Возможная роль ЕС и ЕАЭС в контексте обеспечения региональной безопасности в Большой Евразии
ЩЕРБАК ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО (У) МИД России
Аннотация: Статья отражает аналитические взгляды автора на необходимость новых мер повышения международной и региональной безопасности в целях предотвращения дестабилизации системы международных отношений. Всеобъемлющее партнерство стран Большой Евразии как стабилизирующий фактор международного сотрудничества может способствовать формированию большого Евразийского партнерства по линии ЕАЭС — ЭПШП — АСЕАН — ШОС с возможным подключением Европейского союза. Отмечается, что необходимо учитывать, что Россия и ЕАЭС являются естественным мостиком между ЕС и Евразией в плане реализации проекта Большой Евразии. Показана особая актуальность Евразийского партнерства для континентальной стабильности и безопасности, где ключевым элементом является сотрудничество ЕАЭС — ЕС.
Ключевые слова: проект Большая Евразия, сотрудничество ЕАЭС и ЕС, всеобъемлющее евразийское партнерство, нестабильность мировой экономики, прекращение санкционного давления
The possible role of the EU and the Unified Energy System in the context of regional security in Greater Eurasia
SHCHERBAK IGOR NIKOLAEVICH,
Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Leading Researcher of Institute for International Studies MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Abstract: The article reflects the author's analytical views on the need for new measures to enhance international and regional security in order to prevent the destabilization of the system of international relations. The comprehensive partnership of the countries of Greater Eurasia as a stabilizing factor of international cooperation can contribute to the formation of a large Eurasian partnership through the EAEU-EPSW-ASEAN-SCO with the possible involvement of the European Union. It is noted that it is necessary to take into account that Russia and the EAEU are a natural bridge between the EU and Eurasia in terms of implementing the Big Eurasia project. The special relevance of the Eurasian partnership for continental stability and security is shown, where the key element is the cooperation of the Unified Energy System -the EU.
Keywords: the Big Eurasia project, the cooperation of the EAEU and the EU, a comprehensive Eurasian partnership, the instability of the world economy, the termination of sanctions pressure
Всеобъемлющее партнерство Большой Евразии как центр мировой политики, экономики и региональной безопасности
Проблема обеспечения безопасности в Евразии приобретает особую актуальность на фоне беспрецедентного роста международной и региональной напряженности, которые стали следствием фундаментальных изменений в балансе сил на международной арене и стремительного снижения уровня управляемости системой международных отношений. Повышенная хрупкость стратегической стабильности, в свою очередь, размораживает многочисленные спящие конфликты и переводит их в активную фазу. Ранее их развитие сдерживалось традиционными механизмами двух полярного мира, сейчас же эти факторы перестают играть стабилизирующую роль. Отсутствие стратегического диалога между крупнейшими державами по всему спектру новых угроз международной безопасности, в том числе в рамках Большой Евразии, обостряет вероятность возникновения масштабных кризисных ситуаций, в том числе связанных с неуправляемым распространением ядерного оружия. Иллюстрацией потенциальных опасностей этого процесса служит авантюристическая политика КНДР в отношении использования баллистических и ядерных испытаний в качестве инструмента давления на США и Южную Корею в целях получения переговорных бонусов.
Наблюдаемый сейчас слом традиционных геополитических балансов и выход на международную арену созвездия новых игроков заставляет
по-новому взглянуть на перспективу будущего устройства мира. В этом процессе определяющим фактором станет четвертая технологическая революция - скорее всего, следует ожидать возрождения центральной роли и влияния крупнейших континентальных держав - России, США и Китая. Потенциальные преимущества в преддверии четвертой технологической революции получат прежде всего континентальные державы, обладающие территорией, континентальными и шельфовыми ресурсами - необходимой предпосылкой для полноценного использования плодов новой волны научно-технического прогресса.
В этом контексте можно ожидать серьезного роста глобальной роли и влияния России как крупнейшей континентальной державы, обладающей самой большой территорией, значительным населением и интеллектуальным потенциалом. Как ни парадоксально, нынешнее обострение в отношениях между Россией и Западом во многом объясняется не только противоречиями и расхождением в позициях по ряду актуальных международных проблем (Сирия, Украина и т.д.), но прежде всего тем, что Россия может при благоприятных условиях и эффективной адаптации ее экономики к новым технологическим вызовам стать ведущей мировой державой. Отсюда и нынешний накал напряженности между США, Евросоюзом и Россией по всем азимутам. Очевидно и то, что за стратегией Брюсселя на консолидацию Евросоюза (в свете «брекзита») и санкцион-ную солидарность с США в отношении России как инструмента поддержания единства ЕС, скрывается расчет на сохранение союза как де-факто интегрированного регионального объединения, позволяющего в будущем удержаться в статусе квазиконтинентальной супердержавы. В раздробленном состоянии ЕС вряд ли мог бы претендовать на какую-то особую роль в плане будущей конкуренции с США, Россией и КНР.
В этом плане всеобъемлющее партнерство Большой Евразии открывает для России новые возможности для проецирования ее влияния на Азиатско-Тихоокеанский регион и создание будущего мирового порядка, нацеленного на политическое, социально-экономическое и культурное возрождение Евразии как центра мировой политики и экономики и региональной безопасности.
Общеевразийское пространство развития и безопасности охватывало бы территории от Лиссабона до Токио и строилось бы на принципах уважения международного права и суверенитета, отказа от создания военных союзов и вмешательства во внутренние дела, поддержания международной и региональной стабильности под эгидой ООН, предотвращения конфликтов и их мирного урегулирования.
В какой-то мере проект создания общеконтинентального евразийского пространства развития и безопасности можно рассматривать как второе издание общеевропейской системы безопасности, но применительно к Евразии и построенной с нуля на консенсусных принципах сотрудничества и свободной от груза конфликтов и глубинных противоречий, присущих не состоявшемуся пока общеевропейскому проекту.
Вместе с тем, проект для Большой Евразии открыт для участия всех заинтересованных государств и объединений, включая Евросоюз, АСЕАН, ШОС, Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), в формировании нового равноправного партнерства в регионе, предполагающим прежде всего устранение торговых барьеров между ЕАЭС и его будущими партнерами на принципах ВТО. Это вытекает из заявлений российского руководства, делающих особый акцент на перспективах формирования большого Евразийского партнер-
ства по линии ЕАЭС - ЭПШП - АСЕАЕ - ШОС с возможным подключением Европейского союза1.
Открытый характер Большой Евразии еще раз подчеркнул Президент России В.В. Путин на Саммите ШОС 10-11 июня 2018 г. в Циндао (Китай), где он отметил, что проект Большого Евразийского партнерства, прорабатываемый Россией и Китаем, открытый для всех стран ШОС, направлен на развитие экономических связей и усиление координационных мер по реализации торговых и инвестиционных проектов, в том числе по линии ЕАЭС и китайской инициативы ЭПШП «Один пояс, один путь»2.
Руководители государств - членов ШОС по итогам заседания Совета глав государств - членов ШОС в Циндао 10 июня 2018 года приняли Циндаоскую Декларацию ШОС, в которой говорится, что бурно развивающийся мир в настоящий период находится в стадии серьезных перемен, обусловленных трансформацией международных отношений под влиянием тенденций многополярного мира. Усиливающиеся факторы нестабильности мировой экономики, экономическая глобализация сталкиваются с ростом протекционизма в мировой торговле, что вызывает обострение региональных конфликтов. Противодействием таким вызовам является выработка коллективных и эффективных мер в рамках всего мирового сообщества3.
1 Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. Известия, 3 октября 2011 г.; РИА Новости; Шувалов И. Большое Евразийское партнерство не будет противопоставлением ТРР, 5 сентября 2016 г.
2 Выступление Президента России В.В. Путина на Саммите ШОС в Циндао (Китай) 10.06.2018 г. http://www.kremlin.ru
3 Преамбула Циндаоской Декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 10.06.2018 г. (Циндао, Китай). http://www.kremlin.ru/supplement/5315
Актуальность Евразийского партнерства для континентальной стабильности и безопасности, где ключевым элементом является связка ЕАЭС — ЕС
Как представляется, проект Большой Евразии не предусматривает создание в перспективе системы военно-политического сотрудничества в целях обеспечения региональной безопасности. Однако партнерство в состоянии обеспечить стратегическую стабильность в Евразии, создавая благоприятные и предсказуемые условия для социально-экономического процветания всех участников партнерства и используя формальные и неформальные диалоговые платформы различных региональных организаций (ШОС, АСЕАН, ЕАЭС) для предотвращения различного рода конфликтных ситуаций (в том числе вокруг торговых и территориальных споров, проблем с экологией, терроризма, киберугроз) и для их последующего урегулирования.
Если говорить о возможном ядре будущего евразийского партнерство во имя континентальной стабильности и безопасности, то ключевым элементом здесь является связка ЕАЭС - ЕС, несмотря на то, что в настоящий момент отношения между двумя интеграционными объединениями находятся практически на нуле из-за нынешнего политического кризиса в отношениях между Россией и Западом. На это есть объективные причины: Евросоюз и ЕАЭС тесно связаны экономически. ЕАЭС является третьим торговым партнером ЕС после США и Китая. В свою очередь, ЕАЭС с
его 180-миллионным рынком и запасами газа и нефти - один из самых потенциально привлекательных партнеров для ЕС. Взаимное притяжение двух региональных игроков базируется прежде всего на территориальной близости, взаимосвязи трансграничной и торговой инфраструктуры, взаимодействии приграничных регионов, потенциале инвестиционных связей.
Необходимо также учитывать, что Россия и ЕАЭС являются естественным мостиком между ЕС и Евразией в плане реализации проекта Большой Евразии. Вряд ли можно представить ситуацию, когда такой масштабный проект будет осуществлен без активного вовлечения в интеграционные процессы ЕАЭС. К тому же Россия, благодаря своему опыту взаимодействия с Западом и Востоком, может играть важную роль наряду с США и КНР как гарант безопасности на пространстве Большой Евразии и мирного развития региона.
Поэтому, как представляется, скорейшая нормализация отношений между этими интеграционными объединениями, прекращение санкци-онного противостояния и заключение комплексного соглашения по линии ЕАЭС и ЕС становиться все более приоритетной задачей в контексте перспектив создания Большой Евразии.
К сожалению, пока такая перспектива не просматривается. По оценкам специалистов Евразийского Банка Развития, контакты между ЕАЭС и ЕС ограничены, Европейская комиссия и ряд стран ЕС не признают ЕАЭС и ЕЭК в качестве равноправных партнеров. Они считают, что для преодоления такой ситуации необходимы восстановление определенного уровня доверия и реальные шаги по разрядке политической напряженности и поиск взаимоприемлемого выхода из кризиса1.
1 Евразийский Экономический Союз, Евразийский Банк Развития, Центр интеграционных исследований, Санкт- Петербург, 2017, ISBN 978-5-906157-37-9. С. 180.
Налаживание сотрудничества между ЕС и ЕАЭС важно и в плане проецирования опыта этих интеграционных объединений в предотвращении и урегулировании кризисных и конфликтных ситуаций на становление будущих механизмов и структур Большой Евразии, призванных решать аналогичные задачи по обеспечению стабильности и безопасности в регионе. На данный момент бесспорным преимуществом в этом плане обладает ЕС, имеющий разветвленную систему интегрированных механизмов по предотвращению кризисных ситуаций. В ЕАЭС такие механизмы практически отсутствуют, что серьезно сказывается на управлении кризисными ситуациями. Вот почему налаживание конструктивного сотрудничества между ЕС и ЕАЭС становиться все более приоритетной задачей.
При этом следует учитывать и новые тенденции, указывающие на то, что палитра кризисных ситуаций все больше смещается в сторону торгово-экономических споров, нарастающих экологических проблем, миграции, терроризма, информационных и санкционных войн. Очевидно, что для адекватного реагирования на эти вызовы проекту Большой Евразии потребуются серьезные усилия по созданию в перспективе эффективных механизмов кризисной дипломатии с учетом огромных масштабов проекта.
На данном этапе формирования пространства Большой Евразии решение задач предотвращения кризисных ситуаций в качестве промежуточной меры может быть возложено на диалоговые платформы уже существующих региональных интеграционных объединений - ЕС, ЕАЭС, АСЕАН, ШОС. Однако для реального использования их антикризисного потенциала, как минимум, по-
требуется установление горизонтальных связей между этими организациями, которые в настоящее время практически отсутствуют. Наряду с этим важно принимать во внимание и специализацию этих организаций. ЕС, ЕАЭС и АСЕАН оперируют в сфере торгово-экономической интеграции. При этом ШОС сосредоточен на политико-военных аспектах этих процессов и в этом контексте мог бы внести вклад в разработку комплекса военно-политических мер доверия в целях обеспечения безопасности и стабильности на пространстве Большой Евразии.
В дополнение к установлению вышеупомянутых горизонтальных связей представляется целесообразным подключить потенциал кризисных механизмов ООН и ОБСЕ для обеспечения эффективного решения глобальных и региональных аспектов стабильности и безопасности.
С точки зрения среднесрочной перспективы формирования антикризисных механизмов в рамках проекта Большой Евразии реалистичным сценарием может стать создание экспертно-по-литического форума как платформы для обсуждения проблем предотвращения конфликтов и потенциальных кризисных ситуаций на пространстве Большой Евразии.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. Известия, 03.10.2011 г.; РИА Новости. Шувалов И. Большое
Евразийское партнерство не будет противопоставлением; ТРР, 05.09.2016 г.
2. Выступление Президента России В.В. Путина на Саммите ШОС в Циндао (Китай) 10.06.2018 г. http:// www.kremlin.ru
3. Преамбула Циндаоской Декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 10.06.2018 г. (Циндао, Китай). http://www.kremlin.ru/supplement/5315
4. Евразийский Экономический Союз, Евразийский Банк Развития, Центр интеграционных исследований, Санкт-Петербург, 2017, ISBN 978-5-906157-37-9. С. 180.
5. Решение Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Программы сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на
2019-2021 годы. 10.06.2018 г. ШОС - Официальный сайт: http://rus.sectsco.org/documents/
6. Решение Совета глав государств - членов ШОС об утверждении Антинаркотической стратегии государств - членов Шанхайской организации сотрудничества на 2018-2023 годы и Программа действий по ее выполнению; 10.06.201 8г. ШОС - Официальный сайт: http://rus.sectsco.org/documents/
7. Решение Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Концепции Шанхайской организации сотрудничества по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами; 10.06.2018 г. ШОС - Официальный сайт: http://rus. sectsco.org/documents/