УДК 159.97 Цветков Андрей Владимирович
доктор психологических наук, доцент Московского психолого-социального университета
Покровская Светлана Викторовна
кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета
ВОЗМОЖНА ЛИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
«ЭКСПРЕСС»-КОРРЕКЦИЯ?
Tsvetkov Andrey Vladimirovich
D.Phil. in Psychology, Assistant Professor, Moscow Institute of Psychology and Social Science
Pokrovskaya Svetlana Viktorovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Moscow City University of Psychology and Education Science
IS RAPID NEUROPSYCHOLOGICAL CORRECTION POSSIBLE?
Аннотация:
На примере старшего дошкольного возраста с самым распространенным нейропсихологическим синдромом в виде незрелости предметных образов-представлений авторами рассматривается возможность построения ускоренных программ нейропсихологической помощи детям с целью со-здания устойчивого рабочего альянса как с самим ребенком, так и с его родителями. Показаны возможности и ограничения такой формы коррекции.
Ключевые слова:
нейропсихология детского возраста, коррекция, ускоренные формы, «экспресс»-коррекция.
Summary:
By case study of senior preschoolers with most common neuropsychological syndrome of subject images immaturity, the authors consider the possibility of development of rapid neuropsychological assistance programs for children aimed at the sustainable working alliance both with a child and his or her parents. The advantages and limitations of the rapid neuropsychologi-cal correction are discussed.
Keywords:
developmental neuropsychology, correction, accelerated forms, rapid correction.
Нейропсихология детского возраста за последние 25 лет не только стала активно развивающейся наукой, но и обрела статус социальной практики. К нейропсихологу обращаются родители как «особых» детей, так и «группы нормы» с трудностями в обучении и/или поведении, детей так называемой «субнормы» (с отклоняющимся не системно, а лишь в каких-то аспектах развитием) [1]. Это привело к перестройке практической работы: помимо собственно медико-психологических резонов при планировании коррекции специалистам приходится учитывать установки родителей (на жаргоне имеющие меткое наименование «хотелки»). К наиболее частотным «хо-телкам» относятся: а) уклонение от участия (в виде выполнения домашних заданий, поддерживающих упражнений и т. д.) в преодолении проблем в развитии ребенка: «Вы - профессионалы, вот и сделайте нам красиво!»; б) ожидание быстрых (иногда - мгновенных) результатов; в) непоследовательность в принятии решений о коррекционных мероприятиях (частая смена специалистов, одновременное выполнение взаимоисключающих рекомендаций и т. д.).
Понятно, что оптимальным путем преодоления неэффективных родительских установок является параллельная психокоррекционная работа (например, семейное консультирование), но этот путь редко доступен, в том числе в силу финансовых причин.
Другой способ - демонстрация родителям эффекта от нейропсихологической коррекции на коротком (в пределах 2-3 недель) промежутке времени.
Тут необходимо указать, что методологически существующие подходы в нейропсихологии к коррекционно-развивающему обучению делятся на три большие группы: 1) «снизу вверх», типичный представитель - метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович [2] и другие модификации «сенсомоторной коррекции»; их основная идея - за счет воспроизведения форм движений и афферентаций, свойственных ранним этапам онтогенеза и «пропущенных» в силу социальных и/или неврологических причин, добиться нормализации тонуса и фоновых компонентов ВПФ; 2) «сверху вниз», то есть внутри- и чаще - межсистемная перестройка ВПФ на основе сформированных/сохранных элементов смысловой сферы и произвольной регуляции (в основе лежат работы Л.С. Цветковой [3]); 3) парциальная коррекция с внутрисистемной перестройкой одной ВПФ, в осуществлении которой отмечаются трудности (наиболее известны работы Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой [4], Ж.М. Глозман [5]).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)
Коррекционная работа в контексте подхода первого типа занимает минимум несколько месяцев, второго - от нескольких недель до нескольких месяцев, третьего - циклы (от одной выявленной проблемы до другой) по несколько недель.
Соответственно, цель демонстрации эффекта от работы нейропсихолога трансформируется либо в задачу по формированию отдельных навыков (пример: младший школьник, который медленно и с запинками читает вслух), так как для родителя как заказчика ВПФ представлены именно в виде умений и навыков; либо - в задачу преодоления наиболее яркого симптомоком-плекса. На деле часто эти задачи совмещаются, так как наиболее ярко выступают симптомы, связанные с фактором(-ами), проходящими в этот момент сензитивный период. Вообще говоря, ведущие факторы обычно страдают первыми и в рамках того или иного синдрома, специфичного для возраста, поэтому при ведении экспресс-коррекции необходимо именно эти факторы усиливать, начиная с них свою работу.
Так, наиболее частотный симптомокомплекс в старшем дошкольном возрасте [6] - неготовность ребенка к школьному обучению в силу несформированности слухоречевой и зрительной памяти, предметных образов-представлений, способности к целенаправленной деятельности. Распространенная причина - так называемый «стволовой» синдром (нехватка активирующих восходящих влияний), приводящий вторично к запаздыванию в формировании специфичных для возраста медиобазальных отделов лобных долей и средних отделов левой височной доли.
В качестве решения в нашей практике обычно предлагается экспресс-коррекция с четким фокусом на конкретном процессе (в данном случае - на предметных образах-представлениях, так как они в большей степени определяют норму/патологию развития в следующем возрастном периоде, младшем школьном [7]) и без намерения достичь кардинальных улучшений за отведенный период занятий.
Программа занятий для этого случая выглядит следующим образом: на первом занятии идет дообследование ребенка, выявление слабых и сильных факторов. В работе с тонкой моторикой используются упражнения «болты и гайки», сортировка красной и белой фасоли раздельно правой и левой рукой, поиск ключей к замкам разного размера. С крупной моторикой: «прогулка» по комнате, раскрашивание контура предмета на доске. А также - реконструкция предметов из частей (разрезных картинок), поэлементное копирование (я рисую кружок, и ты - кружок... смотрим, что получилось в итоге!), «пиратская карта» [8].
В промежутке между вторым и пятым занятием становится ясно, насколько быстро ребенок продвигается в освоении тех типов заданий, которые «прозвучали» уже на первом занятии (так, если на первом занятии раскрашивали звезду, на втором надо уже стараться держаться в контуре при раскрашивании, подбирать совместно с ребенком к каждой картинке образец, чтобы было частичное копирование). В этот период также идет переход с макроуровня пространственной ориентировки на мезоуровень, то есть от грифельной доски на лист формата А2 или А3, на котором присутствуют аппликации, задание ребенку - раскрасить фон или части основных предметов на ватмане (земля, небо, закрасить солнышко и т. д.).
На шестом занятии предлагаем ребенку внести свою личностно значимую предметность в сюжет на ватманском листе (дорисовать отсутствующее солнце, флажок к приклеенному замку, корону девочке). В качестве основы для заданий выступает уже не спонтанная «игра» (в кавычках, так как на деле игровой является только форма подачи инструкции) с отсутствием содержательной связи между упражнениями, а единый сюжет. Например, с мальчиками, составляющими до 2/3 посетителей нейропсихологических центров [9], хорошо идет «Замок», в рамках которого «Прогулка» превращается в «обход замка дозором», «сортировка фасоли» - в «подготовку боеприпасов» и т. д. Сюжетная канва прописывается заранее в виде текста с иллюстрациями, который прочитывается психологом в начале занятия с привлечением внимания ребенка к совпадениям отрывков текста с иллюстрациями, знакомыми ему заданиями из прошлых занятий, его интересами. Таким образом, идет реализация метода Л.С. Цветковой «введения в контекст» [10] с включением в развитие предметных образов-представлений таких системно связанных образований, как сенсомоторные факторы (фонематический слух, тактильный гнозис, кинестетический праксис); семантический фактор (пространственные и квазипространственные синтезы на основе «квазимоторных» передвижений в сюжете игры); фактор и высших синтезов.
На седьмом-десятом занятиях постепенно продвигаемся с мезоуровня пространственной ориентировки (ватманский лист, игра на ковре) на мини- и микроуровень, к игре на столе и рисунку на листах А4, от раскрашивания и дорисовывания к сюжетному рисунку, хотя бы в виде частичного срисовывания с элементами творчества.
Отметим, что наиболее адекватной задаче «экспресс»-коррекции является частота в три занятия в неделю (реже - два занятия), то есть программа, рассчитанная на 10 занятий, занимает от 3 до 5 недель. Уже после первой-второй недели удается достичь с родителями компромисса
относительно общей продолжительности курса либо же, при ограничении работы только «экспресс»-программой, достичь значимых (хотя и не кардинальных) продвижений по ключевым для возраста элементарным (факторы) и высшим психическим процессам, что можно рассматривать в качестве фасилитирующей (облегчающей) естественный ход развития помощи.
Разумеется, у такого рода «ускоренной» нейропсихологической коррекции есть существенные ограничения: она не подходит детям с органическими повреждениями и тяжелыми дисфункциями лобных долей и заднего ассоциативного комплекса (зоны ТРО), в том числе детям с умственной отсталостью и психотическими нарушениями (аутизм, иные шизофреноподобные состояния).
Кроме того, ускоренный курс нейропсихологической помощи ребенку не является упрощенной альтернативой «серьезному» подходу или потаканием неадекватным родительским установкам, а позволяет достичь продуктивного рабочего альянса как с самим ребенком, так и с его семьей, что способствует максимально глубокому решению проблем маленьких клиентов.
Ссылки и примечания:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
3. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. М., 2012.
4. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику / Т.В. Ахутина, Н.Г. Манелис, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева. М., 2006.
5. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж.М. Глозман. М., 2009.
6. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста.
7. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Указ. соч.
8. Все методики цитируются по: Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологическое консультирование ...
9. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста.
10. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М., 2000.