Научная статья на тему 'Возможность увеличения удельного импульса жидкостного ракетного двигателя при добавлении в камеру сгорания гелия'

Возможность увеличения удельного импульса жидкостного ракетного двигателя при добавлении в камеру сгорания гелия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
270
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ДОБАВКИ ГЕЛИЯ В КОНТУР ЖРД / УВЕЛИЧЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ИМПУЛЬСА / ТОПЛИВО КИСЛОРОД КЕРОСИН / ГЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Орлин Сергей Андреевич

Представлены результаты расчетов на удельный импульс жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) добавок гелия в топливные пары: N2O4 + НДМГ, жидкий O2 + керосин, жидкий O2 + жидкий Н2, жидкий F2 + жидкий Н2. Показано, что для первых двух топливных пар (N2O4 + НДМГ, жидкий O2 + керосин) добавка гелия при определенных условиях приводит к увеличению удельного импульса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Орлин Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of increasing a specific pulse of liquid-propellant rocket engine through addition of inert helium gas into the combustion chamber

The paper presents calculation results for specific pulse of liquid-propellant rocket engines (LPRE) through addition of helium in the propellant systems, i.e. N2O4 + unsym-metrical dimethylhydrazine, liquid O2 + kerosene, liquid O2 + liquid H2, liquid F2 + liquid H2. The article shows that for the first two propellant systems (N2O4 + unsymmetrical dimethylhydrazine, liquid O2 + kerosene) an addition of helium under definite conditions results in increase of the specific pulse.

Текст научной работы на тему «Возможность увеличения удельного импульса жидкостного ракетного двигателя при добавлении в камеру сгорания гелия»

УДК 621.45.02

Возможность увеличения удельного импульса жидкостного ракетного двигателя при добавлении в камеру сгорания гелия

© С. А. Орлин МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Представлены результаты расчетов на удельный импульс жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) добавок гелия в топливные пары: Ы204 + НДМГ, жидкий 02 + + керосин, жидкий 02 + жидкий Н2 , жидкий Г2 + жидкий Н2. Показано, что для первых двух топливных пар (Ы204 + НДМГ, жидкий 02 + керосин) добавка гелия при определенных условиях приводит к увеличению удельного импульса.

Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, добавки гелия в контур ЖРД, увеличение удельного импульса, топливо кислород — керосин, гелий.

Основным показателем, характеризующим эффективность ракетных топлив с энергетической точки зрения, является удельный импульс тяги, т. е. тяга двигателя, приходящаяся на 1 кг топлива, расходуемого в 1 с.

Для иллюстрации влияния состава топлива на его энергетические показатели приемлемо следующее уравнение, применяемое при расчете удельного импульса тяги /уд:

к 2 ЯТ 1 - г А Vк-1)/к"

к -1 1 рк ) _

1 уд = ,

где Я — газовая постоянная (удельная); Т — температура продуктов сгорания в камере сгорания; к — показатель адиабаты расширения, зависящий от состава продуктов сгорания и температуры газов; рс и рк — давление на срезе сопла и давление в камере сгорания соответственно.

Из уравнения следует, что удельный импульс тяги зависит от температуры и газовой постоянной продуктов сгорания, а также от степени их расширения при истечении из сопла двигателя. Последняя величина определяется конструкцией ЖРД и условиями его применения. Тяга двигателя повышается с уменьшением отношения рс /рк, поэтому энергетические показатели топлив сравнивают при одинаковых условиях.

Величинами, характеризующими энергетические возможности используемых топлив, как следует из уравнения для определения /уд,

являются температура Т продуктов сгорания в камере двигателя и газовая постоянная Я топливной смеси.

Температура продуктов сгорания определяется теплопроизводи-тельностью топлива, т. е. тепловым эффектом химического взаимодействия между окислителем и горючим (отнесенным к единице массы или объема топлива).

Газовая постоянная продуктов сгорания определяется их составом. Чем меньше молекулярная масса продуктов сгорания топлива, тем большим, при равной теплопроизводительности, будет его удельный импульс тяги. Молекулярная масса продуктов сгорания определяет и влияние отношения компонентов на удельный импульс тяги. Как правило, наибольший удельный импульс тяги достигается при нестехиометрическом соотношении компонентов, обеспечивающем максимальное выделение энергии. Вследствие этого при сравнении энергетических характеристик различных топлив соотношение компонентов обычно принимают таким, чтобы обеспечивалась максимальная тяга двигателя (стехиометрическое отношение).

В настоящее время наиболее часто применяемыми ракетными топливами являются: К204 + НДМГ, жидкий 02 + керосин, жидкий 02 + жидкий Н2, жидкий Б2 + жидкий Н2 .

Последняя топливная пара, несмотря на явные преимущества в энергетическом плане, из соображений экологической безопасности не получила применения в качестве топлива для ЖРД, хотя в Научно-производственном объединении «Энергомаш им. акад. В.П. Глушко» были созданы и испытаны на стенде ЖРД марок РД 302, 303, 350 с фтором в качестве окислителя.

Актуальной на сегодняшний день задачей является увеличение удельного импульса ЖРД при минимальных экономических затратах, т. е. с использованием уже отработанной технологии создания двигателей. Один из путей решения указанной задачи — использование добавки нейтрального газа (гелия). Прирост удельного импульса в этом случае будет определяться увеличением значения Я смеси при снижении ее молекулярной массы.

Определяющим параметром при выборе гелия была атомная масса, поскольку гелий является одноатомным газом. Сравнение атомных масс различных одноатомных нейтральных газов приведено ниже:

Газ

Атомная масса

Гелий. Неон .. Аргон

4 20 40 84 131

Криптон Ксенон ..

Так как необходимо иметь наибольшее значение R смеси, из перечисленных газов был выбран гелий:

R =-«-.

—смеси

Необходимо отметить, что при добавке гелия в топливо некоторое количество теплоты будет идти на его (гелия) нагрев. Это приводит к уменьшению температуры в зависимости от количества добавляемого гелия. При использовании гелия происходят два явления:

1) увеличение газовой постоянной смеси продуктов сгорания Rk;

2) уменьшение температуры продуктов сгорания вследствие дополнительных затрат на нагрев нейтрального газа, не участвующего в процессе горения.

Необходимо отметить, что уменьшение температуры в камере сгорания не только несет отрицательный эффект, но и приводит к уменьшению затрат на охлаждение камеры, что является положительным моментом. Оба фактора зависят от количества добавленного гелия, хотя их влияние противоположно.

Необходимо иметь в виду, что на борту летательного аппарата всегда находится гелий, используемый для наддува баков, продувки магистралей подачи и элементов двигательной установки, а также привода пневмоавтоматики. Это исключает необходимость использовать в ряде случаев специальные системы, резко ухудшающие массовые характеристики двигательной установки.

Для анализа влияния добавления гелия был выбран ракетный двигатель, работающий на следующих топливных парах:

1) N2O4 + НДМГ;

2) жидкий O2 + керосин;

3) жидкий O2 + жидкий Н2;

4) жидкий F2 + жидкий Н2.

Параметры двигателя: рк = 150 МПа; ра = 0,8 МПа.

Количество нейтрального газа (гелия) в качестве примеси к топливу варьировалось в диапазоне 5...45 % по отношению к массе топлива. Расчеты проводились на ЭВМ по программе «Астра».

На первом этапе подбиралось оптимальное значение а для каждой топливной пары, соответствующее максимальному значению удельного импульса (табл. 1).

На втором этапе непосредственно рассчитывался удельный импульс при добавлении в топливо нейтрального газа гелия. Результаты расчетов для каждой топливной пары представлены в табл. 2-5, а также на рис. 1- 4.

Таблица 1

Оптимальное значение а для каждой топливной пары

Топливная пара

Параметр М204 + НДМГ Жидкий 02 + + керосин Жидкий 02 + + жидкий Н2 Жидкий Б2 + + жидкий Н2

Кт 3 2,8 5,5 16,2

а 0,95 0,9 0,8 0,95

Таблица 2

Результаты расчетов для топливной пары жидкий 02 + керосин

№ п/п Мне -100% Мтопл Цсмесш г/моль Тк, К 1уд, с ДТ^ с

1 0 23,8 3780 345 0

2 5,6 19,4 3560 356 11

3 10 16,3 3355 358 13

4 12,5 15,8 3300 359 14

5 20 13,5 3045 357 12

6 40 9,7 2300 349 4

Таблица 3

Результаты расчетов для топливной пары ^04 + НДМГ

№ п/п Мне -100% М топл Цсмесш г/моль Тк, К 1уд, с Ыу^ с

1 0 25 3727 329 0

2 6,4 19 3269 339,7 10,7

3 10,6 17 3132 341,3 12,3

4 20,5 13,5 2793 338,8 9,8

5 41 10 2196 326,5 -2,5

Таблица 4

Результаты расчетов для топливной пары жидкий 02 + жидкий Н2

№ п/п Мне -100% М топл Як, Дж/(моль-К) Тк, К !уд, с Ыу^ с

1 0 710 3200 441 0

2 10 840 3010 436 -5

3 20 948 2800 427 -14

4 30 1038 2570 417 -24

5 40 1105 2400 408 -33

6 50 167 2210 399 -42

Таблица 5

Результаты расчетов для топливной пары жидкий Е2 + жидкий Н2

№ п/п Мне -100% М-топл Як, Дж/(моль-К) Т. К !уд, с ДТ^ с

1 0 520 4800 468 0

2 10 600 4680 467 -1

3 20 705 4350 459 -9

4 30 805 3390 446 -22

5 40 897 3650 435 -33

6 50 975 3250 422 -46

Рис. 1. Зависимость 1уд от

М

Не

М т

100 % для топливной пары 02 + керосин

Рис. 2. Зависимость 1уд от

М

Не

Мт

100 % для топливной пары ^04 + НДМГ

Рис. 3. Зависимость 1уд от

Не

М.

• 100 % для топливной пары жидкий 02 +

топл

+ жидкий Н2

Рис. 4. Зависимость 1уд от

Мне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.

100% для топливной пары жидкий +

топл

+ жидкий Н2

Видно, что использование гелия в качестве добавки к основному топливу (для топливных пар жидкий 02 + керосин и К204 + НДМГ) в пределах 5... 40 % от секундного расхода топлива дает выигрыш в удельном импульсе.

Вместе с тем, как уже указывалось, использование в качестве добавки гелия в ряде случаев может привести к появлению на борту ракеты-носителя дополнительной системы, что ухудшит массовые ха-

рактеристики и усложнит как всю конструкцию, так и пневмогидро-схему двигательной установки.

Выводы.

1. Расчетным путем установлено, что для жидкостного ракетного двигателя, работающего на топливных парах жидкий 02 + керосин и N204 + НДМГ, существует возможность увеличения удельного импульса посредством добавления в камеру сгорания нейтрального газа с малой молекулярной массой (гелия).

2. Установлено, что оптимум добавки гелия, который ведет к максимальному увеличению удельного импульса для топливной пары жидкий 02 + керосин, составляет 14 % от общего секундного расхода топлива, а для топливной пары ^04 + НДМГ — 10 % (рис. 5).

А/уд, С 16

14

12

10

6 4 2 0 -2 -4

у

0 ! 1 0 1 5 2 0 2 5 3 0 3 5 0 4

м

Не

М,

•100%

Рис. 5. Зависимость А/

уд

г

М не

V М топл

•100%

1 — жидкий 02 + керосин; 2 — ^04 + НДМГ

3. Гелий в качестве добавки целесообразнее всего использовать в случае одномоментной необходимости увеличения тяги, тогда можно воспользоваться имеющимся на борту гелием, применяемым во вспомогательных системах.

4. Добавка гелия в топливные пары жидкий 02 + жидкий Н2 и жидкий Б2 + жидкий Н2 не дает эффекта увеличения импульса, а наоборот, приводит к его уменьшению.

Литература

[1] Гахун Г.Г., ред. Конструкции и проектирование ЖРД. Москва, Машиностроение, 1989. 424 с.

[2] Чванов В.К. и др. Возможности совершенствования характеристик ЖРД при использовании гелия в качестве топливной добавки. Тр. НПО «Энер-гомаш». Москва, 2003, № 21.

[3] Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам жидкости и газов. Москва, Наука, 1972, 720 с.

[4] Глушко В.П., ред. Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания. Справочник. Москва, Наука, тт. 2, 4, 6.

[5] Зрелов В.Н., Серегин Е.П. Жидкие ракетные топлива. Москва, Химия, 1975, 320 с.

[6] Козлов А. А. и др. Системы питания и управления ЖРДУ. Москва, Машиностроение, 1988, 351 с.

[7] Двигатели 1944-2000. Москва, АКС-Конверсант, 2000.

Статья поступила в редакцию 15.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

С.А. Орлин. Возможность увеличения удельного импульса жидкостного ракетного двигателя при добавлении в камеру сгорания гелия. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 4.

URL: http://engjournal.ru/catalog/machin/rocket/697.html

Орлин Сергей Андреевич родился в 1937 г.; окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1960 г.; канд. техн. наук; работал в РКК «Энергия» в области создания космических двигателей, в настоящее время доцент кафедры «Ракетные двигатели» МГТУ им. Н.Э. Баумана; научные интересы — изучение различных способов повышения удельного импульса жидкостных ракетных двигателей. е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.