УДК 61:317.39
Н. АЛМАГАМБЕТОВА
Северный Иллинойский Университет, США
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной работе обсуждаются вопросы широких возможностей, предоставляемых дистанционным обучением в рамках медицинского образования. Онлайн классы могут быть использованы для сертификационных программ по различным разделам общественного здравоохранения для студентов и врачей. Подобные сертификаты повысят конкурентоспособность выпускников и врачей при устройстве на работу.
Ключевые слова: медицинское образование, дистанционное обучение, общественное здравоохранение, сертификат.
Не так давно старенький сосед моей знакомой говорил своей жене во время просмотра очередного бразильского сериала: «Глянь, бабка, как иностранцы нашего человека дурят - думают мы1 не заметим, что у нее телефонная трубка-то без провода...» В наши дни этот человек уже не представляет себя без сотового телефона. Новые технологии стремительно и неуклонно вторгаются в нашу жизнь, сменяя друг друга с головокружительной быстротой. Одной из сфер, в которой новые технологии широко внедряются, является система образования, а одной из технологий, в использование которой в последние десятилетия вовлекается все больше и больше высших учебных заведений, является дистанционное обучение. Дистанционное обучение - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на расстоянии от обучающих учреждений. Оно представляет собой все более популярную и эффективную альтернативу как традиционному очному, так и заочному обучению по многим специальностям высшего образования. Несмотря на то, что дистанционное обучение посредством компьютеров широко практикуется во всем мире уже в течение более, чем 30 лет (стаж дистанционного обучения посредством почтовой переписки ведет счет с начала восемнадцатого века), его преимущества и недостатки по сравнению с традиционным очным обучением до сих пор горячо дискутируются в попытках ответить на вопрос, сравнимо ли оно по качеству преподавания и результатам обучения с традиционным.
Некоторые преимущества дистанционного обучения довольно очевидны как для обучающего учреждения, так и для обучающихся. Для университета это прежде всего экономическая эффективность. В условиях неуклонно возрастающего числа студентов отпадает необходимость в предоставлении учебных комнат, более гибким является составление учебного расписания, появляется возможность постоянного и быстрого обновления учебно-методических материалов. Большим преимуществом онлайн классов является разнородность студентов в классе (по месту проживания, возрасту, социальному положению и т.д.). Когда, например, я в своем онлайн классе разбирала со студентами вопросы федерализма и политики штатов по вопросам здравоохранения, у нас разгорались очень интересные и горячие дискуссии, так как студенты превносили в обсуждение свой опыт проживания и работы в разных штатах.
Для студентов преимущества онлайн обучения также очевидны. Перечислю только некоторые из них. Это доступность обучения независимо от места проживания
и загруженности работой или семейными обязательствами; социальное равноправие (так как онлайн обучение несколько дешевле традиционного); гибкость в составлении своего учебного расписания; доступ к мировым ресурсам и свежие учебно -методические материалы; экономическая эффективность вследствие отсутствия необходимости использования транспорта, проживания в чужом городе и пропуска работы; отсутствие определенных психологические барьеров, ощущаемых некоторыми студентами в традиционном классе. К тому же, исследования показали, что процент учащихся, не бросающих учебу, выше среди студентов, обучающихся дистанционно. Это, вероятно, связано с более развитой внутренней мотивацией и дисциплиной (или их развитием) среди тех студентов, которые предпочли дистанционное обучение традиционному. Многочисленные исследования показывают, что разница в знаниях в результате традиционного и дистанционного обучения отсутствует [1, 2, 3, 4].
Дистанционное обучение - это фактически дальнейшее развитие хорошо знакомого нам заочного образования, лишенное, однако, таких его основных недостатков, как прерывистость учебного процесса, когда студенты авралом штурмуют учебный материал перед сессиями; отсутствие обратной связи между преподавателем и обучающимся; и затрудненный доступ к ресурсам. Существует большое разнообразие компьютерных программ - систем менеджмента класса (платных и бесплатных), как например, Blackboard, CourseWork, Moodle, Sakai и Desire2Leam. При необходимости некоторые занятия можно строить и по типу интерактивного класса, с осуществлением двухстороннего аудио- и видео сообщения между преподавателем и студентами в реальном времени (например, программа Wimba). Для студентов, которые не имели возможности «присутствовать» в классе во время занятия, занятие может быть записано для последующего просмотра.
В настоящее время около девяносто шести процентов университетов Соединенных Штатов предлагают хотя бы один онлайн класс в семестр, и около одной трети всех студентов США берут хотя бы один такой класс. С каждым годом число онлайн программ быстро нарастает, и, в то время, как рост числа традиционных студентов в год в среднем составляет около 1,2-2,0 процентов, ежегодный прирост числа онлайн студентов достигает 12-21 процента.
Болонский процесс, в который вступил КазНМУ, предполагает усиление рыночных отношений и конкуренции учебных заведений за студента. В целях сохранения конкурентоспособности в условиях такой
тенденции, в недалеком будущем, хотим мы этого или нет, университет вынужден будет вводить в расписание онлайн классы. Движение в сторону дистанционного образования в рамках медицинских университетов только начинается. Эта ниша еще «не заполнена», и учебные заведения, занявшие ее на ранних этапах этого процесса, окажутся в большом выигрыше. Реформы в образовании, протекающие в настоящее время в Казахском Национальном Медицинском Университете, предполагают постепенный переход на асинхронную организацию обучения, когда студенты курса проходят через процесс обучения не одной стандартной кагортой, а имеют возможность составлять себе более-менее индивидуализированные расписания. Это дает прекрасную предпосылку для успешного внедрения дистанционных классов в процесс учебы. Естественно, что дистанционные классы, в которых более весьмидесяти процентов материала должно преподаваться с использованием Интернета, пока могут применяться не для всех предметов. Дистанционные классы в клинические предметах, в которых очень важен аспект работы студента у постели больного, возможно, будут использоваться, но не сейчас, а в будущем. Возможно, в очень недалеком будущем. Хотя и сейчас уже существуют адекватные условия для введения гибридных классов, когда от тридцати до семидесяти девяти процентов материала преподается с использованием Интернета. А вот введение дистанционных классов по таким специальностям и предметам, как например, общественное здравоохранение, эпидемиология, гигиена, политика и менеджмент здравоохранения, и ряд других теоретических и фундаментальных наук, возможно уже се йчас.
В советский период (да и в настоящее время) администрирование и менеджмент лечебных заведений имели очень характерное отличие от такового многих развитых стран. Администраторами лечебных заведений и департаментов здравоохранения, например, главными врачами, назначаются лица с чисто медицинским образованием, в то время как зарубежом эту должность занимают поготовленные специалисты в этой области -управленцы, менеджеры, финансисты. Несомненно, «советский» подход к этому вопросу имеет свои преимущества. Однако, таким администраторам приходилось нарабатывать свои подходы и навыки в этой работе методом проб и ошибок, так как недостаток знаний и формального образования в области управления, менеджмента и финансов часто давал о себе знать. В современных условиях, когда рыночные отношения все глубже внедряются в сферу медицинских услуг, администраторы медицинских учреждений
обязаны обладать знаниями и навыками по управлению, менеджменту и финансам. Дистанционные классы предоставляют превосходную возможность для студентов-медиков получить в стенах университета образование не только по своей специальности, но и более углубленные знания (по сравнению с тем, что они получают в настояшее время) по вопросам управления, менеджмента, организации здравоохранения и другим смежным отраслям. Это способствовало бы повышению конкурентоспособности выпускников-медиков. В большинстве университетов за рубежом, наряду со своей специальностью, студенты имеют возможность получить в течение процесса обучения дополнительные сертификаты по тем отраслям деятельности, которыми они хотели бы заниматься в будушем. Сертификат представляет комбинацию пяти-шести наиболее значимых и углубленных для той или иной специализации предметов, которые студент должен пройти дополнительно к своей программе. Например, в департаменте общественного здравоохранения такими специализациями для студентов-медиков могут быть управление и менеджмент в больницах, управление кадрами в здравоохранении, здоровый образ жизни, геронтология, методы научных исследований, экономика и финансы в здравоохранении, анализ политики здравоохранения и другие. В последующем такие сертификаты могли быть востребованы и практикующими врачами, планируюшими переход от лечебной деятельности к административной, что принесло бы дополнительные средства университету. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть основные моменты, обсуждаемые в данной работе:
1. Дистанционное обучение все более прочно входит в учебные расписания университетов всего мира. Так как введение онлайн классов в недалеком будущем неизбежно, лучше как можно раньше «занять» эту пока пустующую нишу на нашем ранке образования с целью повышения конкурентоспособности университета.
2. Асинхронная организация обучения, предполагаемая Болонским процессом, дает великолепную возможность интегрировать дистанционные классы в учебное расписание университета.
3. Предоставление студентам и врачам возможности получения дополнительных сертификатов по различным разделам общественного здравоохранения будет способствовать повышению конкурентоспособности и гибкости выпускников и врачей при устройстве на ра боту.
4. Сертификационные программы по общественному здравоохранению могут быть предоставлены студентам и врачам в виде дистанционного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Caywood, K., & Ducket, J. Online vs. on-campus learning in teacher education.//Teacher Education and Speaal Education. -2003. - №2. - С. 98-105.
2 Phipps, R., & Merisotis, J. What's the difference? A review of contemporary research on the effectiveness of distance learning in higher education.//Washington: The Institute for Higher Education Policy. - 1999.
3 Robertson, J.S., Grant, M.M., & Jackson, L. Is online instruction perceived as effective as campus instruction by graduate students in education?//The I nternet and Higher Education. - 2005. - №8. - С. 73-86.
4 Schulman, A.N., & Sims, R.L. Learning in an online format versus an in-dass format: An experimental study.//T.H.E. Journal. -№11. - С. 54-56.
Н. АЛМАГАМБЕТОВА
МЕДИЦИНАЛЫ^ Б1Л1М БЕРУДЕ ^АШЫ^ТЫ^ТАН О^ЫТУ МУМК1НД1КТЕР1
Тушн: Бермген ж^мыста медициналы; б^м беру шепнде дистанциялы; б^м берудiц кец MYмкiндiкrерiне катысты мэселелер талкыланган. Онлайн сыныптар студентгер мен дэр^рлер Yшiн когамды; денсаулы; сактаудыц эртYPлi бeлiмдерi бойынша сертификатталтан багдарламалар Yшiн крлданылуы mymkík Осындай сертификаттар TYлекrер мен дэрiпэрлердi ц ж^мыска орналасу кезiнде бэсекеге кайлеттмтн жо тарылатады.
T^^i сездер: медициналы; бiлiм беру, кашыктыктан о;ыту, кргамды; денсаулы; са ктау, сертификат.
N. ALMAGAMBETOVA
POSSIBILITIES OF DISTANT EDUCATION IN MEDICAL UNIVERSITIES
Resume: The article discusses the wide possibilities offered by online education in medical universities. Online dasses could be utilized for various public health certificate programs for students and medical professionals. Having such certificates will increase employability of medical graduates and physiaans.
Keywords: medical education, distant education, public health, certificate program.
УДК 378:614 ББК74.58:51
М.АСИМОВ, У. В.ХАНКЛОСКИ, А А.КУРБАНОВ, Т.ФОМЕНКО, А.ДАВЛЕТБАКОВА, П.ШЕИН, Т.АЙБАСОВА, АНУРМУХАМБЕТОВА, Б.ЖАНТУРИЕВ
Кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психлогии
КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Медицинская школа университета Южная Каролина (США)
«БЛЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНТЕГРАЦИЯ ОН-ЛАЙН И ТРАДИЦИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ»
Используя возможности дистанционного обучения, учитывая особенности обучения коммуникативным навыкам, «блендерное обучение» может дать дополнительные возможности в качественной и оптимальной подготовке профессионалов в медицинской сфере. При получении высокого уровня эффективности «блендерного обучения» нами планируется внедрение данного метода в педагогический процесс КазНМУ при развитии коммуникативной компетенции обучающихся.
Ключевые слова: блендерное обучение, коммуникативные навыки, «смешанное» обучение, «гибридное» обучение, «обучение, поддерживаемое web -технологиями», он-лайн обучение.
Вводная часть
С 2011 года в на территории КазНМУ в году стал доступен WiFi, это способствовало развитию таких форм обучения, как «блендерное обучение». «Блендерное обучение» - образовательная программа, сочетающая в себе стандартные методики обучения в классе и компьютерное управление деятельностью
обучающегося. В рамках этой образовательной программы студент получает часть образовательного контента (содержания) и инструкций через он-лайн обеспечение, одновременно имея возможность самостоятельно контролировать время, место, способы и темп работы. Таким образом, традиционная школьная структура, так называемого классического обучения «лицом к лицу» сочетается с деятельностью управляемой через компьютер [1]. Методология «блендерного обучения» включает классическое (традиционное) школьное обучение, мобильное получение образования и возможность получения онлайн образования.
Согласно мнению сторонников, эта образовательная стратегия создает более интегрированный (оптимальный) подход как для преподавателей, так и для студентов [2]. В современной литературе используется и взаимозаменяют друг друга термины «смешанное»
("blended"), «гибридное» ("hybrid"), «обучение посредством компьютерной технологии» ("technology-mediated instruction"), «обучение, поддерживаемое web -технологиями» ("web -enhanced instruction") и «обучение через смешанные способы» ("mixed-mode instruction") [3].
Данная педагогическая модель широко используется США. В настоящее время в КазНМУ «блендерное обучение» является пилотным проектом. Используя возможности дистанционного обучения, учитывая особенности обучения коммуникативным навыкам «блендерное обучение» может дать дополнительные возможности в качественной и оптимальной подготовке профессионалов в развитии коммуникативной компетентности. При получении высокого уровня эффективности «блендерного обучения» нами планируется внедрение данного метода в педагогический процесс КазНМУ для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Цель проекта
Определение эффективности уровня овладения практическими и теоретическими знаниями по коммуникативным навыком при блендерном обучении и традиционном обучении студентов медиков.