И. Д. Бунимович
ВОЗМОЖНОСТИ АУТСОРСИНГА ЧАСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ИННОВАЦИОННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ЭЛЕМЕНТАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Ключевые слова: Инновационное предпринимательство, аутсорсинг, полимерные и композиционные материалы, региональная инновационная система, Торгово-промышленная палата, инновационный технологический парк, бизнес-услуги,
информационное пространство стартапов.
Проанализированы возможности использования аутсорсинга ряда управленческих функций малых инновационных предприятий путем передачи их отдельным элементам региональной инновационной системы.
Keywords: innovation entrepreneurship, outsourcing, polymer and compositional materials, regional innovation system, Chamber of Commerce and Industry, innovational technological park, business services, infomedia of startups.
Here were analyzed possibilities of outsourcing some of managerial functions of startups by transfer of them to separately elements of regional innovation.
Реализация планов российского правительства о модернизации экономики невозможна без создания благоприятных условий для внедрения новшеств на предприятиях и создания новых предприятий, занимающихся исследованиями и разработками новой наукоемкой продукции.
Создание этих условий - сложный и длительный процесс, требующий всестороннего рассмотрения проблемы инновационного развития, анализа зарубежного опыта и обязательного учета местной специфики.
Укрупненно можно выделить три независимых блока факторов, влияющих на эффективность инновационных предприятий. Это - налогообложение, таможенное регулирование закупок оборудования и компонентов за рубежом и система институтов, призванных помочь организации в ее повседневной деятельности.
Первые два блока функционируют сегодня достаточно успешно. Для инновационных компаний особенно актуально, что расходы на изобретательства и экспериментальные разработки, не зависимо от результата, в полной мере разрешается учитывать в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Как видно, есть особые виды НИОКР, затраты по которым разрешено не только включать в расчет налога на прибыль, но и увеличивать их при этом в 1,5 раза [2]. Правомерность применения повышающего коэффициента по окончании налогового периода важно подтвердить. Для этого к декларации по налогу на прибыль прикладывается научный или технический отчет по каждому проекту. Его форма произвольна.
С 2012 года расходы на НИОКР признаются в налоговом учете единовременно. Главное, чтобы работы или их отдельные этапы были завершены, а значит, подписан акт сдачи-приемки.
Амортизационная политика. Одна из категорий стимулирующих мер касается начисления амортизации в налоговом учете. В результате использования данных льгот, предприятие сможет перенести стоимость основного средства в расходы в 3 раза быстрее. А при амортизации ряда «инновационных» нематериальных
активов не ориентироваться на срок действия договоров, что позволит даже НМА по 10 летним контрактам включить в расходы в течение 25 месяцев.
Инвестиционный налоговый кредит. Среди общих механизмов стимулирования инновационной деятельности можно выделить инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Он представляет собой льготу в виде изменения срока уплаты налогов.
В этом случае, организация получает право в течение определенного периода времени перечислять свои налоговые платежи не в полном размере. Сумма отложенного таким образом налогового обязательства и есть сумма ИНК.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок возможной отсрочки - от одного года до пяти лет.
Вступление России в ВТО приведет к снижению ввозных пошлин в среднем в два раза (по опыту других стран) и уменьшит размер капитальных вложений, необходимых для запуска многих инновационно-модернизационных
проектов.
Наиболее проблемной нам представляется организация эффективного взаимодействия с третьим блоком факторов - элементами национальной и региональной инновационных систем.
Можно выделить и исследовать большое количество направлений и способов взаимодействия инновационных организаций с инновационной системой (как, например, в [1]), однако в этой статье хотелось бы остановиться на анализе эффективного использования ресурсов региональной инновационной системы для аутсорсинга части управленческих функций вновь создаваемых инновационных предприятий.
Положительные стороны аутсорсинга управленческих функций заключаются в следующем.
Инновационное предприятие по сравнению с «обычным» предприятием малого бизнеса несет гораздо более высокие технологические и
коммерческие риски и, если собирается производить материальный продукт, большие материальные затраты. Это можно проиллюстрировать примером сопоставления рисков и затрат при открытии кафе или автосервиса и открытием биотехнологической
лаборатории по созданию генномодифицированных культур.
Как правило, инновационные предприятия организуются учеными или практикам. Будущие инноваторы на основе своих знаний и опыта формулируют идею нового продукта или услуги. Для реализации своих идей и извлечения из них дохода, инновационной ренты носители идей организуют предприятие и сталкиваются с рядом специфических проблем. Обладая специальными знаниями и сосредоточиваясь на процессе исследований и
разработок, основатели инновационных предприятий зачастую недооценивают или даже полностью игнорируют другие аспекты деятельности организации, без которых достижение исследовательского или коммерческого успеха просто невозможно. Перед основателем предприятия стоят вопросы поиска источника финансирования, привлечения и управления инвестициями, анализа рынка и продвижения своей продукции, подбор квалифицированного персонала администрирование внутренних бизнес процессов в фирме.
Неспособность решить эти проблемы сводит на нет попытки носителя идеи реализовать свой потенциал, получить доход от своих знаний и сделать свой вклад в инновационное развитие страны.
Решение этой проблемы видится нами в развитии практики передачи части управленческих функций сторонним организациям. Оперируя терминами современного менеджмента, передача вспомогательных бизнес-процессов на аутсорсинг позволит инновационному предприятию сосредоточить усилия на развитии стержневой компетенции -исследованиях, разработках, маломасштабном производстве инновационного продукта или предоставлении инновационных услуг.
К организациям, способным или прямо призванным брать на себя решение задач по текущему управлению и содействие в некоторых стратегических вопросах, могут быть отнесены торговопромышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы. Рассмотрим их подробнее.
Прежде всего, рассмотрим деятельность торгово-промышленных палат, как наиболее старого института поддержки бизнеса. Рассмотрим этот элемент региональной инновационной системы на примере ТПП Республики Татарстан. В сферу ее деятельность входит большое количество функций. Рассмотрим те из них, к которым чаще всего приходится обращаться молодому инновационному предпринимателю (далее по материалам [5,6]). Торгово-промышленная палата Республики Татарстан формирует базы данных коммерческих предложений -инвестиционных и инновационных проектов,
инициатив, перспективных направлений развития бизнеса - на сайте www.tpprt.ru.
База данных коммерческих предложений субъектов малого и среднего предпринимательства - или Каталог инвестиционных и инновационных предложений - создана в целях привлечения внимания потенциальных инвесторов к сотрудничеству с представителями бизнеса Республики, активизации частных
инвестиционных ресурсов. Для субъектов предпринимательства размещение информации о реализуемых, предполагаемых к реализации инвестиционных проектах является
дополнительной возможностью бесплатного размещения информации о себе в Интернете.
Кроме того, предложенные в Каталог инвестиционные и инновационные проекты, предложения, инициативы будут направлены в формирующийся пакет проектов для включения в справочные материалы об инвестиционной и инновационной деятельности в Республике Татарстан для потенциальных инвесторов.
Еще одно важное направление деятельности осуществляется в Департаменте делового образования и туризма ТПП РТ. Он оказывает услуги по организация семинаров, курсов модульного обучения, краткосрочных курсов, тренингов, организации конференций, выставок, круглых столов, организация семинаров и стажировок за границей, деловых поездок, бизнес-встреч, поездок на международные выставки, содействует участию в торговоэкономических миссиях, помогает в разработке и проведении международных образовательных проектов, а также содействует развитию регионального туристического бизнеса, оказывает информационные услуги по продвижению проектов в области образования и делового туризма.
Торгово-промышленная палата также оказывает содействие в разрешении и урегулировании правовых споров. Для этого в ее структуре созданы подразделения содействия членам ТПП в арбитражных судах, третейский суд. В современных условиях третейское
разбирательство является эффективной формой защиты прав и интересов предпринимателей, поэтому в России, как и во всем мире, растет популярность альтернативных способов разрешения коммерческих споров.
Торгово-промышленная палата
Республики Татарстан придает важнейшее
значение развитию и совершенствованию третейского разбирательства.
Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РТ на
сегодняшний день является одним из наиболее авторитетных постоянно действующих третейских судов в Республике Татарстан.
В структуре ТПП РТ также существует еще один орган, который смело можно назвать инновационным для России. В целях более широкого распространениям и использования
примирительных процедур при разрешении споров в апреле 2007 года при Торгово-промышленной палате Республики Татарстан была создана Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.
Хотя посредничество наряду с третейским разбирательством относят к группе «Альтернативных способов урегулирования споров» (АРС),
примирительная процедура существенно отличается от третейской как с точки зрения оснований и порядка проведения, так и по результату, получаемому по ее окончании.
По результатам проведения примирительной процедуры сторонами спора заключается Соглашение об урегулировании спора. Соглашение об урегулировании спора заключается по обоюдному согласию обеих сторон, и не навязывается посредником. Оно может учитывать различные обстоятельства, не только связанные с спорным контрактом, например, направленные на уменьшение долга - рассрочку или замену денежного обязательства натуральным, но и новые обязательства по дальнейшему сотрудничеству, которые в результате будут более приемлемы для сторон и потенциально ими исполнимы.
Важным для начинающих инновационных предпринимателей оказывается и грамотно построенная система связей с общественностью, донесение информации об инновационном продукте до потребителей. Удовлетворить эту потребность призван отдел по связям с общественностью ТПП РТ, функции которого заключаются в обеспечении информационного сопровождения мероприятий (анонсирование в СМИ, рассылка пресс-релизов, приглашение корреспондентов, подготовка интервью и репортажей и пр.), размещении информационных материалов в изданиях ТПП РТ, России, Палат других регионов, зарубежья, а также в специализированных изданиях, сотрудничающих с ТПП РТ, взаимодействии с ведущими телеканалами и радиокомпаниями республики и страны, с профессиональными журналистскими и другими организациями, работающими в области связей с общественностью и т. п.
Также к задачам отдела по связям с общественностью относятся работы по ведению сайта и баз данных ТПП для актуализации информации и расширения предоставляемых информационных услуг. Среди них можно выделить наполнение и своевременное обновление информации на сайте, разработку и внедрение системы регулярных встреч руководства ТПП РТ с представителями СМИ по принципу «обратной связи», формирование и развитие базы данных по проблематикам деятельности ТПП РТ, формирование базы данных региональных СМИ, обеспечение взаимодействия с территориальными и отраслевыми средствами массовой информации системы ТПП.
Можно сказать, что миссией этого отдела является формирование информационного
пространства для предпринимателей.
И последний среди выделенных нами видов содействия ТПП РТ инновационным
предпринимателям является помощь во внешней экономической деятельности, связанная с закупками оборудования или контрактами на поставку отечественной инновационной
продукции за рубеж. Грамотно составленный внешнеторговый контракт способствует
значительному уменьшению усилий и расходов при получении разрешительных документов, необходимых для перемещения товаров, осуществлении валютных операций, прохождении таможенного оформления и таможенного
контроля, определении таможенной стоимости (базы для налогообложения). Все это, как следствие, приводит к гарантированному
получению прибыли и помогает избежать дополнительных расходов, связанных с урегулированием конфликтных ситуаций.
Также этой цели способствует деятельность отдела аккредитации и переводов, который занимается подготовкой документов, включая их перевод с иностранных языков с нотариальным заверением, для аккредитации в ТПП РФ с выдачей разрешения на открытие представительства или продления аккредитации представительств иностранных фирм,
организаций, ассоциаций и союзов предпринимателей, действующих в регионе деятельности палаты.
Другим, не менее важным, институтом развития инновационного предпринимательства в Республике является Инвестиционно-венчурный фонд [3]. Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" создана Правительством Республики Татарстан 17 ноября 2004 года в целях реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 годы.
Миссия Фонда — повышение
инновационного потенциала Республики Татарстан, развитие наукоемких производств и внедрение новых прогрессивных технологий, формирование новых для республики подходов в развитии инновационной деятельности, поддержка инноваций, создание условий для развития системы венчурного финансирования,
совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса.
Задачи Фонда заключаются в поддержке инновационной деятельности, подготовке и освоение производства принципиально новых видов продукции и технологий, участии в формировании рынка научно-технической
продукции, содействии развитию приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан т поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства Республики Татарстан.
Направления деятельности Фонда: участие в реализации инвестиционных и инновационных проектов, в том числе на ранних, наиболее рискованных стадиях развития, предоставление научным коллективам грантов на проведение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ, поддержка фундаментальных научных исследований, организация и проведение республиканских и федеральных конкурсов научных исследований, имеющих коммерческую перспективу, создание и развитие бизнес-инкубаторов, технопарков и иных элементов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан, подготовка и освоение производства технологически новых видов продукции, продвижение инновационных проектов, продукции республиканских предприятий и организаций на рынок, в том числе и международный, повышение имиджа и инвестиционной привлекательности Татарстана посредством участия в региональных, федеральных и международных выставочно-ярмарочных
мероприятиях.
Одним из крупнейших институтов региональной инновационной системы Республики Татарстан является инновационный технопарк «Идея» [4]. Он оказывает большое количество услуг начинающим инновационным предпринимателям от экспертизы идеи будущего бизнеса до патентования готовых разработок и предоставления на льготных условиях площадей и оборудования для наладки опытного производства. В своей структуре он имеет два подразделения на которых хотелось бы остановится особо ввиду их исключительной важности для инновационных предпринимателей.
Бизнес-инкубатор - начало пути инновационной компании, куда приходят творческие коллективы (заявители) с идеей создания инновационного бизнеса. На этом этапе творческому коллективу может быть бесплатно предоставлен весь спектр услуг, необходимый для прохождения стадии «упаковки бизнеса».
Функции Бизнес-инкубатора:
1. Обеспечение разработчиков
профессиональными консультациями по развитию бизнеса, доступом к опытно-экспериментальному оборудованию.
2. Содействие разработчикам в:
подготовке бизнес-планов коммерциализации
идей;
проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
создании опытных образцов;
привлечении средств на проведение работ по проектам;
участии на выставках, конференциях, семинарах, презентациях.
3. Обеспечение правовой защиты разработок.
4. Предоставление новейшего аналитического и технологического оборудования для проведения исследований и разработок в области нанотехнологий.
Инновационно-технологический центр. Большую часть ИТЦ занимает Бизнес-инкубатор «Свияга», созданный в соответствии с федеральной программой создания и развития бизнес-инкубаторов в Российской Федерации. Здесь созданы условия для локализации юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Татарстан не ранее одного года на момент подачи заявки.
Компании на стадии «Start-up» размещаются в Бизнес-инкубаторе "Свияга" на условиях льготной аренды в течение 3-х лет с прогрессивной арендной ставкой (40%, 60%, 100% от рыночной арендной ставки).
Таким образом, становится очевидным, что хорошо развитая региональная инновационная система позволяет повысить эффективность стартапа, взяв на себя часть управленческих функций. К этим функциям можно отнести профессиональное образование, юридическую поддержку, помощь в осуществлении
международной деятельности и создание удобной информационной среды. Все это позволяет снизить трансакционные издержки и повысить эффективность работы инновационного предприятия
Литература
1. Авилова В.В., Башкирцев А.В. Общая характеристика и инновационные формы развития отрасли производства твёрдых пластиков в России / В.В. Авилова, А.В. Башкирцева // Вестник КГТУ. -2012. - №20. - С. 207-209.
2. Безденежных Я.С. Особенности учета и налогообложения в инновационных компаниях / Я.С. Безденежных // Экономика и жизнь. - 2012. 27 января
3. Гарафиев И.З. Роль инновационного человеческого капитала региона при осуществлении на его территории добычи сырой нефти и природного газа / И.З. Гарафиев // Вестник КГТУ. - 2011. - №19. - С. 253-257.
4. Егорова М.В. Организационные инновации: оценка эффективности процессов вертикальной интеграции на базе химического предприятия / М.В. Егорова // Вестник КГТУ. - 2012. - №6. - С. 233-237.
5. Инновационно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс] / - Режим доступа : http://ivfrt.ru
6. Инновационный технопарк «Идея» [Электронный ресурс] / - Режим доступа : http://tpidea.ru/
7. Торгово-промышленная палата Республики Татарстан [Электронный ресурс] / - Режим доступа : http://tpprt.8843.ru/
8. Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] / - Режим доступа : http://tpprf.ru/
© И. Д. Бунимович - канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected].