УДК 378.147
М. В. УНТИНА О. И. КУРДУМАНОВА
Омский государственный педагогический университет
ВОЗМОЖНОСТИ
ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье рассмотрены возможности дистанционной поддержки обучения при изучении дисциплины «Современные проблемы науки и образования». Приведены некоторые результаты педагогического эксперимента по внедрению дистанционных технологий для реализации магистерской программы «Химическое образование».
Ключевые слова: магистерская программа, дистанционное обучение, образовательный портал.
Эпоха информатизации, в которую вступило сегодня мировое сообщество, требует модернизации технологий и методик педагогического образования для обеспечения их соответствия изменяющимся запросам населения и требованиям современной экономики. Подтверждением такой тенденции служит появление нормативных документов, регламентирующих политику государства в области образования, проектов новых образовательных стандартов и т.д. Одной из ключевых задач является реализация проектов по модернизации педагогического образования. Современный профессиональный стандарт предъявляет новые требования государства и общества к педагогу.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки магистров 050100 Педагогическое образование выпускник должен приобрести ряд компетенций, связанных с применением информационных технологий [1]:
— способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
— способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
— способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
— готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).
Отметим, что и в проекте нового образовательного стандарта по направлению 44.04.01 Педагогическое
образование (уровень магистратуры) сохранены требования к формированию указанных компетенций [2].
Для реализации поставленных задач разрабатывается множество методик, технологий, способов и форм организации обучения. В последние годы все большую популярность приобретает дистанционное обучение.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [3].
Вопросы и проблемы, связанные с использованием дистанционных технологий, находятся в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Однако анализ литературных источников показал, что наиболее эффективным направлением использования дистанционного обучения является сочетание принципов ДО с традиционным очным образованием. Как отмечают В. П. Бакалов, Б. И. Крук и О. Б. Журавлева [4]: «дистанционная форма образования не является альтернативной складывающейся веками традиционной форме. Первая дополняет вторую, расширяя возможности для получения образования широкими слоями населения».
Таким образом, актуальной становится организация очного обучения при поддержке дистанционных технологий. Считаем целесообразным внедрение такой системы именно в магистратуре, что обусловлено спецификой магистерского образования:
1. Наличие у обучающихся высшего профессионального образования и, следовательно, определенного набора сформированных компетенций, навыков самостоятельной работы, часто собственного профессионального опыта.
2. Изменение роли преподавателя и обучающихся. Традиционно педагог выступает «транслятором» готовых знаний. При обучении в магистратуре преподаватель организует, направляет и контролирует процесс обучения, способствуя формированию у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
3. Обучающиеся магистратуры — это, как правило, взрослые работающие люди, которые часто не имеют возможности вовремя посетить очные занятия.
4. Малое количество аудиторных часов в целом и лекционных занятий в частности. В действующем ФГОС ВПО, а также в проекте нового стандарта обозначено требование: доля занятий лекционного типа в магистратуре не должна превышать 20 процентов от общей аудиторной нагрузки. Таким образом, возникает проблема изучения теоретического материала. Заметим, что минимальный вводный теоретический экскурс необходим для изучения любой дисциплины.
На наш взгляд, дистанционная поддержка обучения в магистратуре позволяет учитывать перечисленные особенности и делает учебный процесс более доступным и мобильным. Нами разработан комплекс средств обучения для дистанционной поддержки очных занятий. Работа осуществляется с помощью образовательного портала Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).
В 2013/14 учебном году в ОмГПУ началось внедрение дистанционного сопровождения очного обучения в экспериментальной группе обучающихся магистратуры «Химическое образование» по дисциплине «Современные проблемы науки и образования».
Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, дисциплина «Современные проблемы науки и образования»
включена в базовую часть общенаучного цикла. Данный курс направлен, прежде всего, на формирование у магистрантов готовности к применению знаний о современных проблемах науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. Кроме того, должны быть сформированы компетенции, связанные с применением информационных технологий: ОК-5, ПК-15, ПК-20.
В соответствии с учебным планом магистерской программы «Химическое образование» данный курс изучается в осеннем семестре первого года обучения и включает 8 часов лекционных и 10 часов семинарских занятий (табл. 1).
Знакомство обучающихся с разработанным комплексом начинается после первого очного занятия, где сообщается о возможностях и правилах работы на образовательном портале.
При этом аудиторные часы, отведенные на дисциплину, проводятся полностью. Объем материала, размещенного на образовательном портале, достаточен для освоения 54 часов самостоятельной работы обучающихся. Предложенные ресурсы используются для подготовки к семинарским занятиям, повторения теоретического материала, ликвидации пробелов и пропусков занятий, выполнения самостоятельных работ. Несмотря на высокую трудоемкость процесса разработки средств обучения, дистанционные технологии облегчают труд преподавателя, повышают его производительность, повышают уровень коммуникабельности и мобильности.
На протяжении всего семестра осуществляется работа магистрантов с предложенными комплектами средств, которые включают следующие элементы и ресурсы:
1. Лекционные материалы, размещенные в формате MS Power Point, а также в виде информационных веб-страниц. Веб-страницы наполнены не только текстовым компонентом, но и аудио-, видеофайлами,
№
Тематическое планирование дисциплины
Таблица 1
Раздел дисциплины Трудоемкость Аудиторные Самостоятельная работа
Лекции Семинар Лабораторные
Современные проблемы образования Тема 1.1. Тенденции развития системы образования Тема 1.2. Стратегические ориентиры развития высшего образования в контексте Болонского процесса. Анализ реформ высшего образования Тема 1.3. Новые образовательные стратегии. Принципы учебных стратегий 28 6 2 20
Проблемы в области химии, биологии и экологии на современном этапе Тема 2.1. Характеристика глобальных проблем цивилизации и роль образования в их решении Тема 2.2. Проблемы в области химии и биологии Тема 2.3. Проблемы в области экологии 44 2 8 34
Экзамен 36
Итого 108 8 10 54
Б^И-анимациями, ссылками на глоссарий и др. Для более эффективного освоения теоретического материала можно включить вопросы, на которые необходимо дать ответы, чтобы перейти к следующему разделу или главе.
2. Рабочая тетрадь является электронным аналогом тетради на печатной основе. Обучающиеся выполняют творческие и практические задания в рамках изучаемого курса или высказываются на заданную тематику.
3. Книга, или Хрестоматия — элемент, позволяющий собирать различные материалы на протяжении всего изучения дисциплины или только по выбранной проблематике.
4. Задание — обучающиеся в течение семестра получают пять заданий по разным темам и самостоятельно готовят ответ в заданном формате, после чего загружают его на сервер для проверки. Преподаватель может направить каждому студенту результаты проверки с замечаниями, комментариями, рекомендациями, ссылками на необходимую литературу или нормативные документы;
5. Глоссарий — предполагает работу магистрантов по созданию словаря основных терминов в рамках изучаемой дисциплины. Система позволяет вносить несколько определений одного термина, однако перед размещением в словаре должно быть получено «одобрение» преподавателя;
6. Интеллект-карта и прием «Сделай все толпой» — элементы для организации групповой работы студентов;
7. Тест. Разработан с целью текущей проверки изученного материала. Тестирование проводится по двум разделам курса: «Современные проблемы образования» и «Проблемы в области химии, биологии и экологии на современном этапе». Система позволяет преподавателю создавать банк разнообразных тестовых заданий: с одним или несколькими верными ответами, с записью конкретного текстового ответа или числа и др. Проверка выполненных тестов происходит автоматически. Также тестирование ограничено по времени и по количеству попыток, в электронный журнал вносится балл за лучшую попытку.
8. Анкетный опрос — эффективный и удобный инструмент для изучения мнения обучающихся
по каким-либо вопросам, отношения магистрантов к обучению с помощью образовательного портала, выявления недостатков в разработанных комплексах и т.п. Таким образом, данный ресурс позволяет преподавателю оперативно собирать необходимые сведения от обучающихся, а также проводить корректировку обнаруженных недостатков.
Ресурсы образовательного портала постоянно пополняются мультимедийными средствами обучения с целью усиления наглядности, информативности и повышения мотивации студентов.
При изучении дисциплины «Современные проблемы науки и образования» формируется ряд компетенций, зафиксированных в ФГОС ВПО [1]: ОК-1-3, ОК-5,6, ОПК-1,2, ПК - 1, 2, 4-9, 11, 12, 13, 17-21. На протяжении эксперимента фиксируется очный рейтинг обучающихся, подтверждающий формирование указанных компетенций. Несмотря на малочисленность экспериментальной группы, отмечено статистически значимое повышение среднего балла в семестре по сравнению с данными группы, где отсутствует дистанционная поддержка обучения.
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что наиболее востребованной информацией для обучающихся являются методические указания для подготовки к очным занятиям, лекции-презентации, глоссарий. При этом наибольшая посещаемость и активность наблюдается в периоды текущего контроля.
Для объективной оценки была проведена экспертиза разработанного комплекса, предназначенного для дистанционного обучения. Лист эксперта содержал 10 основных критериев, которые оценивались по 5-балльной шкале: научность, доступность, наглядность, информативность, филологическая грамотность, наличие творческих заданий, разнообразие видов деятельности, наличие заданий различного уровня сложности, развитие мотивации обучающихся и эффективный контроль деятельности магистрантов. Критерии были отобраны таким образом, чтобы охватить материалы лекций, заданий, а также оценить качество разработанных тестов. Результаты экспертной оценки представлены на рис. 1.
В качестве примера мы привели данные по отдельным критериям (научность, доступность, наглядность),
5
4,9 Ч 4'8
ч я
ю 4,7 «
а
И 4,6 а
° 4,5 4,4 4,3
4,9
4,8
4,5
научность
доступность Критерий
наглядность
Рис. 1. Результаты экспертной оценки средств обучения
по другим параметрам значения также находятся в интервале от 4 до 5 баллов. Следовательно, в целом разработанные средства обучения соответствуют основным требованиям. Однако необходимо доработать материалы, связанные с контролем деятельности магистрантов, повышением мотивации, добавить творческие задания.
Таким образом, полученные результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что дистанционная поддержка курса «Современные проблемы науки и образования» дополняет традиционную очную организацию учебного процесса. Разработанные комплексы средств обучения позволяют скомпенсировать недостаток аудиторных часов, помогая студентам подготовиться к очным занятиям, промежуточному контролю. Консультации с преподавателем в режимах on-line и off-line и предложенные материалы могут быть полезны обучающимся для ликвидации пробелов в ранее полученных знаниях. Наблюдается положительная корреляция между частотой посещения портала, активной работой магистрантов на образовательном портале и их очным рейтингом.
Библиографический список
нию подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Магистр») [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 16.06.2014)
2. Государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» [Электронный ресурс]. — URL: http://mgpu.ru/ (дата обращения: 01.07.2014)
3. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева ; под ред. Е. С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
4. Бакалов, В. П. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление : учеб. пособие // В. П Бакалов, Б. И Крук, О. Б. Журавлева — М. : Горячая линия-Телеком, 2008. - 107 с.
УНТИНА Марина Викторовна, аспирантка кафедры химии и методики преподавания химии, специалист по учебно-методической работе. КУРДУМАНОВА Ольга Ивановна, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор, заведующая кафедрой химии и методики преподавания химии.
Адрес для переписки: [email protected]
№
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направле-
Статья поступила в редакцию 16.09.2014 г. © М. В. Унтина, О. И. Курдуманова
удк 377.6:745 531 В. В. ЧАРДЫНЦЕВА
Омский государственный педагогический университет
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА — МАСТЕРА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ
В статье описаны основные критерии, показатели и уровни подготовки художника — мастера по художественной обработке кожи, даны направления оценки деятельности специалиста в области проектирования и технологии исполнения художественных изделий из кожи. Разработанные критерии оценки изделий из кожи позволяют повысить уровень профессионального мастерства будущего специалиста.
Ключевые слова: критерии, показатели, проектирование, технология, художественные изделия из кожи.
Современное общество, его экономика, потребители всегда будут нуждаться в специалистах, прошедших обучение в системах среднего и высшего профессионального образования, качество и уровень подготовки которых регулирует и определяет Федеральный образовательный стандарт [1]. На сегодняшний день названы приоритетные сферы в профессиональном образовании. Сфера искусства не является приоритетной, но всегда была и будет востребована обще-
ством как выражение общекультурного и творческого развития потенциала народа.
В области искусств, а именно в декоративно-прикладном искусстве, существует множество специализаций, которые разительно отличаются спецификой подготовки по уровню теоретически-исследовательских, проектировочных, технологических знаний, умений и навыков. В искусстве художественной обработки кожи можно встретить многообразие