level, to optimize self-educational and self-control process and to provide the individualized working tempo according to the students' ability to educational material perception.
Keywords: e-learning, higher education, e-learning effectiveness, educational process individualization, educational-cognitive activity, demands for the basic e-learning elements.
В последние годы все шире внедряются в образовательный процесс высших учебных заведений различные элементы электронного обучения, дополняя и внося разнообразие в традиционные методы обучения, решая проблемы модернизации и открывая новые возможности оптимизации учебного процесса. Большое количество исследований на современном этапе посвящено изучению эффективности электронного обучения и его отдельных элементов [1-10], изучается роль электронного обучения в активизации учебно-познавательной деятельности студентов [11-13], рассматриваются возможности электронного обучения в формировании компетентности учащихся и их способностей [14-18]. Однако не так много исследовательских работ посвящено изучению роли электронного обучения в процессе индивидуализации образовательного процесса высших учебных заведений [19-20].
Исходя из вышесказанного, в качестве цели настоящего исследования определено изучение возможностей электронного обучения и его отдельных элементов в решении задачи индивидуализации образовательного процесса высших учебных заведений.
В качестве объекта исследования нами были выбраны наиболее часто используемые в учебном процессе элементы электронного обучения.
Материал и методы: Материалом исследования послужили результаты опроса студентов первого курса.
Всего было опрошено в конце учебного года 179 первокурсников лечебного факультета Курского государственного медицинского университета. Из 179 человек по успеваемости 27,4% студентов нами были отнесены к группе учащихся, успевающих в основном на «отлично», 66,5% -среднеуспевающих и 6,1% студентов были отнесены к группе слабоуспевающих студентов. Для всех групп студентов поддерживались константные условия: исследование проводилось в первой половине дня (11:00), в учебной комнате, длительность исследования составила 20 минут. Исследуемые выполняли методику самостоятельно. Для исследования использовался оригинальный опросник, включающий 12 позиций.
Результаты.
На начальном этапе опроса учащимся было предложено отметить элементы электронного обучения в соответствии с частотой их использования в учебном процессе медицинского вуза. Студентами-первокурсниками элементы электронного обучения были распределены в следующем порядке:
- компьютерное тестирование;
- электронные учебные пособия;
- лекции с мультимедийным сопровождением;
- информация с сайта университета;
- учебные задания на компьютере;
- лабораторные работы на компьютере.
Далее студентам было предложено оценить эффек-
педагогические науки
Снегирева Людмила Валентиновна ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИИ ...
тивность отдельных элементов электронного обучения. Как показали результаты опроса учащихся, 96,1% студентов считают использование мультимедийных лекций в учебном процессе в высшей степени целесообразным. Причем с точки зрения 100% слабоуспевающих студентов лекции с мультимедийным сопровождением эффективны в плане подачи информации. В то время, как 4,2% среднеуспевающих студентов и 4% учащихся, успевающих в основном на «отлично», считают чтение мультимедийные лекции неоправданным. На наш взгляд, это объясняется тем, что слабоуспевающих студентов привлекает визуальный ряд мультимедийные лекции, дополняющий устное изложение материала лектором. Иллюстративный и анимационный материал, включенный в презентации, позволяет студентам лучше понять суть излагаемой проблемы, а графическое изображение различного рода процессов и явлений способствует лучшему усвоению материала. Подтверждением нашей мысли служат результаты опроса учащихся по изучению эффективности практических занятий с мультимедийным сопровождением.
87,7% первокурсников отметили высокую эффективность практических занятий с мультимедийным сопровождением. Лишь 6% студентов, успевающих в основном на «отлично», и 15,8% среднеуспевающих студентов сочли применение в образовательном процессе практических занятий с мультимедийным сопровождением нецелесообразным. Среди слабоуспевающих студентов учащихся, считающих использование практических занятий с мультимедийным сопровождением неоправданным, не нашлось вовсе, что подтверждает нашу мысль о том, что для слабоуспевающих студентов крайне важен визуальный ряд и дополнительные пояснения к учебному материалу.
Опрос показал, что выполнение лабораторных работ на компьютере является оправданным с точки зрения 74,9% первокурсников. Причем слабоуспевающие студенты отмечают, что выполнение лабораторных работ на компьютере дает им возможность повторить учебный эксперимент необходимое число раз, позволяя добиться требуемого результата. Возможность выстраивания индивидуального темпа выполнения лабораторной работы, индивидуализация учебного процесса в ходе выполнения лабораторной работы на компьютере позволяет 81,8% слабоуспевающих студентов оценить эффективность использования указанного компонента электронного обучения как высокую (для сравнения с 73,1% у среднеуспевающих студентов эффективность использования лабораторной работы на компьютере получила такую же высокую оценку).
По результатам опроса учащихся, применение такого элемента электронного обучения, как компьютерное тестирование, считают оправданным 86,6% от общего числа первокурсников. Однако, компьютерное тестирование не устраивает приблизительно четвертую часть (27%) слабоуспевающих студентов, по сравнению с 8,2% сильных и 14,3% среднеуспевающих студентов, которые считают результаты компьютерного тестирования необъективными (рисунок 1).
На наш взгляд, неудовлетворенность именно слабоуспевающих студентов применением компьютерного тестирования объясняется, в первую очередь, жесткими временными рамками, отводимыми на опрос при данной форме контроля. Ограничение по времени, по мнению слабоуспевающих студентов, не дает им возможность показать реальный уровень знаний. Во-вторых, при компьютерной форме оценки знаний оценивается лишь конечный результат, и не учитывается промежуточная цепь рассуждений, которая могла быть учтена при устном ответе учащегося. В этой связи считаем целесообразным дополнять компьютерное тестирование устным опросом для слабоуспевающих студентов.
Электронные учебные пособия, используемые в учебном процессе медицинского вуза, по результатам
опроса получили высокую оценку студентов.
Рисунок 1. Количество учащихся (%) первого курса лечебного факультета медицинского вуза, считающих применение компьютерного тестирования в учебном процессе неоправданным.
Примечание:1- студенты, успевающие в основном на «отлично» (8,2%); 2- среднеуспевающие студенты (14,3%); 3- слабоуспевающие студенты (27,3%).
Электронные учебные пособия, используемые в учебном процессе медицинского вуза, по результатам опроса получили высокую оценку студентов.
Так, 88,8% учащихся используют электронные учебные пособия дома при подготовке к занятиям, каждый третий студент пользуется электронными учебными пособиями на занятиях. Причем 76,5% студентов уделяют подготовке к занятиям с помощью электронных учебных пособий более трех часов в день, и лишь пятая часть учащихся используют электронные учебные пособия при подготовке к занятиям менее указанного времени. Слабоуспевающие студенты дольше работают дома с электронными учебными пособиями. 81,8% слабоуспевающих студентов работают от трех часов в день с электронными учебными пособиями. В сравнении с 73,5% у студентов, успевающие в основном на «отлично», которые уделяют подготовке к занятиям такое же время (рисунок 2).
Рисунок 2. Количество учащихся (%) первого курса лечебного факультета медицинского вуза, использующих электронные учебные пособия при подготовке к занятиям более трех часов в день.
Примечание:1- студенты, успевающие в основном на «отлично» (73,5%); 2- среднеуспевающие студенты (77,3%); 3- слабоуспевающие студенты (81,8%).
Опрос показал, что, как правило, студенты используют при подготовке к занятиям как электронные учебные пособия, так и традиционные печатные издания. Лишь 3,9% из числа опрошенных первокурсников пользуются исключительно электронными учебными пособиями, примерно такая же доля (3,4% от числа учащихся) отдают предпочтение печатным пособиям. Подавляющее
Снегирева Людмила Валентиновна педагогические
ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕШЕНИИ ... науки
большинство студентов использует как один, так и другой вид учебных материалов, отдавая, однако, предпочтение электронным учебным пособиям. Десятая часть слабоуспевающих студентов готовится только по электронным учебным пособиям, а еще 50% слабоуспевающих учащихся осваивает учебный материал в основном по электронным учебным пособиям.
К преимуществам электронных учебных пособий студенты относят:
- удобство использования -67,6%;
- простоту использования -38%;
- наглядность представления учебного материла -20,7%;
- возможность самоконтроля- 12,3%;
- удобство восприятия информации-10,6%;
- повышение интереса к изучаемому предмету-3,9%.
Необходимо отметить, что слабоуспевающие студенты ставят на первое место именно наглядность материла электронных учебных пособий (27,3% ответов). А удобство восприятия информации и возможность осуществления самоконтроля занимает второе место в рейтинге преимуществ электронных учебных пособий по мнению слабоуспевающих студентов (по 18,2%).
К недостаткам электронных учебных пособий учащиеся медицинского вуза относят:
- необходимость для подготовки аппаратного обеспечения (компьютера)- 72,1% первокурсников;
- утомляемость -17,3% студентов;
- сложность использования, отсутствие навыка в ра-боте-6,7% учащихся первого курса.
Таким образом, результаты исследования позволяют нам сделать вывод о том, что все используемые в учебном процессе медицинского вуза элементы электронного обучения востребованы студентами. Причем, слабоуспевающие студенты заинтересованы в использовании электронного обучения в гораздо большей степени, чем среднеуспевающие учащиеся и студенты, занимающиеся в основном на «отлично», поскольку электронное обучение слабоуспевающим учащимся дает возможность выбрать индивидуальный темп работы в соответствии со скоростью восприятия и усвоения учебного материала, позволяет осуществить эффективный самоконтроль, обеспечивает психологический комфорт, позволяя избежать негативной реакции преподавателя на ответ, дает возможность оптимизировать процесс самоподготовки к учебным занятиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Эффективность электронного обучения: система требований к электронному курсу // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2 (62). С. 62-28.
2. Каршиев Х., Аминова Н. И. Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 539-542.
3. Снегирева Л.В. Оценка эффективности формирования математической компетентности как структурного компонента профессиональной компетентности студентов факультета клинической психологии на различных этапах обучения в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-2. С. 322-325.
4. Викторова Ю.В. Использование электронного учебника для повышения эффективности обучения математике // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4.; URL: http://www.stience-education. ru/ru/article/view?id=6593 (дата обращения: 16.06.2016).
5. Кречман Д. Л. Как управлять качеством и эффективностью электронного
6. обучения? // Ученые записки ИСГЗ. 2013. № 1-1 (11). С. 162-165.
7. Печников А. Н., Шиков А. Н. Эффективность электронного обучения как проблема педагогической 192
информатики// Педагогическая информатика. 2013. № 3. С. 49-59.
8. Снегирева Л.В. Формирование основных структурных компонентов математической компетентности студентов медицинского вуза в процессе электронного обучения //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8 (часть 2). С. 363-367.
9. Деркач Т. М. Измерение когнитивной нагрузки при исследовании эффективности применения электронных средств обучения // Информационные технологии и средства обучения. 2011. № 2. Том 22. С. 13.
10. Ивашковская Т. К., Моднов С. И. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения эффективности обучения иностранных студентов// Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Том 2. С. 251-272.
11. Войтович И. К. Критерии эффективности электронного обучения и качества электронных образовательных программ в вузе// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (145). С. 152-156.
12. Смирнова Е. В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средств учебного назначения в изучении иностранного языка// Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.
13. Глазунова Е.Г. Факторы эффективной организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений с использованием технологий E-learning// Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 11 (77). С. 36-51.
14. Димова Н.А. Мультимедийная презентация на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности// Методист. 2013. № 5. С. 49-54.
15. Балашова И. В.Применение электронных средств обучения - фактор эффективного развития познавательного интереса студентов// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. № 2. Том 14. С. 247-249.
16. Снегирева Л.В. Электронное обучение в формировании математических способностей студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3; URL: http://www.science-education.ru/ article/view?id=24493 (дата обращения: 13.05.2016).
17. Мокиенко О. П. От потребления информации к творческому пониманию. Организация креативной образовательной среды в условиях дистанционного обучения// Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1 (2). Том 2. С. 241-248.
18. Рогозина С.Я. Использованию электронного портфолио для развития рефлексии при обучении информатики в 8 классах// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-6. С. 60-63.
19. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2(15). Том 5.С. 416-420.
20. Воробьева Т. А. Психологические особенности электронного обучения// Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 100-104.
21. Арзуманян Н.Г., Добровольская Т.В., Кочережко Л.В., Чуватаева М.К. E-learning как педагогический феномен// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=20090 (дата обращения: 10.05.2016).