Научная статья на тему 'Возможность и перспективы использования ресурсов системы дистанционного обучения СПбГУ ИТМО для функционирования виртуального представительства системы открытого образования'

Возможность и перспективы использования ресурсов системы дистанционного обучения СПбГУ ИТМО для функционирования виртуального представительства системы открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердникова Е. А.

В статье рассмотрен опыт использования ресурсов и сервисов системы дистанционного обучения СПбТУ ИТМО и возможность их интеграции с виртуальным представительством вуза в открытой информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность и перспективы использования ресурсов системы дистанционного обучения СПбГУ ИТМО для функционирования виртуального представительства системы открытого образования»

ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СПБГУ ИТМО ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Е.А. Бердникова

В статье рассмотрен опыт использования ресурсов и сервисов системы дистанционного обучения СПбГУ ИТМО и возможность их интеграции с виртуальным представительством вуза в открытой информационной среде.

В настоящее время на базе технологий дистанционного обучения формируются специфические информационные образовательные среды отдельных вузов. В перспективе совокупность таких сред за счет ряда общесистемных соглашений сможет обеспечить доступ к образовательным ресурсам на региональном и федеральном уровнях, создавая тем самым основу системы открытого образования (ОО).

При создании системы открытого образования целесообразно использовать накопленные в высшей школе научно-методические материалы, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры высшей школы.

В общем случае интегрированная система открытого образования, представленная на рис. 1, призвана реализовать следующие принципы [1]:

• децентрализация - предоставление образовательным учреждениям федерального и регионального уровня права самостоятельно решать вопросы организации учебного процесса в системе ОО и создание условий взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и услугами;

• демократизация - создание равных прав всем образовательным учреждениям в решении нормативно-правовых вопросов и вопросов коммерциализации учебного процесса в системе ОО;

• глобализация - открытость информационных ресурсов и организации учебных процессов во всех точках системы ОО на веб-серверах для глобального взаимодействия и обмена передовым опытом;

• регионализация - региональные соглашения, объединения и группировки для содействия торговой и экономической интеграции в качестве средств усиления их конкурентоспособности.

• непрерывность - обеспечение в ОО всех уровней образования, принятых в системе непрерывного образования Российской Федерации: начального, среднего, среднего профессионального, довузовской подготовки, высшего, дополнительного, послевузовского;

• интеграция - создание виртуальной электронной библиотеки учебных курсов, банков данных и баз знаний, распределенных по отраслям знания, с защитой авторских прав.

Принципы построения и методы реализации системы ДО СПбГУ ИТМО делают ее открытой и универсальной [2]. Это обеспечивается тем, что она предоставляет преподавателям неограниченные возможности для разработки электронных учебно-методических комплексов (УМК) по любым дисциплинам с использованием открытых форматов. Благодаря этим свойствам система ДО СПбГУ ИТМО соответствует всем основные принципам, на которых базируется система открытого образования. Тем самым университет посредством ДО сможет стать полноценным участником общенациональной интеграции информационных образовательных сред.

Структура электронного УМК системы ДО основывается на учебных планах и рабочих программах дисциплин, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами. Электронные учебные курсы составляются преподавателями из набора элементов, в который входят конспекты, тесты, виртуальные лаборатории, практикумы и информационные ресурсы. Сервисы и инструментарий системы ДО, показанные на рис. 2, обеспечивают возможность общения (в том числе в режиме realtime) между преподавателями и студентами, просмотра успеваемости и коррекции учебных материалов.

Сервисы и инструментарий СДО

-► Средства сетевого общения — Объявления — Форумы — Чаты — Почта

-► Мониторинг — Электронный журнал — Отчеты

-► Администрирование — УМК — Учебной деятельности — Коммерческой деятельности

Рис..2. Сервисы и инструментарий системы дистанционного обучения СПбГУ ИТМО

На данный момент в системе ДО СПбГУ ИТМО размещено более 114 электронных курсов по всевозможным дисциплинам. Эти курсы содержат различные типы элементов, реализованных в системе ДО (рис. 3).

Электронный курс

—1' Электронные конспекты

—► Электронные тесты (аттестующие, обучающие)

—► Электронные практикумы

—► Виртуальные лаборатории

—► Информационные ресурсы

Рис. 3. Структура электронного курса

В системе реализована возможность взаимосвязи элементов различных типов при составлении электронного курса. Например, студент не получает доступ к электронному практикуму, не выполнив аттестующий тест. При чтении электронного конспекта учащийся может выполнить виртуальную лабораторию по изучаемому разделу. Подобные траектории изучения материала составляются авторами электронных курсов, что обеспечивает вариативность в изучении дисциплины.

Из рассмотренного видно, что, помимо серьезных перспектив использования технологий системы в становлении единой информационной образовательной среды, открываются широкие возможности по обеспечению виртуального представительства СПбГУ ИТМО в системе открытого образования учебно-методическими ресурсами и сервисами системы дистанционного обучения.

Литература

1. Создание системы открытого образования / Приказ № 2925 Министерства образования Российской Федерации. <http://www.informika.ru>.

2. Техническое руководство по разработке учебно-методического комплекса для системы дистанционного обучения (версия 1.54)/ - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. -^йр://сёе^то.ги/тёех^р?поёе=10>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.