Научная статья на тему 'Возможно ли победить коррупцию в России?'

Возможно ли победить коррупцию в России? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4662
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ANTI-CORRUPTION CONSCIOUSNESS / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / CIVIL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панченко Александр Михайлович, Скворцова Адэля Фаргатовна, Канина Ирина Александровна

В статье исследуются причины, порождающие коррупцию, анализируются меры борьбы с ней. Рассматриваются пути, по которым должна идти Россия, чтобы победить коррупцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT POSSIBLE TO ELIMINATE CORRUPTION IN RUSSIA?

The article is devoted to the causes of corruption and measures to combat it. The authors identify the ways in which Russia should go to fight corruption.

Текст научной работы на тему «Возможно ли победить коррупцию в России?»

УДК 340

А.М. Панченко

А.Ф. Скворцова И.А. Канина

Alexander Panchenko Adelya Skvortcova Irina Kanina

Коррупция в России - одна из важнейших государственных проблем, препятствующих формированию правового государства и гражданского общества и ставшая частью экономической, социальной и общественной жизни страны.

Проблема коррупции возникла давно. Наказание за взяточничество предусматривалось законами Хаммурапи (четыре тысячи лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Исторические корни коррупции произошли от обычая делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решать спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из в первую очередь осуждают подкуп судей. В частности, в Библии сказано: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». В Коране говорится: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей».

Изначально коррупция была больше нравственной проблемой, чем государственной. Так, Жан-Клод Ваке в своей книге «Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600-1770 гг.» писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был дискурсом не о государстве, а о человеческой природе [цит. по 22, c. 443].

По мере совершенствования государства, возникновения аппарата управления появлялись профессиональные чиновники, которые должны были довольствоваться только фиксированным жалованием, а на практике - пользовались своим положением для тайного увеличения своих доходов. Никколо Макиавелли считал коррупцию использованием публичных возможностей в личных интересах. В работе «Государь» он писал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться» [19]. По мнению Томаса Гобса, коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» [цит. по 4].

В России проблема коррупции возникла в 90-е гг XX в. Тогда британская The Guardian писала, что во время президентства Бориса Ельцина в России наблюдалась «широкомасштабная коррупция и бандитизм, какие не знали аналогов в истории» [1]. В настоящее время коррупция - одна из главных угроз национальной безопасности нашей страны. Это подтверждает и Стратегия националь-

© Панченко А.М., Скворцова А.Ф., Канина И.А., 2015

226

ной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: «основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: ... сохраняющийся рост преступных посягательств, .связанных с коррупцией» [25].

Но, прежде чем говорить о проявлениях коррупции в России и мерах борьбы с ней, необходимо разобраться с понятием коррупции. В словарях иностранных слов приводится термин «коррумпировать» (лат. соггитреге - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами) [14, с. 250]. В Большой советской энциклопедии коррупция значится как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законам и правилам [2, с. 415]. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова под коррупцией понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами государственных чиновников во властных структурах [23]. Интересен подход О. Косенко к понятию коррупция: «это монополизм, умноженный на произвол, правовой нигилизм и круговую поруку в условиях безответственности и нравственной деградации властных структур» [11].

Формами проявления коррупции являются различные нарушения конституционных, административно-правовых, финансовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и иных норм лицами, осуществляющими государственные функции. В своем большинстве за коррупционные правонарушения - это преступления, за которые наступает уголовная ответственность.

Одним из ярких примеров коррупции в 2015 г. является громкое дело губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, который в течение двух лет получал «откаты» в связи со строительством энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и заработал на этом в общей сложности 5,6 миллиона долларов. Выявление данного факта привело к подписанию Президентом РФ В.В. Путиным Указа «О досрочном прекращении полномочий губернатора Сахалинской области» с формулировкой «в связи с утратой доверия президента Российской Федерации» [18]. Еще одним вопиющим фактом коррупции является преступление экс-начальника ФСИН России Александра Реймера и его заместителя Николая Криволапова, которые в конце марта 2015 г. были арестованы по обвинению в мошенничестве приблизительно на 3 млрд руб. при закупках электронных браслетов на бюджетные деньги «по ценам, завышенным в несколько раз. Так, стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тыс. руб. закупалось за 108 тыс., а мобильное, вместо тех же 19 - по цене 128 тыс.» [3].

Подобные случаи не редкость, несмотря на то, что в России действует система мер по предупреждению коррупции, базирующаяся на нормах международного законодательства. Среди международных норм особо следует отметить Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию [8] и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции [9], цели которых:

- содействовать принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

- поощрять, поддерживать международное сотрудничество и оказывать техническую помощь в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

- поощрять честность и неподкупность, ответственность, а также надлежащее управление публичными делами и публичным имуществом.

На уровне законодательства России, следует отметить такие документы, как Федеральный закон № 273-Ф3 от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», Федеральный закон № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,Указ Президента РФ № 226 от 11 апреля 2014 г. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы», Указ Президента Российской Федерации № 613 от 8 июля 2013 г. «Вопросы противодействия коррупции», Указ Президента Российской № 815

от 19 мая 2008г. «О мерах по противодействию коррупции»,Постановление Правительства РФ № 10 от 9 января 2014 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» и др. Из приведенного списка видно, что в Российской Федерации создана обширная база нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Но, к сожалению, далеко не идеальная, особенно в части применения правовых норм.

Чтобы понять, возможно ли победить коррупцию в России, следует разобраться с причинами ее появления, а также рассмотреть меры борьбы с ней. Одна из основных причин - деформация правосознания граждан, обусловленная имущественным неравенством. Это ускоряет процесс разложения морально-нравственных ценностей, национальных обычаев и традиций. Вторая причина - «копирование» западных образцов и применение их в России без учета национальных интересов и исторических корней, что приводит к изменению формирования политической элиты, негативно сказывается на деятельности государственных органов и институтов гражданского общества. Третья причина - неэффективная политика государственного управления, приводящая к обогащению отдельных должностных лиц и наносящая непоправимый ущерб государству. Четвертая причина - несовершенство действующего законодательства, его явное отставание от развития социально-экономических отношений, приводящее к возникновению «лазеек» в законодательстве и использованию их недобросовестными субъектами в своих интересах. Пятая причина - переориентированность моральных принципов и норм в сторону запада и их направленность на личное благосостояние и материальное благополучие, что приводит к концентрации внимания только на себе и своих интересах. Шестая причина - неэффективность деятельности некоторых институтов государственной власти и отдельных должностных лиц, связанная с неподготовленностью кадров или нехваткой технических ресурсов к противодействию правонарушениям. Седьмая причина - правовая безграмотность части населения, готовящая благодатную почву для коррумпированной деятельности должностных лиц. Восьмая причина - неспособность имеющихся институтов гражданского общества в полной мере отстаивать интересы граждан и оказывать им необходимую помощь. В качестве девятой причины можно выделить уровень безработицы населения в сложившихся экономических условиях, а также негативные тенденции, происходящие в сфере здравоохранения, культуры, образования и науки.

Существуют и другие причины, порождающие коррупцию. Поэтому государство постоянно ищет способы борьбы с этим негативным явлением. Насколько же эффективна политика противодействия коррупции, проводимая государством?

В период правления Д.А. Медведева был создан законопроект «Концепция взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции на период до 2016 года». Его цель - на постоянной основе обеспечивать учет общественного мнения в сфере противодействия коррупции для принятия управленческих решений. Данный мониторинг должен был решить две задачи: 1) предоставить реальную картину эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий; 2) получить объективную оценку состояния коррупции в определенных сферах государственного и частного сектора, формах ее проявления и видах. Во многих субъектах Российской Федерации было даже организовано интернет-голосование по данному законопроекту. Но до настоящего времени он так и не воплощен в жизнь. Хотя его отдельные положения постепенно реализуются на практике: постоянно упрощаются административные процедуры, вводятся кодексы этики в различных структурах, делаются попытки обеспечить прозрачность заключения государственных контрактов, используются независимый контроль и надзор, например, со стороны таких органов как Счетная палата, активно используются институты гражданского общества.

Государство старается сделать все возможное, чтобы максимально защитить своих граждан:

обеспечивает открытость правоохранительной системы, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, создает антикоррупционные «горячие линии», оказывает поддержку международным антикоррупционным инструментам, изучает общественное мнение по вопросам коррупции, содействует журналистским расследованиям в этой сфере, пропагандирует борьбу с коррупцией и др. Так, например, среди международных инструментов борьбы с коррупцией, активно внедряются следующие: запрет государственным служащим принимать подарки дороже 3-х тыс. руб., использовать служебную информацию в целях получения личной выгоды; обязанность докладывать обо всех случаях злоупотреблений служебным положением и коррупции в соответствующие инстанции, ежегодно подавать декларации о доходах и расходах и иные [12]. В апреле 2010 г. указом Президента РФ были утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции [24], цель которых - искоренить в российском обществе причины и условия, порождающие коррупцию. Сейчас действует «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы», утвержденный Президентом РФ от 11 апреля 2014 г. Еще одной мерой борьбы с коррупцией является создание специального антикоррупционного органа - Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации, основные задачи которого - выработка и реализация государственной политики, а также координация деятельности органов власти в этой сфере.

Ежегодно проходят круглые столы, конференции, посвященные борьбе с коррупцией, в рамках которых ученые, практики и граждане пытаются найти ответы на возникающие вопросы. Так, например, в 2014 г. проходил круглый стол, на котором обсуждались меры государства по противодействию коррупции. Анатолий Выборный, член комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, высказал мнение о том, что на сегодняшний день наша страна стоит на пути выздоровления от коррупции: «Принят достаточно мощный антикоррупционный пакет, созданы организационные основы для того, чтобы реализовать посвященное этому явлению законодательство. Главное лекарство - запущен принцип неотвратимости наказания» [1]. Однако с ним категорически не согласился председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ)Кирилл Кабанов, сказав, что коррупция сегодня - достаточно мощный системный бизнес. «Основными средствами производства этого «бизнеса» являются административные процедуры, государственные функции. Также появился некий класс, который живет за счет этого бизнеса. Именно поэтому мы говорим, что есть три направления, в которых работает коррупционный бизнес - распределение бюджетных средств, бюджетный процесс, получение ренты с легального бизнеса и граждан» [1]. При этом он отметил, что, к сожалению, «Борьба с коррупционерами и противодействие коррупции - подстригание газона. . Чем больше мы его будем стричь, тем больше и крепче он станет. Поэтому основная задача сейчас - ликвидация процедур и механизмов, которые формируют коррупционный бизнес» [1]. Его точку зрения поддержал ректор Российской академии адвокатуры и нотариата Гасан Мирзоев: «мы должны понимать, что сегодня коррупция не менее опасна, чем терроризм» [1]. При этом он предложил решить проблему так: 1) взаимодействовать с церковью, чтобы человек ориентировался на библейские ценности и православную христианскую культуру; 2) единообразно применять на практике вновь появляющиеся правовые нормы.

Предложения по борьбе с коррупцией выдвигаются и на уровне субъектов. Так, например, губернатор Хабаровского края, Вячеслав Шпорт, говорит о необходимости привлечения общественных институтов: «При каждом органе исполнительной власти должны появиться общественные советы. Они и помогут в работе, и не допустят коррупционных проявлений» [5]. Свои предложения по борьбе с коррупцией выносят также экономисты, юристы, политики, которые ведут постоянные разработки антикоррупционного законодательства, исследуют механизмы коррупции, формы ее проявления [15].

Но, несмотря на это, Российская Федерация по-прежнему остается государством, лидирующим по уровню коррупции.

Обобщая изложенное, можно предложить, в каком направлении должна двигаться Россия, чтобы победить коррупцию.

1. Совершенствовать законодательство в сфере государственных закупок за счет повышения законодательной техники, привлечения к обсуждению законопроекта независимых экспертов, контрольно-надзорные органы, а также индивидуальных предпринимателей или предпринимательские объединения с целью устранения излишних административных препятствий.

2. Формировать у граждан посредством радио, телевидения, печатных изданий, обучения и др. антикоррупционное правосознание, опирающееся на мораль и совесть.

3. Усиливать роль гражданского общества в выявлении негативных тенденций в сфере коррупции и во взаимодействии с органами государственной власти.

4. Повышать уголовную ответственность коррупционеров, лишая их специальных льгот, пенсионного обеспечения, а также права занимать определенные должности.

5. Проводить, как предлагают некоторые эксперты, психологическое тестирование при приеме на работу, выявляя склонность к совершению коррупционных правонарушений.

6. Продолжать упрощение административных процедур, препятствующих получению разрешений на осуществление какой-либо деятельности.

7. Совершенствовать правовые интернет-порталы, содержащие общественно-значимую информацию для граждан с целью облегчения пользованиями ими.

Полагаем, что эти меры будут способствовать стабилизации общества и национальной безопасности России. Постепенная реализация этих мер уже происходит. Так, например, российские предприниматели активно сотрудничают с государством в рамках антикоррупционной хартии российского бизнеса, подписанной в Сочи, которая призвана минимизировать коррупционные риски российских компаний [16]. Министерство финансов по налогам и сборам активно борется с теми компаниями, которые, занижая отчисления на работников, уходят от налогов. Таких недобросовестных работодателей штрафуют, и предлагают еще блокировать их банковские счета. Регионы по-своему борются с «серыми» зарплатами. Например, согласно принятому в Кемеровской области закону, каждый житель, заявивший на работодателя, может рассчитывать на вознаграждение в размере 10 % от суммы взысканных в бюджет сокрытых налогов [13]. Полагаем, что такой способ борьбы с коррупцией неэффективен, так как люди, держась за свои рабочие места, просто не будут заявлять на работодателя, а если и будут, то в дальнейшем вряд ли смогут работать на прежнем месте.

Анализируя все вышеперечисленные способы борьбы с коррупцией, можно прийти к выводу, что наиболее действенными являются: формирование антикоррупционного правосознания, в основе которого лежат не только правовые, но и морально-нравственные принципы и нормы, а также активное взаимодействие гражданского общества с государственно-властными структурами. Эти способы борьбы в качестве приоритетных выделяют и другие авторы: «Порождаются своего рода «коррупционные цепи», где все связаны между собой передачей «коррупционной эстафеты», - вымогательство, взятки, корыстное использование правил, выгода как мотив деятельности и т.п.Разрыв цепи зависит не только от организаций, органов и иных структур, но прежде всего от коренного изменения ценностей, мотивов и поведения людей» [7]. На это указал и В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета при комитете по противодействию коррупции: «Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения. На всех направлениях борьбы с коррупцией надо действовать последовательно, наступательно, ... хорошо понимая: чем лучше деловой климат, чем эффективнее и оптимальнее административные процедуры, тем меньшее поле создается для коррупции и тем больше возможностей для роста экономики, для развития страны в целом» [17].

В последние годы российское государство предпринимает все возможное, чтобы искоренить коррупцию, но положительный результат будет тогда, когда будет системное использование антикоррупционных мер в повседневной деятельности государства и гражданского общества [11]. По этому поводу интересна точка зрения О.В. Дамаскина, считающего, что при создании нормативной правовой базы по противодействию коррупции особое внимание нужно уделять мерам по ее предупреждению в органах исполнительной власти, правоохранительной и судебной системах [6, с. 196], а также отмечающего, что профилактика коррупции более действенна и более желательна, чем «лечение» ее с помощью силовых методов [6, с. 207]. С ним согласен В.М. Корякин, считая, что предупреждение коррупции должно иметь безусловный приоритет перед иными мерами борьбы (в частности, репрессивными) [10, с. 174-175].

В заключении следует сказать, что положительного результата в борьбе с коррупцией можно достичь только тогда, когда государство, институты гражданского общества и каждый отдельный гражданин будут максимально эффективно взаимодействовать друг с другом, прежде всего, в правовом направлении. «Само право по своей природе органически чуждо коррупции, и нет сомнений в его победе» [21, с. 281].

Библиографический список

1. Анина, А. Коррупционный террор - угроза национальной безопасности России / А. Анина [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://riafan.ru/208285-korruptsionnyiy-terror-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения : 13.04.2015 г.).

2. Большая советская энциклопедия В 51 т. Т. 33. - 2-е изд. - М., 1955. - 648 с.

3. Вопрос об аресте экс-начальника ФСИН рассмотрят в закрытом режиме // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mosday.ru/news/item.php?385748 (дата обращения : 13.05.2015).

4. Гриб, В. Г. Противодействие коррупции / В. Г. Гриб, Л. Е. Окс. - М. : Московская Финансово-промышленная академия, 2011 - 192 с. - ISBN:978-5-902597-97-1.

5. Губернатор Хабаровского края усилит общественный контроль в борьбе с коррупцией // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://amurmedia.ru/news/khabkrai/2L02.2014/338019/gubernator-habarovskogo-kraya-usilit-obschestvenniy-kontrol-v-borbe-s-korruptsiey.html (дата обращения : 12.04.2015).

6. Дамаскин, О. В. Коррупция : состояние, причины, противодействие : учеб. пособие / О. В. Дамаскин. - М. : Триумфальная арка, 2009. - ISBN 978-5-904335-03-8.

7. Едкова, Т. А. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией : научно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Т. А. Едкова, О. А. Иванюк, Ю. А. Тихомирова [и др.]; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. - М., 2013. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 10.04.2015).

8. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию : принята Советом Европы 27 января 1999 г. : ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006г. №125-ФЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 20. - Ст.2394.

9. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции : принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 31октября 2003 г. / Организация Объединенных Наций // СЗ РФ. - 2006. - №26. -Ст. 2780.

10. Корякин, В. М. Коррупция в Вооруженных силах : теория и практика противодействия : монография / В. М. Корякин. - М. : За права военнослужащих, 2009. - ISBN 978-5-93297-100-0.

11. Косенко, О. Противодействие коррупции : поиск эффективных решений / О. Косенко // Экспертиза - 2014. - № 8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fondedin.ru/sr/new/fullnews_arch_to.php? subaction=showfull&id=1406882370&archive=1406537691&start_from=&ucat=14& (дата обращения : 08.04.2015).

12. Лебедев, А. Противодействие коррупции в мировом масштабе / А. Лебедев // Новая газета. - 2014. - № 31.

13. «Настучал?» Тогда получишь проценты. - Metro. 2014. - 15 апреля.

14. Новый словарь иностранных слов / Под ред. Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. - М, 2003. -784 с. - ISBN 5-93786-034-9.

15. Нурутдинов, А. З. Коррупция как общеправовой феномен : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. : 12.00.01 / Азат Закитович Нурутдинов. - Н. Новгород, 2004 - 32 с.

16. От взятки отказываюсь. Государство и бизнес заключают антикоррупционный пакт // Российская газета. -2012. - № 5902(229).

17. Президент Путин о коррупции в России : результаты, критика и руководство к действию [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.corrupcia.net/news/price/fact-13316.html (дата обращения : 06.01.2015).

18. Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О досрочном прекращении полномочий губернатора Сахалинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ntv.ru/novosti/1381337/ #ixzz3WYttU8v4 (дата обращения : 04.04.2015)

19. Государь (Макиавелли) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/ wiki/Государь_(Макиавелли) (дата обращения : 28.11.2014).

20. Тихомиров, Ю. А. Право против коррупции [Электронный ресурс] / Ю.А. Тихомиров, Е.Н. Трикоз. - Режим доступа : http://sovbez-kbr.ru/materialj/mnenie_spec/korrupc/mnenie_korrupc_1.htm (дата обращения : 09.01.2015).

21. Тихомиров, Ю. А. Управление на основе права / Ю. А. Тихомиров. - М. : Формула права, 2007. - С. 281 -318.

22. Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия / Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров; под ред. М. Ю. Тихомирова. - изд. 5-е, доп. и перераб. - М., 2009. - ISBN 5-89194-004-3.

23. Толковый словарь русского языка // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ozhegov.com/words/13304.shtml (дата обращения : 11.10.2014).

24. Указ Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // СЗ РФ. - 2014. - № 15. -Ст. 1729.

25. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.