Научная статья на тему 'Возможно ли дистанционное обучение в ювелирном искусстве?'

Возможно ли дистанционное обучение в ювелирном искусстве? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / технология / возможность / способ / ювелирное искусство / профилирующие дисциплины. / distance education / technology / possibility / way / jewelry art / major disciplines.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронов Д. С., Дронова Н. Д.

Работа посвящена актуальной проблеме современного профессионального образования в области ювелирного искусствадистанционному обучению. Основная задача статьи – выявить возможность применения дистанционного обучения в области ювелирного искусства. В статье дан анализ форм обучения, показаны отличия между дистанционным и очным обучением в области ювелирного искусства. Выявлены проблемы дистанционного обучения в области ювелирного искусства. Показано, что эффективность дистанционного обучения в ювелирном искусстве зависит от выбора педагогических технологий. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение в области ювелирного искусства при изучении практических профилирующих дисциплин не может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, но как инновационная технология и средство образования дистанционное обучение имеет преимущества при изучении теоретических дисциплин и позволят студентам более широко и углублённо освоить учебный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дронов Д. С., Дронова Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is distance learning in jewelry art possible?

The work is devoted to the current topical problem of modern education in the field of jewelry art, to the distance education. The main task of the work is to identify the possibilities of using distance education in the field of jewelry. The article analyzes the forms of education, shows the differences between distance education and traditional education in the field of jewelry. The problems of distance education in the field of jewelry are highlighted. It is shown that the effectiveness of distance education in jewelry art depends on the choice of educational technologies. The conclusion is that distance education in the field of jewelry art when studying practical major disciplines cannot be considered as an independent form of education, but as an innovative technology and means of education distance learning has advantages and will allow students to master the educational material more broadly and in depth.

Текст научной работы на тему «Возможно ли дистанционное обучение в ювелирном искусстве?»

Современные педагогические технологии

Дронов Д.С., кандидат педагогических наук, член Союза художников России, заведующий кафедрой ювелирного и косторезного искусства ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: [email protected]

Дроноеа Н.Д., доктор технических наук, доцент, член Союза художников России, профессор Института традиционного прикладного искусства - Московского филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 14, корп. 2, е-mail: [email protected]

Dronov D.S., PhD in pedagogical sciences, head of the department of jewelry and bone carving art, member of the Union of artists of Russia, Higher school of folk arts (academy), 191186, Saint Petersburg, Griboedov canal embankment, 2, lit. A., e-mail: [email protected]

Dronova N.D., Doctor of technical sciences, associate professor, member of the Union of artists of Russia, professor, Institute of traditional applied arts -Moscow branch of the Higher school offolk arts (academy), 115573, Moscow, st. MusaJalil, 14, building 2, e-mail: [email protected]

Возможно ли дистанционное обучение в ювелирном искусстве?

Is distance learning in jewelry art possible?

Аннотация. Работа посвящена актуальной проблеме современного профессионального образования в области ювелирного искусства -дистанционному обучению. Основная задача статьи - выявить возможность применения дистанционного обучения в области ювелирного искусства. В статье дан анализ форм обучения, показаны отличия между дистанционным и очным обучением в области ювелирного искусства. Выявлены проблемы дистанционного обучения в области ювелирного искусства. Показано, что эффективность дистанционного обучения в ювелирном искусстве зависит от выбора педагогических технологий. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение в области ювелирного искусства при изучении практических профилирующих дисциплин не может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, но как инновационная технология и средство образования дистанционное обучение имеет преимущества при изучении теоретических дисциплин и позволят студентам более широко и углублённо освоить учебный материал.

Ключевые слова: дистанционное обучение, технология, возможность, способ, ювелирное искусство, профилирующие дисциплины.

Abstract. The work is devoted to the current topical problem of modern education in the field of jewelry art, to the distance education. The main task of the work is to identify the possibilities of using distance education in the field of

jewelry. The article analyzes the forms of education, shows the differences between distance education and traditional education in the field of jewelry. The problems of distance education in the field of jewelry are highlighted. It is shown that the effectiveness of distance education in jewelry art depends on the choice of educational technologies. The conclusion is that distance education in the field of jewelry art when studying practical major disciplines cannot be considered as an independent form of education, but as an innovative technology and means of education distance learning has advantages and will allow students to master the educational material more broadly and in depth.

Key words: distance education, technology, possibility, way, jewelry art, major disciplines.

Пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для человечества, когда весь мир оказался в чрезвычайной ситуации. В связи с этим большинство образовательных учреждений России ради сохранения здоровья работников и обучащихся были вынуждены перейти на дистанционное обучение, в том числе и Высшая школа народных искусств (академия). Основная задача статьи - выявить возможности применения дистанционного обучения в области ювелирного искусства. Прежде всего стоит отметить, что преподаватели кафедры ювелирного и косторезного искусства в самом начале перехода на дистанционное обучение столкнулись со следующими трудностями, связанными с организацией учебного процесса:

• внезапность - переход на дистанционное обучение был стремительным, незапланированным и тотальным, преподаватели и студенты не были в должной мере готовы к дистанционному обучению;

• отсутствие практики преподавания в формате дистанционного обучения - методика преподавания была отработана годами, и весь учебный процесс ориентировался на очное обучение, т.к. профилирующие дисциплины, в основном, являются практическими, из-за чего отсутствовали учебно-методические комплексы по дистанционному обучению;

• отсутствие примеров того, как преподавать практические дисциплины в обучении ювелирному искусству дистанционно - не было методических рекомендаций об организации учебного процесса и аттестации студентов высшего образования по профилирующим дисциплинам («Проектирование», «Моделирование ювелирных изделий», «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)» и «Совершенствование мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство)») направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «художественный металл (ювелирное искусство)».

Несмотря на перечисленные трудности были разработаны и апробированы учебно-методические комплексы дистанционного обучения по профилирующим дисциплинам: подобран наглядный материал для каждого практического задания, разработаны курсы лекций для дистанционного

обучения и алгоритм аттестации по практическим дисциплинам, которые могут использоваться и при очном обучении.

Прежде всего необходимо уточнить само понятие «дистанционное обучение». Особую важность в определении его смысловой нагрузки имеет тот факт, что от его трактовки зависит логика процесса обучения, результат подготовки, стиль работы преподавателей и студентов.

A.A. Андреев дал следующее определение дистанционному обучению: «Это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1, с. 16].

Специалисты лаборатории дистанционного образования института общего среднего образования РАО полагают, что дистанционное обучение -«форма обучения, при которой взаимодействие между учителем и учащимися осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [3, с. 23].

В логике обозначенного подхода дистанционное обучение должно проводиться в соответствии с программами очного образования, т.е. выполнять те же цели и предоставлять тот же объем содержания. Однако форма подачи материала, тип взаимодействия преподавателя и обучающегося другие, что обусловлено спецификой подачи информации посредством Интернет: чаты в социальных сетях, мессенджерах, электронная почта, видеоконференции и аудиосообщение [7, с. 238]. Также отличительной характеристикой дистанционного обучения является модульность, т.е. преподаватель разрабатывает несколько модулей в рамках дисциплины и может представлять их целыми «курсами», а не практическими и лекционными часами как при традиционном очном обучении.

По мнению группы специалистов Московского государственного университета экономики, статистики и информатики дистанционное обучение - это «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии» [7, с. 237].

A.B. Хуторской охарактеризовал дистанционное обучение как «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги и др.), имея пространственную или временную

удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [5].

Сравнительный анализ определений позволяет сделать вывод о том, что единого понимания сущности дистанционного обучения нет. Тем не менее, понятие «дистанционное обучение» в Российской Федерации закреплено законодательной базой в качестве технологии обучения. Это обозначено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2, ст. 16): «К компетенции образовательного учреждения относятся: <...> использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [6].

В соответствии с этим выделим основные технологии дистанционного обучения.

• комплексная (кейсовая) технология предполагает самостоятельный процесс изучения и решения студентами определенных случаев (кейсов), применяя аудио-, видео- и другие мультимедийные учебные материалы, преподаватель контролирует этот процесс, проводя консультации;

• сетевые технологии предполагают использование сети Интернет или локальных сетей вуза, благодаря которым студенты обеспечены учебно-методическим материалом (электронные учебники, методические материалы, каталоги образцов);

• телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения (видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.), по окончанию проводится итоговый электронный тест [2].

Рассмотрим возможность дистанционного обучения по профилирующим дисциплинам на кафедре ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии), а именно по специальности «художественный металл» (ювелирное искусство).

Учебный план подготовки по этому профилю в рамках направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» включает дисциплины, которые делятся на два блока (проектный и исполнительский), а также практики и государственную итоговую аттестацию. К проектному блоку относятся дисциплины, которые связаны с проектированием ювелирных украшений, к исполнительскому блоку - дисциплины, связанные с изготовлением ювелирных изделий. Дисциплины этих блоков можно разделить на теоретические и практические. К практическим дисциплинам относятся дисциплины, связанные с непосредственным изготовлением

ювелирных украшений и их проектированием. А к теоретическим относятся дисциплины, на которых студены изучают теорию применения материалов в ювелирном искусстве и технологии.

Проектный блок: «Общая композиция», «Технический рисунок», «Проектирование». Исполнительский модуль: «Геммология», «Материаловедение и технология», «Специальная технология в ювелирном искусстве», «Моделирование ювелирных изделий», «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)» и «Совершенствование мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство)». Практики: «Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, исполнительская)» и «Преддипломная практика» [4, с. 86].

Чтобы понять возможность применения дистанционного обучения в области ювелирного искусство профилирующим дисциплинам необходимо знать, какие задания выполняют обучающиеся, алгоритм выполнения практических и теоретических заданий, методику преподавания дисциплин и, что особо важно, алгоритм аттестации.

В рамках учебных дисциплин «Общая композиция», «Технический рисунок», «Проектирование» студенты выполняют практические задания, связанные с разработкой композиций и конструкций ювелирных украшений, а также учатся выполнять их чертежи. Алгоритм выполнения заданий по этим двух дисциплинам, вне зависимости от формы обучения, универсален и имеет основные этапы:

- вводная беседа, в ходе которой преподаватель раскрывает основные положения теории и особенности выполнения задания;

- сбор материала, когда студены изучают работы из методического фонда вуза, делают зарисовки из книг, журналов;

- выполнение фор-эскизов - быстрых набросков (15-20 штук к каждому заданию) для определения идеи;

- проработка композиции, когда после утверждения идеи студенты прорабатывают конструктивные и композиционные особенности задания (ювелирного украшения);

- оформление выполненной работы (задания);

- оценка выполненной работы (аттестация) комиссией.

При дистанционном обучении первые два этапа не вызывают трудностей в организации учебного процесса, преподаватель по видеосвязи проводит вводную лекцию, после чего пересылает студентам заранее подготовленный учебный материал: фотографии работ из методического фонда, ссылки на интернет-источники и т.п.

Самыми сложными этапами с точки зрения организации учебного процесса дистанционного обучения являются те, что связаны с выполнением эскизов, проработкой композиционных и конструктивных этапов, т.к. предполагают индивидуальную работу с каждым студентом. Преподавателю

необходимо сначала изучить и проанализировать все присланные эскизы, выбрать лучшие, при необходимости внести изменения, а главное -прокомментировать каждый эскиз, выявить плюсы и минусы, обратить внимание на ошибки и дать рекомендации. Поэтому время на изучение темы увеличивается кратно количеству студентов в группе. Несмотря на то, что индивидуальная работа со студентом ведется и при очном, и при дистанционном обучении, именно при очном обучении все недочёты и ошибки можно выявить на начальном этапе работы, сразу дать рекомендации, на одной работе (эскизе) объяснить всей группе типичные ошибки.

Ещё сложнее осуществлять дистанционное обучение на этапе проработки конструктивных особенностей изделия, т.к. преподаватель на практике показывает и объясняет конструктивные особенности ювелирных украшений, что при дистанционном обучении обеспечить невозможно даже с помощью видеосвязи.

На этапе оформления выполненной работы студенты работают самостоятельно под общим контролем преподавателя. Студенты оформляют утверждённый проект согласно требованиям, советуются с преподавателем, отчитываются о ходе работы по каналам видеосвязи или с помощью мессенджеров. Данный этап можно без потерь осуществлять в формате дистанционного обучения.

Особую проблему составляет организация аттестации по этим дисциплинам в условиях дистанта. Аттестация проходит в формате просмотра в присутствии комиссии (Художественного совета), в ходе которого члены комиссии выступают с замечаниями, рекомендациями, комментируют положительные или отрицательные стороны представленных работ. В традиционной форме обучения просмотр является неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса. При дистанционной форме аттестации студентам необходимо предоставить документ с отсканированными или сфотографированными готовыми работами и приложением, которое показывает ход работы над заданием: зарисовки, эскизы, проработки в цвете. Но дистанционный формат аттестации дает возможность представить результат проделанной студентом работы, когда как главная учебно-воспитательная функция просмотра - обсуждение работ комиссией - минимизируется.

Сказанное позволяет сделать вывод: дистанционное обучение малоэффективно при освоении дисциплин «Общая композиция», «Технический рисунок» и «Проектирование». Тем не менее технологии дистанционного обучения, особенно сетевые, дают студентам и некоторые существенные преимущества. Например, в сети Интернет студент может найти больше примеров различных орнаментов, при помощи которых глубже познаются принципы композиции, посмотреть в удобное время тематические видеоматериалы для закрепления пройденного материала.

Дисциплины «Геммология», «Материаловедение и технология», «Специальная технология в ювелирном искусстве» являются теоретическими. В ходе лекций преподаватель может показывать наглядно, например, как отливается слиток металла, как происходит процесс штамповки, патинирования или то, как устроено различное ювелирное оборудование (вальцы, паяльный аппарат и т.п.).

Для дистанционной формы обучения этим дисциплинам на кафедре ювелирного и косторезного искусства были разработаны учебно-методические комплексы, включающие курс лекций по каждому разделу и наглядный материал (иллюстрации, видео, программы и методические рекомендации). Особенностью процесса преподавания этих дисциплин в дистанционном формате является использования преподавателями следующего алгоритма:

1. Преподаватель подготавливает материал по теме, рассылает его студентам для самостоятельного изучения. В назначенное время организовывается видео-занятие в формате дискуссии с обсуждением вопросов и комментариев к пройденному материалу;

2. «Классическая» лекция в формате видеосвязи, когда студенты по видеосвязи присоединяются к видео-занятию, слушают лекцию, задают вопросы, участвуют в обсуждении;

3. Аттестация. Главная цель аттестации в том, чтобы оценить глубину освоения содержания курса и его применение на практике. При этом проверяется:

• умение работать со специальной литературой, возможность быстрого нахождения в справочниках физических и химических свойств материалов (температуру плавления металлов, показатель преломления камней и т.п.);

• использование принципа диагностики и оценки камней;

• умение отличить природные камни от искусственных;

• владение особенностями работы на специализированном оборудовании;

• правильность выполнения алгоритма специализированных операций (гравировка, закрепка камней, монтировка и т.п.)

Преподавателями кафедры был разработан для дистанционной аттестации двухэтапный механизм оценивания.

Первый этап. За неделю до аттестации студентам предлагается написать реферат (объём 5-6 стр.). Например, по дисциплине «Геммология» предлагаются темы рефератов, связанные с изучением особенностей диагностики ювелирных камней, оценки ювелирных камней, идентификации имитаций и облагороженных ювелирных камней. Реферат должен раскрывать основные аспекты темы, содержать анализ изученного материала и список использованной литературы.

Второй этап. Предполагает организацию видеосвязи, в ходе которой студенты устно отвечают на вопросы, связанные с изученным содержанием

дисциплины. Итоговая оценка выставляется с учетом качества реферата и ответов на вопросы в пропорциях: 60 баллов за реферат, 40 - за ответы.

Таким образом, в преподавании дисциплин «Геммология», «Материаловедение и технология», «Специальная технология в ювелирном искусстве» дистанционное обучение можно применять как технологию и как форму обучения. Это связанно с тем, что общение между преподавателем и студентом может проходить в Интернете, а лекция online позиционируется как комплексная (кейсовая) или телевизионно-спутниковая технология, обеспечивающая возможность проведения электронного тестирования или экзамен в формате online.

Студенты очного обучения при использовании дистанционных технологий обучения могут углублённо освоить учебный материал при помощи дополнительных электронных ресурсов. Например, в процессе изучения сложных технологических операций (литья ювелирных изделий, штамповки, закрепки камней), можно посмотреть видеоролики в сети Интернет с подробным описанием процесса. Или же при изучении оценки качества ювелирных камней на специализированных сайтах можно посмотреть примеры характерных дефектов и включений в драгоценных камнях.

Учебные дисциплины «Моделирование ювелирных изделий», «Исполнительское мастерство», «Моделирование ювелирных изделий», «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)», «Совершенствование мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство)» и выпускная квалификационная работа являются практикоориентированными. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу студентов в аудитории под руководством преподавателя, их непосредственное взаимодействие. Преподаватель в любой момент должен объяснить или показать на практике (на работе студента) непонятые аспекты выполнения задания, исправить ошибки («производственный брак»),

С этих позиций выполнять задания (изготовлять ювелирные украшения и создавать их модели) по этим дисциплинам дистанционно невозможно. Это связано с тем, что в процессе изготовления заданий используются станки, специализированные инструменты и оборудование, находящиеся в аудиториях учебного заведения. Выполненные студентами практические задания - ювелирные украшения, оцениваются по определённым параметрам с точностью 0,1 мм. Оценивается качество обработки поверхности, работа замков и соединений, качество спаянных швов, особенно в труднодоступных местах. Объективно оценить эти параметры даже по самым качественным фотографиям дистанционно невозможно.

Таким образом, дистанционное обучение как единственная форма не является допустимой для освоения дисциплин «Моделирование ювелирных изделий», «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)» и «Совершенствование мастерства по

художественному металлу (ювелирное искусство)», т.к. исключает обязательное личное взаимодействие преподавателя и студента.

Вместе с тем, возможно применение некоторых технологий дистанционного образования. Например, студенты могут просмотреть в Интернете видеоролики, видео-мастер-классы об изготовлении ювелирных изделий опытными художниками, узнать технологические секреты, закрепить пройденный материал.

При прохождении учебной, производственной и преддипломной практик, а также выполнении студентами выпускной квалификационной работы дистанционное обучение не может быть применимо. Это связано с теми же факторами, что и при освоении студентами содержания дисциплин «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)» и «Совершенствование мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство)». Задания практик и подготовка основной части выпускной квалификационной работы должны выполняться в специально оборудованных производственных мастерских при непосредственном контроле преподавателя. Но как дополнительная технология обучения дистанционное обучение имеет место быть в процессе написания дипломной записки.

Необходимо отметить, что технологии дистанционного обучения можно рассматривать как элементы, которые помогают усовершенствованию очного образования, переходящего на новую ступень развития и применяющего современные быстроразвивающиеся информационные технологии. Также следует отметить иные преимущества дистанционного обучения в области обучения ювелирному искусству, которые были определены в процессе исследования:

• возможность быстрого и постоянного контакта с преподавателем посредством социальных сетей и мессенджеров, позволяющих оперативно обсуждать возникающие вопросы, особенно по теоретической части дисциплин;

• возможность в любой момент удаленно организовать совместную работу и дискуссию в ходе изучения определенных дисциплин, например, применяя технологию видеоконференции;

• работа студентов с теоретическими материалами: электронные учебные пособия, лекции, видео-занятия и мастер-классы;

• возможность территориально находится участникам образовательного процесса в разных местах;

• предоставление студентам свободы в поиске, получении, фильтрации, систематизации дополнительных материалов, использовании информационных ресурсов;

• возможность устанавливать гибкий и удобный график учебного процесса для всех его участников.

Однако в ходе применения технологий дистанционного обучения или в процессе осуществления дистанционного образования как формы обучения

возникают определенные психологические и педагогические проблемы, препятствующие эффективному и полноценному усвоению содержания дисциплин. Отметим психолого-педагогические сложности, возникающие в процессе преподавания профильных дисциплин ювелирного искусства:

• в необходимости быстрого объяснения и исправления допущенных студентами ошибок в проектно-изобразительной работе;

• в определении индивидуальных особенностей восприятия информации у студентов;

• в понимании теории без применения ее положений на практике;

• в поддержании мотивации и концентрации внимания студентов во время занятия.

Проанализировав взгляды теоретиков и практиков дистанционного обучения, а также проведя самостоятельные исследования, можно сделать вывод: дистанционное обучение можно рассматривать как форму обучения, которая предоставляет обучающимся комплекс образовательных услуг с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [7, с. 240] или как технологию, обучения некоторых дисциплин и их разделов.

Что касается изучения профилирующих учебных дисциплин в области ювелирного искусства, то дистанционное обучение в этой сфере является лишь составляющей частью учебного процесса как одна из технологий, обучения. В первую очередь это связано с методикой преподавания профилирующих дисциплин, базирующейся на технологических особенностях выполнения учебных заданий, а также необходимости специфической материально-технической базы.

Литература

1. Андреев A.A. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» / Андреев A.A. // Дистанционное образование. -1997. - № 4. - С. 16-19. - URL: http://v-school.narod.ru/E-LEARN/RAB-МАТ/andreev-pondo.htm (дата обращения: 10.02.2020).

2. Дистанционные технологии в образовании. Современные модели образовательного контента дистанционного курса // Образование Костромской области. - URL: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-1е81/8йеА88е18/8йеРа§е8/2019_09^Допобразование^Дистанционная%20програ мма/Дистанционные%20технологии%20в%20образовании^1? (дата обращения: 10.02.2020).

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

4. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования, направление подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, направленность (профиль)

образовательной программы - художественный металл (ювелирное искусство), уровень высшего образования - бакалавриат, форма обучения -очная. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». Санкт-Петербург, 2020 г. // официальный сайт «ВШНИ (а)». - URL: http://www.vshni.ru/doc/up/opopvobak540302ui2020.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

5. Полат Е.С. Хуторской A.B. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: доклад // электронная библиотека-портал Viperson.ru. - URL: http://viperson.ru/articles/doklad-problemy-i-perspektivy-distantsionnogo-obrazovaniya-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 10.02.2020).

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.02.2020).

7. Шаров B.C. Дистанционное обучение: форма, технология, средство / B.C. Шаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009, № 94. - С. 236-240. -URL : https: //cyberleninka. ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer (дата обращения: 08.02.2020).

References

1. Andreev A.A. К voprosu ob opredelenii ponyatiya «distancionnoe obuchenie» / Andreev A.A. // Distancionnoe obrazovanie. - 1997. - № 4. - S. 16-19. - URL: http://v-school.narod.ru/E-LEARN/RAB-MAT/andreev-pon_do.htm (data obrashcheniya: 10.02.2020).

2. Distancionnye tekhnologii v obrazovanii. Sovremennye modeli obrazovatel'nogo kontenta distancionnogo kursa // Obrazovanie Kostromskoj oblasti. - URL: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/SiteAssets/SitePages/2019_09_Dopobrazovanie_Distancionnaya%20program ma/Distancionnye%20tekhnologii%20v%20obrazovanii.pdf (data obrashcheniya: 10.02.2020).

3. Polat E.S., Buharkina M.YU., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: Ucheb. posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / Pod red. E.S. Polat. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004. - 416 s.

4. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya, napravlenie podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, napravlennost' (profil') obrazovatel'noj programmy -hudozhestvennyj metall (yuvelirnoe iskusstvo), uroven' vysshego obrazovaniya -bakalavriat, forma obucheniya - ochnaya. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, FGBOU VO «Vysshaya shkola narodnyh

iskusstv (akademiya)». Sankt-Peterburg, 2020 g. 11 oficial'nyj sajt «VSHNI (a)». -URL: http://www.vshni.ru/doc/up/opopvobak540302ui2020.pdf (data obrashcheniya: 08.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Polat E.S. Hutorskoj A.V. Problemy i perspektivy distancionnogo obrazovaniya v srednej obrazovatel'noj shkole: doklad // elektronnaya biblioteka-portal Viperson.ru. - URL: http://viperson.ru/articles/doklad-problemy-i-perspektivy-distantsionnogo-obrazovaniya-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (data obrashcheniya: 10.02.2020).

6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) // Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 10.02.2020).

7. SHarov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tekhnologiya, sredstvo / V.S. SHarov // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2009. - № 94. - S. 236-240. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer (data obrashcheniya: 08.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.